Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе






Скачать 484.41 Kb.
НазваниеФормирование системы прогнозирования занятости населения в регионе
страница1/3
Дата публикации11.03.2016
Размер484.41 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Ермакова-Сосновская Наталия Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ


Специальность: 08.00.05 –

экономика и управление народным хозяйством: экономика труда


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Краснодар – 2010
Диссертация выполнена на кафедре экономической теории и

предпринимательства ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы»

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Игнатова Татьяна Владимировна
Официальные оппоненты - доктор экономических наук, профессор

Ламанов Петр Иванович

кандидат экономических наук, доцент

Гелета Игорь Викторович

Ведущая организация - ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет»

Защита состоится 2 апреля 2010 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 по экономическим наукам при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, КубГУ.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Кубанского государственного университета по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (читальный зал)

Автореферат разослан " __ " марта 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

д

октор экономических наук,

профессор С.Н. Трунин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Мировой финансовый кризис отрицательно сказался на всех секторах экономики России. Спад темпов производства, ухудшение инвестиционного климата привели к усугублению существовавших проблем на рынке труда. С каждым месяцем растут показатели как общей, так и регистрируемой безработицы, участились случаи массового высвобождения рабочей силы. В таких условиях особое значение приобретает активное регулирование государством процессов, происходящих на региональных и локальных рынках труда. Важную роль при этом играют антикризисные мероприятия, основная задача которых заключается не только в решении возникших проблем, но и в недопущении их повторения в будущем.

В этой связи оценка и прогнозирование занятости населения являются важными инструментами государственного регулирования рынка труда, а переосмысление их роли - необходимым условием для преодоления последствий глобального экономического кризиса. Прогнозирование занятости должно занять приоритетное место при поиске новых путей формирования эффективного рынка труда.

Прогнозирование занятости населения в рамках комплексного прогноза рынка труда позволит сформировать цивилизованный рынок труда, обеспечивающий сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Анализ и прогнозирование занятости населения должны осуществляться в рамках анализа и прогноза важнейших макроэкономических и демографических процессов. Это необходимо для решения актуальных задач повышения уровня и качества жизни населения России, повышения степени его социальной защищенности, согласования социально-экономических политик.

Степень разработанности проблемы. К источникам общетеоретических подходов к исследованию проблемы занятости населения и рынка труда относятся работы таких известных ученых - представителей зарубежной и отечественной экономической теории как А. Смита, Д. Рикардо, А.Пигу, Дж.Кейнса, В. Леонтьева, М.Фридмана, П.Самуэльсона, Р. Бара, Э. Долана, Я. Корнаи, А.Маршала и т.д..

Определению теоретической сущности и практической значимости занятости как одной из характеристик рынка труда посвящены работы многих ученых, как зарубежных: С. Брю, К.Макконнел, А. Томпсон, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, так и отечественных исследователей - В.Буланова, О.Белокрыловой, Н.Волгина, И.Заславского, Л.Костина, А.Котляра, Р.Капелюшникова, С.Рощина и др.

Вопросы функционирования рынка труда, включая его регулирование на региональном уровне освещены в работах О.Белокрыловой, В. Бобкова, Н.Варгина, Г.Вукович, Л.Еловикова, С.Змияка, А.Коровкина, Р.Мумладзе, С.Трунина, А.Широва, Т.Ясоновой, А.Янтовского и др.

Раскрытию опыта регулирования рынка труда и занятости населения в зарубежных странах посвящены работы Е.Балацкого, Н.Вишневской, С.Емельянова, В.Лапердиной, Т.Матрусовой, А.Муравьевой, В.Супяна и др.

К основополагающим для данного исследования относятся труды ученого-экономиста Н.Кондратьева по проблемам прогнозирования социально-экономических процессов. Значительный вклад в исследование проблем теории и методологии воспроизводства, социально-экономического анализа и прогнозирования внесли ученые Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук (ИНП РАН). К их числу относятся выдающиеся отечественные экономисты А.Анчишкин, С.Шаталин, Ю.Яременко.

Прогнозирование социально-экономических процессов, включая динамику рынка труда исследуют в органической взаимосвязи со стратегическим планированием Г.Атаманчук, Б.Бродский, М.Вахрушин, В.Гаврилов, А.Гладышевский, В.Ивантер, А.Суворов, В.Сутягин, М.Узяков, А. Ковалев, А. Коровкин, А. Матвеева, И. Николаев, Ю.Одегов, Д.Петросян, С.Рощин, А. Привалов, А.Радыгин, Ф.Энтов и др.

Новый подход к теоретико-методологическому анализу прогнозирования рынка труда отражен в публикациях В.Андрианова, Б.Болотина, В.Буланова, В.Ельмеева, Б.Генкина, С.Калашникова, А.Коваленко, О.Колесниковой, Т.Морозовой, Д.Новоженова, Л.Овчаровой, А.Пикулькина, Ю.Перевощикова, А.Попова, Г.Слезингера и др. Проблемы прогнозирования занятости населения на региональном уровне освещены в работах А.Вершинина, Е.Котырло, М.Ксенофонтова и др.

Несмотря на интерес к проблеме функционирования рынка труда и состояния его основных характеристик, многие аспекты остаются недостаточно изученными. Кроме того, развитие региональных рынков труда в России постоянно ставит перед исследователями новые вопросы. Актуальность и объективная необходимость системно-целостного исследования и комплексного решения теоретических, методических и практических проблем занятости населения и рынка труда региона в контексте развития методов государственного регулирования предопределили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является обоснование теоретико-методологических, организационно-методических и управленческих предпосылок и факторов формирования системы прогнозирования занятости населения в регионе, а также путей ее совершенствования и адаптации к условиям экономического кризиса.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

- раскрыть содержание понятия «прогнозирование занятости» как составляющей «прогнозирования рынка труда»;

- провести анализ концептуальных подходов к государственному регулированию экономического развития, включая его прогнозирование, в рамках наиболее значимых экономических школ;

- определить организационно-методические особенности системы прогнозирования занятости в России, приоритеты и возможности ее совершенствования;

- выявить основные предпосылки и отличительные черты формирования и функционирования рынка труда в современной России и её регионах;

- исследовать факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на состояние занятости населения в современных условиях;

- провести сравнительный анализ существующих практик и моделей организации прогнозирования занятости на региональном уровне;

- разработать схему взаимодействия основных участников регионального рынка труда в условиях современного кризиса;

- обосновать пути совершенствования организационно-управленческих условий формирования системы прогнозирования занятости населения в регионе;

- разработать алгоритм разработки прогноза занятости населения региона.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся в системе регулирования рынка труда в Российской Федерации по поводу управления занятостью населения, ее структурой и динамикой.

Объектом исследования выступают закономерности и тенденции формирования системы прогнозирования занятости в регионе, включающие развитие организационно-управленческих условий, методов и технологий разработки прогнозов занятости.

Методологической и теоретической основой исследования послужил комплексный подход к решению поставленной проблемы на основе неоклассической и институциональной методологии исследования, положения, представленные в классических и современных работах зарубежных и российских экономистов по проблемам рынка труда и занятости населения, освещающие теоретические и прикладные подходы к системе государственного регулирования рынка труда и прогнозированию занятости населения.

В ходе изучения поставленной проблемы в рамках системно-функционального подхода к исследованию сущности, условий и методов прогнозирования занятости населения применялись следующие методы: статистический, исторический, метод динамических рядов, графической интерпретации, абстрактно-логический метод и др. В процессе исследования применялись также категориальный, комплексный, субъективно-объективный, факторный и структурно-логический методы.

Категориальный анализ использован при исследовании теоретических подходов к анализу категории занятости; субъективно-объективный метод использовался при характеристике политики занятости на уровне Федерации и её субъектов; структурно-логический реализован при оценке влияния прогнозирования занятости населения на формирование сбалансированного рынка труда.

Аргументация выводов и обоснование теоретических положений диссертационного исследования проведена на основе общенаучных методов: системного анализа, сравнения, сопоставления и синтеза, историзма, а так же специальных аналитических методов: экономического анализа и синтеза, сравнительного и системно-функционального анализа, сравнительного статистического и динамического анализа.
Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составляют: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, отраслевые нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти РФ, Федеральные программы социально-экономического развития РФ, а также нормативно-правовые акты СССР и РСФСР по вопросам развития занятости населения.

Информационно-эмпирическая база диссертационного исследования представлена данными Министерства труда и социального развития, Федеральной службы государственной статистики, неправительственных международных и российских организаций, материалами монографий, статей отечественных и зарубежных ученых в периодических изданиях, материалами научно-практических конференций по исследуемой проблеме, результатами конкретных исследований, проведенных автором, информационными ресурсами сети Интернет по вопросам регулирования рынка труда.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в научном предположении о том, что формирование системы прогнозирования занятости населения является условием развития сбалансированного в отраслевом и территориальном разрезе регионального рынка труда и предполагает создание государством организационно-управленческих условий и применение мультифакторных методик прогнозирования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Формирование системы прогнозирования занятости в регионе является императивом совершенствования форм и методов государственного регулирования рынка труда. Прогнозирование занятости - это процесс разработки прогноза динамики трудового потенциала населения в разрезе половозрастной, профессиональной, отраслевой, региональной и др. структур. В то время как прогнозирование рынка труда – это процесс разработки прогнозов развития и взаимодействия институтов рынка труда (служб занятости, кадровых агентств, объединений работодателей и работников и т.п.), а также динамики и структуры спроса и предложения труда, размеров и форм оплаты труда. Как видно из данных определений, прогнозирование рынка труда является более широким понятием, которое включает в себя не только динамику данного рынка, но и прогнозирование занятости.

2. В российских регионах не развита практика комплексного прогнозирования рынка труда и занятости из-за отсутствия необходимых организационно-управленческих условий выполнения функций прогнозирования государственными органами, закрепления полномочий по прогнозированию регионального рынка труда за каким-либо публичным институтом. В основе прогнозирования занятости должен лежать комплексный прогноз рынка труда региона, который в свою очередь, должен найти отражение в Стратегии действий органов власти на рынке труда региона и в Концепции социально-экономического развития региона.

3. В исследовании социально-экономических систем, таких как рынок труда, следует применять как формализованные методы, так и эвристические рассуждения. Значение субъективных факторов в механизме прогнозирования структуры и динамики занятости населения связано с тем, что в системе социально-трудовых отношений активную роль играют коллективные и индивидуальные предпочтения, люди и их индивидуальное и коллективное поведение, что, в конечном счете, определяет результаты функционирования системы в целом. Моделирование системы управления рынком труда в отношении занятости населения характеризуется высоким уровнем неопределенности факторов и институциональной изменчивости. Особенности процесса прогнозирования занятости населения региона обусловлены существенными межрегиональными различиями четырех основных групп факторов, влияющих на занятость: производственные и ресурснотехнические, макроэкономические, структурные, а также фактор уровня развития рынка образовательных услуг.

4. Под влиянием разворачивающегося мирового экономического кризиса в российских регионах отмечается неблагоприятное смещение параметров занятости, проявившееся в усилении несбалансированности предложения рабочих мест и возрастающему спросу на них со стороны высвобождаемых работников. В то же время произошло повышение гибкости рынка труда, его адаптация к меняющейся экономической конъюнктуре. Это проявилось в разворачивании на территории Ростовской области «нестандартных форм занятости», а именно: сокращение рабочего времени, вынужденные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, опережающее обучение, стажировки с целью приобретения опыта новой работы. Данные изменения в трудовых отношениях между работодателям и работником позволяют снизить напряженность последствий экономического кризиса.

5. Меры антикризисной государственной поддержки занятости населения недостаточно учитывали различия рынка труда в городах и сельских районах, носили унифицированный характер из-за отсутствия обоснованных территориально дифференцированных текущих прогнозов, что привело к углублению депрессивности состояния рынков труда городов и превышению показателей трудовой активности на селе по сравнению с прошлыми периодами. Проведенный автором анализ антикризисных мероприятий по развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, отраслевой структуры трудовой и предпринимательской активности показал, что в Ростовской области при условии реализации авторского прогноза с 2009 года возможно создание более трех тысяч рабочих мест в малом предпринимательстве ежегодно, что снизит зависимость занятости населения от экономически нестабильной ситуации на крупных предприятиях, уменьшит риск застойной безработицы.
Научная новизна диссертационного исследования в целом состоит в обосновании комплексного подхода к формированию механизмов регулирования экономических отношений по поводу занятости и развития рынка труда. Конкретно элементы новизны состоят в следующем:

– обоснована необходимость комплексного прогнозирования рынка труда на уровне региона на основе формирования трехсоставного прогноза спроса и предложения на рынка труда, действий институтов рынка труда и занятости населения, в этой связи уточнено понятие «прогнозирование занятости населения» как процесса разработки прогноза динамики трудового потенциала населения в разрезе профессиональной, отраслевой, демографической и др. структур под влиянием производственных и ресурснотехнических, макроэкономических, структурных, а также фактора уровня развития рынка образовательных услуг;

- введено в научный оборот понятие «организационно-экономический механизм функционирования системы прогнозирования занятости» представляющий собой комплекс принципов, методов и инструментов, определяющий порядок, последовательность действий, процессов, необходимых для достижения рациональной занятости в целях более эффективного экономического развития региона, в основе которого лежит совокупность разработанных на научной основе и законодательно закрепленных многообразных видов и форм прогнозов, их разработки, мониторинга и совершенствования.

– определены качественные отличия прогнозирования занятости населения от других видов прогнозирования, обоснована необходимость перехода от традиционной ретроспективной оценки занятости населения к прогнозной, а также применения социального маркетинга в области занятости как условия прогнозирования, способствующего снижению структурного и количественного дисбаланса на региональном рынке труда;

– на основе сравнительного и факторного анализа региональных рынков труда разработана модель прогнозирования занятости населения Ростовской области, которая позволит более эффективно проводить региональную политику занятости и регулировать процессы происходящие на рынке труда, выявлены ее преимущества по сравнению с аналогичными моделями других регионов;

– выявлены недостатки государственных мер компенсации фактора влияния экономического кризиса на рынок труда Ростовской области, что привело к необоснованному стимулированию разнонаправленности тенденций в городской и сельской местности, и предложены меры, позволяющие реализовать авторский прогноз увеличения занятости в сфере малого предпринимательства.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconЦентр Социального Прогнозирования
Центром социального прогнозирования в 2003 году. В нем дана характеристика становления альтернативной по форме собственности системы...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе icon2012 департамент труда и занятости населения города москвы
Правительства Москвы от 08. 02. 2012 №33-пп «Об утверждении положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы» Департаментом...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе icon«Центр занятости населения города Калуга» куда пойти учиться?
Материалы собраны и уточнены сотрудниками отдела профессиональной ориентации, соцадаптации и профобучения центра занятости населения...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconЗаместитель руководителя Департамента труда и занятости населения...
Воронежского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Федченко А. А; Заместитель руководителя Департамента...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconИнформация о международном сотрудничестве Комитета по труду и занятости...
Международное сотрудничество Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее – Комитет) осуществлялось в рамках международных...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения...
Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconМероприятия, направленные на содействие занятости населения г. Рубцовска на 2006 2008 годы
О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconКонкурс на звание «Лучший государственный гражданский служащий Вологодской области»
Формирование стратегической системы управления развитием трудовых ресурсов на основе прогнозирования потребности экономики региона...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconАннотация к рабочей программе дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов: знаний содержания бюджетного планирования и прогнозирования,...

Формирование системы прогнозирования занятости населения в регионе iconПротокол всероссийского селекторного совещания Федеральной службы...
Федеральной службы по труду и занятости, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную