Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения






НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения
страница1/5
Дата публикации08.03.2016
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА Г. ИРКУТСКА»
Фомина Н.И

Методические рекомендации по изучению дисциплины

ОГСЭ.5. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

для студентов заочной формы обучения




СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

_____________Н.И. Фомина

Протокол № _____________

от «___» ____________2014 г.


2014

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………..3

  2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………………………………….4

    1. Теоретико-методический раздел………………………………………………4

    2. Практический раздел ………………………………………………………....14

  3. ФОРМА КОНТРОЛЯ …………………….………………………………….......18

  4. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………….19

  5. Приложение ……………………………………………………………………….22



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Методические рекомендации для дисциплины «Основы экономики» предназначены для изучения основ экономики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

Методические рекомендации ориентированы на достижение следующих целей:

освоение знаний о современном состоянии развития экономики и методах экономики как науки;

знакомство с наиболее важными идеями и достижениями всемирной экономики;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации экономического содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации экономической информации;

воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений экономики для развития цивилизации и повышения качества жизни;

применение знаний по экономике в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы экономики» обучающийся должен знать/понимать

- основные категории и понятия экономики, роль экономики в жизни человека и общества;

- предмет экономической науки;

– основные понятия собственности;

- деньги, денежное обращение и денежную политику;

- понятие рыночной экономики и распределение доходов;

- микро и макро экономические процессы;

- мировая экономика и экономический рост.

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих экономических процессах и явлениях;

- анализировать экономические проблемы и вырабатывать варианты их решения;

- объяснять основные понятия и категории экономики.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    1. Теоретико-методический раздел


Раздел 1. Экономика и экономическая наука.

1.1.Введение. Экономика и её роль в развитии современного общества.

Потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно - командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

Понятие собственности. Собственность как основа социально - экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном пониманий. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Антимонопольная политика государства.

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени и формы обмена.

Самостоятельная работа студентов:

- Подготовка аннотации по темам: «Экономическая теория, её возникновение, основные этапы развития».

- «Производство: процесс взаимодействия человека с природой».

- подготовка обзора по теме: «Ступени и формы обмена».

- составление конспекта по теме: «Формы конкуренции».

- подготовка обзора темы: «Натуральное и товарное хозяйство, их сходство и различия».

- Самостоятельная работа №1.

Составление резюме темы: «Ступени и формы обмена».

- Самостоятельная работа №2.

Составление конспекта по теме: «Формы конкуренции».

Раздел 2. Товарно-денежные отношения.

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

Самостоятельная работа.

- написать резюме темы: «Натуральное и товарное хозяйство их сходство и различия».

- написать эссе на тему: «Доходы и расходы семейного бюджета».

- подготовить сообщения по теме: «Кризис российской экономики», с примерами по Иркутской области.

- составить таблицу: «Типы воспроизводства»

- составление таблицы по теме: «Сущность и функции денег».Основные статьи расходов.

- составление мини-глоссария по теме: «Преимущества и недостатки рыночной экономики».

- самостоятельная работа № 3.

Написать эссе на тему: «Доходы и расходы семейного бюджета».
Раздел 3. Рыночная экономика
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно – правовые формы предприятий.

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально – технические и социально – экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержки предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доходы предприятия.

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переходы управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

Самостоятельная работа студента:

- Составление сложного плана темы: «История предпринимательства в России», «Основы организации бизнеса»,

- написать эссе «Роль рекламы в системе маркетинговых услуг», привлекая материалы сибирской прессы;

- составление таблицы по теме: «Источники формирования дохода граждан и причины их различия по странам»;

- анализирование материала темы: «Индивидуальная трудовая деятельность» - составление памятки для предпринимателя.

- Самостоятельная работа № 4:

Составление аннотации темы: «Рынок ценных бумаг и капиталов».
Раздел 4. Труд и заработная плата

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труда и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительная система оплаты труда.

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Самостоятельная работа студентов:

Составление схемы: «Доходы и расходы моей семьи»

- составление по десять вопросов для дискуссии: «О налогах»

- Самостоятельная работа № 5.

Оформление тезисов темы: «Работа центров занятости в России».
Раздел 5. Финансово-кредитная система.

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Управление обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система
РФ. Правовое положение центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно – денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно – финансовые учреждения.

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально – экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

Самостоятельная работа студента:

- Конспект темы: «Закон спроса и предложения. Формирование цен. Виды

- написать резюме темы: «Конкуренция и монополия»

- составить таблицу по теме: «Инфляция спроса и предложения». Типы инфляции.

- самостоятельная работа № 6.

- составление конспекта темы: «Ценообразование».
Раздел 6. Государство и экономика

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

Понятие кредитно – денежной политики. Цели и задачи кредитной - денежной политики. Инструменты кредитно – денежной политики. операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно – кредитного регулирования.

Самостоятельная работа студентов:

- Написать эссе «Фирма и экономические основы её деятельности».

- подготовка сообщения по теме: «Агарная политика российского государства.

- Самостоятельная работа № 7

Составить компендиум темы: «История налогообложения в разных странах».

Раздел 7. Международная экономика

Аграрные отношения и международная торговля в современном мире. Глобальные экономические проблемы. Микроэкономика. Макроэкономика. Понятие товара. Международное разделение факторов производства. Мировой рынок и международное движение товаров. Структура международной экономики.
Самостоятельная работа студентов:

- Подготовить сообщение по теме «Проблемы фермерства». Привести примеры по территории Иркутской области.

- подготовка вопросов для дискуссии по теме: «Глобальные экономические проблемы, которые касаются каждого жителя земли», привлекая материалы СМИ.

- Самостоятельная работа № 8

Контрольная работа по разделу Международная экономика. (Смотри приложение №3)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины для студентов заочной...
Материаловедение: методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 060800 " Экономика...

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Общие положения

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию...
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)...

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
«Национальная экономика», утвержденным Ученым советом тгпу, государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
«Финансы и кредит», «Экономическая оценка инвестиций», «Менеджмент», «Организация производства на предприятиях отрасли»

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Объектом дисциплины «Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» являются предприятия и организации...

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Целью дисциплины является изучение автомобильных дорог как транспортной инфраструктуры. Основной задачей дисциплины является закрепление...

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания для студентов факультета экономики и менеджмента...
Цель данных методических указаний – на основе текстов по экономике, а также сопутствующих им упражнений изложить грамматику, предусмотренную...

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе...
Зоогигиена: Методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов / сост. Н. Л. Мельникова; Новгу им. Я....

Методические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики для студентов заочной формы обучения iconОтечественная история
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную