Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция»






НазваниеУчебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция»
страница1/24
Дата публикации11.03.2016
Размер2.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»

(Финансовый университет)
Кафедра «Макроэкономика»

Р.М. Нуреев, В.Е. Корольков, Г.В. Будкевич,

Е.М. Найдёнова, И.А. Смирнова, Г.А. Терская, И.В. Хомутова
Экономика-2 (макроэкономика)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для направления 40.03.01 – «Юриспруденция»

(программа подготовки бакалавров)

Профили подготовки: «Гражданское и предпринимательское право», «Международное финансовое право», «Финансовое и налоговое право»


Одобрено кафедрой «Макроэкономика»

протокол № 5 от 10 июня 2013 г.

Зав.кафедрой

д.э.н., проф. Р.М. Нуреев
______________________

18 ноября 2013 г.


Москва 2013


УДК 330. 01. (073)

Э40

ББК 65.012я73

М 59

Рецензенты: Будович Ю.И., профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование», доктор экономических наук; Барбанова С.А., доцент кафедры «Микроэкономика», кандидат экономических наук.
Р.М. Нуреев, В.Е. Корольков, Г.В. Будкевич, Е.М. Найдёнова,

И.А. Смирнова, Г.А. Терская, И.В. Хомутова

Экономика-2 (макроэкономика). Учебно-методически комплекс дисциплины для студентов второго курса, обучающихся по направлению 40.03.01 – «Юриспруденция» (программа подготовки бакалавров) / Под ред. проф. Нуреева Р.М.- М.: Финансовый университет, кафедра «Макроэкономика», 2013. – 253 с.
Дисциплина «Экономика-2 (макроэкономика)» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла и входит в перечень дисциплин вариативной части и соответствует ФГОС ВПО для направления 40.03.01 – «Юриспруденция».

Учебно-методически комплекс включает программу дисциплины (организационно-методический раздел, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, технологическую карту дисциплины, тематику семинарских занятий, формы самостоятельной работы, систему оценивания, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, а также материалы для преподавателя и для студентов.

УМК дисциплины «Экономика-2 (макроэкономика)» подготовлена авторским коллективом кафедры «Макроэкономика» Финуниверситета под руководством проф. Нуреева Р.М. Большое внимание при изучении данной дисциплины уделено современным методам анализа экономической информации. В учебном процессе применяются современные технологии и методики обучения, развивающие аналитические способности, практические умения и навыки у студентов.




Учебное издание

Рустем Махмутович Нуреев

Владимир Евгеньевич Корольков

Галина Васильевна Будкевич

Елена Михайловна Найдёнова

Ирина Александровна

Галина Алексеевна Терская

Инна Валентиновна Хомутова
«Экономика-2 (макроэкономика)»

Учебно-методический комплекс
Компьютерный набор, верстка: Терская Г.А.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. Изд. № - 2013. Тираж 36 экз.

Заказ ____________
Отпечатано в Финансовом университете

 Кол. авт., 2013

 Финансовый университет, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Рабочая учебная программа дисциплины




1.1.

Цели и задачи дисциплины………………………………………..

3

1.2.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………

4

1.3.

Требования к результатам освоения дисциплины………………..

4

1.4.

Объём дисциплины «Экономика -2 (макроэкономика)» и виды учебной работы……………………..................................................

8

1.5.

Содержание дисциплины:







1.5.1. Программа учебной дисциплины «Экономическая теория (ч. 2 – макроэкономика)» …………………………………………

8




1.5.2. Новое в профессиональной области………………………

17




1.5.3. Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами………….....

18




1.5.4. Темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)…………………………………………………

19

1.6.

Семинарские занятия ………………………………………………

20

1.7.

Самостоятельная работа………………………………………….

20

1.8.

Формы контроля и система оценивания ………………………….

24

1.9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………

27

2.

Учебно-методические материалы по изучению дисциплины




2.1.

Планы семинарских занятий и рекомендуемая литература …….

30

2.2.

Вспомогательные учебно-методические и информационные материалы………………………………………………..………….

45

4.

Методические рекомендации для студентов

199

4.1.

Методические материалы по изучению дисциплины……………

200

4.2.

Методические рекомендации по выполнению форм самостоятельной работы………………..………………………….

200

4.3.

Методические материалы для текущего контроля успеваемости студентов…………………………………………………………….

219

4.4.

Методические материалы для промежуточной аттестации по дисциплине………………………………………………………….

249


1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины
Качественное образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, в частности, микроэкономического и макроэкономического разделов экономической теории, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.

Изучение дисциплины «Экономика-2 (макроэкономика)» способствует формированию системы знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

Цель дисциплины «Экономика-2 (макроэкономика)» — формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать роль правовых институтов в хозяйственной жизни и прогнозировать макроэкономические последствия изменения правовых норм.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных макроэкономических концепций и моделей, а также особенностей ведущих школ и направлений экономической науки;

- приобретение знаний о закономерностях функционирования современной экономики на макроуровне;

- приобретение практических навыков использования различных экономических методов для анализа тенденций развития современного общества в целом, а также российского общества в частности;

- ознакомление с текущими макроэкономическими проблемами России, институциональной структурой российской экономики, основными направлениями экономической политики государства.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Экономика-2 (макроэкономика)» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению

40.03.01 – «Юриспруденция».

Изучение дисциплины «Экономика – 2 (макроэкономика)» базируется на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения дисциплины «Экономика –1 (микроэкономика)».

Дисциплина «Экономика-2 (макроэкономика)» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра по направлению 030900.62 – «Юриспруденция».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «Экономика – 2 (Макроэкономика)» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин по направлению 030900.62 «Юриспруденция» и обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра юриспруденции:



п/п

Код

Компетенция

Формы и методы обучения

1.

ОК-1

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Групповые дискуссии

Решение ситуационных задач

Презентация докладов

2.

ОК-3

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способность работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способность проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину

Семинарские занятия

Групповые дискуссии


3.

ОК-6

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, способность намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков

Решение ситуационных задач

Презентация докладов

4.

ОК-7

Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

Лекционные занятия

Групповые дискуссии

5.

ОК-8

Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией

Решение ситуационных и практических задач

6.

ОК-11

Готовность применять экономические законы и теории, определять экономические показатели

Решение ситуационных и практических задач

7.

ПК-1

Способность применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владение математическим аппаратом при решении профессиональных проблем

Семинарские занятия Обсуждение проблемных ситуаций Решение ситуационных и практических задач

8.

ПК-6

Готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка

Подготовка домашнего задания на семинар Решение ситуационных и практических задач

9.

ПК-11

Способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной)

Семинарские занятия

Решение ситуационных и практических задач

10.

ПК-16

Способность проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности

Решение ситуационных и практических задач


В результате освоения дисциплины «Экономика – 2 (макроэкономика)» студент должен:

знать:

  • основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;

  • современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;

  • роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;

  • принципы и методы организации и управления малыми коллективами;

уметь:

  • использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально-значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

  • находить эффективные организационно-управленческие решения;

  • самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики;

  • использовать полученные теоретические знания по макроэкономике в своей профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении для вынесения аргументированных суждений по экономико-правовым вопросам;

владеть:

  • категориальным аппаратом макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения;

  • навыками применения законодательства при решении практических задач;

  • навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям;

  • навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов;

  • навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

  • навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.




1.4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации во втором семестре – зачет.

Вид учебной работы

Часы

Семестры

2-й

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

50

50

Лекции (Л)

16

16

Семинары (С)

34

34

Самостоятельная работа

58

58

В семестре

58

58



1.5. Содержание дисциплины

1.5.1. Программа учебной дисциплины

«Экономика - 2 (макроэкономика)»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ



Макроэкономика как раздел экономической науки. Национальная экономика как целое. Предмет макроэкономики. Агрегирование в макроэкономике. Основные макроэкономические проблемы. Особенности макроэкономического анализа. Основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Сущность общественного воспроизводства. Воспроизводство экономических основ существования домашних хозяйств, предприятий и государства. Кругооборот благ и ресурсов, доходов и расходов. «Утечки» и «инъекции».
ТЕМА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики. Роль юридических законов и обычного права в функционировании рыночной экономики. Создание и регулирование правовой (законы, стандарты, правила и др.) и институциональной (суды, арбитраж, полиция, центральный банк и т.п.) экономической среды. Формирование экономического климата (налоги, субсидии, нормы амортизации, таможенные пошлины и др.). Необходимость поддержания конкурентной среды и антимонопольная политика.

Несостоятельность рынка как предпосылка экономической роли государства. Общественные товары (спрос и предложение на них, анализ издержек и выгод, оптимальный объем производства общественных товаров). Побочные или экстернальные (экологические и др.) издержки в экономике. Несостоятельность рынка в социальной сфере, поддержании конкуренции и стабилизации экономического развития.

Государство как собственник и предприниматель. Государственная собственность в рыночной экономике. Проблема эффективности государственных предприятий. Национализация и приватизация.

Государственное регулирование экономики. Конфликт целей государственного регулирования. Основные направления экономической политики: финансовая политика; кредитно-денежная политика; конъюнктурная, антициклическая и антиинфляционная политика; политика занятости; структурная и региональная; политика роста; научно-техническая политика. Специфика их реализации в России. Социальная политика. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики в России.
ТЕМА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА, СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Взаимосвязь макроэкономических показателей и Система национальных счетов (СНС). СНС: исторический экскурс. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Понятие конечного и промежуточного продукта. Валовые и чистые инвестиции. Чистый валовой продукт (ЧВП). Валовой национальный доход (ВНД). Личный доход (ЛД). Располагаемый личный доход и личные потребительские расходы. Сбережения.

Межотраслевой баланс. Структурные условия национального баланса В. Леонтьева (матрица затраты – выпуск).

Фактический и потенциальный ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Понятие дефлятора, индекса потребительских цен (ИПЦ).

Теневая экономика.

Национальное богатство. Проблемы его исчисления.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62...

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права Республики Башкортостан»
Учебно-методический комплекс предназначена для студентов багсу, обучающихся по специальности 030501- «юриспруденция»

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29. 03. 2011 г., протокол №6

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс история россии XX В. для специальности:...
С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономика зарубежных стран...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Информационные технологии в юридической...
Программа курса – представлена в основной образовательной программе впо по направлению подготовки

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция»
Профили подготовки: «Гражданское и предпринимательское право», «Международное финансовое право», «Финансовое и налоговое право»

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 080. 100. 62 «Экономика»
А. Н. Янин. Экономика тюменской области. Учебно-методический комплекс для студентов направления 080. 100. 62 «Экономика». Тюмень,...

Учебно-методический комплекс для направления 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для специальности: 030501 "Юриспруденция"....
Программа предназначена для изучения общей естественно-научной дисциплины “Информационные технологии в юриспруденции” студентами...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную