Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы






Скачать 130.32 Kb.
НазваниеАнкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы
Дата публикации16.07.2015
Размер130.32 Kb.
ТипАнкета
e.120-bal.ru > Экономика > Анкета
Основные результаты обследования в интересах «Стратегии – 2020»

«Среднесрочные и долгосрочные ожидания и прогнозы макроэкономической динамики России в независимом профессиональном экспертном сообществе»

Институт «Центр развития» НИУ-ВШЭ (к.э.н. Смирнов С.В., Акиндинова Н.В.)

Содержанием работ является сбор и анализ информации о среднесрочных и долгосрочных ожиданиях в профессиональном экспертном сообществе. В опросе принимали участие эксперты из ведущих российских и зарубежных аналитических центров, коммерческих и инвестиционных банков, крупных промышленных компаний, а именно аналитики, в чьи профессиональные и должностные обязанности входит прогнозирование макроэкономических показателей. В качестве первичной панели российских и иностранных компаний, имеющих в своем составе подразделения или специалистов, специализирующихся на прогнозировании макропараметров экономики России были выбраны следующие 41 организация (см. Таблицу 1). По разным причинам 9 организаций не смогли принять участие в опросе; в соответствующих клеточках поставлены прочерки.

Всего в опросе приняло участие 32 организации, из них: аналитических групп и институтов – 10; коммерческих и инвестиционных банков, финансовых компаний – 18; компаний реального сектора - 4. 19 участников представляло российские организации, 13 – иностранные (в эту категорию входят, в частности, «дочки» иностранных банков).

Перечень прогнозных показателей в Анкете содержал ключевые индикаторы (характеризующие динамику ВВП, промышленного производства, инвестиций, потребительских расходов, инфляции, валютного курса, важнейших показателей платежного баланса, в погодовом выражении на период до 2020 года) (всего около 300 показателей).

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы.
Таблица 1. Первичная и итоговая панель участников опроса

Организации (в порядке их англоязычных названий)*

Участие в опросе

Центр развития

+

АВТОВАЗ

-

Альфа-банк

+

Bank of America Merrill Lynch

+

BNP Paribas

-

БДО Юникон

+

Bank of Finland’s Institute for Economies in Transition

+

BP

+

Citibank

+

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

+

Deutsche Bank

-

Экономическая экспертная группа

+

Economist Intelligence Unit

+

Энергопроманалитика (Росатом)

+

Газпромбанк

+

HSBC Bank (RR)

+

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

+

Институт экономической политики им. Е. Гайдара

-

Институт экономики РАН

+

The Institute of International Finance

-

ING Bank Eurasia

+

J.P.Morgan

+

КАМАЗ

+

Лукойл

+

МДМ банк

-

Номос Банк

+

Oxford Economics

+

Открытие Капитал

+

Raiffaisen Bank

+

Ренессанс Капитал

+

РАНХ и ГС

-

Сбербанк: Центр макроэкономических исследований

+

Система

+

Тройка-Диалог

+

Банк Траст

-

UBS

+

UniCredit Bank

+

УРАЛСИБ

+

The Vienna Institute for International Economic Studies

+

Внешэкономбанк

-

ВТБ Капитал

+

Примечание: * В первой строке отдельно указан Центр развития, проводивший опрос экспертов

Источник: Центр развития

Макропрогнозы: спектры мнений


Консенсус-прогнозы (средние по всем участникам опроса), а также минимальные и максимальные оценки для каждого макропоказателя представлены на Рисунке 1 (см. также приложение ).1 Подытожим здесь главные результаты по основным индикаторам:

Реальный ВВП: консенсус-прогноз темпов роста реального ВВП лежит в диапазоне 3,6-4,0% в год на протяжении всего периода 2011-2020 гг., что означает рост ВВП к 2020 г. на 37% по сравнению с 2011 г. Приходится констатировать, что для такой страны как Россия это не слишком высокий темп. Скажем, Индия и Китай растут темпами в 2-3 раза выше, а до кризиса 2008-2009 г. «естественным» темпом для России считались примерно 7% в год.







































Источник: Центр развития

1)— Консенсус-прогнозы, максимальные и минимальные прогнозы по результатам опроса профессиональных прогнозистов

Сейчас даже наиболее оптимистичный прогноз составляет 5-6% в год (прирост на 58% по сравнению с 2011 г.), а самый пессимистичный  предполагает полную стагнацию: начиная с 2013 г.: за восемь лет с 2013 г. по 2020 г. Россию ждет три года абсолютного спада (2013-2014 гг. и 2017 г.) и пять лет «микроскопического» роста (0,5-1%). Общий спад за эти годы составит 2,6%, а по сравнению с 2011 г. объем реального ВВП почти не изменится (снижение на 0,3%)

Согласно Консенсус-прогнозу, номинальный ВВП вырастет к 2020 г. до 116 трлн. руб. По сравнению с 2011 г. это означает прирост на 120% (в 2,2 раза), что фактически предполагает дефлятор ВВП, равный 5,4% в год. Максимальный прирост номинального ВВП, согласно нашему опросу составил 142 трлн. рублей; при росте реального ВВП на 5-6% в год это означает дефлятор 4,9% в год. Минимальный прирост номинального ВВП, согласно нашему опросу составил 88 трлн. рублей; при фактической стагнации реального ВВП это означает дефлятор в размере 6,6% в год. Таким образом, главные причины различий в траекториях номинального ВВП эксперты видят в различной динамике реального сектора; траектории дефляторов ВВП, соответствующие разным сценариям, более или менее близки друг ко другу.

Консенсус-прогноз по промышленности предполагает рост в среднем на 4% в год (чуть меньше, чем ВВП), максимальный прогноз – 7,2%, минимальный – в среднем 0% (стагнация), при спадах в 2015 г. и 2017 г.

Консенсус-прогноз оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) предполагает рост в среднем 4,8% в год, максимальный прогноз – 7,3%, минимальный – 1,4%. При этом консенсус прогноз среднегодового роста реальных располагаемых доходов равен 4,3%, максимальный – 7,3%, минимальный – 1,4%. По сравнению с первым десятилетием XXI века даже самый оптимистичный прогноз предполагает резкое замедление роста потребительских расходов (в 2001-2010 оборот розничной торговли рос в среднем на 10% в год, а если взять только докризисные годы, то в среднем – на 12,4% в год).

Консенсус-прогноз предполагает рост инвестиций в основной капитал на 6,1% в год, максимальный – 13,4%, минимальный – на -0,9% (из-за резких сокращений в 2013 г. и 2017 г.). Верхняя граница примерно соответствует докризисным темпам, а нижняя – десятилетней стагнации.

Консенсус-прогноз реальных располагаемых доходов предполагает резкое замедление их роста - до 4,3%. Максимальный прогноз (10,8%) примерно соответствует докризисному уровню, а самый пессимистичный прогноз исходит из стагнации реальных располагаемых доходов (обычно – 0%, а в кризисные 2015 г. и 2017 г. вообще ожидается их снижение). При этом эксперты ожидают заметного роста средней заработной платы, выраженной в долларах: согласно консенсус-прогнозу в 2020 г. она достигнет 1560 долл./мес. (рост почти в раза по сравнению с 2011 г.); минимальный прогноз предполагает среднюю зарплату 1000 долл. (прирост 37%), максимальный – 1940 долл. (прирост 133%). Различия в динамике реальных доходов и долларовой заработной платы в значительной степени определяются динамикой валютного курса: консенсус-прогноз предполагает умеренную девальвацию рубля (на 12% к концу 2020 г. по сравнению с концом 2011 г.); прогноз, предполагающий ревальвацию рубля, называет в качестве верхней границы этой ревальвации 2,3% (то есть указывает на фактическую стабильность курса доллара в течение последующих девяти лет); прогноз, предполагающий девальвацию рубля, ограничивает масштаб девальвации величиной 38% (большая часть этой девальвации приходится на 2017 г., который некоторыми экспертами рассматривается как кризисный).

Консенсус-прогноз по потребительской инфляции предполагает очень постепенное снижение инфляции до 4,9% в 2020 г.; иными словами, ожидается, что достаточно высокая «фоновая» инфляция сохранится в течение достаточно большого периода времени. Самый оптимистичный прогноз по инфляции указывает на ее замедление до 3% к 2020 г. (уровень, обычно считающийся все же слишком высоким для развитых стран), а самый пессимистичный – новое ускорение инфляции до 9-10% в год.

Консенсус-прогноз сальдо федерального бюджета указывает на его стабильный дефицит, впрочем, довольно умеренный (2% от ВВП к 2020 г.). Самый пессимистичный прогноз предполагает увеличение дефицита до 6% от ВВП, а самый оптимистичный – сохранение стабильного профицита во все годы до 2020 г. включительно на уровне около 1,5% от ВВП.

Эксперты ожидают более быстрого роста товарного импорта в сравнении с экспортом. Вследствие этого торговое сальдо, как ожидается, будет иметь тенденцию к снижению. Консенсус прогноз указывает на снижение с 187 млрд. долл. в 2011 г. до 35 млрд. долл. в 2020 г.; самый оптимистичный прогноз – на снижение с 227 млрд. долл. до 143 млрд. долл.; а самый пессимистичный – предполагает, что в 2016 г. торговое сальдо станет отрицательным, в а к 2020 г. оно достигнет минус 183 млрд. долл.

Примерно такие же тенденции можно проследить в динамике счета текущих операций (СТО), однако для этого показателя уже не только наиболее пессимистичный прогноз, но и усредненный консенсус-прогноз предполагает переход в отрицательную область (пессимистичный прогноз – уже в 2013 г., консенсус-прогноз – в 2017 г.). Это означает, что не только пессимистичный, но и консенсус-прогноз исходят из того, что отток капитала из России будет продолжаться. Самый оптимистичный прогноз СТО предполагает стабилизацию СТО на уровне 110-120 млрд. долл., начиная с 2016 г., что очевидно невозможно без возобновления притока иностранного капитала.

Консенсус-прогноз нефтяных цен предполагает, что они – после небольшого падения в 2012-2013 гг. (до уровня 99 долл./барр.)  вновь начнут расти и к 2020 г. вырастут до 117 дол./барр. Оптимистичный прогноз указывает на рост нефтяных цен до 160 долл./барр. в 2020 г. И даже самый пессимистичный прогноз не предполагает сколько-нибудь значительного их падения ниже уровня 80 долл./барр. (исключая «кризисные» 2013 г. и 2017 г., на которые один из экспертов спрогнозировал цены на уровне 70 и 75 долл./барр., соответственно). Таким образом, даже самый пессимистичный прогноз исходит из представлений о довольно благоприятных внешних условиях.

Основные результаты опроса: усредненные прогнозы на 2011-2020 гг.




1.1Результаты обработки качественных вопросов

1.1.1Вероятность кризиса (снижения ВВП)


Максимальной, согласно результатам опроса, считается вероятность кризиса в 2013 г. (41%). Для этого года 14 из 30 ответивших на соответствующий вопрос экспертов указали «умеренную» или «высокую» вероятность кризиса. Для большинства других лет средняя вероятность кризиса мало отличается от 30%, что корреспондирует с «низкой» (хотя и не «очень низкой») вероятностью кризиса.



Источник: Центр развития

2)— Вероятность снижения ВВП (согласно опросам в августе и ноябре 2011 г.)
Следует также отметить, что по сравнению с опросом, проводившимся в августе 2011 г., оценки вероятности кризиса в 2012-2013 гг. сейчас немного выросли, а в остальные годы – снизились (в августе вопрос задавался только относительно 2011-2015 гг.)

2.1.1Другие качественные вопросы


Отдельный блок качественных вопросов был посвящен оценке экспертами возможностей изменения важнейших институтов («правил игры» в российской экономике и в обществе). Подавляющее большинство экспертов (88%) согласилось с утверждением о том, что развитие конкуренции может дать импульс модернизации российской экономики. В то же время 81% опрошенных считает, что уровень конкуренции не может быть повышен без повышения качества других институтов. Таким образом, признавая важность развития конкуренции, большинство экспертов склоняется к мысли, что для модернизации российской экономики скорее необходимо комплексное изменение институциональной среды.

В оценке потенциала существующей политической системы с точки зрения институционального развития мнения экспертов разделились примерно как два к одному. 60% опрошенных не верит, что качество российских институтов может быть улучшено в рамках существующей политической системы, а 28% экспертов считают это возможным.










Источник: Центр развития

3)— Распределение ответов на вопросы об изменении институтов

Мнения экспертов о возможности новой волны спада в мировой экономике, связанного с непреодоленными последствиями глобального кризиса 2007-2009 гг., разделились практически поровну. 53% опрошенных считают его вполне возможным, в то время как 44% скорее нет. Так или иначе, подавляющее большинство (88% опрошенных) считает, что мировая экономика в период до 2020 года будет развиваться медленнее, чем до кризиса. При этом 59% экспертов не верят, что в период до 2020 года начнется активное вытеснение нефти другими видами энергоносителей, а 25% допускают такую возможность.

Критическая зависимость России от состояния внешней конъюнктуры практически не подвергается сомнению. 91% опрошенных связывает возможность наступления нового экономического кризиса в России прежде всего с падением мировых цен на нефть или с другими внешними причинами. Одновременно 28% экспертов допускают, что даже при неизменной конъюнктуре в России найдутся внутренние причины для возникновения следующего кризиса.














Источник: Центр развития

4)— Распределение ответов на вопросы о перспективах глобальной экономики и причинах следующего кризиса

Три вопроса анкеты касались наиболее спорных проблем бюджетной политики - структуры расходов и сбалансированности бюджета. 94% экспертов не видят необходимости в нынешних условиях ради достижения бюджетной сбалансированности сокращать расходы бюджета на образование и здравоохранение. Вместе с тем 82% считают неподъемными для российского бюджета принятые решения по повышению оборонных расходов и лишь 13 % считают это более-менее допустимым.

Большинство экспертов (78%) также считают возможным для России финансировать бюджетный дефицит путем наращивания государственного долга до 20-25% ВВП и лишь 19% высказались против такого варианта.










Источник: Центр развития

5)— Распределение ответов на вопросы о бюджетной политике

Следующий блок вопросов касался значимости отдельных факторов модернизации российской экономики. Оценивая роль государства в экономике, 82% экспертов не считают необходимым присутствие государства в экономике России в нынешних объемах в виде бюджетных инвестиций, госкорпораций, компаний и банков с государственным участием и лишь 15% считают это оправданным. Примерно также распределились ответы на вопрос о лидирующей роли государства в процессе модернизации. 81% опрошенных не считают, что модернизация возможна только в том случае, если государство будет определять ее «прорывные» направления, а 13% считают этот путь единственным.

В этом разделе 91% экспертов вновь подтвердили, что улучшение качества российских институтов является необходимым условием модернизации экономики России.

На ключевую роль открытости экономики и интенсивного притока иностранного капитала во все сектора, включая ТЭК, в процессе модернизации указали 82% опрошенных, в то время как 15% опрошенных не считают эти условия необходимыми. Относительно потенциала развития за счет внутреннего спроса мнения разделились - 56% экспертов указали на то, что в период до 2020 года экономический рост в России может опираться главным образом на рост внутреннего спроса, и немногим меньше – 41% не видят такой возможности.

Что касается модернизационного потенциала российского бизнеса, у 75% экспертов к нему скептическое отношение. Только 19% считают, что в России существует в значимых объемах бизнес, ориентированный на технологические прорывы.













Источник: Центр развития

6)— Распределение ответов на вопросы об источниках экономического роста и модернизации экономики

На вопрос о том, что же мешает российскому бизнесу в его развитии, 88% экспертов согласились с мнением, что это прямое и косвенное государственное регулирование экономики. Почти столько же 78% экспертов при этом не снимают ответственности за это с самого бизнеса, подтвердив мнение о его неумении конкурировать на международных рынках.





Источник: Центр развития

7)— Распределение ответов на вопросы о том, что мешает развитию бизнеса


1 Кроме простых арифметических средних рассчитывались также медианные прогнозы для каждого показателя по всем годам периода 2011-2020. Однако в силу отсутствия далеко отстоящих «выбросов» они обычно не слишком сильно отличались от простых средних. Во всяком случае, с качественной стороны они не были слишком информативны; по этой причине при дальнейшем изложении они опущены.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconЖурнал экономической теории, №2, 2005 Аннотации статей Ходжсон Джеффри....
Принимается во внимание важность как базовых, так и новых институтов, рассматривается роль государства в возникновении и развитии...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы icon1. Итоги реализации бюджетной политики в 2014 году и первой половине 2015 года
Основные направления бюджетной политики) разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы icon«национальный исследовательский технологический университет “мисиС”»...
«Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconПреподаватель: Еремина Елена Владимировна Вопросы к экзамену по дисциплине...
Базовые понятия институтов: социальный, политический, классический, современный, функциональный, инженерный. Подходы к исследованию...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconКонтрольные вопросы и система оценивания Учебно-методическое и информационное...
Сформировать целостное представление о закономерностях, особенностях и проблемах регионального развития и региональной политики в...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconКонспект лекций по образовательной программе повышения квалификации...
От 3 апреля 2013 года №512–р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconКонспект лекций по программе повышения квалификации «Практические...
От 3 апреля 2013 года №512 –р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconДоклад на секционном заседании до 15 минут Вопросы письменно Ответы...
Альманах «Единорогъ: Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени» (Москва)

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы iconБюджет и бюджетная система страны Вопросы: Социально-экономическая...
Бюджет — центральное звено любой бюджетной системы. Если говорить о том, что такое бюджет, на самом деле определение дается в основном...

Анкета также содержала вопросы о возможностях изменения качества институтов, времени начала следующего циклического кризиса, проблемах бюджетной политики и иные аналогичные вопросы icon1. Болевые точки российского кризиса
России, возможные сценарии государственной экономической политики, а также формулируются предложения по антикризисным мерам и «повестке...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную