Рабочая программа учебного предмета «экономика»






Скачать 128.58 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «экономика»
Дата публикации14.07.2015
Размер128.58 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
МБОУ « Муромская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»


Рассмотрено

на методическом совете
Протокол №________

от «__»______2014 г.


Согласовано

заместитель директора по УВР
Е.А. Григорова

«____»____________2014 г.

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №___

от «___»_________2014 г

Утверждаю

Директор школы
/Е.В.Ходеева
Приказ №_____от «______»_____2014 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОНОМИКА»

для 10--11-х классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе программы и.в.Липсица, размещенной в «Сборнике программно- методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Москва «ВИТА». 2008г.

Изучение экономики в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:



  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,

критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).


Учебно –методический комплекс:

  1. Липсиц И. В. Экономика.— М. ВИТА Пресс, 2011.

  2. Никитин А.Ф. Основы права. Учебник для 10-11 классов. Москва. Дрофа 2007г.

3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.:

Вита-пресс, 2008 г!;

4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;

5. Преподавание истории и обществознания в школе

Количество часов по годам обучения:

10 класс - 18 ч в неделю: 0,5 ч

11 класс - 17 ч в неделю: 0,5 ч

Итого за 2 года обучения – 35 ч.
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы контроля успеваемости: стартовое тестирование, тематическое (рубежное) тестирование, итоговое тестирование.
Плановых уроков контроля успеваемости по годам обучения:

10 класс – 2:

стартовое тестирование – 1,

итоговое тестирование – 1,

11 класс –2:

стартовое тестирование – 1,

итоговое тестирование – 1,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

Главные вопросы экономики. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые и экономические блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.

Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Главные вопросы экономической жизни общества.

Типы экономических систем. Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.

Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики.

Силы, которые управляют рынком. Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.

Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Как работает рынок. Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене.

Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различие между собственным и заемным капиталом.

Мир денег. Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартаре и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Банковская система. Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков. Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны.

Человек на рынке труда. Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда. Связь оплаты труда с его производительностью и ценами изготовляемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда.

Социальные проблемы рынка труда. Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике. Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Вида заработной платы.

Экономические проблемы безработицы. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.
11 класс

Что такое фирма и как она действует на рынке. Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства.

Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес- успеха. Маркетинг.

Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия.

Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности.

Экономические задачи государства.

Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабости рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах. Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое ВВП и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл.

Государственные финансы. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

Бюджетное тождество и бюджетный дефицит Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг.

Экономический рост. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном росте. Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.

Организация международной торговли. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявление в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

Экономическое устройство России на рубеже ХХ- ХХI вв. Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Изучаемая тема

Количество часов по темам курса

1

Главные вопросы экономики

2

2

Типы экономических систем

2

3

Силы, которые управляют рынком

2

4

Как работает рынок

2

5

Мир денег

2

6

Банковская система

3

7

Человек на рынке труда

2

8

Социальные проблемы рынка труда

2

9

Экономические проблемы безработицы

2

10

Что такое фирма и как она действует на рынке

3

11

Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия

3

12

Экономические задачи государства

2

13

Государственные финансы

2

14

Экономический рост

2

15

Организация международной торговли

2

16

Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв.

2




итого

35



МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Персональный компьютер - рабочее место учителя

2.Телевизор

3.Принтер + сканер+ ксерокс

4. Набор учебных дисков
Цифровые образовательные ресурсы


  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • http://hsemacro.narod.ru/lib/libcontent.htm

  • http://hsemacro.narod.ru/1kurs.htm

  • http://micro.economicus.ru

  • Образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru

  • Агенство консультаций http://www.akdi.ru

  • МФ РФ статистика http://www.eeg.ru

  • Макроэкономическая статистика http://www.vedi.ru/statbase.htm#1

  • Аналитические доклады http://www.nns.ru/analytdoc/anal2.html

  • Институт экономики переходного периода http://www.online.ru/sp/iet/trends/

  • Экспертный институт экономики России http://www.exin.ru/test/doc.html

  • Реферат http://referats-tv.stars.ru/link/

  • Библиотека Либертариума http://www.libertarium.ru/libertarium/library

  • Библиотека на сайте Europrimex Corp http://www.europrimex.com/education/center_line.htm

  • E-MANAGEMENT http://e-management.newmail.ru/

  • Институт экономики переходного периода http://www.iet.ru/

  • I.Marketing http://www.marketing.spb.ru/

  • Корпоративные финансы http://www.cfin.ru/

  • Библиотека научных работ на сайте Бандурина А.В. http://science.newmail.ru/

  • Библиотека научных работ на сайте Бандурина А.В. http://www.fiper.ru/

Методические материалы

являются приложением к рабочей программе и

хранятся в отдельной папке учителя- предметника

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета по географии (наименование учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии со следующими нормативными документами

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета «Региональная экономика»
Цель учебного предмета : формирование у школьников основ экономической культуры и системных знаний об экономике региона

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета «Экономика региона»
Программа учебного предмета «Экономика региона» является составной частью школьного экономического образования

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета «География»
Рабочая программа учебного предмета «География» для X классов является структурным элементом Образовательной программы муниципального...

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса полностью составлена на основе авторской программы...

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Оу РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает...

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «История Красноярского края»
Рабочая программа учебного предмета «История Красноярского края» для учащихся 9 класса составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «экономика» iconРабочая программа учебного предмета «Экономика»
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную