Институциональная экономика






Скачать 305.35 Kb.
НазваниеИнституциональная экономика
страница1/4
Дата публикации18.01.2015
Размер305.35 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Направление подготовки

080200 МЕНЕДЖМЕНТ

Квалификация выпускника

бакалавр

Cанкт-Петербург

2012Институциональная экономика: рабочая программа / авт.-сост.

Селин А.П. СПб.: ИВЭСЭП

Утверждена на заседании кафедры экономической теории

и предпринимательства,

протокол №1 от 04.09.2012 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол №1 от 05.09.2012 г.

Автор-составитель

Селин А.П.

кандидат экономических наук, доцент.

Рецензент

Селищев А.П.

кандидат экономических наук, доцент.

1. Цели и задачи дисциплины:
Цель курса:

  • освоение ключевых положений и методологии институциональной экономической теории;

  • использование выводов институциональной экономической теории для формирования у студентов системных и реалистичных представлений о закономерностях экономической организации на всех ее уровнях. Реализация указанной цели предполагает взаимосвязанное решение комплекса задач.


Задачи курса:

  • изучение категориального аппарата и методологии институциональной экономической теории;

  • выяснение закономерностей формирования, функционирования и развития экономических институтов;

  • выявление закономерностей взаимодействия институциональной среды с экономической сферой, влияния институтов на поведение экономических агентов и формы хозяйственной организации;

  • уточнение моделей экономических процессов на основе введения в них институционального фактора;

  • выяснение институциональных закономерностей организации экономических взаимодействий;

  • структурный анализ организаций как участников рынка;

  • анализ институтов как факторов экономического равновесия и его динамики на микро- и макроуровнях;

  • рассмотрение проблемы производства институтов через призму институционального выбора;

  • выявление природы и институциональной функции государства.

Реализация в ходе обучения этих и ряда других задач призвана способствовать критическому осмыслению студентами ранее пройденного материала, углубить их представления об экономике как сложной системе.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к базовой части «гуманитарного, социального и экономического» цикла ООП.

Входные знания, умения и компетенции студента, необходимые для изучения дисциплины.

Знания:

  • закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории экономической истории, психологии, социологии, права, математического анализа, теории вероятностей;

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической теории;

  • закономерности и основные этапы экономической эволюции.

  • методы расчета и анализа показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.



Умения:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы;

  • выявлять связь экономического поведения с процессами в технологической, социально-культурной, политической, правовой и иных сферах жизнедеятельности;

  • осуществлять сбор необходимой социально-экономической информации, уметь ее систематизировать, анализировать и содержательно интерпретировать;

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде публичного выступления либо оформленного надлежащим образом текста;


Компетенции:

  • методологией экономического исследования;

  • приемами сравнительного анализа;

  • методами сбора, обработки и анализа социально – экономической информации;

  • подходами к идентификации результатов экономического исследования, приемами формулирования содержательных выводов;

  • навыками самостоятельной работы.


Институциональная экономика является предшествующей для следующих дисциплин:

    • Мировая экономика и международные экономические отношения

    • Деньги, кредит, банки

    • Экономика труда

    • Маркетинг

    • Государственное регулирование экономики

    • Экономика России

    • Рынок ценных бумаг

    • Деловая этика

    • Экономика общественного сектора

    • Анализ хозяйственной конъюнктуры




  1. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций:

Общекультурные:

  • ОК-1 – владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-2 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

  • ОК-6 – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК-9 – способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.


Профессиональных:

  • ПК-1 – способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • ПК-4- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

  • ПК-5 - способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

  • ПК-8 - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • ПК-9 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

  • ПК-13 - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • ПК-15 – способность учавствовать в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные понятия и категории институциональной экономики;

  • основные особенности ведущих школ и направлений институциональной экономики;

  • институциональные закономерности функционирования экономики;

  • институциональные факторы экономической эволюции;

  • институциональную интерпретацию субъектов экономической деятельности и мотивации их поведения;

  • методы институционального анализа объектов, явлений и процессов;

  • основные особенности институциональной среды российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;


уметь:

  • анализировать явления и процессы в экономике во взаимосвязи с экономическими институтами;

  • выявлять проблемы институционального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;

  • использовать источники информации, характеризующих состояние институциональной среды и ее воздействие на экономические процессы; анализировать, интерпретировать и использовать эту информацию для выработки и обоснования управленческих решений;

  • осуществлять выбор методов институционального анализа для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты анализа и обосновывать полученные выводы;

  • прогнозировать институциональные изменения и их влияние на поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;

  • представлять публично либо в установленной документальной форме результаты проведенного институционального исследования;

  • учитывать институциональные ограничения и институциональные основы экономического поведения при разработке проектов в сфере экономики и бизнеса;


владеть:

  • методологией институционального исследования;

  • современными методами сбора, обработки данных о состоянии институциональной среды и ее влиянии на экономические процессы;

  • методами и приемами анализа экономических институтов и институциональных факторов функционирования и развития экономики;

  • навыками самостоятельной работы в части институционального анализа и проектирования;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,5 зачетные единицы (3 семестр).

Вид учебной работы

Всего часов / зачётных единиц

Семестр

3

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

27

27

Практические занятия (семинары)

27

27

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Подготовка эссе

10

10

Контрольная работа №1

22

22

Контрольная работа №2

22

22

Подготовка реферата

18

18

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

126

126

3,5

3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение в институциональную экономическую теорию

Предпосылки возникновения и этапы развития институциональной экономики.

Предмет и методологические принципы институциональной экономики. Направления институционального анализа.

Место институциональной экономики в системе экономических дисциплин. Междисциплинарный характер институционального анализа.

Современное состояние и направления развития институциональной экономики.
Раздел 2. Инструментарий институциональной экономики

Сущность и признаки институтов. Институт, и норма. Понятие нормы как фактора экономического поведения. Признаки и типы норм. Норма и правило поведения.

Эффективность нормы и ее защита. Организационные предпосылки действия норм. Стимулирование и контроль исполнения нормы. Организация как процесс и как структура. Экономическая организация, ее типы..

Процесс создания институтов. Формы производства правил. Субъекты производства и их мотивация. Институциональная роль государства. Проектирование институтов как нормативный процесс.
Раздел 3. Права собственности и трансакционные издержки

Проблема оптимизации использования ограниченных ресурсов. Понятие и типы экономических ресурсов. Трансформация ресурса и технологические альтернативы. Отдача ресурса. Специфичность ресурсов, ее формы.

Ресурс как объект права. Право собственности и его атрибуты. Распределение прав собственности на экономические ресурсы как предпосылка экономических взаимодействий. Система прав собственности. Типы собственности как режимы доступа к ресурсам.

Реализация права собственности, ее предпосылки и формы. Перераспределение прав посредством экономических взаимодействий, его формы. Понятие трансакции, ее функция в экономическом обороте. Характеристики трансакций. Виды трансакций.

Трансакционные и трансформационные издержки, их общность и различие. Типология трансакционных издержек.

Влияние трансакционных издержек на распределение ресурсов и границы обмена Проблема минимизации трансакционных издержек. Факторы, влияющие на их величину.
Раздел 4. Трансакционная функция институтов

Экономическое поведение, его признаки и формы. Мотивация индивидуального экономического поведения. Модель мотивации.

Согласованность поведения как фактор эффективности трансакций. Несовершенство экономической среды, его влияние на мотивацию индивидуального поведения. Несовпадение частных ментальных моделей и проблема координации.

Координация как процесс формирования общей модели трансакционного поведения. Формы координации. Институциональный механизм согласования поведения.

Координационный эффект, его источники и распределение. Чистая и смешанная координация. Распределительный эффект.

Влияние распределительной функции института на мотивацию участников институционального процесса и координационную эффективность институциональной среды. Институциональная сфера как арена социальных конфликтов.
Раздел 5. Институциональная система

Институциональная среда экономических взаимодействий. Иерархическое строение институциональной среды, ее уровни. Функции норм каждого уровня, их связь.

Макроуровень институциональной среды. Нормы общего действия, их координационная роль. Формальные и неформальные нормы общего действия, их виды. Роль политических, социальных и правовых нормы в согласовании экономического поведения.

Мезоуровень институциональной среды. Области экономических взаимодействий и типы координации поведения, их отличительные признаки. Базовые нормы координации, их функция в механизме согласования экономического поведения. Сочетание базовых норм.

Микроуровень институциональной среды. Институциональное упорядочение взаимодействий. Структуры организации трансакций и их дифференциация. Концентрация трансакций. Специализация и обособление трансакционной деятельности. Рынок трансакционных услуг. Частные выгоды и издержки институционального упорядочения, влияние их распределения на институциональный процесс.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институциональная экономика iconИнституциональная экономика
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп направления 080100...

Институциональная экономика iconРабочая программа дисциплины Институциональная экономика Направление...
На эти и многие другие вопросы отвечает институциональная теория. Теория институтов является одним из важнейших разделов современной...

Институциональная экономика iconДисциплина: институциональная экономика
Васильцова В. М., Тертышный С. А. Институциональная экономика: Уч пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2012

Институциональная экономика iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины Институциональная...
...

Институциональная экономика iconАннотация Дисциплина: «Институциональная экономика»
Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика»: формирование у студентов представлений об основных понятиях и закономерностях...

Институциональная экономика iconРабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б....
Дисциплина “Институциональная экономика” относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу

Институциональная экономика iconИнституциональная экономика практикум
К. э н., доцент Кулешова Т. А. институциональная экономика: Практикум./ Сибгути. – Новосибирск, 2010 г., 21 с

Институциональная экономика iconВопросы к экзамену по курсу Институциональная экономика
Сравнительный анализ неоклассической экономической теории и институционализма. «Старая» (традиционная) и новая институциональная...

Институциональная экономика iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3

Институциональная экономика iconРабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную