Скачать 48.85 Kb.
|
Лекция 9. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ 4 (ЧТО ВЫБИРАЕТ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ?)
(Выбор потребителя "Угловое" решение Выявленные предпочтения)
«Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше». Экономическая теория придает этому выражению более точный смысл: «человек максимизирует полезность». Делает ли это реальный человек? Это вопрос эмпирического изучения. Экспериментальная экономика (Вернон Смит, Амос Тверски, Даниэль.Канеман и др.) показала, что он отклоняется от возможного максимума в силу разнообразных психических ограничений. Некоторые экономисты предполагают, что люди не максимизируют полезность, а стремятся к некоторому удовлетворяющему их уровню (Герберт Саймон). Имея ввиду отклонение реального поведения от модели, мы будем далее предполагать все же максимизацию: это упрощает анализ, поскольку вносит определенность и часто позволяет использовать дифференциальное исчисление. Точку максимума полезности называют точкой (состоянием) равновесия, или оптимума, потребителя. В общем виде задача максимизации полезности выглядит так: 1) Целевая функция: U→ max 2 ![]() ![]() Отметим, что аналогичную структуру имеют любые оптимизационные задачи. Графическое решение этой задачи в «стандартном» случае показано на рис.1 и хорошо известно вам по учебнику. Такое решение (при котором оба товара входят в равновесный набор) называется внутренним, а оба товара существенными. ![]() Рис. 1. Стандартное («типовое») равновесие Какова роль целевой функции и ограничений? Бюджетное ограничение показывает область возможного выбора. Ограничение в виде функции полезности показывает каким образом потребитель превращает блага в (субъективную!!!) полезность. Ограничения на область определения переменных (цен, объемов, дохода, - мы не стали их записывать для экономии времени) уточняют область возможного и рационального с точки зрения «здравого смысла». А целевая функция? Она указывает критерий выбора лучшего из возможного. Что произойдет, если мы изменим целевую функцию? Например, пусть потребитель стремится не к максимальной полезности от этих двух благ, а к максимизации своих сбережений в текущем периоде, но при дополнительном ограничении, например, полезность должна быть не меньше определенной величины U* (попробуйте придумать иную целевую функцию и определить равновесие потребителя в этом случае – 3 балла первому). Тогда равновесие сместиться в новую точку (рис.) ![]() Рис. 1б. Целевая функция и равновесие.
В этом случае выполняется несколько условий: (1) точка равновесия лежит на бюджетной линии; (2) MRS = P1/P2. Выполнение этих условий позволяет составить систему уравнений и решить задачу аналитически. Другой метод решения – метод Лагранжа, который вы будете изучать или уже изучили в курсе математики.
Однако при определенном соотношении цен, доходов и функции полезности один из товаров может не входить в набор. Тогда имеет место краевое решение, а один из товаров оказывается несущественным (рис. 2) – показать как может влиять доход, цены, функция полезности. ![]() Рис. 2. Краевое (угловое) решение Учитывая, что ни один потребитель не потребляет всех товаров, для любого потребителя можно подобрать такую пару товаров, что один из них (или оба!!!) будет несущественным. В этом случае стандартные предельные математические методы при решении задач не работают, поскольку MRS ≠ P1/P2. Необходимо использовать «нестандартные» методы решения. Однако логика помогает везде. Теперь сравним как потребитель будет реагировать на изменение цен, если его исходное равновесие было внутренним или краевым. ![]() ![]() Рис. 3. Предпочтения и реакция потребителя на изменение цены
Как мы видели в предыдущих лекциях, и функция полезности и бюджетные ограничения могут иметь более сложные конфигурации. Как будет выглядеть равновесие потребителя в этом случае? Пример 1. Равновесие в потреблении воды. ![]() ![]() Рис. 4. От фиксированной платы (льгот) к положительным предельным затратам (ценам) а) ностальгия по СССР (голосование за КПРФ) б) монетизация льгот (протест пенсионеров) в) установка счетчика на газ, воду и т.д. (возможна ли установка счетчика на воду или газ и, в тоже время, сохранение исходного уровня полезности потребителя? Попробуйте проиллюстрировать этот случай. Первому показавшему (из групп 111, 113) добавляется 4 балла (!!!) за семинары) Пример 2. Равновесие потребителя при наличии скидок с объема ![]() Рис. 5. Многоставочные тарифы и неединственность равновесия Пример 3. Равновесие потребителя при тарифе «часть включена» ![]() Рис. 6. Равновесие при условии MRS ≠ P1/P2
![]() Рис. 7. Леонтьевские предпочтения и ценовая дискриминация
![]() Рис. 8 «Советский» потребитель эпохи талонов и карточек
(Пример Сен-Симона или «хорошему привыкают быстро») ![]() Рис. 9. Доход меняет потребителя? Меняется только доход или и вкусы и доход? Как выявить что происходит?
Самуэльсон: "экономический анализ и экономическая действительность - это два разных мира, и лучшее, что можно посоветовать экономистам, - это продолжать двигать вперед логику и теорию своей науки. А для того, чтобы избежать крушения надежд или повальной шизофрении, целесообразнее всего удалиться в стены академий и работать здесь ради одной лишь достойной награды - самоодобрения исследователя". |
![]() | Оптимум потребителя. Нахождение внутреннего оптимума с помощью метода множителей Лагранжа. Краевой оптимум | ![]() | Кардиналистский и ординалистский подходы к анализу поведения потребителя. Внутренний оптимум потребителя |
![]() | Спрос означает платежеспособность населения, возможность потребителя приобрести товары в определенное время и в определенном месте.... | ![]() | Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики,... |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | Что означает, если при стабильном спросе и предложении денежной массы в экономической, системе возникает избыток денежных средств?... | ![]() | Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Управление на предприятии»,... |
![]() | Отсчет секунд от настоящего момента к концу означает, что конец близок, что конец уже наступил по ту сторону конца | ![]() | Эти вопросы, нам нужна теория, объясняющая поведение потребителя. Рассмотрим как ведет себя потребитель. Как вы себя ведете в таких... |