Кафедра мировой экономики и международных отношений






НазваниеКафедра мировой экономики и международных отношений
страница1/5
Дата публикации08.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
080100.68 ЭКОНОМИКА. Международная экономика

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК **.**


Рабочая программа учебной дисциплины «Международная экономика» составлена в соответствии с требованиями ООП: 080100.68. Экономика

Составитель: Волынчук А.Б., канд. геогр. наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории.
Утверждена на заседании кафедры МЭМО от 19.05.2014 г., протокол № 8, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

© Издательство ВГУЭС 2014

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Международная экономика» в широком смысле – это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира. Она основывается на теории рыночной экономики, развивает ее и является важнейшим связующим звеном базовых университетских курсов макроэкономики и микроэкономики с прикладными экономическими дисциплинами (международный маркетинг, финансы, учет), изучаемыми в бизнес-школах. В условиях роста экономической взаимозависимости значение теории международной экономики выходит далеко за пределы этих рамок. Она начинает впитывать отдельные, и весьма существенные, элементы как базовой теории рыночной экономики, так и прикладных бизнес-дисциплин, постепенно превращаясь в универсальную теорию открытой экономики, применяемую сегодня как для большинства стран мира, так и для сферы их экономического взаимодействия.

В рамках данного учебного курса принято более узкое определение меж­дународной экономики как части теории рыночной экономики, изучающей закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и формирования международной экономической политики государств.

Предметом теории международной экономики являются:

  • закономерности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы организации хозяйственной жизни;

  • закономерности формирования совокупного спроса и совокупного пред­ложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;

  • инструменты анализа и программирование открытой национальной экономики, в особенности ее реального, бюджетного, денежного и внешнего секторов, в условиях их взаимодействия с экономикой других стран;

  • тенденции развития международных финансовых рынков и финансовых механизмов, обслуживающих функционирование международной экономики;

  • институциональная структура регулирования международной экономики, принципы ее формирования, тенденции развития и пути совершенствования.

Программа разработана для магистрантов, обучающихся по направлению 080100.68. Экономика, профиль Международная экономика. Тематические блоки лекций выстроены в порядке, который позволяет более подробно изучать отдельные вопросы курса. Учебная программа снабжена тематикой самостоятельных работ студентов по дисциплине, контрольными вопросами для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины, списками основной и дополнительной литературы, списком аббревиатур и сокращений по изучаемой дисциплине на русском и английском языках, глоссарием.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины «Международная экономика» является изучение отношений между государствами и субъектами различной государственной принадлежности по поводу трансграничного перемещения товаров, услуг и факторов производства, таких - как капитал, рабочая сила, технологии, информация, предпринимательские и управленческие способности.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть систему международной экономики, функционирующей в условиях усиления глобализации;

- выработать системный взгляд на основные противоречия и зоны сотрудничества, возникающие в процессе реализации потенциала международных экономических отношений;

- определить взаимозависимость мировых финансовых и фондовых рынков, имеющую «инфекционный» характер их воздействия на национальные рынки при кризисах и спадах;

- сформировать представление об источниках угроз и вызовах экономической безопасности России в сфере глобальных проблем, связанных с ограничениями экономического роста;

- показать возможности практического применения современных научных методик и подходов к изучению современного состояния мировой экономики;

- научить использовать методы прикладного анализа для выработки заключений и рекомендаций о состоянии международной экономической среды.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Дисциплина «Международная экономика» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана ООП по направлению 080100.68 Экономика, профиль Международная экономики. Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Макроэкономика» и «Актуальные проблемы мировой экономики и международных экономических отношений». Дисциплина является базовой для изучения следующих дисциплин: Конкурентоспособность национальных экономик, Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-3 – способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ПК-8 – способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

ПК-9 – способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне.

Таблица - Формируемые знания, умения, владения

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владения

080100.68 Экономика. Международная экономика
080100.68 Экономика. Государственные и муниципальные финансы

ОК-3

Знания:

основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам международной экономики и МЭО

Умения:

применять в практической экономической деятельности методы и модели исследований процессов и явлений международной экономики

ПК-8

Знания:

закономерностей функционирования современной экономики на макро- и микроуровне

Умения:

формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне

Владения:

навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов

ПК-9

Умения:

обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования

Владения:

методами анализа и использования различных источников информации для проведения расчетов в области международной экономики

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Курс читается для магистрантов первого года обучения в объеме 3 зачетных единицы или 108 академических часа, в том числе 84 часа самостоятельной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.

Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости магистрантов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний магистрантов.

Для аттестации магистрантов по дисциплине фонды оценочных средств включают: расчетные задания, тесты, проблемные ситуации.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания,

- проведение коллективной дискуссии по проблемным аспектам международной экономики,

- тестирование по отдельным разделам дисциплины,

- написание научного реферата, статьи

- рецензирование студентами работ друг друга.

Промежуточный контроль проводится в форме экзамена. На экзамене магистранты выполняют тестовое задание.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1. Теории международной торговли

Сравнительное преимуществомеркантилизм, абсолютное преимущество, сравнительное преимущество, теория сравнительного преимущества и современность.

Стандартная модель международной торговливзаимодействие спроса и предложения, взаимосвязь производства и потребления, взаимосвязь производства, потребления и торговли, мировая цена. Условия торговли, выигрыш от торговли и его распределение, влияние торговли на распределение доходов, взаимосвязь внешней торговли и экономического роста.

Внутриотраслевая торговляэффект масштаба и международная торговля, внешняя торговля и монополистическая конкуренция, демпинг, внешняя экономия и международная торговля, межотраслевая и внутриотраслевая виды торговли, рассматриваемые вместе.

Тема 2. Международная торговая политика

Инструменты торговой политики – импортная пошлина и другие инструменты регулирования импорта, инструменты регулирования экспорта, согласованные международные действия и инструменты

Торговая политика различных групп стран – аргументы за свободную торговлю, аргументы в пользу протекционизма, особенности торговой политики развивающихся стран, особенности торговой политики России, многостороннее регулирование внешней торговли

Тема 3. Международная валютная система

Платежный баланс – понятие и принципы составления платежного баланса, структура платежного баланса, поддержание устойчивого равновесия платежного баланса, платежный баланс России.

Международный валютный рынок – характеристика валютного рынка, виды операций на валютном рынке, валютный рынок России.

Валютный курс – теория платежного баланса, теория паритета процентных ставок, теория паритета покупательной способности.

Тема 4. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике

Макроэкономическое регулирование внутреннего и внешнего равновесиямакроэкономическое регулирование при плавающем курсе, выбор валютного режима и международное сотрудничество по поддержанию стабильности валютного рынка, роль международного валютного фонда, валютные кризисы на развивающихся рынках, уроки кризисов и будущее международной валютной системы.

2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий

Тема 1. Факторное преимущество

Факторы производства, теорема Хекшера-Олина, выравнивание цен на факторы производства, эмпирическая проверка модели Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.

Тема 2. Международная мобильность факторов производства

Международная мобильность капитала, межвременная торговля, прямые зарубежные инвестиции, международные корпорации, международная миграция рабочей силы.

Тема 3. Международная миграция рабочей силы

Теории международной трудовой миграции, Виды трудовой миграции, Экономические эффекты миграции, Масштабы и направления миграции рабочей силы, Количественные показатели и масштабы миграции, Направления миграции, Государственное регулирование миграции.

Тема 4. Международная передача технологии

Теории влияния технического прогресса на международную торговлю, международное движение технологии, модель технического прогресса, цикл жизни товара в международной торговле, механизмы международной передачи технологии, формы передачи технологии, торговля лицензиями, международное техническое содействие, государственное регулирование передачи технологии.

Тема 5. Международные финансовые рынки

Международный рынок валют, формы торговли валютой, структура валютного рынка, международный рынок долговых обязательств, структура кредитного рынка, международный рынок долговых обязательств, проблема международной задолженности, структура рынка акций, зрелые рынки, развивающиеся рынки, международный рынок финансовых дериватов, структура рынка дериватов, торговля на биржах, внебиржевая торговля

Тема 6. Международная валютная система

От золотого стандарта к Бреттон-Вудской системе, эволюция международной валютной системы после краха Бреттон-Вудской системы, европейская валютная система, эволюция курса рубля в России.

3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме по обсуждению актуальных проблем международной экономики, работа в команде для решения теоретических и практических задач, выступления с презентациями по результатам индивидуальной работы.

Самостоятельная работа магистрантов предполагает подготовку к дискуссиям в аудитории, написание рецензий на научные статьи, выполнение индивидуальных работ (докладов и научных рефератов) и подготовку презентаций по результатам этой работы.

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1 Перечень и тематика индивидуальных работ студентов по дисциплине

Каждый магистрант должен выбрать не менее чем по пять вопросов-заданий, приведенных ниже, и ответить на них письменно с развернутым обоснованием.

1. Почему теория международной экономики рассматривает товар не как продукт производства, а как предмет совокупного спроса и предложения?

2. Какие промышленные и сельскохозяйственные товары и при каких условиях оказываются неторгуемыми?

3. Приведите примеры неторгуемьих товаров, которые при определенных условиях могут продаваться за рубеж.

4. Нужно ли добавить в простейшую схему международной экономики еще одну экономическую силу – правительство или государство – и каково будет ее влияние?

5. Имеет ли экономический смысл кооперация в таком факторе производства, как земля? Приведите аргументы за и против положительного ответа.

6. Если товар – это использованный фактор производства, то может ли быть последний товаром? Относится ли понятие мировой торговли только к торговле товарами или и к торговле факторами производства?

7. До какой степени равновесная цена на товар на мировом рынке может отличаться от равновесных цен на этот же товар в каждой из торгующих стран? Может ли внутренняя цена каждой из стран быть выше мировой равновесной цены?

8. Китай хорошо обеспечен рабочей силой, а Россия – землей. К какому типу факторов производства относятся китайская рабочая сила и российская земля? Могут ли они быть основой долгосрочного конкретного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких товаров?

9. Иногда международной экономикой считают только внешнеэкономические связи государств друг с другом, международные экономические отношения. Приведите аргументы за и против такого подхода.

10. В условиях высокой инфляции какой метод внешнего финансирования является более приемлемым – получение внешнего займа правительством или использование части государственных резервов – и почему?

11. Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в его производстве? Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве?

12. Затраты труда на производство автомобиля в России в силу устаревшей технологии выше, чем в развитых странах Запада. Но зарплата российского рабочего значительно ниже, чем на Западе. В свете теории сравнительных преимуществ обсудите популярный тезис о необходимости защиты отечественной автомобильной промышленности от иностранной конкуренции.

13. В свете теории сравнительной обеспеченности факторами производства обсудите тезис о том, что небольшие развивающиеся государства не располагают в изобилии ни одним из факторов производства и поэтому не в состоянии экспортировать что-либо и, следовательно, должны быть объектом постоянной помощи со стороны развитых государств.

14. Какие факторы производства можно считать в России избыточными: капитал, землю или труд? На чем основываются ваши суждения? Какие товары в этой связи Россия должна производить и продавать – капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности землей, или трудоемкие?

15. Перечислите основные черты стандартной модели международной торговли.

16. Дайте определение понятий предельного уровня трансформации и предельного уровня заме имения. Что между ними общего и что различно?

17. Почему стандартная модель предполагает возрастающие издержки замещения? Что это значит?

18. Из каких компонентов складывается выигрыш от торговли в стандартной модели? Дайте их определение.

19. В чем особенности стандартной модели применительно к малой стране?

20. Может ли торговля развиваться только на основе различий в предпочтениях потребителей в разных странах? Почему?

21. Объясните экономический смысл понятия взаимного спроса применительно к международной торговле.

22. Что такое общее международное равновесие?

23. Дайте определение понятию условий торговли. Каковы их главные компоненты и виды?

24. В каком случае экспорт и импорт считаются эластичными и в каком – неэластичными?

25. Из каких компонентов состоит влияние изменения цен на спрос на импорт ?

26. Определите с точки зрения влияния на международную торговлю понятия экспорторасширяющего роста, импортозамещающего роста и нейтрального роста.

27. Дайте определение торгуемых и не торгуемых товаров.

28. Как определяется реальный обменный курс в модели торгуемых/неторгуемых товаров?

29. В чем заключается правило торгуемых/не торгуемых товаров

30. В каком случае при свободном передвижении факторов производства между странами может сокра­титься торговля товарами?

31. Как теория международной торговли Хекшера-Олина рассматривает международную торговлю то­варами и международное движение факторов капитала – как взаимоза-мещающие или взаимодополняющие элементы? Почему?

32. В России процентные ставки относительно выше, чем в Европе. Если пренебречь проблемой риска, с точки зрения межвременной торговли заинтересованы ли инвесторы в Западной Европе сократить текущее потребление во имя увеличения потребления в будущем? В чем выра­зится их интерес на практике?

33. В какой из стран будет большая склонность к текущему и в какой – к будущему потреблению:

а) Туркменистане, где существуют большие запасы газа, не требующие крупных инвестиций для их разработки;

б) Японии, опережающей другие страны по темпам развития новейших технологий;

в) Эстонии, активно совершающей экономические реформы и быстро перешедшей к рыночной экономике?

34. В чем сходство и различие между:

а) зарубежными прямыми и портфельными инвестициями;

б) зарубежными прямыми инвестициями и международными займами;

в) зарубежными портфельными инвестициями и международными займами?

35. Снятие ограничений на пути международного передвижения капитала ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Справедливо ли это утверждение? Почему?

Что такое экономическая интеграция? Каковы ее предпосылки и цели?

Каковы основные этапы интеграционного процесса, что в них общего и разного?

36. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка.

37. Каковы критерии оценки интеграции с точки зрения создания сво­бодной от ограничений системы международной торговли?

38. При золотом стандарте, особенно до 1914 г., валютные курсы были весьма стабильны и изменялись редко. Напротив, в межвоенный период резкие колебания курсов стали обычным явлением. Что, на ваш взгляд, мешало странам зафиксировать стоимость своих валют в золоте?

39. Каковы основные факторы, определяющие спрос на деньги в России в настоящее время?

40. Некоторая страна имеет большое положительное сальдо текущего баланса и еще большее отрицательное сальдо движения капитала, что приводит к необходимости его финансирования за счет государственных резервов. О чем говорят эти тенденции? Что скорее всего происходит с реальным валютным курсом? Какой знак имеет сальдо государственного бюджета? Почему?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра «Мировой экономики и международных отношений»
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры «Мировой экономики и международных отношений»

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра «Мировой экономики и международных отношений»
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры «Мировой экономики и международных отношений»

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Мировой экономики и мировой политики Отделение Международных отношений Кафедра Мировой экономики

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет мировой экономики и мировой политики Кафедра международных валютно-финансовых отношений

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПрограмма вступительного испытания по направлению магистерской подготовки...
Составители: Осипов В. А., доктор экон наук, профессор кафедры мировой экономики и международных отношений, Жилина Л. Н., доцент...

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconСовет департамента международных отношений факультета мировой экономики...
Д и н., профессор, руководитель Департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики ниу вшэ, председатель...

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов указанного профиля

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconМеждународных отношений (университет) мид россии кафедра мировой экономики
«Сравнительный анализ роли государства в социально-экономических моделях Японии и Южной Кореи»

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины «Международная интеграция и международные организации в атр» составлена в соответствии с требованиями...

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины «Международная интеграция и международные организации в атр» составлена в соответствии с требованиями...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную