Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010






НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
страница1/6
Дата публикации27.01.2015
Размер0.89 Mb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Кафедра экономической теории
ЭКОНОМИКА
Часть I. Микроэкономика

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Кемерово 2010

УДК 330.1 (075)

ББК 65я 7

Э 40
Авторы:

С.К. Ашванян, д-р экон. наук, проф. (тема 3); Т.А. Сапожникова, канд. экон. наук, доц. (предисловие, тема 2); Е.А. Плосконосова, канд. техн. наук, доц. (тема 4, 6); А.П. Короткий, ст. преп. (тема 8); О.Б. Кузнецова, ст. преп. (тема 1, 5); С.М. Коробко, преп. (тема 7).


Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

Экономика: Методические указания в 2-х частях. Часть I. Микроэкономика / [авторы: С.К. Ашванян и др.]; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2010 г. – 101 с.

ISBN 978-5-89289-523-1

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям разработаны в соответствии с программой курса «Экономика» и предназначены для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям технологического и механического профиля. Они могут быть использованы как студентами очной, так и заочной форм обучения.


Охраняется законом об авторских правах,

Не может быть использовано любым незаконным ©КемТИПП, 2010

Способом без письменного договора

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………..4

Тема 1. Предмет и методы экономики как учебной дисциплины (как отрасли знаний)………………………………………………5

Тема 2. Общие основы экономического развития…….………..13
Тема 3. Общая характеристика рыночного хозяйства………….28

Тема 4. Теория спроса и предложения………………….……….36

Тема 5. Предпринимательство и фирма в рыночной экономике…………………………………………………………………...57

Тема 6. Фирма: затраты и выпуск………………………………..63

Тема 7. Конкуренция и монополия………………………………75

Тема 8. Ценообразование на факторы производства и формирование факторных доходов………………………………………..87

Ответы на тесты…………………..………………………………99

Предисловие
Преподавание микроэкономики направлено на формирование у будущих специалистов теоретических знаний о микроэкономических проблемах, о принципах хозяйствования первичных ячеек рыночной экономики, об их экономических издержках, о взаимодействии спроса и предложения, о различных типах рыночных структур и закономерностях функционирования рынков потребительских товаров и рынков факторов производства.

Семинарские занятия выполняют ряд функций обучающего, организационного и контролирующего характера. Подготовка к семинарским занятиям занимает важное место в самостоятельной работе студентов при изучении курса «Экономика».

Предложенные учебно-методические указания должны сыграть значимую роль в процессе познания микроэкономических проблем, призваны сориентировать студентов на подбор литературы и проверку собственных знаний. Они включают в себя планы семинарских занятий, литературу, тематику рефератов, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, структурно-логические схемы, упражнения и задачи по каждому разделу курса. В них содержатся задания по восьми темам курса «Экономика», которые последовательно расположены на основании требований Государственного образовательного стандарта и отражают устоявшуюся структуру изложения данного курса.

Данный методический комплекс помогает глубже разобраться в различных аспектах экономической теории, прививает студентам навыки самостоятельной работы.

Тема 1: Предмет и методы экономики как учебной дисциплины (как отрасли знаний)
План занятия

  1. Экономическая деятельность – основа жизни общества.

  2. Предмет экономической теории. Экономические отношения. Экономические категории и экономические законы. Микроэкономика и макроэкономика.

  3. Методы исследования экономических явлений.

  4. Основные этапы становления и развития экономической науки.


Структурно-логические схемы


Рис. 1 Структура, методы и функции экономической теории

Рис. 1 дает возможность получить представление об основных разделах, методах и функциях экономической теории.


Рис. 2 Структура элементов общественного производства с точки зрения марксизма
Рис. 2 позволяет представить с позиции марксистской экономической теории базовые элементы способа производства.
Рис. 3 Этапы становления и развития экономической науки

Рис. 3 дает представление об основных концепциях и направлениях, существующих в экономической науке, изложенных в хронологической последовательности.
Литература

  1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Республика, 1992г., т.1, гл.1.

  2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ.ред.акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – гл.1,2 (§1- 4).

  3. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – Спб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. – гл.1 (§1-3), гл. 2.

  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – гл. 1, гл.23.

  5. Экономика: учебное пособие в 2-х частях. Часть I. Микроэкономика / С.К. Ашванян и др. – Кемерово: КемТИПП, 2008. – гл. 1.

Темы рефератов

  1. Формирование классической школы политэкономии.

  2. Русская экономическая мысль в начале XX века.


Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите концепции и школы современной экономической мысли.

  2. Перечислите известные вам экономические доктрины, положительно оценивающие роль государства в экономике.

  3. Почему необходимо заботиться о наилучшем (оптимальном) распределении ресурсов?

  4. Раскройте содержание экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала.

  5. В чем состоит вклад А.Смита в развитие экономической теории?

  6. Когда и почему получил всеобщее признание термин «экономикс»?

  7. Каковы основные экономические идеи кейнсианства?

  8. Каковы особенности предмета и метода исследования институционалистов?

  9. Рыночные реформы в России опирались на рекомендации неоклассической экономической теории. Согласны? Поясните.

  10. Какие бы вы провели границы между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией?

  11. Какие проблемы, стоящие перед экономикой, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему?

  12. В чем различие позитивного и нормативного подходов к экономике?

  13. Модель – это отражение некоторых, но не всех сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

  14. Возможно ли создание единого универсального метода экономической теории? Если нет, то почему?


Тестовые задания

  1. Дал свой анализ эволюции формы стоимости, сформулировал проблемы двойственного характера труда, создал концепцию прибавочной стоимости и неизбежной «гибели» капитализма…

а) А.Смит;

б) К.Маркс;

в) Дж.М.Кейнс;

г) В.И.Ленин.


  1. Основы трудовой теории стоимости были заложены…

а) А.Монкретьеном;

б) Т.Маном;

в) А.Смитом;

г) Ф.Кенэ.


  1. Только на микроэкономическом уровне может решаться вопрос…

а) как стимулировать экономический рост;

б) как снизить темпы инфляции;

в) как строить международные экономические отношения;

г) что и сколько производить.


  1. К классической школе экономической мысли нельзя отнести…

а) А.Смита;

б) Д.Рикардо;

в) Р.Оуэна;

г) Л.фон Мизеса.


  1. Производство предполагает соединение:

а) людей и орудий труда;

б) средств труда и рабочей силы;

в) средств производства и рабочей силы;

г) предметов труда и средств труда.


  1. Здание предприятия относится к:

а) орудию труда;

б) предмету труда;

в) средству труда;

г) базису.


  1. Производительные силы представляют собой совокупность:

а) средств труда и рабочей силы;

б) рабочей силы и предметов труда;

в) средств труда и предметов труда;

г) средств производства и рабочей силы.


  1. Сформулируйте определение предмета экономической теории с позиции марксистской политэкономии:

а) принципы экономики, позволяющие максимизировать удовлетворение экономических потребностей;

б) внешнеторговые операции;

в) экономические отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономических благ и экономические законы;

г) особенности действия рыночного механизма.


  1. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически преходящий характер;

д) являются вечными.


  1. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) нормативный;

б) позитивный;

в) макроэкономический;

г) микроэкономический.


  1. Какое заключение является нормативным:

а) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции.


  1. Найдите определение абстракции – метода исследования в экономической науке:

а) изучение явлений в развитии, во взаимосвязи с другими явлениями;

б) выделение главного, существенного в явлении, отвлечение от второстепенных, случайных связей и факторов, использование допущений;

в) формулировка гипотезы и проверка ее на фактическом материале, движение познания от общего к частному;

г) разделение изучаемого явления на отдельные элементы, части, стороны и изучение каждой из них.


  1. Под индукцией понимается:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

в) выведение теории из фактов;

г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.


  1. Представители каких школ выступали за невмешательство государства в экономику:

а) классической школы политэкономии;

б) кейнсианства;

в) физиократы.


  1. Создателем теории рыночной равновесной цены, в которой отражена зависимость свободного рыночного ценообразования как от спроса, так и предложения, является:

а) К.Маркс;

б) Т.Веблен;

в) А.Маршалл.


  1. Главным теоретиком монетаризма является:

а) Дж.Гэлбрейт;

б) А.Маршалл;

в) М.Фридмен;

г) Дж.Кейнс.


  1. Практическая функция экономической теории заключается в том, что она…

а) выступает научной базой для разработки государственной экономической политики;

б) позволяет людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных ситуациях;

в) раскрывает связи между экономическими явлениями и процессами;

г) является теоретической базой для конкретных экономических дисциплин.



  1. Установите соответствие между названиями работ и их авторами:


1. «Исследование о природе и причинах богатства народов»;

а) А. Смит;

2. «Общая теория занятости, процента и денег»;

б) Дж. М. Кейнс;

3. «Принципы экономической науки»;

в) А. Маршалл;

4. «Роль монетарной политики».

г) М. Фридмен.


1) 1а, 2б, 3в, 4г;

2) 1г, 2а, 3в, 4б;

3) 1б, 2в, 3г, 4а.


  1. Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:

1. обоснована необходимость активного вмешательства государства в экономику;

а) Дж.М. Кейнс;

2. создана концепция «длинных волн конъюнктуры»;

б) Н.Д. Кондратьев;

3. выдвинута идея общего рыночного равновесия;

в) Л.М. Вальрас;

4. разработана концепция предельной производительности.

г) Дж.Б. Кларк.


1) 1г, 2а, 3в, 4б;

2) 1а, 2б, 3в, 4г;

3) 1б, 2в, 3г, 4а.


  1. Установите соответствие между основными экономическими школами и их представителями:

1. меркантилизм;

а) Т. Веблен;

2. маржинализм;

б) У.С. Джевонс;

3. монетаризм;

в) М. Фридмен;

4. институционализм.

г) Т. Мен.



1) 1г, 2б, 3в, 4а;

2) 1а, 2в, 3г, 4б;

3) 1г, 2а, 3в, 4б.


  1. К современным направлениям развития экономической науки относятся:

а) классическая;

б) неоклассическая;

в) институционализм;

г) монетаризм.


  1. Кто является лауреатом Нобелевской премии по экономике:

а) Пол Самуэльсон;

б) Василий Леонтьев;

в) Джон Мейнард Кейнс;

г) Милтон Фридмен.

Тема 2: Общие основы экономического развития
План занятия

  1. Два основных условия экономического развития и проблема выбора.

1.1. Экономические потребности и их структура. Закон возвышения потребностей.

1.2. Экономические ресурсы и их виды. Ограниченность экономических ресурсов. Факторы производства.

  1. Проблема экономического выбора и экономическая эффективность. Содержание критерия оптимума В. Парето.

  2. Граница производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.

  3. Собственность: сущность и формы. Экономический и правовой аспекты собственности.

  4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

  5. Основные типы координации экономической деятельности людей:

6.1. Традиционная экономика.

6.2. Командная экономическая система.

6.3. Рыночная система хозяйства.

6.4. Смешанная экономика и ее модели.

6.5. Переходная экономика.
Структурно-логические схемы


Рис. 1 Типы экономических систем
Рис. 1 предназначен для того, чтобы студенты смогли уяснить основные характеристики 4-х типов экономических систем, существующих в истории человечества.


Рис. 2 Общественное воспроизводство

Рис. 2 позволяет проследить последовательность этапов движения экономических благ в процессе воспроизводства.
Литература

  1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Республика, 1992г., т.1, гл.2, 3.

  2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ.ред.акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.- гл.2 (§3), гл.9.

  3. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – Спб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. – гл.3, 4.

  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.-гл. 17 (§3-4) .

  5. Экономика: учебное пособие в 2-х частях. Часть I. Микроэкономика / С.К. Ашванян и др. – Кемерово: КемТИПП, 2008. – гл. 2.



Темы рефератов

  1. Особенности ресурсного потенциала России.

  2. Экономические ресурсы Кузбасса.

  3. Приватизация в России и ее отличительные черты в современных условиях.

  4. Шведская модель смешанной экономики.

  5. Японская модель смешанной экономики.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под ограниченностью ресурсов?

  2. Как вы понимаете проблему выбора?

  3. Что такое вмененные (альтернативные) издержки?

  4. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?

  5. Какова вмененная стоимость учебы в вузе?

  6. Чем определяются неограниченность человеческих потребностей и ограниченность ресурсов? В чем выражается динамика их взаимосвязи?

  7. Что показывает кривая производственных возможностей (КПВ) общества и каждая точка слева и справа от графика?

  8. Почему график производственных возможностей носит характер кривой? Что означало бы, если этот график имел вид прямой линии?

  9. Чем отличаются друг от друга экономические системы? Проведите сравнительный анализ экономических систем.

  10. Сравните принципы: "производится только то, что покупается" и "покупается только то, что производится". Какова принципиальная разница между ними?

  11. Как вы думаете, какая экономическая система утвердится в России через десятилетие?

  12. Каким образом разные экономические системы решают основные проблемы экономики?

  13. Почему американскому фермеру, специализирующемуся на производстве молока, выгодно покупать масло в магазине? Почему российскому крестьянину выгоднее самому все изготавливать из молока для собственного потребления?



Тестовые задания

  1. Природные, инвестиционные и трудовые ресурсы – базовая классификация экономических ресурсов. К капиталу (как синониму определенного вида экономических ресурсов) можно отнести:

а) акции и облигации;

б) деньги и акции;

в) средства производства;

г) деньги, акции, облигации.


  1. Механизм решения ключевых экономических задач в патриархальной экономике:

а) плановый;

б) рыночный;

в) традиционный;

г) индикативный.


  1. Проблема «что производить»…

а) может стоять только перед предпринимателем, но не перед обществом в целом;

б) может возникнуть только в условиях острого дефицита;

в) может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей;

г) возникает только в условиях действия закона убывающей производительности факторов производства.


  1. Одной из черт традиционной экономической системы является…

а) разделение труда и специализация производства;

б) открытость экономических связей;

в) планомерное развитие экономики;

г) универсальный характер труда и производства.



  1. Вещество природы является экономическим благом, если:

а) может быть употреблено без процесса производства;

б) процессу его потребления предшествует процесс переработки, т.е. воздействие человека;

в) если по поводу его люди вступают в экономические отношения;

г) достается человеку даром.


  1. Выберите тот вариант ответа, в котором указаны примеры только разных экономических ресурсов:

а) бурильщик, газ, земля;

б) работник конвейера, конвейер, автомобиль;

в) водитель, автомобиль, горюче-смазочные материалы;

г) трактор, земля, фермер.


  1. Проблемы «что, как и для кого производить» в рыночной экономике решаются:

а) посредством подчинения человека привычке, обычаю, приказу других людей;

б) посредством разверстки плановых заданий, осуществляемой из единого экономического центра общества;

в) через стремление к достижению своих частных интересов, свободу выбора и экономическую ответственность за результаты деятельности;

г) нет верного ответа.


  1. Если экономические проблемы решаются и рынком, и правительством, то экономика является:

а) командной;

б) рыночной;

в) натуральной;

г) смешанной.


  1. Какое из утверждений неверно характеризует натуральное хозяйство?

а) развитая специализация;

б) все необходимые блага производятся внутри хозяйства;

в) произведенный продукт не подлежит обмену;

г) низкая эффективность экономической деятельности.


  1. На какой стадии общественного воспроизводства возникают рыночные отношения?

а) производство;

б) распределение;

в) обмен;

г) потребление.


  1. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

а) распоряжается потребительной стоимостью имущества;

б) является полным собственником;

в) может продать его или подарить;

г) является владельцем имущества.


  1. К наиболее эффективным методам приватизации относятся:

а) продажа активов, ценных бумаг инвесторам на денежных конкурсах, аукционах;

б) льготная продажа или бесплатная передача государственных активов работникам приватизируемых компаний;

в) массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров.


  1. Рост производительной силы труда проявляется:

а) в увеличении времени на производство какого-либо блага;

б) в сокращении затрат труда на производство единицы продукции;

в) в сокращении удельного веса капитала в общих затратах;

г) в сокращении выпуска продукции в единицу времени.


  1. Что из ниже перечисленного относится к факторам производства, но не относится к экономическим ресурсам:

а) земля, полезные ископаемые, водные ресурсы;

б) технология;

в) информация;

г) умственные и физические способности человека;

д) экологическая среда.


  1. Как изменится ситуация в экономике, характеризуемая через график кривой производственных возможностей (КПВ), если часть трудоспособного населения участвует в забастовке и требует повышения заработной платы:

а) вся КПВ сместится влево и вниз;

б) вся КПВ сместится вправо и вверх;

в) точка переместится вдоль КПВ вниз;

г) точка сместится влево от КПВ;

д) точка сместится вправо от КПВ.


  1. К процессу национализации не относится:

а) передача земель в собственность государства;

б) продажа государственного жилья квартиросъемщикам;

в) продажа акций государственных предприятий;

г) передача заводов в собственность государства.



  1. _____ блага не являются предметом производственной деятельности людей и не обмениваются на другие блага (вставьте термин).

а) материальные;

б) нематериальные;

в) неэкономические;

г) экономические.



  1. Установите соответствие между терминами и их содержанием:

1. Разгосударствление экономики;

а) преобразование структур, форм и способов экономической деятельности, изменение ее целевой направленности;

2. Экономическая

трансформация;

б) уменьшение роли государства в управлении экономикой;

3. Трансформационный спад;

в) резкое сокращение объемов национального производства, вызванное переходным состоянием экономической системы, когда прежние механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые – еще не сформированы;

4. Переходная

экономика.

г) экономическая система, сочетающая черты и принципы хозяйствования старой командно-административной и новой формирующейся рыночной экономики.


1) 1б, 2а, 3в, 4г;

2) 1а, 2б, 3г, 4в;

3) 1б, 2в, 3а, 4г.


  1. Установите соответствие между терминами и их содержанием:

1. Системная

трансформация;

а) формирование рыночных институтов и механизмов хозяйствования;

2. Постиндустриальная

трансформация;

б) вид системной трансформации, предполагающий переход к информационному обществу, формирование «новой экономики»;

3. Институциональная

трансформация;

в) совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качеству социально- экономической системы;

4. Рыночная

трансформация.

г) создание и развитие ключевых субъектов и институтов рыночной экономики под действием факторов духовного, культурного, идеологического характера.


1) 1в, 2г, 3а, 4б;

2) 1б, 2в, 3г, 4а;

3) 1в 2б, 3г, 4а.


  1. Государственная форма собственности в условиях рыночной экономики не характерна для предприятий:

а) по электроснабжению населения;

б) по производству обуви и одежды;

в) по обеспечению теплоснабжения;

г) по производству строительных материалов.


  1. Неконкурентность общественного блага проявляется в его ______ и ______:

а) совместном потреблении;

б) индивидуальном потреблении;

в) недостаточной доступности (даже для лиц, желающих за это благо платить);

г) неделимости.


  1. Существование государственной собственности обусловлено:

а) наличием капиталоемких нерентабельных отраслей;

б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач;

в) необходимостью производства общественных благ;

г) необходимостью увеличения государственных расходов;

д) необходимостью сокращения государственных расходов.


  1. К производству единичного типа относятся:

а) автомобилестроительные производства;

б) производство крупных турбин;

в) опытные заводы;

г) производство товаров массового спроса.


  1. Установите соответствие между группами потребностей и их примерами:

1. материальные потребности;

а) политическая информация;

2. духовные потребности;

б) теплоснабжение жилья;

3. социальные потребности.

в) общение.


1) 1а, 2в, 3б;

2) 1б, 2в, 3а;

3) 1в, 2б, 3а.



  1. К преимуществам «чисто» рыночной экономики относят возможность:

а) обеспечения эффективного использования ограниченных ресурсов;

б) обеспечения граждан общественными благами;

в) рыночной дифференциации доходов в обществе;

г) осуществления директивного планирования.


  1. Установите соответствие между терминами и их содержанием:

1. Приватизация;

а) расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений(со стороны государства) на экономическую деятельность;

2. Либерализация экономических отношений;

б) становление сети организаций, обслуживающих движение товаров, капитала, трудовых ресурсов и куплю-продажу земли и недвижимости;

3. Демонополизация экономики;

в) процесс возмездной или безвозмездной передачи государственной собственности в собственность физических и юридических лиц;

4. Создание рыночной инфраструктуры.

г) формирование конкурентной среды путем создания равных условий для всех субъектов экономики.


1) 1в, 2а, 3г, 4б;

2) 1a, 2б, 3в, 4г;

3) 1г, 2в, 3а, 4б.


  1. Предприятия какой формы собственности стали занимать наибольшую долю среди общего числа предприятий и организаций в российской экономике в результате процесса приватизации?

а) смешанной;

б) частной;

в) муниципальной;

г) государственной.


  1. Производители устанавливают цены на производственные ресурсы (в соответствии с их полезностью), определяя таким образом денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем может быть использован для покупки товаров и услуг. Так в рыночной экономике решается вопрос «_______ производить?»

а) из чего;

б) как;

в) что;

г) для кого.


  1. Установите соответствие между терминами и их содержанием:

1. Национализация;

а) переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, орудия труда, транспорт, банки) в собственность государства;

2. Приватизация;

б) передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность;

3. Денационализация;

в) возврат государством национализированного имущества прежним владельцам;

4. Разгосударствление.

г) переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.


1) 1а, 2б, 3в, 4г;

2) 1б, 2в, 3а, 4г;

3) 1г, 2а, 3в, 4б.


  1. Основными особенностями разгосударствления и приватизации в России являются:

а) директивность;

б) высокая эффективность (результативность) данных процессов;

в) социальная деформация при быстрой концентрации капитала;

г) отсутствие политических целей;
Задачи и упражнения

  1. Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 120 тыс. руб. в год, или работать водителем за 130 тыс. руб. в год. Тем не менее он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 60 тыс. руб. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 4000 руб. в месяц?




  1. Допустим, что у вас после окончания 11-го класса есть возможность пойти работать в магазин продавцом с оплатой 8000 руб. в месяц или поступить в техникум, где платят стипендию – 1000 руб. в месяц. Третья возможность – пойти учиться в вуз с годовой оплатой 90 000 руб. Найти альтернативную стоимость каждого решения в расчете на ближайший год, принимая во внимание только деньги.




  1. Королевство Экомания производит два знаменитых продукта: масло и пушки. Премьер-министр, выпускник Лондонской школы экономики, анализирует следующую границу годовых производственных возможностей (см. рис.)



Масло, т.

90

80

60

35

0

Пушки, шт.

0

10

20

30

40





Заполните пропуски: Премьер-министр знает, что максимальное количество пушек, которое может быть произведено в Экомании, составляет ______ тыс. шт. При производстве 60 тыс. т. масла не может быть выпущено более ______ тыс. пушек. Альтернативной стоимостью увеличения производства пушек с 20 тыс. до 30 тыс. в год будет уменьшение производства масла на _____ тыс. т. в год.

При производстве 30 тыс. т масла и 30 тыс. штук пушек выпуск масла может быть увеличен до _____ тыс. т. Максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек равна _______ тыс. т. масла, а минимальная – не более ______ тыс. т. масла.


  1. Построить кривую производственных возможностей по следующей информации. Максимальное производство масла составляет 135 т. При увеличении производства пушек с 0 до 30 для производства каждых 10 пушек придется пожертвовать снижением производства масла на 15 т. Дальнейшее увеличение производства пушек с 30 до 60 приведет к увеличению альтернативной стоимости до 2 т. за пушку. И, наконец, последние пушки будут обходиться по 3 т. масла за штуку.




  1. Иван отказался от работы столяром с зарплатой 120 тыс.руб. в год и отказался от работы референта за 100 тыс.руб. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 60 тыс.руб. Половину этой платы за обучение Ивану компенсировало государство. Какова оценка всей упущенной выгоды обучения (альтернативная стоимость)?

а) 120 тыс.руб.;

б) 150 тыс.руб.;

в) 100 тыс.руб.;

г) 180 тыс.руб.


  1. Страна производит автомобили и пушки

Автомобили

4

3

2

1

0

Пушки

0

5

10

15

20

Альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля составляют…

а) 5 пушек;

б) 1/5 пушки;

в) 15 пушек;

г) 1 1/5 пушки.


  1. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. На графике дана совокупная кривая производственных возможностей фермера.



Альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 150т, составляет:

а) 2 тонны пшеницы;

б) 0,1 тонны пшеницы;

в) 0,5 тонны пшеницы;

г) 1 тонну пшеницы.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть 1
История: Метод указания к сем занятиям: Ч. 1: Россия в X-XVII вв. / отв ред д и н., проф. – С. И. Никонова С. И.; сост. А. А. Иванов,...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconМетодические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским...
Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для...
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Экономика организации»
«Экономика организации» предназначены для студентов III курса по специальностям Фармация (базовая и углубленная подготовка), Стилистика...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconЭкономическая теория методические указания к семинарским занятиям...
Методические указания предназначены для бакалавров, изучающих дисциплины «Экономическая теория» и«Экономика» федерального компонента...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconЭкономическая теория методические указания к семинарским занятиям...
Методические указания предназначены для бакалавров, изучающих дисциплины «Экономическая теория» и«Экономика» федерального компонента...

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 iconК семинарским занятиям по курсу
Методическая разработка содержит вопросы к семинарским занятиям, список литературы, домашние задания для закрепления знаний, полученных...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную