Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы






Скачать 114.32 Kb.
НазваниеКазахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы
Дата публикации07.07.2015
Размер114.32 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Жазылбек Ляззат Исатайкызы,

доцент Казахского Национального Педагогического Университета им.Абая

Казахстан, г.Алматы

Формирование национальной модели многоуровневого непрерывного образования как основа развития образовательной политики Республики Казахстан

Ключевой целью образования в Казахстане является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Основной тенденцией развития высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий.

Системе высшего образования в современных условиях необходимо придание нового качества, общественного статуса, и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация.[1]

Известно, что только те науки чего- то стоят, которые способны заметно опережать свой век. К таковым, несомненно, относятся, прежде всего, науки фундаментальные, дающие теоретическое и экспериментальное обоснование новейших открытий. Они делаются людьми незаурядными, прошедшими сквозь тяжелейший труд становления ученого. Ценой своего бескорыстного и изнурительного труда они открывают пути к совершенствованию человека как личности, достойной всеобщего признания и уважения. К подготовке достойного подрастающего поколения и должны стремиться вузы, школы и научные центры. Не случайно в последние годы справедливую тревогу общественности Казахстана стало вызывать состояние подготовки и востребования кадров в стране. Прямо следует сказать, что оно находится в состоянии, требующем решительного улучшения. Не малую пользу может принести при решении этого вопроса использование зарубежного опыта.

Со времен знаменитого Сократа, цель образования состоит в том, чтобы путем домашнего воспитания, обучения в школе и, наконец, завершения становления личности в высшей школе, приобщить человека к общественной жизни. Независимо от того сознавали эту цель те, кто осуществлял воспитание и обучение подрастающего поколения эта цель как конечная оставалась неизменной. Другое дело, что само содержание воспитательного и образовательного процесса менялось в зависимости от тех конкретных задач, которые ставило общество перед собой. Так, в античности высшее образование было уделом избранных, т.е. выходцев из аристократических кругов и было всецело ориентировано на подготовку будущих государственных деятелей. В средние века господствовало религиозное образование, выполнявшее задачу рабского подчинения человека вышестоящим силам - детей отцам, бедных богатым, и т.д. и, наконец, всех могущественной силе Бога. Рыночная экономика, как убедительно показал исторический процесс его многовекового становления, нуждался в людях предприимчивых, способных пойти на любой риск ради сосредоточения в своих руках высшей степени богатства. Во всех странах с рыночной экономикой образование однозначно ориентировано на подготовку специалистов прагматического толка. Даже гуманитарное образование здесь поставлено не на службу духовного формирования личности человека, а на использование некоторых его преимуществ, для формирования имиджа и рейтинга предприимчивых людей. Обо всем этом свидетельствует обзор состояния высшего образования в странах развитого мира. Так, например, в Швейцарии, одной из стран с хорошо налаженной и наилучшей системой образования в мире, оплата за получение специальности по прикладным дисциплинам обходится в 17 900 евро в год, тогда как подготовка специалистов в сфере бизнеса, международных отношений, СМИ и бизнес администрирования стоит 26 800 евро в год. В США (Университет штата Орегон) если оплата за получение специальности по естественным наукам обходится 21 750 долл.США (или 16 500 евро) в год, то подготовка специалистов в сфере бизнеса и социальных наук стоит намного дороже – 33 000 долл.США (25 000 евро).

В просоветский период реализация всего дела просвещения и образования населения страны осуществлялось с единого центра. После распада СССР ряд трудностей, обусловленных практикой централизованного управления высшей школой, были преодолены. К ним можно отнести, к примеру, введение нового порядка выработки и внедрения в учебный процесс новых учебных планов, учета национальных особенностей республики в процессе обучения, которые и поныне находящегося в процессе далеком от своего совершенства. Однако работа по совершенствованию высшего образования в Республике еще не завершена. Ведь хорошо известно, что люди меняются с течением времени, и эти изменения могут быть настолько кардинальными, что, возможно, потребуются новые подходы к решению старых вопросов. Переход к рыночной экономике породил надежды и возможности преодоления устаревших норм и правил организации образовательного процесса на пути создания общеобразовательных и высших школ на базе частных и ассоциированных финансовых средств. Это привело к значительному сокращению затрат средств на образование. Что и обеспечило государственную поддержку частным вузам и школам, количество которых резко возросло, с такими темпами роста можно остаться без государственных вузов, которые, согласно общему мнению, обеспечивают более высокое качество подготовки специалистов. Не случайно за рубежом предпочтение отдаются государственным учреждениям. Так, в Германии количество частных учебных заведений составляет всего 2%. Не многим больше их и в других Западных странах.

Существовавшие раньше трудности обеспечения общеобразовательных школ и вузов квалифицированным персоналом преподавателей и педагогов, как рукой сняло. Не проявился ли в этом факт определенного снижения требования к качеству преподавательского состава школ и особенно вузов. Необходимо помнить, что от качества учителей и педагогов всецело зависит и качество их учеников. Между тем ни для кого не секрет, что оно требует значительного повышения, чтобы достичь уровня, соответствующего современным мировым стандартам.

Учебные планы многих вузов утверждались в спешном порядке, без должного их обсуждения в научно-педагогической среде и необходимой апробации на практике. Заметно снизилось качество выпускников, которое нуждается в коренном улучшении. Это находит свое выражение в том, что выпускники учебных заведений выходят из них вовсе не приспособленными к реальным требованиям жизни.

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания. Во-вторых, несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био- и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей. Теоретические знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях. Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗов либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность. [2]

Сформировать специалиста не просто, но все же возможно. Куда сложнее сформировать человека с широким кругозором, с должной гражданской и политической зрелостью, с цивилизованным поведением в самом современном смысле этого слова. Человека – творца своего и чужого счастья, человека, всеми своими помыслами устремленного в грядущее. А этого можно добиться только путем обеспечения экономической и политической свободы личности и непрерывного воспитания подрастающего поколения, да и всех граждан общества, на основе достижений передовой гуманитарной мысли современности. Через хорошо взвешенную систему гуманизации всего образовательного процесса, лежит столбовая дорога к формированию личности человека нового мира. Только интегрированное образование имеет большие возможности для своего развития и является перспективным. Только то образование может рассчитывать на успех, которое смело и настойчиво будет интегрироваться в мировой образовательный процесс. [3]

За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

Основным предназначением преподавателей экономики является обеспечение высокого качества экономического образования всех студентов и учащихся нашей страны. Никогда ранее это задача не была так актуальна для личного и общественного процветания все более и более изменяющегося поколения казахстанских студентов и школьников. Им придется принимать трудные экономические решения в условиях возрастающих сложностей постоянно меняющего мира.

К большому сожалению, на сегодняшний день в Казахстане не во всех школах обучают основам экономики, и, в основном, она преподается не как обязательная дисциплина, а как факультатив. В отличие от нас в США и странах Европы экономику изучают со школьной скамьи. Ведь экономическое образование дает возможность понимать экономику в объеме необходимом для аргументированных суждений об экономических вопросах, как в личном плане, так и в области экономической политики, и с которыми они столкнутся будучи членами демократического общества. Обучение тому, как выносить обоснованные суждения поможет студентам принимать эффективные решения и быть более ответственными гражданами. И действительно, важнейший шаг к пониманию экономики, как и во всех остальных областях знания, делаются тогда, когда эмоциональные суждения заменяются объективным и обоснованным анализом. Независимо от экономической подготовки каждому взрослому человеку в течение жизни приходиться отвечать на разнообразные экономические вопросы. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его голосовании в качестве избирателя, на его работе, на активности профсоюзов и других общественных организациях, а также на экономических решениях принимаемых им в качестве потребителя, производителя, вкладчика, либо инвестора. Эффективная работа всей нашей системы и личное благосостояние ее членов зависит от того, насколько качественным будет индивидуальное решение, принимаемое в подобных случаях. Для этого необходимы экономические знания и навыки. Чтобы достичь всеобщей экономической образованности, студентам необходимо помочь стать вдумчивыми читателями газет и журналов, восприимчивыми телезрителями, разборчивыми радиослушателями, научить их критическому осмыслению политических событий. Подобное отношению требует множество знаний и навыков, среди которых:

  1. Умение выделить экономические аспекты отдельных вопросов.

  2. Стремление использовать обоснованный и беспристрастный подход при их рассмотрении.

  3. Понимание основных экономических концепций и структуры данной экономической системы.

  4. Способность применять в различных сочетаниях элементы экономических знаний к конкретным ситуациям. [4]

Если нам удастся достичь поставленной цели, то молодые люди смогут осознанно и с пониманием относиться как к современным, так и к известным экономическим проблемам. Таким образом, изучение экономики даст студентам и школьникам более полное представление о мире, в котором они живут, учатся и работают, а также обеспечит их теоретической основой, помогающей принимать некоторые наиболее важные в жизни решения.
Социально-экономическая модернизация - именно так определил главный вектор развития Казахстана в своем послании Президент РК. Для достижения оптимального баланса между экономическими успехами и достижением общественных благ, правительству, по словам Главы Казахстана, необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям.

Одним из основных направлений был выделен качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Это, прежде всего, образование и здравоохранение. В ходе модернизации системы образования важно осуществить внедрение в процесс обучения современных методик и  технологий. Сегодня на основе международных стандартов успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы. Развивается сеть передовых учреждений профессионально- технического образования. Была подчеркнута необходимость распространения их опыта на всю систему казахстанского образования, подтягивая к их уровню все образовательные учреждения. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов, что будет способствовать повышению качества педагогического состава. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов.

Сложившаяся ситуация в области образования, свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран. [5]

В свете реализации данного направления Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая одним из первых разработал совместно с зарубежными партнерами образовательные программы по 21 педагогической специальности, где были использованы принципы модульности построения образовательных программ. В эти программы были включены такие новые дисциплины, как «История независимого Казахстана», «Методы исследования», «Критическое мышление», «Основы акмеологии» на примере европейских стран, в сравнении с предыдущими ГОСО компонент элективных дисциплин составляет 70%, что дает студентам больше возможностей для выбора дисциплин.

Наряду с образовательными программами по всем педагогическим специальностям нами были подготовлены образовательные программы для бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры по специальности 5В011500- «Основы права и экономики», так как, по нашему мнению, остро встала проблема подготовки учителей по основам экономики и основам права именно в педагогических вузах, выпускники которых владеют современной методикой преподавания этих дисциплин в школах, в отличие от экономистов и юристов, которых выпускают непедагогические вузы, которые впоследствии, также идут работать учителями в школы, не обладая специальными знаниями и навыками педагогических специальностей.

Вся эта работа дает возможность скорейшей трансформации государственных общеобязательных стандартов образования в национальные курикуллумы, ориентированные на результат. Осуществлен полный переход на подготовку высококвалифицированных кадров по бакалаврским, магистерским, докторским программам и кредитную технологию обучения на всех ступенях послесреднего образования. Прохождение вузами процедуры международной аккредитации завершается реализацией основных принципов Болонской декларации, обеспечивается качество подготовки кадров в соответствии с международными требованиями.

В результате реализации Концепции развития образования будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель образования, достигнуты качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире, и реализована основная цель - определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство, и удовлетворяющей потребности личности и общества.

Использованная литература:

1.Концепция развития образования Р.К. до 2015 года. Астана, 2004г.

2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира", 1 марта 2006г.

3.О.А.Сегизбаев. Преобразование социализма в рынок. Алматы, 2003г.

4. Ф. Сандерс. Основные экономические понятия. Структура преподавания. Москва 1995 г.

5.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана " Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" Январь, 2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconГ. Алматы, Казахстан
Одним из родников становления и развития исторического сознания казахского народа были орхоно-енисейские памятники. В истории они...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconРазвития города алматы до 2015 года
Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года n 167 «о стратегии территориального развития Республики Казахстан до...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы icon«Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия Гуманитарные науки»
«Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия Гуманитарные науки» полнотекстовый электронный журнал...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconЗаместитель генерального директора по корпоративному развитию и связям с общественностью
В 1992 году окончила дневное отделение индустриально-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconИнформационный бюллетень новых поступлений книг за июнь 2012 года
Алшанов Р. А. Казахстан на мировом минерально-сырь-евом рынке: проблемы и их решение: аналитический отчет. Алматы, 2011. 471с. 2...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconТоварищество с ограниченной ответственностью "корпорация связь "
Отправитель денег Государственное учреждение "Налоговое управление по Бостандыкскому району Налогового департамента по городу Алматы...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconEnvironmental and economic assessment of secondary products of phosphoric industry
Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева (050013, ул. Сатпаева, 22, Алматы, Казахстан), e-mail: fosfogips...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы icon«Глобализация и ее последствия (опыт России и Китая)». Открыл встречу...
Финансовый университет при Правительстве РФ посетила делегация Народного университета и Пекинского педагогического университета Китая...

Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая Казахстан, г. Алматы iconФонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» подвел итоги 2010 года
В астане состоялось расширенное совещание ао «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» с участием Премьер-Министра Республики...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную