Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения






НазваниеПрограмма социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения
страница1/17
Дата публикации20.06.2015
Размер2.39 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Приложение

к Закону Воронежской области

«О Программе социально-экономического

развития Воронежской области

на 2012-2016 годы»

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основные положения Программы социально-экономического

развития Воронежской области на 2012-2016 годы

Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы (далее – Программа) является важнейшим элементом системы стратегического планирования в Воронежской области и служит инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной Законом Воронежской области от 30 июня 2010 года № 65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» (в редакции Закона Воронежской области от 23 декабря 2011 года № 207-ОЗ).

Настоящая Программа представляет собой управленческий документ проблемно-ориентированного характера, целью которого является определение приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, структурных подразделений правительства Воронежской области и органов местного самоуправления по достижению целей Стратегии.

Главной стратегической целью социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период является обеспечение лидирующего положения Воронежской области среди регионов Российской Федерации за счет модернизации диверсифицированной экономики, достижения нового качества социальной сферы и формирования активной общественной среды.

Программа развивает, дополняет и конкретизирует на период до
2016 года основные стратегические направления, цели и задачи, отраженные в Стратегии.

Достижение целей обеспечивается путем решения комплекса задач и реализации мероприятий в рамках приоритетных направлений деятельности, определяющих развитие Воронежской области на среднесрочную перспективу и направленных на повышение:

- уровня и качества жизни населения Воронежской области;

- эффективности экономики Воронежской области;

- эффективности государственного и муниципального управления в Воронежской области.
1.2. Итоги социально-экономического развития Воронежской
области за 2011 год

Экономическое развитие Воронежской области в 2011 году в целом соответствовало общероссийским параметрам, преобладающей тенденцией являлся рост (сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, строительство, розничная торговля, платные услуги) или стабилизация показателей.

По предварительной оценке, прирост валового регионального продукта (далее – ВРП) за 2011 год позволит превысить докризисный уровень развития экономики: рост ВРП в 2011 году к уровню 2008 года составил 106,3%.

Промышленное производство

Индекс промышленного производства по итогам 2011 года составил 108,4% к уровню 2010 года. При этом к докризисному уровню (2008 год) промышленное производство выросло в 2011 году на 11% (в среднем по Российской Федерации (далее – РФ) – на 2,7%). В добыче полезных ископаемых докризисный уровень превышен на 4,4%, в обрабатывающих производствах – на 22,3%. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в Воронежской области в 2009 – 2011 годах составили 103,6%, что превышает среднероссийские (РФ – 100,9%) и соответствует параметрам устойчивого социально-экономического развития.

Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке 2011 года превысил итоги 1990 года в 1,5 раза, в том числе в растениеводстве – в 1,9 раза.

По итогам 2011 года в Воронежской области зафиксированы три рекорда в сфере сельскохозяйственного производства (рекордные урожаи: сахарной свеклы - 7 млн. тонн, подсолнечника - 1 млн. тонн, кукурузы на зерно – 500 тыс. тонн).

К 2009 году в Воронежской области удалось переломить многолетнюю тенденцию снижения поголовья скота, сложившуюся с начала 90-х годов. Среднегодовой темп роста поголовья крупного рогатого скота в 2009 – 2011 годах в сельскохозяйственных предприятиях составляет 105%, свиней – 119%, птицы – 125%. Область занимает 1-ое место в Центральном федеральном округе (далее – ЦФО) по поголовью крупного рогатого скота и коров, 2-ое место (после Белгородской области) - по поголовью свиней и птицы.

В отрасли животноводства регион – также в числе лидеров в ЦФО: по производству молока и мяса – 2-ое, яиц – 3-е место. Рост основных видов продукции животноводства стабильно растет во многом благодаря реализации крупных инвестиционных проектов.
Потребительский спрос

Региональные рынки розничной торговли и платных услуг выросли на 17,4% и 10,8% (в РФ – на 7,2% и 2,9% соответственно). Общий уровень инфляционных процессов в Воронежской области в 2011 году складывался ниже средних показателей по РФ. Индекс потребительских цен составил в декабре 104,1% к декабрю 2010 года (в РФ – 106,1% соответственно).

Прибыль прибыльных предприятий на 1 января 2012 года достигла 26,9 млрд. рублей, что составляет 131,2% к уровню 2010 года
(по РФ – 124,2%). Значительный прирост зафиксирован на предприятиях химического производства (в 2 раза к уровню 2010 года), сельского хозяйства (в 1,6 раза). Доля прибыльных предприятий составила 76,9% от общего числа предприятий (по РФ – 71,9%).

Инвестиции

За последние два года (2010 – 2011 годы) инвестиционные вложения в экономику региона возросли на 38,1% (по РФ прирост составил 14,8%).

Переломным годом в инвестиционной сфере стал 2010 год, когда рост инвестиций составил 131,8% (по РФ – 106%), по темпам роста в
2010 году область вошла в число ведущих регионов РФ, заняв 11 место.

В 2011 году удалось не только обеспечить сохранение достигнутого уровня инвестиций, но и обеспечить их прирост. Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Воронежской области составил 152,2 млрд. рублей, или 104,8% к уровню 2010 года (по РФ – 108,3%, по ЦФО – 102,4%).

На территории Воронежской области реализуются около 100 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 200 млрд. рублей, из них иностранные инвестиции – 796,5 млн. долларов США (наиболее крупные проекты реализует компания Siemens: строительство завода по производству силовых трансформаторов и проект по созданию центра обслуживания и эксплуатации сетей). Активно осваиваются площадки, предлагаемые индустриальным парком «Масловский», планируемый объем инвестиций по проектам его резидентов составляет 21 млрд. рублей.

Доходы населения

Основным ресурсом развития Воронежской области является человеческий капитал, формирование которого невозможно без стабильного социального климата – доходов и качества жизни населения.

Усиление экономики Воронежской области, отмечаемое в последние десятилетие, положительно влияет на доходы и качество жизни населения – обеспечиваются высокие ежегодные темпы роста заработной платы, превышающие средние значения по стране.

В составе субъектов РФ по уровню заработной платы Воронежская область переместилась с занимаемого в 2010 году 59-го места на 47-ое место, а среди субъектов ЦФО заняла 8-ое место (против 12-го места в
2010 году и 15-го места до 2008 года).

По предварительным итогам, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 году составила 17,3 тыс. рублей и выросла к уровню 2010 года на 15,5% (по РФ – на 13%), реальная заработная плата выросла на 6,9% (по РФ – 4,2%).

В Воронежской области обеспечен не просто рост заработной платы, а существенный рост ее покупательной способности. Так, если в 2003 году на среднемесячную заработную плату можно было приобрести 2,7 минимальных набора продуктов питания, то в 2011 году – 6,7 таких наборов.

Решена проблема несвоевременности выплаты заработной платы на действующих предприятиях. По состоянию на 1.01.2012 года задолженность по заработной плате составила 122 тыс. рублей, против 105,2 млн. рублей на начало февраля 2010 года.

Рынок труда

В 2011 году по показателям безработицы и развитию ситуации на рынке труда Воронежская область не только вышла на докризисный уровень, но и улучшила параметры регистрируемого рынка труда.

В среднем за 2011 год уровень регистрируемой безработицы в Воронежской области составил 1,6% от численности экономически активного населения, против 2,6% в кризисном 2009 году и 2,2% – в 2010 году (в среднем по РФ – 1,8% и 2,5% соответственно).

За последние 10 лет уровень безработицы на полном рынке труда, рассчитанный по методологии Международной организации труда, сократился с 10,1% в 2000 году до 6,7% в 2010 году.

Консолидированный бюджет Воронежской области

За 2011 год доходы консолидированного бюджета Воронежской области составили 77,3 млрд. рублей (прирост на 8,5% к уровню 2010 года). В 2011 году сложилась следующая структура доходов бюджета области: собственные доходы – 70,3%, финансовые поступления из федерального бюджета – 29,7%.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Воронежской области составили 54,3 млрд. рублей, что на 14,4% выше уровня 2010 года. По объему собственных доходов Воронежская область находится на 4-ом месте в рейтинге 18-ти субъектов ЦФО и на 28-ом месте в РФ.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета Воронежской области по итогам 2011 года являются: налог на доходы физических лиц (35,2% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), налог на прибыль (20,7%), налог на имущество организаций (7,9%) и неналоговые доходы (13,2%).

Ввод новых промышленных площадей и модернизация производства позволили существенно увеличить прирост налога на имущество организаций. В 2011 году по темпу роста налога на имущество (122,4%) область заняла 1-ое место среди 18-ти областей ЦФО.

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году составили
79,5 млрд. рублей, в общей сумме которых расходы на социально-культурную сферу – 62,1%. При общем приросте расходов консолидированного бюджета за 2011 год к уровню 2010 года на 9%, расходы на социально-культурные мероприятия выросли на 18,6%.

Удовлетворенность населения

Как результат положительной динамики в социальной и экономической сфере – рост позитивной оценки населением деятельности органов государственной власти. По результатам опроса общественного мнения удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти Воронежской области за 3 последних года увеличилась с 18,6% от числа опрошенных в 2008 году до 68,3% в 2011 году (это 3-е место в РФ и 1-ое в ЦФО).
1.3. Проблемы современного этапа социально-экономического
развития Воронежской области

Несмотря на значительные успехи в социально-экономическом развитии Воронежской области, достигнутые в последние годы, по-прежнему по отдельным направлениям сохраняется отставание региона от среднероссийских темпов роста, что обусловлено наличием взаимосвязанных проблем в различных сферах экономики, социального развития и управления. Каждая из этих проблем имеет сильный мультипликативный эффект по степени воздействия на уровень социально-экономического развития, и их решение в комплексе возможно только при условии координации усилий всех ветвей власти на программно-целевой основе.

1. Достижение нового качества жизни и развитие
человеческого потенциала


1.1. Воронежская область относится к числу быстро стареющих регионов Российской Федерации, следствием чего являются высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население и социальной нагрузки на бюджет.

В 2011 году численность населения снизилась на 4 тыс. человек. Даже по оптимистичному варианту прогноза к 2020 году переломить тенденцию сокращения численности населения Воронежской области не удастся. По прогнозным расчетам, среднегодовая численность населения сократится с 2 332,8 тыс. человек в 2011 году до 2 300 тыс. человек в 2020 году. Депопуляция ведет к сокращению экономически активного населения, ухудшению половозрастной структуры и воспроизводства рабочей силы.

Доля молодежи в структуре населения уменьшается, а доля населения старше трудоспособного возраста увеличивается. В 2009 году доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения Воронежской области составила 60,4% (в РФ – 62,3%, в ЦФО – 61,6%), моложе трудоспособного возраста – 13,9% (в РФ – 16,1%).

Увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население. Коэффициент демографической нагрузки в Воронежской области на начало 2010 года составил 655,7 (в РФ – 606,1, в ЦФО – 623,9).

1.2. Результаты межрегиональных сопоставлений по отдельным показателям уровня жизни в последние годы оказываются зачастую не в пользу Воронежской области. Например, область занимает низкие рейтинговые места в ЦФО и РФ по размеру денежных доходов на душу населения, по соотношению среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, по численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения.

Среднедушевые доходы в Воронежской области существенно ниже, чем в среднем по России (13 580 рублей – 56-ое место в общероссийском рейтинге). По среднему размеру начисленных пенсий (7 087,2 рублей) Воронежская область занимает 59-ое место в РФ.

Существенной характеристикой является показатель доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности). При общих положительных тенденциях в развитии социально-экономической системы происходит рост бедности. Уровень бедности составил в 2008 году – 17,5%, в 2009 году – 19,3%, в 2010 году – 19,1% от общей численности. По уровню бедности Воронежская область находится на 70-ом месте в РФ и на последнем в ЦФО.

В стратегическом плане низкий уровень доходов значим с позиций ограниченности платежеспособного спроса домохозяйств на товары и услуги широкой номенклатуры, развития процессов повышения уровня разнообразия и качества потребительских товаров и услуг, использования сбережений как инвестиционного ресурса.

2. Реализация новой модели экономического роста

Для достижения стратегических целей развития Воронежской области в долгосрочной перспективе необходима новая модель, новое качество и высокие темпы экономического роста, реализация конкурентных преимуществ, не полностью использованных в предыдущем периоде, в первую очередь – высокого качества человеческого и научно-инновационного потенциалов.

2.1. По ключевому показателю развития – ВРП в расчете на душу населения – Воронежская область в 2010 году занимала в ЦФО 13-ое место, в РФ – 54-ое место.

2.2. По показателю объема инвестиций в основной капитал на душу населения Воронежская область в 2010 году занимала в ЦФО 5-ое место, в РФ – 30-ое место.

Позитивной динамикой отличаются и иностранные инвестиции, так в 2011 году Воронежская область занимала в ЦФО 4-ое место, в РФ – 19 место. Основной источник иностранных инвестиций – прочие инвестиции (83,7% от общего объема иностранных инвестиций, полученных в рублях).

Дефицит инвестиционных ресурсов создает серьезные ограничения для устойчивости регионального развития и занятия лидирующих позиций.

2.3. Можно констатировать наличие существенного разрыва между высоким научно-техническим потенциалом региона и низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям. Занимая лидирующее место в ЦФО по основным характеристикам научного потенциала, область заметно отстает от признанных инновационных центров. По показателю «доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг» (в 2010 году – 7,1%) регион занимает в ЦФО 5-ое место. В регионах-лидерах значение этого показателя составляет: в Республике Татарстан – 15,6%, Ульяновской области – 17,6%, Республике Мордовия – 23,1%.

2.4. Кроме того факторами, сдерживающими поступательный экономический рост на предприятиях региона, являются существующие острые проблемы рынка труда, в том числе: дефицит квалифицированных кадров рабочих и инженерных профессий и отсутствие на предприятиях служб управления персоналом, соответствующих потребностям рыночной экономики.

2.5. Промышленный комплекс Воронежской области отличает неконкурентоспособность большинства видов продукции, обусловленная, в том числе, доминированием традиционных производств, основанных на четвертом технологическом укладе, высоким уровнем износа основных фондов, низкой производительностью труда.

3. Повышение эффективности государственного и муниципального управления

Социальная ориентированность бюджета, предопределенная трендами демографического развития страны и региона, является источником жестких бюджетных ограничений и не позволяет прогнозировать в среднесрочной перспективе значительного роста государственного (областного) и муниципального участия в реализации масштабных проектов регионального развития.

При этом сохраняется значительная зависимость формирования финансовой основы территориального управления от внешних источников. В 2010 году доля безвозмездных поступлений из вышестоящего уровня бюджетной системы в доходах консолидированного бюджета Воронежской области составила 29,7% (в 2000 году – 20,3%).

В социально-экономическом плане эта сторона значима с позиций, во-первых, ограничения возможностей бюджетного потенциала региона, во-вторых, сохранения дисбаланса между расходными обязательствами органов территориального управления и доходными возможностями регионального бюджета.

Наиболее актуальной для Воронежской области является проблема значительного масштаба неучтенной экономики как совокупности скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности.

В 2010 году, по данным Росстата, в Воронежской области в неформальном секторе экономики было занято 29,8% от общей численности занятого населения (в среднем по РФ – 16,6%), это один из самых высоких значений показателя среди субъектов РФ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconЗакон Воронежской области от 8 июня 2012 г. N 80-оз "О программе...
О программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012 2016 годы

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconОтчет о результатах деятельности правительства Воронежской области за 2013 год
Для достижения данной цели сформирована система документов стратегического планирования, включающая новую Стратегию Воронежской области,...

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconОб утверждении программы комплексного социально-экономического развития...

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconПрограмма социально-экономического развития ленинградской области...
Приложение к проекту областного закона «О программе социально-экономического развития Ленинградской области на 2012-2016 годы»

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconПравительство воронежской области постановление от 5 апреля 2012...
Стратегии социально-экономического развития Воронежской области, концентрации усилий правительства Воронежской области и кредитных...

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconРаспоряжени е
Фз «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Воронежской области от 30. 06. 2010 №65-оз «о стратегии социально-экономического...

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconРеестр инвестиционных проектов, включенных в Программу социально-экономического...
Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2010-2014 годы

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconПравительство воронежской области постановление от 14 февраля 2014...
В целях координации деятельности по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Воронежской области правительство Воронежской...

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconО ежегодном областном конкурсе лучшее промышленное
В целях стимулирования развития промышленных предприятий Воронежской области, распространения положительного опыта работы лучших...

Программа социально-экономического развития воронежской области на 2012-2016 годы глава общие положения iconПлан социально-экономического развития Новосибирской области на 2015...
Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03. 12. 2007 №474,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную