Образовательное учреждение высшего профессионального образования






Скачать 329.33 Kb.
НазваниеОбразовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации14.06.2015
Размер329.33 Kb.
ТипТематика семинарских занятий
e.120-bal.ru > Экономика > Тематика семинарских занятий
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Предпринимательство»

М Е Т О Д И Ч Е С К О Е У К А З А Н И Е
для практических занятий по дисциплине

«Организация региональных рынков»

для студентов специальности

080502.65 – «Экономика и управление на предприятии АПК»

очной и заочной форм обучения

Ставрополь

2012

УДК 332:339.13 (076)

ББК 65.04:65.422 я 7

М 545

Составители:

зав. кафедрой предпринимательства, д.э.н., профессор Н.В. Банникова,

к.э.н., профессор Н.Ю. Ермакова, к.э.н., профессор Т.Н. Костюченко,

к.э.н., старший преподаватель С.С. Вайцеховская
Рецензенты:

зав. кафедрой экономической теории и прикладной экономики,

д.э.н., профессор О.Н. Кусакина


М 545 Методическое указание для практических занятий по дисциплине «Организация региональных рынков» для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии АПК» / Н.В. Банникова, Н.Ю. Ермакова, Т.Н. Костюченко, С.С. Вайцеховская – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. – 25 с.


Материал, представленный в методических указаниях, предназначен для проверки знаний студентов, полученных в ходе изучения лекционного курса. Методические указания разработаны для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии АПК» очной и заочной форм обучения.
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета (протокол №4 от 02.12.11 г.).

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4

  1. Тематика семинарских занятий 5

  2. Тестовые задания 6

Тест №1 6

Тест №2 8

Тест №3 11

Тест №4 12

Тест №5 13

Тест №6 17

  1. Темы рефератов 18

  2. Глоссарий 19

  3. Вопросы к экзамену 22

Приложение 23

В В Е Д Е Н И Е
Радикальные преобразования экономической системы России происходят на народнохозяйственном и региональном уровнях. Формирование цивилизованного рынка и социально ориентированных рыночных отношений обуславливает необходимость изучения теоретических моделей рынка, как общегосударственного уровня, так и на уровне регионов.

В современных условиях рынок следует изучать с позиций не только макро- и микроэкономики, но и с учетом пространственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях Российской Федерации, с ее значительными внутрирегиональными различиями, которые влияют на формы проявления общих закономерностей развития рынка и процессы межрегионального взаимодействия. Поэтому необходимо изучение рыночных отношений в их региональных формах, процессов формирования региональных рынков различного типа, масштаба и ареала распространения, а также формирования в рамках каждого отдельного региона необходимых материальных и финансовых ресурсов для обеспечения эффективного функционирования хозяйства и удовлетворения потребностей населения.

В переходный период в экономике регионов возникают новые экономические отношения хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обусловленные реформированием структуры экономики, разрывом старых хозяйственных связей и образованием новых рыночных отношений. Решающая роль в формировании и развитии этих отношений принадлежит региональным рынкам. В связи с этим возникает необходимость в новом подходе к изучению системы региональных рынков на региональном уровне и в новых методах ее экономического регулирования.

Цель дисциплины «Организация региональных рынков» – изучение теоретических основ функционирования системы региональных рынков с учетом нового экономического механизма в условиях перехода к развитым рыночным отношениям.

Предмет организации региональных рынков – процессы формирования и развития региональных рынков и связанные с ними экономические отношения между предприятиями и организациями – субъектами региональной экономики

Методологической основой организации региональных рынков является региональный воспроизводственный процесс, охватывающий взаимосвязи субъектов рыночных отношений. Такой подход дает возможность комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач экономического и социального развития региональной системы.


1. Т Е М А Т И К А С Е М И Н А Р С К И Х З А Н Я Т И Й
Тема 1. Теоретические основы изучения региональных рынков

1. Цель, задачи и основные понятия курса

2. Теории и концепции региональных рынков

3. Место региональных рынков в воспроизводственном процессе
Тема 2. Экономическая диагностика процессов развития региональных рынков

1. Методологические принципы экономической диагностики региональных рынков

2. Основные факторы, влияющие на конъюнктуру региональных рынков

3. Информационное обеспечение анализа конъюнктуры региональных рынков
Тема 3. Конкурентная среда региональных рынков

1. Конкурентная среда и институциональная структура региональных рынков

2. Хозяйствующие субъекты региональных рынков

3. Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды
Тема 4. Рыночная инфраструктура

1. Экономическая сущность рыночной инфраструктуры

2. Роль рыночной инфраструктуры в экономике региона

3. Торгово-посреднические организации

4. Организация информационного сопровождения региональных рынков
Тема 5. Система и особенности различных типов региональных рынков

1. Система региональных рынков и ее состав

2. Региональный рынок средств производств

3. Региональный финансовый рынок

4. Региональный рынок недвижимости
Тема 6. Региональный потребительский рынок

1. Роль потребительского рынка в экономике региона

2. Региональный рынок продовольственных товаров

3. Региональный рынок непродовольственных товаров

4. Региональный рынок потребительских услуг
Тема 7. Межрегиональные и международные связи региональных рынков

1. Межрегиональные связи региональных рынков

2. Внешнеэкономическая деятельность на региональных рынках

3. Валютно-финансовые связи региональных рынков
Тема 8. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков

1. Формы и методы регулирования региональных рыночных процессов

2. Роль региональных органов управления в регулировании процессов развития региональных рынков

3. Программа развития региональных рынков

2. Т Е С Т Ы
ТЕСТ № 1
ЗАДАНИЕ: Сопоставить термины и их определения
ТЕРМИНЫ:
а) Объем спроса

б) Объем предложения

в) Кривая спроса

г) Кривая предложения

д) Рыночный спрос

е) Рыночное предложение

ж) Закон спроса

з) Закон предложения

и) Эффект дохода

к) Эффект замещения

л) Взаимозаменяемые товары

м) Взаимодополняющие товары

н) Принцип убывающей предельной полезности

о) Изменение спроса

п) Изменение объема спроса

р) Изменение предложения

с) Изменение объема предложения

т) Рыночное равновесие
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:


  1. Графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

  2. Принцип, в соответствии с которым каждая последующая единица произведенного товара обладает меньшей полезностью для потребителя, в связи с чем он согласен покупать дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.

  3. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену, при которой их объемы уравновешиваются.

  4. При снижении цен на данный товар потребитель имеет, возможность увеличить объемы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

  5. Количество продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене в данное время.

  6. Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

  7. Количество конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене.

  8. Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке.

  9. Сумма величин индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар при разных ценах из общего ряда предлагаемых цен.

  10. Изменение, количества товара, которое производители могут и хотят продать, и которое вызвано изменением цен на этот товар.

  11. Принцип, который выражает прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения (при прочих равных условиях).

  12. Стремление покупателя к приобретению более дешевых товаров, вместо аналогичных, цены на которые выросли.

  13. Изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора.

  14. Принцип, который выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).

  15. Изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора.

  16. Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой.

  17. Изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях).

  18. Разные количества продукта, которые желают и способны произвести и предложить к продаже производители на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение данного времени.



ТЕСТ №2
ЗАДАНИЕ: Выбрать правильный ответ
1. Закон спроса предполагает, что:

а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.

б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.

г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?

а) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось.

б) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара.

в) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше.

г) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.
3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

а) Сдвиг кривой спроса вверх (или вправо).

б) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево).

в) Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх.

г) Сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).
4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) Потребность.

б) Спрос.

в) Необходимость.

г) Желание.
5. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) Доходов потребителей.

б) Цен на взаимосвязанные товары.

в) Цен на ресурсы.

г) Численности покупателей.
6. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) Вниз и влево.

б) По вращению часовой стрелки.

в) Вверх и вправо.

г) Против вращения часовой стрелки.


7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а) Вкусов и предпочтений потребителем.

б) Размера или распределения национального дохода.

в) Цены товара.

г) Численности или возраста потребителей.
8. Совершенствование технологии сдвигает:

а) Кривую спроса вверх и вправо.

б) Кривую спроса вниз и вправо.

в) Кривую предложения вниз и вправо.

г) Кривую предложения вверх и влево.
9. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

а) Эффект замещения.

б) Принцип убывающей предельной полезности.

в) Эффект дохода.

г) Закон предложения.
10. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) Спрос равен предложению.

б) Цена равна издержкам плюс прибыль.

в) Уровень технологии меняется постепенно.

г) Объем предложения равен объему спроса.
11. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) Появляются избытки товаров.

б) Возникает дефицит товаров.

в) Формируется рынок покупателя.

г) Падает цена ресурсов.
12. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

а) Цена повысится.

б) Увеличится общее количество товара.

в) Цена останется стабильной.

г) Благосостояние общества возрастет.
13. Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

а) Избыток.

б) Дефициты.

в) Растет безработица.

г) Все варианты неверны.
14. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является:

а) Операцией с целью получения прибыли.

б) Средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен.

в) Причиной ценовых различий на конкретных рынках.

г) Средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен.
15. Деятельность спекулянтов:

а) Увеличивает риск для законного предпринимательства.

б) Усиливает тенденцию к нестабильности цен.

в) Вызывает экономические бумы и рецессии.

г) Всегда приносит прибыль.
16. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

а) В росте предложения.

б) В снижении предложения.

в) В росте объема предложения.

г) В падении объема предложения.
17. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

а) На товарном рынке.

б) На рынке ресурсов.

в) На валютном рынке.

г) На любом рынке.
18. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

а) Рост налогов на частное предпринимательство.

б) Рост потребительских доходов.

в) Падение цен на производственные ресурсы.

г) Падение цены на взаимодополняющий товар.
19. Что может вызвать падение спроса на товар Х?

а) Уменьшение доходов потребителей.

б) Увеличение цен на товары-субституты товара Х.

в) Ожидание роста цен на товар Х.

г) Падение предложения товара Х.
20. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

а) Падение спроса на второй товар.

б) Рост спроса на второй товар.

в) Увеличение объема спроса на второй товар.

г) Падение величины спроса на второй товар.
ТЕСТ №3
ЗАДАНИЕ: Ответить верное или неверное утверждение
1. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса.

2. Увеличение спроса означает движение вдоль кривой спроса в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара.

3. Закон убывающей производительности факторов производства означает, что снижение цены товара приводит к росту объема спроса на этот товар.

4. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают большее количество продукта при каждом уровне цен.

5. Если правительство устанавливает верхний предел для роста цен, то объемы спроса и предложения данного товара всегда равны.

6. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его кривой, а рост доходов – к ее сдвигу.

7. Рыночный механизм использует цены как инструмент, регулирующий распределение.

8. Если цена на какой-то товар устойчива, значит, она установилась на уровне пересечения кривой спроса и предложения.

9. Рост спроса, сопровождающийся расширением предложения, приводит к увеличению равновесного объема производства, но не к росту равновесной цены.

10. Закон убывающей производительности факторов производства позволяет понять, почему кривые спроса на готовый продукт имеют отрицательный наклон.

11. Любое изменение цен на ресурсы приведет к сдвигу точки равновесия спроса и предложения вверх или вниз по кривой спроса.

12. Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары.

13. При прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведет к росту цен на чипсы.

14. Товар, который плохо сделан, относится к товарам низшей категории (к неполноценным).

15. Если (при прочих равных условиях) спрос на товар растет в результате роста потребительских доходов, то этот товар относится к категории нормальных товаров.

16. В обычном понимании два товара Х и У называются взаимодополняющими, если рост цены товара У ведет (при прочих равных условиях) к падению спроса на товар Х.

17. Падение цены на товар, приведет к росту спроса на него, товар-субститут.

18. Распределительная функция цены выражается в ликвидации товарных избытков и дефицитов.

19. Если рыночная цена ниже равновесной, то она будет снижаться, так как в этих условиях спрос будет падать, а предложение расти.

20. Если одновременно вырастут предложение товара и потребительские доходы, возможно, цена на него не изменится.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Байкальский государственный университет экономики и права» и его...

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУправление: традиции и инновации Выпуск №2 Часть 2 Москва – 2012...
Федеральное государсвенное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную