Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей






Скачать 74.48 Kb.
НазваниеТема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей
Дата публикации28.06.2016
Размер74.48 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
ТЕМА 2. Основы анализа спроса и предложения

Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей играют цены. Рынок — это общественный механизм взаимодействия покупателей, представляющих рыночный спрос и продавцов, представляющих ры­ночное предложение.

Следует различать потребности индивидов и спрос. Потребности людей могут превратиться в спрос, если они подкреплены материаль­ными (денежными) возможностями. Следовательно спрос можно опре­делить как желание и готовность субъектов приобрести товар. Под за­коном спроса понимается обратная зависимость между ценой и объе­мом спроса на товар. Закон спроса гласит — чем ниже цена па товар, тем больше объем спроса на него на рынке.

На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы. К ценовому фактору относится непосредственно сама цена товара, которая изменяет объем спроса и означает движение по кривой спроса вверх или вниз.

Сдвиг кривой спроса в сторону увеличения или уменьшения возни­кает под воздействием неценовых факторов таких как вкусы покупате­лем, общее число покупателей, доходы потребителей, инфляционные ожидания и т. д.

Известны два исключения из закона спроса: парадокс Гиффена и эффект Веблена.

Под предложением понимается желание и возможность продажи на рынке определенного количества товара по установленной цене. Пред­ложение характеризует прямую зависимость между ценой и объемом то­вара, которой готовы предложить продавцы на рынке по данной цене.

На предложение воздействуют ценовые и неценовые факторы. Це­новые факторы воздействуют на объем предложения и означают дви­жение по кривой предложения, имеющей положительный наклон. Не-ценовые факторы сдвигают кривую предложения в сторону увеличе­ния или уменьшения предложения.

Точка пересечения кривых спроса и предложения — есть равновес­ная точка, которая характеризуется равновесным объемом товара, ко­торый готовы приобрести покупатели и предложить продавцы на рын­ке по определенной цене. Нарушение рыночного равновесия может произойти на рынке при сдвиге кривых спроса и предложения.

Устойчивость рыночного равновесия, в первую очередь, зависит от фактора времени. Цена на рынке может колебаться вокруг точки рав­новесия и эти колебания могут носить устойчивый, взрывной и зату­хающий характер. Складывающаяся ситуация зависит от углов наклона кривых спроса и предложения, которые, в свою очередь, зависят от эластичности товара.

Эластичностью спроса по цене (ED) называется зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него:



Различают также эластичность спроса по доходу, перекрестную эластичность и дуговую эластичность.
Тестовы е з а д а н и я

1. Что понимается под спросом в рыночной экономике?

1) общественный механизм взаимодействия покупателей и продав­цов;

2) желание покупателей приобрести какой-либо товар;

3) потребность и возможность покупателя приобрести товары и ус­луги;

4) бюджетные возможности покупателя.

2. Чем потребности человека отличаются от спроса?

1) потребности человека индивидуальны, и спрос зависит от них;

2) потребности индивидуума — неограниченны, а спрос — огра­ничен;

3) потребности человека носят ограниченный характер, а спрос не­ограниченный;

4) потребности индивида — это субъективная категория, а спрос на рынке объективен.

3. Если у вас появится желание купить на время отпуска путевку на Канарские острова, по средств на это не хватает, то это означает, что:

1) ваши потребности не совпадают с возможностями;

2) вам платят слишком низкую заработную плату, чтобы удовле­творит все ваши потребности;

3) ваш бюджет ограничен;

4) все ответы верны.

4. В чем разница между спросом и объемом спроса?

1) спрос характеризуется изменением ценовых факторов, а объем

спроса — неценовыми факторами;

2) спрос характеризуется изменением неценовых факторов, а объем спроса — ценовыми факторами;

3) спрос зависит от потребностей людей, а объем спроса — от их

возможностей;

4) спрос определяется качественными параметрами, в объем спроса — возможностями потребителя.

5. Результатом воздействия каких факторов может быть сдвиг влево

кривой спроса на яблоки?

1) увеличение цены на груши;

2) падение цены на яблоки;

3) повышение цены па яблоки;

4) увеличение стоимости транспортировки яблок.

6. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

1) численности покупателей;

2) цены товара;

3) размера дохода семей;

4) ожидание роста цен.

7. Что понимается под законом спроса?

1) желание и возможность определенного количества покупателей

приобрести товар;

2) обратная зависимость между ценой товара и количеством поку­пок данного товара;

3) прямая зависимость между ценой товара и объемом покупок;

4) количество товара, приобретенного по определенной цене.

8. Закон спроса гласит, что ...

1) покупатели будут покупать больше товара по низким ценам,

чем по высоким;

2) продавцы будут предлагать больше товара по высоким ценам, чем по низким;

3) если товары высокого качества, то покупатели готовы приоб­рести их по высокой цене;

4) изменение цены на хлеб мало изменит величину спроса на этот продукт.

9. Парадокс Гиффена имеет отношение ...

1) только к ситуации возникшей в Ирландии в 19 веке;

2) ко всем товарам па рынке, пользующимся повышенным спроом;

3) к основным продуктам питания в период повышения цен на товары;

4) к модным и престижным товарам.

10. Закон предложения предполагает, что ...

1) кривая предложения имеет отрицательный наклон;

2) с ростом цены объем спроса падает;

3) когда цена товара растет, объем выпуска — увеличивается;

4) если предложение превышает спрос, то цена на данный товар падает.

11. Какие из перечисленных факторов могут сдвинуть кривую предло­жения вправо?

1) увеличение налогового бремени;

2) введение дотаций;

3) увеличение доходов покупателей;

4) уменьшение числа производителей.
12. Что означает движение от точки А на кривой предложения к точ­ке В?



1) уменьшение количества производителей на рынке;

2) увеличение цен на сырье;

3) введение дополнительных налогов на производство товаров;

4 ) снижение цены данного товара на рынке.

13. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
1) спрос равен предложению;

2) цена равна издержкам плюс прибыль;
3) цена равна стоимости;
4) объем предложения равен объему спроса.

14. В таблице представлены данные характеризующие различные си­туации на рынке яблок. Если цена за килограмм яблок поднимается на 2 рубля выше равновесного значения, чему будет равен избыток
яблок на рынке ?

Р(руб)

Q d (т)

Q s (т)

8

10

5

10

8

5,5

12

7

7

14

6

8

1) 2 тонны.

2) 2,5 тонны.

3) 3 тонны.

4) 0,5 тонн.

15. Колебания вокруг цены равновесия имеют "взрывной" характер
(неустойчивое равновесие), если:

1) государством изменяется ставка налогообложения;

2) угол наклона кривой спроса превышает угол наклона кривой предложения;

3) угол наклона кривой предложения превышает угол наклона кри­вой спроса;

4) углы наклона кривых спроса и предложения равны между собой.

16. Какие изменения происходят на рынке при росте спроса в мгновен­ном периоде?

1) Резко возрастает объем покупок;

2) Ликвидируются товарные запасы;

3) объем покупок остается прежним, но резко возрастает цена на товар;

4) возрастают и цена и объем покупок.

  1. Что понимается под эластичностью спроса?

1) изменение равновесной цены;

2) изменение равновесного объема;

3) изменение спроса на рынке;

4) изменение объема спроса в зависимости от изменения цены.

20. Какие факторы влияют на эластичность спроса по цене ( E d )?
1) цены на ресурсы и фактор времени;

2) фактор времени и уровень доходов потребителей;

3) способность товаров к длительному хранению;

4) возможность перелива капитала из других отраслей

21. Какую зависимость характеризует коэффициент перекрестной эла­стичности?

1) зависимость спроса на данный товар "х" от изменения цены на другой товар "у";

2) зависимость цены на данный товар "х" от изменения спроса на другой товар "у";

3) зависимость цены и спроса на товар "х" от изменения этих параметров по товару "у";

4) все ответы верны.
22. В каком случае (при какой характеристике товара) уплата потоварного налога, в основном "упадет" на покупателя?

1) когда спрос на товар менее эластичен, чем предложение;

2) если товар является эластичным по спросу и предложению;

3) если товар соответствует единичной эластичности;

4) перечисленные характеристики товара не влияют на распреде­ление налога между продавцом и покупателем.

23. При введении потоварной дотации продавцу, чья цена окажется
ниже — покупателя или продавца?

1) продавца;

2) покупателя;

3) продавца, если она измеряется в % к стоимости товара;

4) покупателя, если товар эластичен.

24. При введении потоварного налога, чему будет равна цена продавца?



4) Р- = Р+ - Т.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconКонспект лекций по дисциплине : «Ценообразование в рыночной экономике»
Цена, вызывающая совпадение величин спроса и предложения, называется равновесной ценой, а величины спроса и предложения при этой...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconЗаконы спроса и предложения, их функции и роль в рыночной экономике
Монополии в рыночной экономике, их виды, сущность. Основные направления антимонопольного регулирования в российской и зарубежной...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей icon«Рынок»
Знать: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconЛитература: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., Инфра-м: 2007, Гл. 1-2
Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Координирующий механизм рынка, роль цен в распределении...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconПрограмма вступительных испытаний при приеме для обучения по направлению 38. 04. 01 «экономика»
Основы теории спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения в краткосрочной...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей icon1. Введение в экономическую теорию. Основные экономические концепции
Механизмы решения проблемы выбора в экономике. Рыночная система: понятие, экономические субъекты. Схема экономической активности....

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconОценка наиболее эффективного варианта землепользования
Целью проводимого анализа является построение модели, которая бы отражала изменения спроса и предложения в рассматриваемой отрасли...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconМагистерская программа «Международный бизнес» Роль предпринимателя...
Роль предпринимателя в рыночной экономике. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства....

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconЛекция 4 функция потребления и функция сбережений в кейнсианской модели
Центральное место в этой модели занимает модель равновесия на товарном рынке. Графическая интерпретация этой модели, созданная последователями...

Тема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей iconКонтрольная работа по «Экономической теории» 2010 -2011
Рынки продуктов (товаров, услуг) и рынки ресурсов (факторов производства). Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную