Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс






Скачать 107.86 Kb.
НазваниеКонспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс
Дата публикации10.06.2015
Размер107.86 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Конспект урока по истории.
Тема урока: Социально – экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века.
8 класс.

Учитель: Титова О. Н.

Общая тема: Россия в первой половине XIX века.
Тема урока: Социально – экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века.
Цель урока: 1). Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию страны и переходу ее от феодальных порядков к индустриально – развитому обществу.

2).Проследить и сделать вывод о том, какие изменения произошли в стране в 20 -50 годы и как эти изменения повлияли на дальнейшую судьбу страны.
Оборудование: настенная карта « Россия в 30 -40 г. XIX века».
Задачи: Продолжить развивать интерес детей к истории нашей страны, работать над содержанием документов, учиться объяснять содержание документов и делать выводы.
План: 1. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота.

2. Помещичье и крестьянское хозяйство.

3. Финансовая политика Е. Ф Канкрина.

4. Торговля.

5. Итоги социально – экономического развития.

Повторение.
Кризис, в котором оказалась Россия в середине XIX века, был неизбежен в ходе причин (причины дети пишут самостоятельно).

а).Неэффективность феодально – крепостнической системы, упадок помещичьих хозяйств.

б).Быстрое развитие новых капиталистических черт в экономике и жизни страны,

увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, начало промышленного переворота, усиление расслоения крестьянства, рост внутренней торговли.

в).Тормозящее воздействие существовавшего экономического и политического строя на развитие страны в целом, сдерживание роста численности наемных рабочих, затруднения в развитии рынка сбыта товаров, пагубное вмешательство государства в экономику.

Объяснение:

Учитель подводит итог повторения. Эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30—50-е годы были временем постоянного поступательного развития и промышленности, и сельского хозяйства. Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет развития лишь капиталистического уклада многоукладной российской экономики при упадке других укладов.

Новые слова на доске на доске.

Ассигнации — бумажные деньги.
Веретено — стержень для наматывания нити при прядении.
Интендант — военный, занимающийся снабжением войск.
«Капиталистические» крестьяне — крестьяне, имевшие капитал (деньги, которые вкладывают в производство) и занимавшиеся предпринимательством.
Классы — большие группы людей, отличающиеся по своему месту в производстве и распределении его результатов.
Ростовщичество — предоставление денег в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы.

Товарно-денежные отношения — отношения между людьми в ходе производства и обмена товаров (изделий, производимых для продажи).
Уклад экономический — особый тип хозяйства, в основе которого лежат определенная форма собственности на средства производства и соответствующие отношения в ходе этого производства. В первой половине XIX в. основными экономическими укладами в России были: феодально-крепостнический (господствующий), мелкотоварный (ремесленный) и капиталистический (активно развивавшийся).

1.Развитие экономики:

1.Начало промышленного переворота . 2.Экономические реформы. 3.Политические преобразования

4.Развитие торговли.

5.Строение городов..
2.Политическое преобразование:
1.Новый класс помещиков.-------------капиталистические крестьяне

ростовщики

крупные предприниматели
3.Начало промышленного переворота.
Под промышленным переворотом понимают исторический период перехода от мануфактуры — предприятия, основанного на ручном труде, — к машинному производству. Этот переворот характеризуется не только изменениями в технике, но и переменами во внутреннем устройстве общества, которые ведут к образованию новых классов — буржуазии и пролетариата (наемных рабочих). Завершение промышленного переворота связано с переходом от аграрного общества к индустриальному.

В России промышленный переворот начался в 30— 40-е гг. XIX в. и имел ряд особенностей:

— в отличие от Англии и Франции, он начался в условиях сохранения господства феодально-крепостнической системы;
— он начался и завершился значительно позже, чем в ряде стран Западной Европы;
— до отмены крепостного права он проявлялся в основном лишь в технической стороне — переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены.

К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих.

Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 50-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретен. В металлургии начали появляться прокатные станы. Осуществлялись первые опыты по применению новых способов получения металла. Развивалось машиностроение. На промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 20-х — начале 30-х гг. были представлены образцы продукции русского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки.

С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г., были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851).

Развивалось пароходство на Волге, Каме, Днепре, Балтийском, Черном и Азовском морях.
 

4.Помещичье и крестьянское хозяйство.
Ни помещики, ни крестьяне уже не могли обойтись без промышленных товаров. Чтобы купить что-то необходимое, они были вынуждены продавать свои продукты на рынке.

Между тем доходность большинства помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталой технике оставалась низкой. Некоторые помещики пытались вести свое хозяйство по-новому: выписывали заграничные машины, внедряли передовые приемы обработки земли, разводили породистый скот. В некоторых губерниях они стали прибегать к вольнонаемному труду, дававшему большую отдачу. Но повсеместного развития эти начинания не имели: не хватало свободных рабочих рук.

Большинство помещиков вело хозяйство по старинке. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение оброка и барщины.

А это вело к разорению все новых и новых крестьянских хозяйств, что подрывало в итоге экономические основы крепостнического хозяйства.

Тем не менее проникновение в сельское хозяйство товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению побудительных причин для развития крестьянского производства. Стремительными темпами происходило расслоение крестьянства. Рядом с массой бедняков рос слой «капиталистых» крестьян. Они занимались торговлей, ростовщичеством, вкладывали свои деньги в промышленное производство. Из богатых крестьян выходили крупные предприниматели, которые заводили свои фабрики. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных и др.

5.Финансовая политика Е. Ф. Канкрина.

Ряд действий правительства способствовал развитию хозяйства. Министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику покровительства развитию отечественной промышленности и торговли, хотя и выступал против «неоправданных» расходов, например против строительства железных дорог, которое, по его мнению, было для России экономически невыгодно.

В 1839—1843 гг. он провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации.

Государственный бюджет впервые за долгие годы стал бездефицитным (его доходы превышали расходы). Реформа Канкрина укрепила денежную систему России, способствовала росту экономики. Но полностью преодолеть финансовый кризис не смогла и она. Позже вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами.


 
Егор Францевич Канкрин (1774—1845) внес крупный вклад в развитие экономики России. В 1812 г. он был ге- нерал-интендантом 1-й Западной армии, а с 1813 г. возглавлял интендантскую службу всей действующей армии. В 1818 г. по поручению Александра I Канкрин представил проект постепенной отмены крепостного права, рассчитанный на 30 лет. Канкрин участвовал в разработке таможенного устава 1822 г., а в 1823 г. был назначен министром финансов и оставался на этом посту почти до самой смерти. Он отличался решительностью в вопросах экономии государственных средств, слыл честным и неподкупным человеком, не боялся спорить с самим царем.

6.Торговля.

Помимо ярмарочной торговли, присущей аграрному обществу, в России во второй четверти XIX в. начала развиваться постоянная (в магазинах, на рынках) торговля, являющаяся ярким показателем общества индустриального. В 1852 г. объем торговли на крупнейшей в стране Нижегородской ярмарке составил 57 млн рублей, а в Москве, где ярмарок не было, объемы торговли превысили в это время 60 млн рублей.

Росла и денежная масса, которую население могло использовать для покупок. Если в начале XIX в. каждый житель России располагал в среднем 17 копейками для приобретения различных товаров, то через 50 лет эта сумма увеличилась до 20 рублей.

И все же спрос на продукцию промышленности в условиях крепостного права, слабости подавляющего числа крестьянских хозяйств увеличивался медленно. Это тормозило промышленное развитие страны. Трудности со сбытом товаров в центре России вели к тому, что русские промышленники стремились расширить его на окраинах страны, втягивая их в общероссийский торговый оборот.

Продолжала расти и внешняя торговля. За годы правления Николая I ее ежегодные обороты увеличились с 67 млн рублей серебром до 94 млн рублей. Постепенно менялись наименования ввозимых товаров: больше стало поставляться машин и промышленного оборудования, сырья, меньше — готовой продукции. Сокращался вывоз из России металла и льняных изделий, зато неуклонно увеличивались объемы вывоза хлеба. В то время как быстро насыщавшаяся собственными товарами Западная Европа все меньше нуждалась в российских изделиях, год от года расширялся вывоз их в Азию.

7.Города.

В первой половине XIX в. число городов в России выросло с 630 до 1032, а численность их населения увеличилась с 2,8 до 5,7 млн человек. Крупнейшими городами империи были Петербург (число жителей увеличилось за это время с 336 тыс. до 540 тыс. человек) и Москва (с 275 тыс. до 462 тыс.).

Новые города в основном создавались по периметру страны и на вновь присоединенных территориях. Это были поселения, главной задачей которых стало заселение и освоение огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1817), Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Пет- ровск-Порт (Махачкала, 1857), Николаевск-на-Амуре (1850). Городами стали Петропавловск-Камчатский (1822), Кяхта (Троицко-Савск, 1851), Чита (1851) и др. В Сибири происходил переход населения из северных городов во вновь возникшие южные, которые были расположены в более благоприятных для жизни людей местах.




Начавшийся промышленный переворот привел к возникновению в России фабричных центров. Многие из них не обладали правами городов, но фактически являлись ими. Современники называли их «истинными городами». Некоторые фабричные центры со временем получали права городов. Например, в 1844 г. фабричное село Павлово Московской губернии стало городом Павловским Посадом. Города складывались и на основе крепостей, строившихся на новых территориях империи.

Закрепление.

Итоги социально-экономического развития.

К середине 50-х гг. промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в применении новых форм и методов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крепостных на оброк вел к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это способствовало росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54% своих хозяйств).



Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста крестьян. Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а, напротив, ее упадок. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под кризисом феодально-крепостнической системы?

2. На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20—50-е гг. XIX в.

3. Назовите особенности промышленного переворота в России. Почему промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности?

4. Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйств?

5. В чем состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?

6. Какие принципиально новые черты появляются в отечественной торговле во второй четверти XIX в.?

Дополнительный материал.

Документы .

Из указа Николая I от 2 апреля 1842 г. об «обязанных» крестьянах

1) Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.
2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

Из работы наемного управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837 г.


В летнее время после половины дня на отдых полагается два, а в зимнее — полтора часа.

В работах разного рода, а тем более полевых, назначать уроки умеренные, от чего исправные скорее отделаются, а ленивые и в свои дни должны будут работать на господских полях.

...Управляющему имением для успешного хода работ необходимо чаще смотреть на работников иногда из леса, из-под горы, вообще издали и стараться застать их врасплох...

Из статьи помещика А. И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847 г.

...Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость...

...Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! Как там один перед другим боится переработать, так тут они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером — охота пуще неволи.

Описание современниками Царскосельской железной дороги

Вот идет паровоз с трубой, из которой валит дым, машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст. От Царского до Павловска 5 верст пробегает ровно в 71/2 минуты. К машине приделана труба другого рода, в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины [вид старинного экипажа для дальних переездов], шарабаны, широкие крытые повозки с 6 рядами скамеек, на 5 человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных, как-то: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад... Часовая стрелка едва успела пройти 71/2 минуты, и мы в Павловске. Посмотрите на колеса наших экипажей: средняя часть или внутренность состоит из чугуна, а наружность выкована из железа, чтобы они при быстрой езде не лопнули.
Вопросы к документам:

1. Каково было положение «обязанных» крестьян?

2. Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?

3. В чем вы видите принципиальные отличительные черты крепостного и наемного труда по примерам, приведенным в статье А. И. Кошелева?

4. Что из описания железной дороги могло вызывать ужас и испуг у населения? Почему?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconКонспект урока истории "Социально экономическое развитие в годы правления...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconУрок на тему: «Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков»
Материал урока может быть использован как при изучении курса краеведения, так и изучаться в рамках курса истории России XX века....

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconСегодняшнего урока Социально-экономическое развитие России в 20 –...
Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об социально-экономическом развитии России в начале XIX века. Для этого...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconТема: Начало промышленного переворота в России Цели урока
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «школа 2100». Учитель истории и обществознания...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconПлан-конспект урока «Экономика СССР в 1953-1964 годах»
...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconПлан-конспект урока «Экономика СССР в 1953-1964 годах»
...

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconРазработка урока тема: Социально-экономическое развитие пореформенной России
Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России

Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс iconПлан-конспект открытого урока по истории России в 11 классе Тема...
Тема урока: Экономика и политика второй половины 50-х – начала 80-х годов: от реформ – к «застою»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную