Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года






Скачать 328.3 Kb.
НазваниеПриказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года
страница1/3
Дата публикации17.06.2015
Размер328.3 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3
реэкспонирование 1
ДЕПАРТАМЕНТ

ПО РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
«14» августа 2014 г. № 91
г. Воронеж
Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально-экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.06.2014
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 287 «Об утверждении Положения о департаменте по развитию муниципальных образований Воронежской области», в целях единства методологии разработки стратегий социально-экономического развития поселений п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально-экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года.

  2. Отделу программного развития (Никонов) обеспечить размещение настоящего приказа на странице департамента в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет».

  3. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений Воронежской области при разработке, актуализации и мониторинге стратегии социально-экономического развития поселений руководствоваться данными методическими рекомендациями.

  4. Признать утратившими силу приказы департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области:

- от 08.06.2010 № 16 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития городского поселения на период до 2020 года»;

- от 09.09.2010 № 29 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития сельского поселения на период до 2020 года».

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента – начальника отдела программного развития – Никонова С.Н.


Временно исполняющий обязанности руководителя департамента В.М. Тарасенко


Утверждены

приказом департамента

по развитию муниципальных образований Воронежской области

от 14 августа 2014 г. № 91



Методические рекомендации

по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально-экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения формирования на территории Воронежской области системы документов стратегического планирования, создания условий для координированного управления развитием территорий, социально-экономическими процессами, влияющими на рост конкурентоспособности, предотвращение возможных угроз, формирование на территории области эффективного местного самоуправления способствующего устойчивому развитию территорий.

Стратегия социально-экономического развития городского (сельского) поселения (далее Стратегия) – документ видения желаемого будущего муниципального образования и путей достижения этого будущего. Он определяет перспективы развития в наиболее важных, приоритетных для муниципального образования областях в целях повышения конкурентоспособности в развитии экономики и социальной сферы.

Стратегия должна также содержать идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, разного уровня власти и населения.

К разработке Стратегии могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. общественных, независимые эксперты, население.

Формулировка Стратегии, ее четкий инструментарий, в том числе и мониторинг реализации, являются основой эффективного управления развитием территории.

Формирование и реализация Стратегии способствует привлечению инвестиций, наращиванию собственного налогового потенциала. Наличие Стратегии повышает имидж поселения в глазах инвесторов и является одним из требований, выдвигаемых при реализации крупных инвестиционных проектов.

При разработке Стратегии очень важным и ответственным направлением является определение миссии, главной стратегической цели, приоритетных направлений развития.

Для организации эффективной работы по реализации Стратегии, администрациям муниципальных образований рекомендуется применять в своей деятельности положения отечественных и международных стандартов проектного менеджмента1.
Основные этапы разработки Стратегии
1 этап. Организационно-подготовительный:

1.1. Глава администрации поселения принимает решение о разработке Стратегии и формировании рабочей группы (Совета по разработке Стратегии). Возглавляет Совет, как правило, Глава администрации поселения.

1.2. Принятие решения о разработке Стратегии должно быть доведено до населения через средства массовой информации (газеты, брошюры, радио, телевидение, Интернет), с обращением о представлении своих предложений и пожеланий (требований) связанных с развитием муниципального образования, а также сроков их представления (не более месяца) и ответственных лиц от администрации за сбор информации. Для активизации работы рекомендуется разработка специальных типовых документов (форм предложений, пожеланий и требований) и их рассылка населению и хозяйствующим субъектам, а также активное применение информационных инструментов сети Интернет.

1.3. В решении определяется порядок процедуры разработки и утверждения Стратегии, в том числе:

а) формирование рабочей группы (Совета по разработке Стратегии) в состав которой целесообразно включить представителей администрации городского (сельского) поселения, руководителей наиболее значимых хозяйствующих субъектов, предпринимателей, представителей общественных организаций и населения, предпочтительно из тех лиц, которые имеют опыт участия или разработки документов программно-целевого планирования социально-экономического развития (далее СЭР);

б) определение разработчика проекта Стратегии, который назначается из лиц входящих в состав рабочей группы или, при отсутствии необходимых компетенций у служащих администрации, привлечение его на договорной основе из внешней организации. К разработке могут привлекаться внешние организации: представители ВУЗов, НИИ, правительства Воронежской области, консалтинговых агентств и т.п., имеющие опыт разработки программно-целевых документов СЭР и требуемый уровень квалификации. При необходимости может быть организовано проведение конкурса на право разработки проекта Стратегии;

в) определение в составе рабочей группы лиц (специалистов), которые будут взаимодействовать с разработчиком проекта Стратегии, и отвечать перед администрацией муниципалитета за качество разработки разделов проекта Стратегии;

г) разработка и утверждение плана-графика работы над проектом Стратегии с указанием этапов, календарных сроков и ответственных исполнителей.
2 этап. Аналитический:

2.1. Выявление проблем и потребностей развития экономики, социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования:

- сбор, анализ и оценка предложений и пожеланий, поступивших от представителей бизнес-сообщества (хозяйствующих субъектов, предпринимателей), населения и общественных организаций, а также органов представительной власти;

- сбор, анализ и оценка информации по документам планирования, которые определяют внутренние условия реализации Стратегии2;

- сбор, анализ и оценка информации по документам планирования, которые определяют внешние условия реализации Стратегии3.

2.2. Проведение стратегического анализа:

- анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков;

- анализ потенциалов;

- анализ социально - экономического состояния.

Стратегический анализ может быть реализован на основе следующих методов: «мозговой» штурм, Дельфы, SWOT – анализ, анализ иерархий и пр. Выбор конкретного метода зависит от самых разнообразных условий, в числе от размеров территории муниципалитета, наличия ресурсов, численности населения и хозяйствующих субъектов, от предпочтений экспертов и их компетенции и пр.

Для небольших муниципальных образований с существенными ресурсными ограничениями, численностью населения менее 3000 человек и небольшим количеством хозяйствующих субъектов (несколько десятков и менее) рекомендуется применять «упрощенные» методы, - «мозговой» штурм и Дельфы.

Для крупных муниципальных образований численностью более 3000 человек и при наличии большого количества хозяйствующих субъектов (сотни и более), рекомендуется проведение SWOT – анализа, который включает в себя4:

1. Определение сильных и слабых сторон в экономическом развитии в настоящее время (внутренних факторов)5.

2. Определение преимуществ и угроз, связанных с экономическим развитием в будущем (внешних факторов) 6.

3. Формирование классификационных таблиц с содержанием сильных и слабых сторон, преимуществ и угроз в развитии экономики.

4. Разработку опросных анкет для экспертов (членов рабочей группы).

5. Проведение опроса и обработку данных.

6. Определение приоритетных направлений экономического развития муниципального образования и соответствующих им рисков.

3 этап. Целеполагание:

Рассмотрение экспертной оценки на основе проведенного стратегического анализа:

3.1. Стратегический выбор генеральной цели развития:

- определение миссии;

- определение главной стратегической цели;

3.2. Выбор приоритетных направлений развития муниципального образования.

4 этап. Проектирование:

4.1. Разработка проекта Стратегии.

5 этап. Обсуждение проекта Стратегии:

5. 1. Опубликование проекта Стратегии в официальных источниках органа власти поселения (официальный сайт или средства массовой информации).

5.2. Проведение круглых столов и публичных слушаний.

5.3. Сбор, анализ, внесение предложений и дополнений в Стратегию.

5.4. Обсуждение доработанной Стратегии на рабочей группе (Совете по разработке Стратегии).

6 этап. Утверждение Стратегии:

6.1. Обсуждение и утверждение Стратегии.

6.2. Обнародование Стратегии в качестве официального документа.
Рекомендуемая структура Стратегии социально-экономического развития городского (сельского) поселения:
I. Введение.

II. Социально- экономическое положение поселения.

III. Миссия, стратегические цели, задачи и направления социально-экономического развития поселения.

IV. Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития поселения.

V. Заключение.
Примерная структура описания разделов


  1. Введение

В данном разделе формулируются основополагающие принципы и побудительные причины разработки Стратегии. Представляется основная информация характеризующая статус поселения, организационно-управленческая структура. Приводятся нормативные документы регламентирующие деятельность представительного и исполнительно-распорядительного органов поселения.

В разделе отражается историческое описание развития поселения, территориально-географическое положение (площадь, границы, наличие населенных пунктов, существующих водоемов и их описание, ландшафт), численность населения и его динамика, особые местные условия, природно-ресурсный потенциал, развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Необходимо осветить меры, принимаемые для формирования благоприятного имиджа поселения - образа, существующего в сознании людей.


  1. Социально- экономическое положение поселения


Проводится анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития поселения, в т.ч. в разрезе населенных пунктов, включающий в себя сельское хозяйство, с учетом малых форм хозяйствования, промышленность, потребительский рынок, малый и средний бизнес, налогооблагаемую базу, бюджет, занятость, уровень и качество жизни, демографию, социальную сферу (в том числе здравоохранение, образование, культура, спорт, гостиницы), инженерную инфраструктуру в сфере деятельности ЖКХ (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газификация, электрофикация, благоустройство, жилищный фонд). Отражается наличие индустриальных парков, технопарков, а также наличие площадок для их организации.

Анализ социально-экономического развития поселения проводится с учетом комплексной оценки внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие, дается характеристика имеющихся ресурсов – материальных и нематериальных активов, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы (смотри этапы разработки Стратегии, II этап «Аналитический» п.2.2. Проведение стратегического анализа).
1. Анализ внешней среды

При анализе внешней среды муниципального образования следует раскрыть следующие аспекты:

- климатические условия (преимущества и недостатки для реального сектора экономики, т.е. какие производства и торговля какими товарами наиболее легко осуществимы и востребованы);

- демографические тенденции (приток/убыль, структура и состав трудоспособного населения);

- связи с соседними МО (производственные и торговые связи, бизнес);

- внешнеэкономические связи (объем, состав и структура экспорта и импорта);

- инвестиционный климат (объем, состав и структура инвестиций за три предшествующих года);

- социально-экономические риски. Риск включает следующие количественные показатели: величину возможного социального, социально-экономического, экономического, экологического ущерба, вероятность возникновения опасного фактора, неопределенность в величинах, как ущерба, так и вероятности его возникновения.
2. Анализ внутренней среды

Проводится стратегический анализ по отраслям, анализ социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, топливно-энергитического комплекса, экологической обстановки, бюджетной и финансовой деятельности муниципального образования. Привести данные об общих параметрах: структура местной экономики, инфраструктура, уровень информатизации, развитие транспорта и связи, уровень развития предпринимательства, ВРП на душу населения, деятельность предприятий (при наличии структура экспорта), фондовооруженность (для основных предприятий), энергообеспеченность муниципального образования, состав и объем муниципальных услуг, и их соответствие потребностям населения.

Необходимо определить и отразить преимущества и недостатки поселения, а также выделить наиболее значимые из них (с точки зрения социально-экономического развития).

- человеческие ресурсы. В описываемой части раздела проводится анализ: половозрастной структуры населения, тенденции миграционных процессов, факторов роста и убыли населения, уровня образованности (с выделением структуры), профессионального состава трудоспособного населения, уровня и динамики безработицы, среднего дохода и его структуры, наличия и качество жилья, уровня и динамики физического и психологического здоровья, средней производительности труда, а также средней продолжительности жизни.

- природные ресурсы. Анализируется: наличие и состав свободных площадей, использование земли, ее зонирование и средняя стоимость, наличие природных ископаемых, возможность использования рекреационных ресурсов, наличие исторических и природных достопримечательностей.

- предпринимательский климат. В состав параметров, характеризующих состояние делового климата поселения, включаются:

- состав и структура мелкого и среднего предпринимательства по видам деятельности (производство, строительство, торгово-закупочная деятельность, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.) поселения;

- доступность и согласованность действий властей всех уровней для контактов и практической работы с бизнес-структурами и представителями предпринимательства;

- система инвестиционного регулирования, действенность которой выражается в наличии благоприятных норм и эффективных механизмов, стимулирующих инвестиционную активность;

- система общих услуг для бизнеса (банки, страхование, консультационное обслуживание и пр.), определяющая доступность и качество финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

- образование. Рекомендуется представить информацию: о наличии сети образовательных учреждений (с указанием количества учебных заведений и их специализации), исследовательских центров. Описать систему подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированную на реальные нужды экономики.

- наука. Определить динамику развития научного потенциала населения поселения. Выявить тенденции инновационной деятельности и конкретизации науки в реальном секторе экономики. Представить информацию о результатах проведения конференций, семинаров и т.п.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconПрограмма социально-экономического развития воронежской области на...
Воронежской области на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной Законом Воронежской области от 30 июня 2010 года №65-оз...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconВоронежской области распоряжение
В целях повышения эффективности реализации Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconРешение г. Среднеуральск >31. 10. 2013 г. № Об утверждении «Стратегии...
Правительства РФ от 06. 10. 2011 n 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconКомплексная программа «Основные направления социально экономического...
Наименование: «Основные направления социально-экономического развития Березниковского сельского поселения Бардымского муниципального...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconСтратегия социально-экономического развития Ныртинского сельского...
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ныртинского сельского поселения

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconРаспоряжени е
Фз «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Воронежской области от 30. 06. 2010 №65-оз «о стратегии социально-экономического...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года icon«Стратегия социально-экономического развития Нижнедевицкого муниципального...
I. Анализ социально-экономического потенциала Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области 6

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconО ходе выполнения среднесрочного плана мероприятий по реализации...
Стратегии социально-экономического развития Благодарненского муниципального района Ставропольского края до 2020 года на период 2010-2012...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconОтчет о ходе реализации «Стратегии социально-экономического развития...
«Стратегии социально-экономического развития Буденновского муниципального района до 2020 года», утвержденной постановлением администрации...

Приказ «14» августа 2014 г. №91 г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально -экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года iconИнформация об исполнении Плана мероприятий по реализации Стратегии...
Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года по итогам...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную