Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика






Скачать 387.35 Kb.
НазваниеКафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика
страница1/4
Дата публикации07.06.2015
Размер387.35 Kb.
ТипТесты
e.120-bal.ru > Экономика > Тесты
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Учебно-методические материалы по курсу:

МАКРОЭКОНОМИКА



ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

БАКАЛАВРИАТА. НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

III СЕМЕСТР



2011 / 2012

учебный год

Авторы:

Доц. Киреев А.В.

Доц. Листратенко М.Н.

Москва – 2011


Структура курса
III семестр.
1. Предмет и метод макроэкономического анализа

2. Народнохозяйственный кругооборот. Система национальных счетов

3. Межвременные бюджетные ограничения

4. Рынок благ: спрос домашних хозяйств

5. Спрос предпринимательского сектора

6. Спрос государства и остального мира

7. Рынок денег

8. Рынок финансов

9. Модель «доходы - расходы»

10. Совместное равновесие на рынке благ, денег и капитала (Модель IS-LM).

11. Макроэкономическая политика в модели /AD-AS.

12. Модель IS-LM в открытой экономике.

Тема1. Предмет и метод макроэкономического анализа

1. Макроэкономика как раздел экономической науки

2. Основные проблемы, ключевые понятия и показатели в макроэкономике

3. Основные макроэкономические модели и взаимосвязи

4. Макроэкономическая политика и современные школы экономической мысли

Рекомендуемая учебная литература

Тараасевич Л.С . Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. М. ЮРАЙТ, 2006 Гл.1 Кадомцева С.В., Леонова Т.Г., Миклашевская Н.А. Макроэкономика. М. ТЕИС, 2001 Гл. 1

Тесты

1. Школа экономической мысли, сторонники которой утверждают, что расстройства в денежном секторе являются главной причиной нестабильности экономики, это:

а) кейнсианцы

б) монетаристы

в) экзистенциалисты

г) нео-кейнсианцы
2. Реальный и номинальный ВВП измеряются в:

а) текущих ценах;

б) реальных ценах;

в) номинальных ценах;

г) все предыдущие ответы неверны.

3. Экономический рост измеряется как:

а) темп роста валового выпуска;

б) темп роста номинального ВВП;

в) темп роста реального ВВП;

г) темп роста реального количества денег в обращении.

4. Промежуток времени между двумя точками, находящимися на одинаковых стадиях

циклических колебаний, называется:

а) разрывом ВВП;

б) периодом цикла;

в) амплитудой;

г) краткосрочным периодом.

5. В краткосрочном периоде между инфляцией и безработицей:

а) существует прямая зависимость;

б) существует обратная зависимость;

в) не существует зависимости;

г) существуют противоречия.
Тема 2. Народнохозяйственный кругооборот. Система национальных счетов.

1. Народнохозяйственный кругооборот.

2. Принципы построения и расчет показателей в СНС

3. Три способа измерения ВВП

4. Тождества сбережений и инвестиций

5. Расчет ВВП. Индексы цен.
Рекомендуемая учебная литература

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. М. ЮРАЙТ, 2006 Гл.2 Кадомцева С.В., Леонова Т.Г., Миклашевская Н.А. Макроэкономика. М. ТЕИС, 2001 Гл. 2
Задачи

  1. Ниже приводится информация из счетов национального дохода гипотетической страны:




ВВП

Валовые инвестиции

Чистые инвестиции

Потребление

Правительственные закупки

товаров и услуг

Положительное сальдо

государственного бюджета

$4800

800

300

3000

960

30



Чему равен:

а)ЧВП?

б) чистый экспорт?

в) правительственные налоги и трансферты?

г) личный располагаемый доход?

д) личные сбережения?
2. Рассмотрим упрощенную экономику, в которой в ИПЦ входят только три продукта: еда, жилье и развлечения. Предположим, что в базовом периоде, например, в 2000 г., домохозяйство потребило следующие количества указанных благ по ценам данного года:

Количество Цена, 2000г. Расходы, _______________________________дол. за ед. дол___________

Еда 5 14 70 Жилье 3 10 30 Развлечения 4 5 20

Всего 120

Предположим, что потребительская корзина, определяющая ИПЦ, соответствует заданной в таблице. Рассчитайте ИПЦ для 2007 г., если в 2007 г. имели место следующие цены: еда - 30 дол. за ед.; жилье - 20 дол. за ед.; развлечения - 6 дол. за ед.
3. Предположим, что ВНП равен 5000 дол., личные располагаемые доходы составляют 4100 дол., а дефицит государственного бюджета равен 200 дол. Потребление равно 3800 дол., а торговый дефицит составляет 100 дол.

а) Какова величина сбережений (S)?

б) Какова величина инвестиций (I)?

в) Какова величина правительственных расходов (G)?
4. Сталеплавильный завод покупает у поставщиков чугун и уголь за 10000 руб. Производитель стали продает ее автомобильному заводу за 14000 руб. Изготовленный автомобиль по цене 17000 руб. поступает в розничную торговлю. Потребитель покупает этот автомобиль по цене 20000 руб. Какова при этом величина ВВП?
5. Номинальный ВВП в базисном году составил 500. Через 6 лет дефлятор ВВП возрос в два раза, в то время как реальный ВВП увеличился на 40%. Какую величину составил номинальный ВВП через 6 лет.
6. Ниже приводится список компонентов ВВП в данном году в млрд. руб. Чему равна величина ВВП? Рассчитайте ВВП как по расходам, так и по доходам путем сложения его компонентов, соответствующих каждому из принципов подсчета данного показателя. При этом полученные ответы должны совпасть.

Личные потребительские расходы 245

Трансфертные платежи 12

Рентные платежи 14

Отчисления на потребление капитала /амортизация/ 27

Взносы на социальное страхование 20

Проценты 13

Доходы мелких собственников 31

Чистый экспорт 3

Дивиденды 16

Вознаграждение за труд 221

Налоги на производство 18

Нераспределенные прибыли предприятий 21

Индивидуальные налоги 26

Подоходные налоги с предприятий 19

Прибыли предприятий 56

Государственные закупки товаров и услуг 72

Чистые частные внутренние инвестиции 33

Личные сбережения 16
Тесты

1. Величина чистого внутреннего продукта (ЧВП) может быть получена путем

а) корректировки ВВП с учетом амортизации

б) вычитания налогов на прибыли корпораций из величины НД

в) вычитания налогов на производство из величины НД

г) суммирования НД, личного и располагаемого дохода

д) вычитания трансфертных платежей из НД
2. Когда величина номинального ВВП равна 1100, а величина реального ВВП составляет 1000, тогда дефлятор ВВП будет равен

а) 9,09

6) 90,91%

в) 1,11

г) 110%
3. Если личный доход равен 570, личные подоходные налоги составляют 90. потребление 430, общие процентные выплаты населению равны 10 и личные сбережения составляют 40, то располагаемый доход равен

а) 500

б) 480

в) 470

г) 400
4. Если величина потребления домашнего хозяйства составляет 10000 руб., сбережения равны 6000 руб., а 4000 руб. уплачивается в виде налогов, то чему равен располагаемый доход?

а)20000

б)12000

в) 16000

г) 10000
Тема 3. Межвременные бюджетные ограничения

1. Чистая приведенная стоимость

2. Межвременное бюджетное ограничение домохозяйства

3. Фирма и межвременное бюджетное ограничение частного сектора

4. Бюджетные ограничения государственного и частного секторов

5. Счет текущих операций и бюджетное ограничение страны
Рекомендованная учебная литература:

  1. Сакс Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М., Дело 1996. Гл.4.

2. Будра М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. С-Пб., Судостроение 1998. Гл.3

Задания

1. Выведите межвременное бюджетное ограничение для домашнего хозяйства, имеющего стартовый капитал в виде наследства Во, расписав ограничения на поток доходов/расходов для периодов 1 и 2, а затем объединив их.
2. Нарисуйте линию государственного бюджета при наличии начального государственного долга Dо.
3. Выведите тождество Рикардо для закрытой экономики в условиях, когда возможно инвестирование, а налогообложение осуществляется путем взимания паушального налога, т. е. не зависят от уровня экономической активности.
4. Какова будет настоящая ценность 100 рублей, полученных в следующем году, если реальная процентная ставка составляет: а) 5%?; б) 10%?
5. Реальная процентная ставка равна 10%. Какова NPV новой фирмы, инвестирующей в дело 100 000 ЕВРО и ожидающей получить чистую прибыль 40 000 на следующий год, 52 000 через год, 56 000 на третий год, а затем прекращающей свое существование, причем оборудование признается не имеющим ценности? А что будет, если оборудование все же будет продано за 20 000?

Тема 4. Рынок благ: спрос домашних хозяйств.

1. Совокупный спрос и его структура

2. Оптимальное потребление. Факторы потребления

3. Неоклассическая функция потребления

4. Кейнсианская функция потребления

5. Теория перманентного дохода

6. Теория жизненного цикла

7. Функция потребления, учитывающая богатство и доход.
Рекомендуемая учебная литература

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. М. ЮРАЙТ, 2006 Гл.3.1.1 Кадомцева С.В., Леонова Т.Г., Миклашевская Н.А. Макроэкономика. М. ТЕИС, 2001 Гл. 3.2 Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика 2. Краткосрочный аспект. М., ТЕИС, 2000 Гл. 3

Тесты

1. В соответствии с теорией потребления Кейнса, когда люди ожидают увеличения своих доходов:

а) их потребление будет расти на величину увеличения их дохода;

б) их потребление возрастет на величину, меньшую, чем увеличение их дохода;

в) их средняя склонность к потреблению возрастет;

г) их предельная склонность к потреблению возрастет.
2. В модели Фишера, если реальная ставка процента положительна:

а) потребление во втором периоде ценится меньше, чем та же величина потребления в первом периоде;

б) потребление во втором периоде ценится больше, чем та же величина потребления в первом периоде;

в) потребители не пожелают занимать деньги, поэтому их потребление в первом периоде будет меньше, чем их доход в первом периоде;

г) верно все вышеперечисленное.
3. Все следующие утверждения о кривой безразличия верны, КРОМЕ:

а) если потребление в первом периоде уменьшается, то потребление второго периода возрастет для того, чтобы полезность потребителя не изменилась;

б) ее наклон равен предельной норме замещения;

в) чем больше падение потребления в первом периоде, тем меньше потребление во втором периоде должно возрасти, чтобы полезность потребителя оставалась постоянной;

г) потребитель предпочитает более высокую (сдвинутую вправо-вверх) кривую безразличия более низкой.
4. Увеличение потребления во всех периодах при увеличении реальной ставки процента является следствием:

а) превышения эффектом замещения эффекта дохода;

б) превышения эффектом дохода эффекта замещения;

в) гипотезы жизненного цикла;

г) гипотезы постоянного дохода.
5. Если потребитель желает потребить больше, чем его текущий доход в первом периоде:

а) он не сможет потребить что-либо во втором периоде;

б) реальная ставка процента должна превышать единицу;

в) решение потребить больше должно удовлетворять как бюджетному ограничению, так и ограничению по заимствованию;

г) ничего из перечисленного.
6. Если потребитель сталкивается с ограничением по заимствованию:

а) он не сможет потребить что-либо во втором периоде;

б) он может быть удовлетворен меньше, чем, если бы мог брать деньги взаймы, а может так же;

в) потребление в первом периоде должно быть меньше, чем во втором;

г) все вышеперечисленное.

7. В соответствии с гипотезой постоянного дохода:

а) средняя склонность к потреблению есть отношение временного дохода к текущему;

б) потребление одинаково зависит от постоянного и временного дохода;

в) люди используют сбережения, чтобы сгладить потребление при временных изменениях дохода;

г) все перечисленное.
8. Какое из следующих утверждений верно?

а) исследования показывают, что домашние хозяйства с высокими доходами обычно имеют

низкую среднюю склонность к потреблению;

б) средняя склонность к потреблению примерно постоянна.

в) гипотезы жизненного цикла и постоянного дохода способны объяснить большинство эмпирических фактов, касающихся средней склонности к потреблению.

г) все вышеперечисленное.
9. В соответствия с теорией постоянного дохода, какое из следующих событий наиболее вероятно, если Государственная дума объявит о временном сокращении налогов:

а) потребители увеличат свои сбережения почти на полную сумму снижения налога;

б) потребители потребление почти на полную сумму снижения налога;

в) снижение налогов сильно повлияет на совокупный спрос;

г) верны б) и в).
10. Когда потребитель занимает деньги, чтобы позволить себе большее потребление, он:

а) увеличивает свой общий доход;

б) ослабляет свое межвременное бюджетное ограничение;

в) занимает из своего будущего дохода;

г) может увеличить свое потребление во всех периодах.
11. В модели межвременного выбора Фишера для потребителя, который первоначально был заемщиком, увеличение ставки процента обязательно приведет к:

а) росту потребления в первом периоде;

б) росту потребления во втором периоде;

в) падению потребления в первом периоде;

г) падению потребления во втором периоде.
12. В модели межвременного выбора Фишера для потребителя, который первоначально был сберегателем, увеличение ставки процента обязательно приведет к:

а) падению потребления в первом периоде;

б) падению потребления во втором периоде;

в) росту сбережений в первом периоде;

г) либо к росту, либо к падению сбережений в первом периоде.
13. В модели межвременного выбора Y1=20000, Y2=15000, а ставка процента равна 50%, тогда максимально возможное потребление во втором периоде равно

а) 30000 6) 35000 в) 15000 г) 45000.
14. В модели межвременного выбора Y1=20000, Y2=15000, а ставка процента равна 50% , тогда максимально возможное потребление в первом периоде равно:

а) 20000 6) 25000 в) 30000 г) 35000.
15. Дана межвременная функция полезности потребителя: и = 2С1С2, где С; - потребление в период t. При этом доход в периоде 1 равен 3400, а в периоде 2 равен 4000. Процентная ставка составляет 0.25. Какова величина сбережений в периоде 1?

а) 0 6) 100 в) 125 г) 800.
Задачи

1. Пусть доход индивида в первом и втором периодах равен 12. Реальная ставка процента

составляет 50%. Функция полезности U=C1C2

а. Постройте бюджетное ограничение.

б. Объясните экономический смысл точек пересечения с осями бюджетного ограничения.

в. Найдите оптимальный уровень потребления в первом и втором периодах.

г. Определите значение функции полезности в оптимальной точке.
2. В условиях задачи 1 доход индивида в первом периоде увеличился до 12.78.

а. Как соотносится наклон старого бюджетного ограничения с новым?

б. Найдите оптимальное потребление в первом и втором периодах при новом бюджетном

ограничении.

в. Найдите новое значение функции полезности в оптимальной точке.
3. В условиях задачи 1 реальная ставка процента выросла до 100%.

а. Постройте новое бюджетное ограничение.

б. Найдите оптимальное потребление в первом и втором периодах при новом бюджетном ограничении.

в. Найдите значение функции полезности в оптимальной точке.

г. Сравнив потребление в первом и втором периодах с результатами задачи 1.

д. Под влиянием каких эффектов изменились значения С1 и С2 ?
4. Предположим, работник рассчитывает прожить 80 лет, начала работать в 20 лет и собирается выйти на пенсию в 60 лет. Ежегодный доход предположительно составит 60000 долл. Согласно гипотезе жизненного цикла, чему равно ежегодное потребление работника в течение рабочего периода и после выхода на пенсию?
5. В условиях предыдущей задачи работник начинает работать, имея первоначальное состояние в 120000 долл. Чему равно ежегодное потребление работника в течение рабочего периода и после выхода на пенсию?
6. Пусть согласно гипотезе постоянного дохода потребление С есть следующая функция от

постоянного дохода Yр: С = 0,8 Yр . Обычный доход профессора, художника и музыканта -

40000 долл. в год. В текущем году профессор имел обычный доход, доход художника в

результате удачной продажи картин вырос на 10000 долл., а доход музыканта из-за

небольшого количества гастролей упал на 10000 долл.

а. Чему равны потребление и средняя склонность к потреблению каждого из них в текущем

году?

б. Какова средняя склонность к потреблению каждого из них в долгосрочном периоде?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconЭkономичесkий фаkультет Кафедра эkономичесkой теории
Роэконгмика. Учебно-методический комплекс по курсу Макроэкономика, Часть I/ Программа курса, рабочий план, краткий конспект лекций,...

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconСборник задач по курсу «Математика в экономике»: Ч. 1, Линейная алгебра,...
Учебно-методические материалы кафедры по линейной алгебре, доступные на информационном портале Финуниверситета

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconМетодические рекомендации и проектные задания для организации самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 01«Экономика»

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconЕсли с именем А. Смита связывают становление политической экономии...
Сам Милль в предисловии к свой работе пишет, что его задача заключается в том, чтобы написать обновленный вариант "Богатства народов"...

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconО фундаментальных экономических науках, или история с экономической...
Вследствие этого в середине XIX века в самостоятельную отрасль знания выделилась экономическая история, а к 80-м годам XIX века от...

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconК созданию «общей экономики» («политической экономии XXI века») на...
«от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке» имплицитно содержит два тезиса: «от политики (либерализма) к...

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Экономика», по профилю «Экономическая теория» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры политической экономии...

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconМетодические материалы для преподавателей по курсу «Фундаментальные...
Методические материалы для преподавателей по курсу «Фундаментальные вопросы развития экономики Европейского Союза»

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconКафедра политической экономии
...

Кафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика iconУчебно-методические материалы по курсу Современная система экономики
Многогранность современной рыночной экономики: экономика знаний, информационная экономика, постиндустриальная экономика. Соотношение...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную