Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об






Скачать 161.07 Kb.
НазваниеСегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об
Дата публикации10.06.2015
Размер161.07 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Ход урока:

Основные структурные

элементы урока

Время

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащегося

1.Организационный момент (задачи урока)

2.Объяснение нового материала

а) противоречия хозяйственного развития

б) Начало промышленного переворота

в) Помещичье и крестьянское хозяйство

е) Итоги социально-экономического развития

Домашнее задание

Оценки



2 мин.

10 мин.

8 мин.

карта

Если успеем


8 мин.


Если успеем


Карта


Тема сегодняшнего урока «Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить , как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об социально-экономическом развитии России в начале XIX века. Для этого выполним следующее задание. Перед вами на столе лежит текст, в котором пропущены слова. Вам надо в тексте вставить пропущенные слова.

Проверим выполненное задание.

Итак: феодально-крепостническая система в начале XIX века вступает в стадию разложения. Сохраняются феодальные пережитки, но появляются элементы капиталистической системы. При НиколаеI происходит дальнейший кризис феодально-крепостнической системы.

Но кризис не означал экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, в 30 – 50-х годах были временем постоянного поступательного развития и промышленности и с/х. Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет капиталистического уклада многоукладной российской экономики, при укладе других укладов.

Вопрос: вспомните, какие еще уклады, кроме капиталистического существовали в экономике России в это время.
Итак, мы выяснили в общем в чем проявлялся кризис крепостнической системы, и о появлении нового в экономике России. А теперь об этом поговорим поподробнее
Беседа: 1) Что такое капитализм?
2) Когда в России зародились первые капиталисты?

Дальнейшее развитие капитализма привело к началу промышленного переворота.

3) Что такое промышленный переворот?

4) Где и когда начался промышленный переворот?

5) Пром. Переворот имеет 2 стороны. Какие?


6) Кто такие рабочие?

7) Что свидетельствует о завершении промышленного переворота?

В 30-40-х г. – начало промышленного переворота. Особенность промышленного переворота в России заключается в том, что он начался в 20-30-х г. XIX века – позже чем в Европе, сохранялись феодальные пережитки, и до 1861 г. промышленный переворот проявлялся лишь в технической стороне – переходу к машинному производству, а общая сторона – появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. На Российских предприятиях довольно долго использовался труд крестьян-отходников.

Вопрос: Выгодно ли было использовать на предприятиях труд крестьян-отходников?


Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности, где к 50-м годам паровыми двигателями приводилось в действие более 1,6 млн. веретен. В металлургии начали проявляться прокатные станки.

С середины 30-х годов началось железнодорожное строительство.

Работа с картой.

1837 г. – 1 железная дорога из Петербурга в Царское Село (не имела практического значения).

1843-1851 гг. – Петербург – Москва, Николаевская железная дорога, огромное значение.

Вопрос: почему это направление, западное, было избрано первым в строительстве железных дорог?

Работа с документом: «Описание современниками царскосельской железной дороги» - учебник, стр. 70, документ.

Вопрос: Что из приведенного описания первой железной дороги могло вызвать ужас и испуг у населения. Почему?
Но начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XIX веков. Главное, что мешало развитию страны, были феодальные пережитки, крепостное право и помещичья собственность на землю.

Основу экономики по-прежнему составляло с/х. Ни помещики, не крестьяне уже не могли обойтись без промышленных товаров; чтобы купить что-то необходимое (одежду, обувь) нужны деньги.

Вопрос: Где помещики и крестьяне могли взять деньги?

Доходность большинства помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталости техники оставалась низкой, - Почему?

Работа с документом с. 69 учебника

«Из работы нае6много управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837 г.

Вопрос: Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?
Большинство помещиков вело хозяйство по-старому. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение барщины и оброка. А это разоряло крестьянское хозяйство, подрывало экономические основы крепостничества.

Некоторые помещики пытались вести хозяйство по-новому: выписывали заграничные машины, внедряли передовые приемы обработки земли, разводили породистый скот, удобрение. В некоторых губерниях использовали вольнонаемный труд, дававший большую отдачу. Не хватало свободных рабочих рук. Были и другие черты капитализма в развитии с/х.

Вопрос: Кто вспомнит, что это за черты (какие еще черты капитализма в с/х вам известны?). Некоторые капиталистические крестьяне выпускались на свободу за большие деньги и заводили свои фабрики. Так были основаны предпринимательские династии Морозовых,

При Николае I была проведена финансовая реформа. Назначенный Николаем I министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция (обесценивание денег), бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

Вопрос: Давайте вспомним, что долгое время являлось центром торговли?

Какие ярмарки вам известны?

Помимо ярмарочной торговли, присущей аграрному обществу, в России во второй четверти XIX века начала развиваться постоянная ( в магазинах, на ярмарках) торговля, являющаяся ярким показателем индустриального общества.

Что мешало развиваться торговле?

Меняется наименование ввозимых товаров – больше машин и промышленного оборудования, сырья, меньше готовой продукции.

Сокращается вывод из России металла, льняных изделий. Увеличивался объем вывоза хлеба. Его вывоз за первую половину XIX века

Увеличился в 3,5 раза.

Вопрос: Действительно ли в России существовал избыток хлеба или хлеб вывозился в ущерб внутреннему потреблению?

Вопрос: Что же изменилось в социально-экономическом развитии России 20-50-х годов XIX века по сравнению с началом XIX века?
Давайте попытаемся дать оценку социально-экономическому развитию России 20-50-х годов XIX века в виде рисунка. Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой узкий. Напишите на одном их них слово «промышленность», а на другом «с/х». Объясните, почему вы так написали? На дереве выросли на одном и на другом столе листочки. Они символизируют отдельные черты развития с/х и промышленности.

1. Применение с/х машин (кап.);

2. Использование удобрений (кап.);

3. Натур. характер крест. хозяйств (феод.);

4. Расслоение крестьян (кап.);

5. Барщина (феод.);

6. Оброк (феод.);

7. Отходничество (кап.);

8. Примитивная с/х техника (феод.);

9. Районная специализация (кап.);

10.

(с применением крепостного труда) (феод.);

11. Низкая урожайность в крестьянском и помещичьем хозяйствах (феод.);

12. Мануфактуры с применением наемного труда (кап.);

13. Появление российского пролетариата (кап.);

14. Производство крестьянами продукции на рынок (кап.);

15. Покупка богатыми крестьянами земли (кап.);

16. Начало промышленного переворота.

На промышленном «стволе» расставьте цифры так, чтобы на «ветке» смотрящей вверх, появились листочки кап., а вниз –

листочки феод., на с/х «стволе дерева» расставьте цифры также как и на промышленном.

Беседа: 1) О чем говорит нам рисунок, что Россия в первой половине XIX века была индустриальной или аграрной страной?

2) Почему одни «ветки дерева» направлены вверх, а другие вниз?


3) Почему аграрная ветвь толще промышленной ветви?

4) Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России.

4а) Почему мало в промышленном стволике?

5) Почему больше листочков, смотрящих вниз на ветви с/х?

§11, вопросы, документы и задания к ним в конце §.
Благодарю всех за урок.

Текст. «Российская империя была __________ страной, т. к. большую часть населения составляли ________ . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостнчиеская система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______ , а работали _____ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________ . За пользование землей крестьяне несли повинность: платили____ и отрабатывали________.

В это время происходит районная специализация с/х. Появляются крестьяне_____, временно на заработки в город или на с/х работы. Отходничество было развито в _____ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _____.

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ___ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в ситуацию разложения, и появляются элементы капиталистической системы ______, ________ свидетельствует о разложении феодализма.

(Ответы: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк, капиталистические, отходничество, расслоение.)

Учащиеся:

1.Патриархальный

2.Мелко-товарный

(промышленный)

3.Государственный


-это общественно-экономический строй, основанный на частной собственности буржуазии на средствах производства и на эксплуатации наемных рабочих.
В XVII веке


-переход от ручного труда к труду машин, от мануфактур к фабрикам и заводам.
В Англии.
-техническую: от ручного труда к труду машин

-общественную: превращение капиталистов и наемных рабочих в основные классы капиталистического общества.

Рабочие – это класс, лишенный среднего производства, продающий рабочую силу и эксплуатируемый буржуазией.
Капиталисты – владельцы капиталистических предприятий, эксплуатирующих труд наемных рабочих.

-выгодно – не хватало свободных рабочих рук

-нет – их работа носила сезонный характер, требовались дополнительные средства, чтобы обучить работать на станках, такое положение вещей замедляло развитие промышленности, а причиной этого было крепостное право.


Учащиеся: торговля с западом имела большое значение для России.

- быстро передвигались;

- дым валит из трубы;

- из чугуна и железа, чтобы не лопнули;


- продать свой продукт (зерно) на рынке.

-учащиеся читают

-незаинтересованность в своем труде, крепостные крестьяне работали плохо;

Карта Прибалтика и Северный Кавказ

-расслоение крестьян

-капиталист. крестьяне


-эти черты капитализма и свидетельствуют о кризисе крепостной системы

-ярмарки;
-макарьевская;

-свинская;

-ирбитская;


-низкая покупательная способность населения;

-трудности со сбытом товаров в центре России;

-Валовой сбор зерна увеличился в 1,5 раза. Экспорт хлеба в 3,5 раза.

Урожайные годы можно перечислить по пальцам. Почти каждый год та или иная местность в стране голодала. Увеличение экспорта за счет уменьшения его

внутреннего потребления.

-магазины, рынки;

-вывоз хлеба;

-ввоз машин;

-кризис углубляется;

-промышленный переворот;

-помещ. по - кап-ки;

-постоянная торговля;

-финансовая реформа;

-железные дороги;

-Россия была аграрной страной;


-вверх – это черты капитализма, движение вперед в развитии;

-вниз – это черты феодализма, движение назад, оно тормозит развитие;

-главной отраслью в России остается с/х;

К середине 50-х годов промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. С/х заметно отставало от промышленности в применении новых форм и метолов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крестьян на оброк вел к значительному отгону сельского населения в город и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это способствовало росту помещичьей задолженности (в 1844 году дворяне заложили 54% своих хозяйств). Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России. Новые явления в промышленности и с/х развивались вопреки крепостному праву, которое лишь препятствовало их становлению. В то же время с крепостным правом были связаны явления, тормозившие хозяйственный прогресс страны. Падение крепостного права было неизбежно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconРоль Александра II в истории России
Он не был назван современниками и историками Великим, как Петр или Екатерина, но реформы его определены как Великие. Тем интереснее...

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconЖуков Южная Африка во второй половине XIX начале XX века
Социально-экономическое развитие Южной Африки в середине XIX века. Положение чернокожих африканцев

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconКонспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие...
Цель урока: Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию...

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconКонтрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX века»
Какой орган власти, задуманный М. М. Сперанским, так и не был открыт в России в первой половине XIX века?

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconУрок на тему: «Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков»
Материал урока может быть использован как при изучении курса краеведения, так и изучаться в рамках курса истории России XX века....

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconУрок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н. 20 века»
Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н. 20 века». 11 класс

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconП. В. Анисимов особенности проведения
В россии конца XIX, а также на протяжении всего XX века, как и в европейских странах, распространение идеи о прирожденных неотчуждаемых...

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об icon77. Экономическое развитие Германии в 90-х годах 20 века и в начале 21 века
Договор о создании валютного, экономического и социального союза предусматривал также введение в восточных землях системы страхования...

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconЛитература в России во второй половине XIX века
Во второй половине XIX в разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский...

Сегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об iconКонтрольная работа по теме «Мир в XIX веке»
Общественно-политическое учение XIX века, основными ценностями признававшее стабильность существующего общественного порядка, традиции...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную