Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика






НазваниеУчебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика
страница1/8
Дата публикации15.03.2016
Размер0.86 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


ИВЭСЭП


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ


Учебно-методический комплекс

по направлению: 080500.62 (521500)-Менеджмент

по специальности: 080507.65 (061100)-Менеджмент

080102.65 (061100) –Мировая экономика

080109.65 (060500) - Бухгалтерский учет и аудит

030602.65 (350400) - Связи с общественностью

080300.65 - Коммерция

080800.65 – Прикладная информатика


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006
ББК 28.081

Э-40
Экономическая география: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. Слободина Н.Д.- СПб.: ИВЭСЭП, 2006.-68 с.

Утверждена на заседании кафедры региональной экономики, протокол № от .06.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим советом
Автор-составитель :

кандидат экономических наук, доцент

Н.Д. Слободина
Рецензент:

кандидат экономических наук, с.н.с.,

Заслуженный экономист РФ

И.Л. Маценович

Компьютерное оформление:

Ответственный за выпуск:


______________________________________________________
ИВЭСЭП

Санкт-Петербург. Литейный пр., 42

Подписано к печати .Тираж

Ризограф о-ва «Знание»
_____________________________________________________
Пояснительная записка.
В отличие от школьных курсов физической и экономической географии России и мира изучение экономической географии в вузе студентами экономических и гуманитарных специальностей имеет целью прежде всего не ознакомление с фактологией сложившегося размещения производительных сил, территориального разделения труда, а вскрытие внутренней логики, закономерностей в их размещении, что позволит оптимизировать пространственную организацию экономики и общества.

Студенты, прослушавшие курс, должны знать:

- основные структурные характеристики пространственного каркаса экономики стран и регионов мира и России (с углубленным знанием российского социально-экономического пространства);

- характеристики отраслей народного хозяйства;

- природно-ресурсные, демографические особенности, а также особенности экономико-географического положения и сложившейся материально-технической базы стран мира и регионов России;

- основные закономерности и принципы размещения производительных сил;

- характер и принципы международного и межрегионального разделения труда;

- основные характеристики современной демографической ситуации в России и мире;

- современные тенденции в размещении производительных сил;

- основные принципы экономического районирования и административно-территориального деления.

В результате изучения курса студенты должны овладеть:

- навыками интегрального оценивания уровня экономического развития и уровня жизни стран и регионов;

- навыками выявления направлений хозяйственной специализации регионов и оценивания степени их выраженности;

- методами факторного анализа и ранговой корреляции для анализа и прогнозирования регионального развития;

- методами анализа и оценки природно-ресурсного и демографического потенциалов региона;

- методологией экономического районирования;

- методами определения стадии экономического развития региона на шкале развития;

- подходами к оцениванию инвестиционной привлекательности регионов.
Решению поставленных целей и задач служит лекционный курс, изучение основной, дополнительной и вспомогательной литературы, структура проводимых семинарских и практических занятий, включающих использование активных методов обучения - деловых игр.

Успешности решения поставленных целей и задач способствует полное методическое обеспечение курса, обновление базы статистических данных по странам мира, регионам России и районам области, с которыми работают студенты на практических занятиях.

Изучение дисциплины предполагает чтение лекций, проведение деловых игр, семинаров, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Для заочников предусмотрена контрольная работа. Итоговой формой является зачет.

На изучение дисциплины учебными планами различных специальностей отводится от 36 до 66 часов.

Введение
Экономическая география – наука о размещении и территориальной организации производительных сил общества. Экономист и управленец любого профиля обучения и специализации должен квалифицированно разбираться в территориальных аспектах организации и развития общественного хозяйства. Обязательным условием подготовки экономистов является формирование у них четкого понимания триединства мира в лице составляющих его подсистем: природы, хозяйства и общества, следствием чего является взаимообусловленность процессов расселения, производства и природопользования, необходимость их совместной организации на разных территориальных уровнях. Следует четко представлять характер воздействия экономических, социальных, природных, политических, исторических и др. факторов на процесс размещения производительных сил, на структуру экономики как страны в целом, так и ее регионов, понимать причины структурных перестроений в экономике, прогнозировать такие перестроения.

Будущим специалистам также важно понимать закономерности становления современного политического, социального и экономического облика мира, тенденций международного разделения труда и мировых интеграционных процессов, чтобы понять роль и перспективы участия России в мировой системе хозяйства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ темы




Количество часов на дисциплину



Всего

в том числе

Лекции

Семинары и практические

Самост. работа

1.

Введение. Содержание дисциплины. Предмет и методы

2

1




1




Раздел I. Территориальная дифференциация и взаимодействие в мировой системе хозяйства

8

2

3

3

2

Политическая и экономическая дифференциация мира.

3

1

1

1

3.

Мировая экономика. Международное разделение труда. Мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы современности.


5


1


2


2




Раздел II. Методологические основы территориальной организации хозяйства.

10

6

1

3

4.

Демографические и социальные факторы размещения производства.

3

2

1




5.

Природные условия и ресурсы, экологические факторы размещения производства.

2

1




1

6.

Экономические факторы и условия размещения производства.

3

2




1

7.

Теоретические проблемы территориальной организации общества. Закономерности и принципы размещения производительных сил.


2


1





1




Раздел III. Территориальная организация производительных сил.

5

3




2

8.

Административно-территориальное деление страны. Задачи и принципы.


2

1




1

9.

Основы теории экономического районирования. Территориально -производственные комплексы.


3

2




1




Раздел IV. Региональная диагностика.

9

4

2

3

10.

Анализ и прогноз социально-экономического развития районов.


6

2

2

2

11.

Механизмы регионального управления.


3

2




1




Раздел V. Народнохозяйственный комплекс России и его территориальная дифференциация.

24

12

4

8

12.

Природно-ресурсный потенциал России и его территориальная дифференциация.

5

2

1

2

13.

Население и трудовые ресурсы России, их территориальная дифференциация.

5

2

1

2

14.

Государственное и административно-территориальное устройство России.

3

1

1

1

15.

Структура и проблемы развития народнохозяйственного комплекса России.

3

2




1

16.

Развитие и размещение отраслей экономики России.

3

2




1

17.

Типология и характеристика крупных экономических районов России.

5

3

1

1




Раздел VI. НХК Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

42

14

14

14

18.

Экономико-географическое положение СПб и Ленинградской области.

3

2




1

19.

Территориальная специализация НХК СПб и факторы ее обусловившие.

12

4

4

4

20.

Территориальная специализация народного хозяйства районов Ленинградской области.

15

4

6

5

21.

Народнохозяйственный и рекреационно-культурный потенциал СПб и Ленинградской области и перспективные направления развития.


12


4


4


4




Всего часов:

100

42

24

34


Конкретное количество часов на дисциплину по каждой специальности с учетом формы обучения определяется учебным планом института. В зависимости от специальности и специализации студентов преподаватель имеет право расширять отдельные темы за счет сужения других тем.

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Содержание дисциплины.

Предмет и методы исследования.

Значение для экономиста изучаемой дисциплины, место в системе научных дисциплин, связи с другими дисциплинами (с экономическими науками, физической географией, историей, социологией, демографией, экологией, с методами прогнозирования социально-экономического развития, теорией и методами социологических исследований и т.д.). Территориальная организация производительных сил и природных ресурсов и динамика процессов территориальной дифференциации хозяйства как предмет исследования дисциплины. Современные задачи экономической и социальной географии, методы исследования и источники информации.
Литература:


  1. Игнатов В.Г., Бутов В.И.. Регионоведение: Учебное пособие. Ростов/Дон: «Март», 2004 г.

  2. Экономическая география России: Учебник./Под ред. Видяпина В.И. и Степанова М.Ф./- М.: ИНФРА, 2006 г.

  3. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под. Ред. проф. Степанова М.В.. ИНФРА-М, 2001

  4. Экономическая география./ Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г.. Ростов/Дон, Феникс, 2001 г.


Радел 1. Территориальная дифференциация и взаимодействия в

мировой системе хозяйства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент»...
Экономика предприятия: Учебно – методический комплекс./ Авт. – сост. Л. И. Смирнова, А. Б. Смирнов. – Спб.: Ивэсэп, 2004. – с

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс по направлению: 080500 «Менеджмент»...
Мировая экономика: Учебно – методический комплекс./ Авт. – т. Р. Д. Власенко– Спб.: Ивэсэп, 20. – с

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент...
Курс «История экономики» предназначен для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» и бакалавров, обучающихся по...

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей...
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями, теориями, а также современным состоянием, причинно-следственными...

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080500 (061100) «менеджмент...
Учебно-методический комплекс по «Деловому английскому языку» Авт сост. Р. С. Горская. – Спб.: Спбивэсэп, 2006

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс По специальности: 080507 (061100) Менеджмент...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Программа./Авт сост С. М. Климов, Э. К. Васильева. – Спб.: Ивэсэп, 2004

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс по специальности: 061100 Менеджмент...
Основы документационного обеспечения управления: Учебно-методический комплекс. / Авт сост. В. А. Спивак – спб.: Ивэсэп, 2006. – 12...

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507,...
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт

Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент по специальности: 080507. 65 (061100)-Менеджмент 080102. 65 (061100) -мировая экономика iconОдобрено умс управления факультета международный менеджмент Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную