А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж






НазваниеА. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж
страница1/6
Дата публикации11.06.2015
Размер0.65 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Национальный исследовательский университет

А.В. Жариков

Р.А. Горячев

Прогнозирование спроса и объемов продаж
Учебно-методическое пособие


Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для

студентов ННГУ, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)» и по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент»

(бакалавриат, магистратура)

Нижний Новгород

2013

УДК 338.27

ББК 73.4

Ж-34


Ж-34 Жариков А.В., Горячев Р.А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА И ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 39 с.

Рецензент: д.т.н., профессор А.И.Рузанов


Учебно-методическое пособие содержит методологический материал, касающийся прогнозирования спроса (сбыта) продукции. В настоящем пособие прилагаются также контрольные задания для студентов. Данный материал может быть использован для практических занятий по курсам «Планирование на предприятии», «Прогнозирование сбыта».

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета ННГУ, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)» и по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент»

(бакалавриат, магистратура)
Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ,

к.э.н., доцент М.Л. Шилов


УДК 338.27

ББК 73.4
© Нижегородский госуниверситет

им. Н.И. Лобачевского, 2013

Содержание





Стр.

Введение

4

I. Общие положения




1.1. Основные понятия

5

1.2. Принципы прогнозирования

6

1.3. Классификация прогнозов

7

II. Этапы процесса прогнозирования

10

III. Методы прогнозирования

10

3.1.Основные подходы к прогнозированию

11

3.2. Прогнозы, основанные на суждении и мнении

12

3.3. Прогнозы, основанные на данных временного ряда

14

3.4. Ассоциативные методы прогнозирования

27

IV. Точность и проверка прогнозов

29

4.1. Вычисление точности прогноза

30

4.2. Контроль прогноза

31

V. Управленческие аспекты прогнозирования

35

VI. Контрольные задания

38



Введение
Необходимость прогнозирования спроса на свою будущую продукцию и прогнозирование объемов продаж является актуальной. На необходимость прогнозирования указывают многие отечественные и зарубежные авторы. На эти цели, например, фирмы США тратят примерно 1% всех расходов на научные исследования. Прибыль от систематического использования прогнозов оказывается в 40-50 раз выше, чем расходы на саму организацию и проведение такого рода работ.

На отечественных предприятиях система прогнозирования сбыта своей продукции развита в недостаточной степени. Прогнозирование или вообще не проводится или делается недостаточно полно. Слабо используется математический аппарат, экономические модели. Вместе с тем, современное развитие рыночных отношений в стране и усиления конкуренции поднимает значимость этой сферы деятельности для компаний. Без умения предвидеть будущее невозможно нормально функционировать и получать максимальную прибыль. Цена потенциального ущерба от принятия необоснованных решений сегодня многократно возрастает, поэтому управление производством должно обеспечивать выбор и осуществление только оптимальных решений.

Хотя прогнозированием сбыта занимаются еще недостаточно широко, современные условия хозяйствования требуют максимального расширения фронта прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов.

В данном пособии содержится материал для студентов экономического факультета, позволяющий помочь им освоить некоторые аспекты прогнозирования спроса и объемов продаж (услуг) фирмы. В учебно-методическом пособии дается теория по вопросам прогнозирования и варианты контрольных заданий для студентов.


  1. Общие положения

1.1. Основные понятия
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Различают такое понятие как предвидение. Предвидение – это опережающее отображение действительности. Различают три формы предвидения: гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз, план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика объектов, выражающая общие закономерности их поведения. Гипотеза является важным источником информации для составления прогноза.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую определенность, поскольку основывается не только на качественных, но и на количественных параметрах. Хотя прогноз в отличие от гипотезы обладает большей степенью достоверности, но носит вероятностный характер и его связь с исследуемым объектом или явлением не является жесткой, однозначной.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. В нем фиксируются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами (обосновываются принятые управленческие решения). Его главная отличительная черта – определенность и директивность заданий (в плане предвидение получает наибольшую конкретность и определенность).

В системе управления формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом и с исследуемым объектом. Прогноз служит как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

Прогнозирование выступает как инструмент разработки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана.

Главное различие прогноза и плана в том, что план имеет директивный, а прогноз – вероятностный характер. План – это однозначное решение, в том числе и тогда, когда он разрабатывается на вариантной основе. Прогноз же по самому своему существу имеет альтернативное, вариантное содержание. Разработка прогнозов основана на прогностических методах, в то время как планирование опирается на более строгие и точные методы балансовых и других расчетов.

Прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о внешней среде. Есть еще одно существенное отличие. Прогнозирование, будучи составной частью планирования, существует самостоятельно. Выражается это в том, что (в сфере общественного производства) существуют экономические процессы, которые не всегда поддаются планированию, но являются объектами прогнозирования. К ним относятся, например, демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и т.д.

Возможно ли научное прогнозирование сбыта? Возможность прогнозирования социально-экономических процессов определяется, прежде всего, характером причинно-следственных связей. Единичные события не могут быть предметом прогноза. Предсказывать и прогнозировать можно только общие свойства и закономерности процессов, отражающие устойчивые причинно-следственные связи. Принципиальная возможность составления экономического прогноза определяется наличием прямой преемственности во времени (в развитии) экономических явлений.

Назначение экономического прогноза выражается в его функциях, основными из которых являются следующие:

  1. научный анализ социально-экономических процессов и явлений;

  2. оценка сложившейся экономической ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;

  3. выявление способов активного воздействия на факторы, влияющих на прогнозируемую характеристику;

  4. установление альтернативы развития экономических объектов и процессов в перспективе;

  5. накопление научного материала для обоснования управленческих решений.


1.2. Принципы прогнозирования
Социально-экономическое прогнозирование должно основываться на следующих принципах: системность прогнозирования, научная обоснованность, адекватность прогнозов объективным закономерностям развития, альтернативность.

Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью следует понимать совокупность методов и моделей, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый прогноз. Системность прогнозирования предполагает определенную очередность использования моделей.

Принцип научной обоснованности базируется на глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования (составления) прогноза на широком использовании методик и моделей, их обоснованности, действенности, своевременности.

Принцип адекватности прогноза характеризует процесс выявления и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии объекта и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их точной имитацией. При этом понимается практически реализуемая модель (научное отображение).

Реализация этого принципа предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов, что означает необходимость оценки сложившихся отклонений, определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

Формирование экономических прогнозов в данном случае предполагает апробацию методов и моделей прогнозирования. Необходимы многочисленные экспериментальные расчеты.

Принцип альтернативности прогнозирования

При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив. Альтернативность исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития. На формирование альтернатив влияют конкретные цели развития производства (принцип целенаправленности прогнозирования).

1.3. Классификация прогнозов
Существуют различные виды прогнозов, в основе которых лежат следующие признаки:

По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономический (народно-хозяйственный) и структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.), прогнозы отраслевые и региональные, прогнозы (первичных звеньев народнохозяйственной системы) предприятий, производственных объединений, а также отдельных производств.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный – от одного месяца до года, среднесрочный – от года до пяти лет, долгосрочный – от пяти до пятнадцати – двадцати лет, дальнесрочный – свыше этого периода.

В оперативных прогнозах преобладают детально – количественные оценки ожидаемых событий. В дальнесрочном прогнозе речь идет преимущественно об общих закономерностях развития исследуемого объекта. Форма оценки прогнозируемых событий качественная.

По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем (его задача – выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций). Поисковый прогноз отталкивается при определении будущего состояния объекта от его прошлого и настоящего. Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

  • Традиционный или экстраполятивный;

  • Новаторский или альтернативный.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно.

Альтернативный подход исходит из того, что:

  • внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, развитие фирмы происходит скачкообразно, прерывисто;

  • существует определенное число вариантов будущего развития фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы)

В рамках альтернативного подхода создаются прогнозы, включающие сочетания различных вариантов развития выбранных показателей и явлений (создаются сценарии будущего).

В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и качественные методы.

Нормативный прогноз в отличие от поискового разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача – определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.

Нормативный прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и их изменениям в свете поставленной цели.

Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для нормативного подхода характерно поэтому, преимущественно, применение качественных методов исследования.

Оба типа прогноза на практике обычно выступают одновременно в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно.

Решения принимаются, как правило, на основе данных прогнозирования. В свою очередь, принятые решения оказывают воздействие на результаты осуществления прогнозов. То есть прогнозирование, с одной стороны предшествует планированию, а с другой – является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:

1) принимается на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например, финансовой);

2) осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей (и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconСтатья посвящена такой важной части планирования развития гражданской...
Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconСтатья посвящена такой важной части планирования развития гражданской...
Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconЗакон спроса (D)
Изменение цены и объема продаж с ростом денежной массы в стране, открытием у товара новых ценных качеств, модой на товар

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconПрограмма Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских...
Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы,...

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж icon2 теория спроса и предложения спрос, факторы рыночного спроса. Закон спроса
Механизм установления рыночного равновесия по Маршалу и Вальрасу. (самостоятельно)

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconКонспект лекций по дисциплине : «Ценообразование в рыночной экономике»
Цена, вызывающая совпадение величин спроса и предложения, называется равновесной ценой, а величины спроса и предложения при этой...

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconМетодическая разработка деловой игры «Искусство продаж»
«Искусство продаж» разработана в рамках совместного практикоориентированного проекта кафедры менеджмента и технологии торговли и...

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж icon«Рынок»
Знать: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и...

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconУровень, ступень образования, вид образовательной программы
Горячев А. В.,Горина К. И.,Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 1кл. 2008 (цор)

А. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж iconПрограмма вступительных испытаний при приеме для обучения по направлению 38. 04. 01 «экономика»
Основы теории спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения в краткосрочной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную