Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика»






НазваниеМетодические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика»
страница1/10
Дата публикации01.07.2015
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ



для студентов направления подготовки

230700.62 –«Прикладная информатика»,

профиль «Прикладная информатика в экономике»

составитель: Танделова О.М.








Владикавказ 2014

УДК

ББК

Рецензент: к.э.н., доцент Торчинова О.В.

Танделова Оксана Мусаевна

Экономика – Владикавказ: «Терек», 2014. – с.

Данное методическое пособие призвано помочь студентам приобрести высококачественные знания по курсу «Экономическая теория», способствовать более полному усвоению теоретического материала, развивать навыки практического применения полученных знаний и самостоятельности мышления. Методическое пособие содержит значимые положения основ экономической теории, микро- и макроэкономики; задачи и упражнения; тесты; контрольные вопросы.

Адресовано для студентов направления « Прикладная информатика в экономике».

Редактор

Компьютерная верстка

© Издательство «Терек» СКГМИ (ГТУ), 2014

Подписано в печать 00.00.00. Формат 60х84/16

Тираж _______ Объем усл. п.л. Заказ №_________

Подразделение оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ)

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44

РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию

ЗАНЯТИЕ 1. Предмет и метод экономики
1. Предмет, задачи и функции экономической теории.

2. Методы изучения экономических процессов и явлений.

3. Экономические категории и законы.
Основные положения темы

Экономика:

  • хозяйство страны;

  • совокупность отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг;

  • совокупность наук, изучающих экономические отношения.

Элементы экономики:

  • человек, как цель и средство экономики;

  • естественная природа – источник ресурсов и среда обитания человека;

  • искусственная природа, включающая все, что создано человеком, - средства производства, инфраструктуру, предметы потребления, информацию.

Методы:

1. Общие мировоззренческие, которые определяются философской позицией исследователя.

2. Общенаучные:

  • метод научной абстракции,

  • метод анализа и синтеза,

  • метод индукции и дедукции,

  • системный подход.

3. Частные:

  • графические методы,

  • статистические методы,

  • методы проб и ошибок,

  • экономический эксперимент.


Упражнения к занятию № 1.

Задание 1. Дополните схему недостающими данными:

Элементы экономики

Человек

?

?

?

?

?

Искусственная природа

?

?

Информация

Средства производства

?

?

?

?

?

?

Слова для заполнения схемы: управленец, естественная природа, предметы потребления, производитель, среда обитания, средства труда, предметы труда, потребитель, источник ресурсов, производственная, социальная, природа, инфраструктура.
Задание 2. Сопоставьте названия функций экономической теории и их определения:

1. Гносеологическая

2. Критическая

3. Прогностическая

4. Общекультурная

5. Гуманистическая

6. Практическая

7. Мировоззренческая

8. Методологическая

а) вклад в разработку общечеловеческих ценностей;

б) разработка общих принципов исследования;

в) научное обоснование экономической политики;

г) теоретическое отображение экономических процессов и явлений;

д) выявление достижений и недостатков различных экономических теорий;

е) определение тенденций и перспектив социально-экономического развития;

ж) анализ научных основ воспитания и поведения;

з) анализ сущности экономической жизни общества;


Задание 3. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничения ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит госбюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

Задание 4. Назовите элементы синтеза и анализа:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединению родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкрентному.

Задание 5. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность к существованию;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.
Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией. Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.

2. На примере любых экономических категорий продемонстрируйте использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
ЗАНЯТИЕ 2. История развития экономики.
1. Экономическая мысль Древности и Средних Веков. Меркантилисты и физиократы.

2. Классическая политическая экономия.

3. Современные экономические школы.
Основные положения темы.
Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в  истории экономики можно выделить  три части:

1) экономическую историю отдельных стран и регионов;

2) историю народного хозяйства;

3) историю экономической мысли.

Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как: 

- мировоззренческую
- познавательную
- прогностическую
- культурную
- практическую

Задачи курса история экономики сводятся к следующему:
1.     рассмотрение эволюции форм общественного производства;
2.     изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;
3.     анализ альтернативности развития экономики;
4.     аккумуляция хозяйственного опыта и определение направлений экономического развития
Упражнения к занятию 2.


  1. Когда история экономики сформировалась как наука?:

а) на "заре" цивилизации;

б) в начале нашего тысячелетия;

в) в начале эры;

г) в 19 веке нашей эры;

2. В какой стране возникла старая экономическая школа?:

а) во Франции;

б) в Германии;

в) в Англии.

3. Что изучает история экономики?:

а) эволюцию научных знаний;

б) историю экономических учений;

в) эволюцию товарно-денежных отношений;

г) роль производительных сил в становлении и развитии общества;

д) эволюцию хозяйственной жизни от первобытнообщинной эпохи до современности на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран.

4. Основными критериями периодизации в истории экономики являются:

а) развитие производства;

б) развитие обмена;

в) развитие культуры;

г) развитие научного мышления;

д) развитие производственных отношений.

5. Какую формацию добавлял К. Маркс к общепризнанным в периодизации основой которой является развитие производства?:

а) капиталистическую;

б) коммунистическую;

в) индустриальную.

6. Какие методы использует история экономики:

а) единство исторического и логического;

б) экспериментирование;

в) абстрактное мышление;

г) диалектический метод;

д) экономической статистики;

е) индукции и дедукции;

ж) экономико-математические методы;

з) анализ и синтез.
7. С какими науками связана история экономики:

а) физикой;

б) математикой;

в) экономикой;

г) статистикой;

д) общей историей;

е) историей культуры;

ж) экономической теорией;

з) историей экономических учений.

8. Когда история экономики начала преподаваться как самостоятельная дисциплина в европейских университетах?:

а) на рубеже 18-19 вв.;

б) на рубеже 19-20 вв.;

в) на рубеже 17-18 вв.

9. Первая кафедра экономической истории была основана в:

а) Кембриджском университете;

б) Гарвардском университете.

10. Из какой науки выделилась экономическая история?:

а) политическая экономика;

б) философия;

в) логика.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические указания по проведению практических и лабораторных занятий...
Ннгу, обучающихся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в экономике» (бакалавриат),...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconПрограмма дисциплины
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ (проектов) для студентов по специальности 080801. 65 «Прикладная...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов...
Общие положения по выполнению и оформлению курсовой работы

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconПромежуточный отчет о самообследовании направления подготовки бакалавриата...
Од от 22. 09. 2014 г., в состав подкомиссии по самообследованию направления подготовки также входит декан факультета. Списочный состав...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Эконометрика»
Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения специальности «Прикладная информатика (в менеджменте)», изучающих...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические указания по дипломному проектированию по специальности...
В методических указаниях изложены основные требования и рекомендации студентам по выполнению, а также оформлению выпускной квалификационной...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов...
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы развить у студентов навыки самостоятельной творческой работы, углубленно изучить какую-либо...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconРабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению...
«Компьютерная математика». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 230700. 62 «Прикладная информатика»...

Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ для студентов направления подготовки 230700. 62 -«Прикладная информатика» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика заочной формы обучения, выполняющих...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную