Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю






Скачать 124.96 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю
Дата публикации20.07.2015
Размер124.96 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)»

Кафедра экономики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и

инновационному развитию



__________________ Р.Ф. Габидуллин

«_29_»__августа___2014 г.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Рабочая программа дисциплины

Направление: 38.06.01 Экономика (Уровень подготовки кадров высшей квалификации)

Направленность: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. региональная экономика)

Уфа 2014
1. Цели освоения дисциплины

Курс «Институциональная экономика» по содержанию отражает идеи современных и динамично развивающихся направлений институциональной экономики. В курсе изучается конкретный экономический порядок, или экономическая организация общества, как взаимосвязь многообразных форм деятельности, управления и контроля в экономике, понимаемых как эволюционирующие, непрерывно развивающиеся формы, тесно связанные с экономической властью, технологией и культурой.

Важное место в этой теории отводится технологии, которая является одним из основных факторов, влияющих на системную эволюцию общества, функцию управления производством и корпорацией, результаты экономической деятельности в целом. Технология представляет собой основу процесса становления постиндустриальной организации общества.
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина «Институциональная экономика» относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности, включенным в обязательные дисциплины образовательного цикла основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по направленности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) и всего на ее изучение отводится 108 часов (36 часов аудиторной работы и 72 часа самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения.
3. Основные задачи курса «Институциональная экономика»

Познакомить аспирантов с основными идеями теории экономических институтов, прикладными аспектами институциональной экономики. В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать основные понятия и концепции институциональной теории;

иметь представление о текущих тенденциях развития институциональной экономики;

обладать навыками институционального анализа и проектирования реальных экономических систем.
4. Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины

Коды

компе­тенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате изучения дисциплины аспирант должен знать, уметь, владеть)

УК-1

Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Знать

- основные понятия институциональной экономики;

- историю развития институциональной экономической теории;

- социально-экономический смысл функционирования институциональных субъектов экономики

- особенности функционирования институциональных субъектов экономики на мезо- и макроуровнях

Уметь

- критически оценивать результаты научных исследований

- видеть перспективы развития экономической науки

- генерировать новые идеи при решении научно-исследовательских задач, в том числе в междисциплинарных областях

    - готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений

    - использовать теоретические знания для решения научно-исследовательских задач

- анализировать деятельность институциональных субъектов экономики, применяя современные методы исследования

- разрабатывать научно обоснованные предложения по повышению эффективности функционирования институциональных субъектов экономики на мезо- и макроуровнях

Владеть

- терминологией институциональной экономической теории

- методами и навыками анализа деятельности институциональных субъектов экономики

- навыками научной аргументации на основе знаний институциональной экономической теории


УК-3

готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

ОПК-1

способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий


ПК-2

способность проводить анализ институциональных субъектов экономики и осуществлять проектирование региональных экономических систем


4. Структура и содержание дисциплины «Институциональная экономика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

(108 часов)



п/п

Раздел дисциплины

Год обучения

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)

Формы промежуточной аттестации (по итогам освоения дисциплины)

Лекции

Самостоят работа

ИТОГО


1

2

3

4

5

6

7


8

1.

Условия возникновения и развития институциональной экономической теории

1

24

4

16

20

Устный опрос

2.

Методологические особенности институциональной экономической теории

1

25

8

14

22

Устный опрос

3.

Институционализм и неоинституционализм

1

26

8

14

22

Устный опрос

4.

Проблема экономического порядка общества и его развития

1

27

8

14

22

Устный опрос

5.

Современное общество – продукт индустриальной революции

1

28

8

14

22

Устный опрос




Всего







36

72

108

Экзамен


Содержание курса «Институциональная экономика»

Раздел 1. Содержание курса
Раздел 1. Условия возникновения и развития институциональной экономической теории

Завершение промышленной революции и становление рыночной экономики; изменение экономического устройства общества и его объективные причины – центр интересов институционалистов. Первые институционалисты.

Институционализм и неоклассический mainstream в экономической теории. Интерпретация «основного течения» экономической науки. Место институционального направления в современной экономической теории и науке управления. «Почему экономика не является эволюционной наукой?» (Т. Веблен). Жизнеспособность институциональной экономической теории.
Раздел 2. Методологические особенности институциональной экономической теории

Методологический индивидуализм и холизм. Междисциплинарный подход: преимущества и недостатки. Особенности структурно-функционального теоретизирования. Метод case study. «Методология позитивной экономической теории» М. Фридмена и ее критика.

Философские основания институциональной экономической теории. Американский прагматизм. «Вихревая DMD-модель» ф. Мировски.
Раздел 3. Институционализм и неоинституционализм Институционализм «старый» и «новый»: различия в понимании природы человека, общества, институтов. Институт как «особый способ существования общества» и «преобладающая духовная позиция» (Т, Веблен). Эволюция институтов. Институт как «консервативный» фактор развития общества. Смысл «бесконечной институциональной регрессии» (Дж. Ходжсон).

Связь институтов с процессами, структурами, побуждениями в традиционном институционализме; первостепенность исследования процессов и их влияния на институты. Технология как предпосылка существования институтов.

Правовой институционализм Дж. Коммонса. Понятие и виды трансакций. Трансакция как процесс. Особенности управленческих (managerial) трансакций. Технологическая и «собственническая» стороны товара. Категория трансакционных издержек.
Раздел 4. Проблема экономического порядка общества и его развития

Социально-экономическая структура общества – продукт культурно-исторического развития. Две основные формы экономической деятельности человека: производство и обмен. Дихотомия институционального и технологического Веблена-Эйрса.

Природа и человеческая деятельность. Технологический потенциал природы. Роль труда, форм общения, возникновения языка и мышления в становлении и развитии общества и человека.

Роль концентрации капитала и технологии в возникновении «зрелой» корпорации (Дж.К. Гэлбрейт). Технология как основной фактор, влияющий на системную эволюцию и результаты экономической деятельности. Институт «техноструктуры». Влияние господства техноструктуры на производство, управление, потребление и структуру рынка. Корпорации и государство. Необходимость прогнозирования и планирования деятельности корпорации. Ограничения на рост корпорации. Планирующая и рыночная системы: особенности взаимодействия и сосуществования. Цели организаций в планирующей и рыночной системах.

Поведение человека. Объективное и субъективное в поведении. Свобода выбора и ее границы. Детерминированность поведения человека объективными обстоятельствами. Человек как «биосоциальное существо». Бессознательные процессы и множественность уровней сознания (Дж. Ходжсон).

Теория праздного класса Т. Веблена. Демонстративное потребление: значение для микроэкономической теории потребительского выбора. «Эффект Веблена» (X. Лейбенстайн). Эндогенный характер предпочтений и технологии.

Рынки как институты. Фирма и рынок как альтернативные модели организации бизнеса в теории Р. Коуза. Преимущество кооперации и «командных действий» как одна из основ существования фирм.

Институциональная макроэкономика и ее акцент на зависимости макроэкономических результатов от поведенческих переменных и структуры власти.
Раздел 5. Современное общество – продукт индустриальной революции

Две стороны индустриальной революции: развитие институтов рынка и капитала; технологические трансформации.

Логика индустриальной революции. Разделение труда и машинная технология. Рост производительности труда. Социальные и политические трансформации. Непрерывный характер технологических переворотов.

Простая кооперация – мануфактура – фабрика (К. Маркс). Крупное машинное производство. Концепция эволюции институтов капитализма М.И. Туган-Барановского. Особенности промышленной культуры России и Западной Европы. Типы фабрики в ее историческом развитии. Причины высокой концентрации промышленного производства.

Й. Шумпетер об исторической эволюции капитализма и предпринимательства. Процесс «созидательного разрушения» и изменение институциональной структуры капиталистического общества. Эволюция контрактных отношений.

Развитие науки и превращение ее в непосредственную производительную силу. Институционализация науки. Наука как функция капитала.

Технологический уклад. Смена технологических укладов. Переход к постиндустриальному информационному обществу.

Общая характеристика институциональных изменений. «Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности» (Дж. Ходжсон). Институциональные изменения и эффективность. Проблема зависимости от предшествующего пути развития (path dependence). Механизмы распространения институциональных изменений. Изменение институтов во времени: эволюция и революция.
5. Образовательные технологии

Методы проведения аудиторных занятий: изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных занятий, контактных часов и самостоятельной работы аспирантов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.

Форма проведения самостоятельной работы: важным компонентом изучения курса является самостоятельная работа аспирантов, которая включает в себя чтение обязательной и дополнительной литературы, в том числе на английском языке, написание реферата и освоение других источников.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Институциональная экономика»
7.1. Основная литература


  1. Васильцова, В. М. Институциональная экономика: учебное пособие / В. М. Васильцова, С. А. Тертышный. - СПб. : Питер, 2012. - 256 с Допущено УМО РФ

  2. Мамаева, Л. Н. Институциональная экономика / Л. Н. Мамаева. - М. : Дашков и К, 2012. - 320 с.

  3. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И. Агапова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. //Znanium.com


7.2. Дополнительная литература


  1. Одинцова, М. И. Институциональная экономика: учебное пособие / М. И. Одинцова. - 3-е изд. - М. : Изд. дом Гос. ун-та -Высшая школа экономики, 2009. - 397 с. Рекомендовано УМО в области экономики РФ

  2. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с. - (Высшее образование). //Znanium.com

  3. Агапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И. Агапова. - М.: Магистр, 2009. - 269 с. //Znanium.com


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятий по дисциплине «Институциональная экономика», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов, имеется необходимая материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:

– лекционная аудитория, оснащенная мультимедийными проекторами с возможностью подключения к Wi-Fi, маркерными досками для демонстрации учебного материала;

– специализированные компьютерные классы с подключенным к ним периферийным устройством и оборудованием;

– аппаратурное и программное обеспечение (и соответствующие методические материалы) для проведения самостоятельной работы по дисциплине.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (Уровень подготовки кадров высшей квалификации), учебного плана Академии ВЭГУ по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (Уровень подготовки кадров высшей квалификации), направленность – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. региональная экономика).
Автор: Фаттахов А.А., канд. экон. наук, профессор



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Направление подготовки: 080200. 62 – Менеджмент, 230100. 62 Информационно-вычислительная техника

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Профиль подготовки: финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономика предприятий и организаций

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
...

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Дисциплина «Юридическая деонтология» является дисциплиной регионального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Мировая экономика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин...

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Специальность: 080105. 65 Финансы и кредит, 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080504. 65 Государственное и муниципальное...

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconИстория экономики
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2009. – 292 с

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Дисциплина «Конституционное (государственное) право зарубежных стран снг» является дисциплиной государственно-правовой специализации...

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Муниципальное право» является вариативной частью раздела Б. 3 «Профессиональный цикл» ооп впо по направлению подготовки...

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра экономики утверждаю iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную