Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика






Скачать 230.7 Kb.
НазваниеТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика
Дата публикации05.06.2015
Размер230.7 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы




Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
экономика



Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по экономике (базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по экономике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение самостоятельного курса экономики. Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план, экономическая сфера жизни общества была описательно представлена только в курсе обществознания. Впервые для кабинета экономики разработаны настоящие рекомендации, ориентированные на создание необходимых условий по реализации требований к уровню подготовки выпускников. Большая личностная ориентация образования, большее внимание деятельностной компоненте и практической направленности обучения экономике предполагают, что в задачи школы входит как формирование у школьников комплекса общих учебных и предметных знаний и умений, так и освоение способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Современные принципы экономической подготовки учащихся основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: ученики должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, определять экономический контекст отношений, отделять факты от теории, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе. Для эффективного решения этих задач школам необходимо современное МТО (материально-техническое обеспечение), поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения стандарта. При разработке документа были учтены достижения практической методики, связанные с комплексным применением аудиовизуальных средств в процессе обучения экономике. В перечне представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, слайды), с помощью которых повышается эффективность работы. В требованиях представлены также и мультимедийные средства, которые отражают современный уровень развития техники и интенсивно будут развиваться в ближайшие годы.

Важно отметить, что в связи с инновационным характером самого предмета «Экономика», далеко не все указанные в данных рекомендациях пособия (хрестоматии энциклопедии и пр.) существуют в настоящее время. Их еще предстоит создать, руководствуясь принятым федеральным стандартом

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В настоящих требованиях представлены не конкретные названия объектов и средств, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения. Объясняется это тем, что в условиях динамично развивающейся окружающей среды необходимо постоянное обновление содержательной линии учебников и учебных пособий. Появление принципиально новых мультимедийных носителей информации расширяет возможности накопления учебных материалов, в том числе текстов источников, комплектов иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм. Сетевое распространение информации и создание на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки, видеотеки создает условия для выработки у школьников навыков и умений работы с различными типами информации и ее источников. Таким образом, требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктиных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

В каждом конкретном случае, учитывая специфику образовательных учреждений, уровень их финансирования и тот факт, что многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и оснащение кабинета экономики рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения, настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены.

Расчет количественных показателей.

Конкретное количество учебного оборудования приводится в расчете на один учебный кабинет со средней наполняемостью класса (25-30 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.

Целесообразно создание специализированного кабинета социально-гуманитарных предметов в школах соответствующего профиля. Помещение кабинета экономики должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Выбор помещения, его рациональная планировка и освещенность определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН №2.4.2. 178-02). Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Следует особо отметить, что для преподавания «Экономики» на профильном уровне желательно иметь в школе компьютеры нового поколения, которые дают возможность использовать создающиеся в настоящее время компьютерные пособия.





Наименования объектов

и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

Примечания

Основная школа

Старшая

школа

Базовая

Профильная

1

2

3

4

5

6

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)

Д

Д

Д

Стандарт по экономике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета экономики.




Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)

Д

Д

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике

Д

Д

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике

Д

Д

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике







Д




Авторские рабочие программы по курсам экономики

Д

Д

Д




Правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, комментарии к нормативным актам.

Федеральный Закон об образовании, Конституция РФ

Ф/Д

Ф/Д


Ф/Д

В состав библиотечного фонда целесообразно включать «Сборники Кодексов РФ» или отдельными изданиями такие основные документы, как ГК РФ, ГПК РФ, «Трудовой кодекс», налоговый, семейный и другие кодексы как для использования в учебном процессе, так и для выполнения учащимися практических и творческих работ.




Учебник «Введение в экономику»

Учебник по экономике

Учебник по основам экономической теории

Учебник по основам экономических знаний

Введение в экономическую теорию

Введение в экономику и бизнес

Учебник по основам потребительских знаний

Учебник по истории и современной организации хозяйственной деятельности

Учебники по элективным курсам

К
Д/П

Д
Д
Д
К/Ф
К/Ф
К/Ф

К

Д/Ф
К

Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П

К

Д/П
Д/П

К
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П

Д/П




К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ.

Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу экономики (таких, как УМК для основной школы, школ гуманитарного и экономического профиля, для углубленного изучения экономики).

При комплектовании библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить и отдельные экземпляры учебников, не имеющих грифа.

Эти учебники могут быть использованы как учащимися для выполнения практических работ, так и учителем как часть методического обеспечения кабинета.




Рабочая тетрадь по экономике

Опорные конспекты школьников

Практикум для учащихся по экономике

Практикум по основам экономической теории

Тетради творческих заданий

К
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
К/Ф

Д/Ф
Д/Ф
К
Ф/П

Ф/П


Ф/П
Ф/П
К
К
Ф/П

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, опорные конспекты и практикумы для учащихся, соответствующие используемым УМК (учебно-методическим комплектам учебников).




Дидактические материалы по всем курсам

Ф


Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.



Сборники заданий по экономике и всем курсам (тесты, задачи, ситуации, тренинги).

Ф/П


Ф/П

Ф/П

В состав библиотечного фонда целесообразно включать сборники задач, тестов, ситуационных задач, деловых и психологических игр, вопросов для самопроверки по разным курсам, как основным, так и элективным.




Учебные материалы для элективных курсов

К

К

К







Хрестоматии по экономике, по экономике и праву, по истории экономики России и мира.

Ф/П

П/Д


П/Д


В дополнение к имеющимся, в перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения экономики на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях




Книги для чтения по экономике

Ф/П

Ф/П

Ф/П

В перспективе целесообразно издание тематических книг для чтения по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях




Научная, научно-популярная, художественная, экономическая и историческая литература.

Ф/П

П/Д


П/Д

Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, литературу научную, научно-популярную, художественную, экономическую и историческую. В качестве примера - книги А.В.Аникина: «Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина»; «Люди науки – встречи с выдающимися экономистами».

Рекомендуется также подписка на издаваемые школьные экономические журналы, прежде всего «Экономика в школе».

В перспективе целесообразно издание книг по различным курсам.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Справочные пособия («Энциклопедия предпринимателя», энциклопедии по экономике, «Большой экономический словарь» и другие словари, книги из серии «Самые знаменитые» и т.д.).

П/Д

П/Д

П/Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Журналы, СМИ

Д

Д

Д

Например, «Экономика в школе», «Деньги», «Эксперт» и т.д.




Методические пособия для учителя (учебно-тематическое планирование, рекомендации к проведению уроков).

Д

Д

Д

В перспективе целесообразно издание методических материалов и курсов – структурированного материала для подготовки и проведения занятий




Пособия по внеурочной деятельности, социальным проектам, играм, конкурсам.













2.

Печатные пособия




Таблицы по экономике России и Мира

(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

В перспективе целесообразно издание тематических сборников на базе статистических данных Госкомстата и МФ РФ.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Схемы по экономике (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов в экономике).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф




Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по экономике России и Мира.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф




Комплект портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей.


Д/Ф

Д/Ф

Ф/Д

В перспективе целесообразно издание комплектов портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей (как в полиграфических изданиях, так и на электронных носителях), обязательное изучение которых предусмотрено стандартом и примерной программой.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам.

Ф

Ф

Ф

В перспективе целесообразно издание комплексных учебно-методических изданий, содержащих иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии, схемы и т.д.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

3.
информационно-коммуникативные средства




Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса

Д/П


Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, практикумы должны обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта и предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

В перспективе необходимо создать электронные издания для дистанционного обучения.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Электронные библиотеки по курсу экономики.

Большая электронная энциклопедия как электронное издание универсальной российской мультимедиа-энциклопедии.

Д


Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимации. таблицы, схемы, диаграммы и графики.




Программное обеспечение (математическое) для изучения отдельных тем курса.







Д/П

Специального математического ПО (для построения графиков и работы с графиками, динамической геометрии, обработки данных), могут быть использованы также и в домашних условиях




Пакеты прикладных программ (текстовые, табличные, графические и др.).










Могут быть использованы также и в домашних условиях




Мультимедийные обучающие программы










Могут быть использованы также и в домашних условиях




Игровые компьютерные программы (по тематике курса экономики).

Д/П

Д\П

Д/П

Могут быть использованы также и в домашних условиях

4.

Экранно-звуковые пособия


Могут быть в цифровом (компьютерном) виде




Видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России


Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Аудиозаписи и фонохрестоматии по экономике и истории экономики России


Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Слайды (диапозитивы) по тематике курсов экономики.

Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


Оборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям




Телевизор

Д

Д

Д

Диагональ не менее 72 см




Видеомагнитофон

(видеоплейер )

Д

Д

Д







Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25*1.25




Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр центр с возможностью использования аудио-дисков CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей




Мультимедийный компьютер с возможностью подключения к Internet.

Д


Д

Д

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-, видео- входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).




Сканер

Д

Д

Д







Принтер лазерный

Д

Д

Д







Компьютерный проектор

Д

Д

Д







Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)


Д


Д


Д







Копировальный аппарат


Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения




Звуковые динамики

Д

Д

Д







Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д







Средства телекоммуникации








Средства телекоммуникации включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.

6

Учебно-практическое оборудование




Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
















Комплект инструментов для работы у доски













7

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ




Стол для проектора
















Компьютерный стол
















Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)
















Штатив для таблиц
















Ящики для хранения таблиц
















Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с...
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconОбразовательная программа по истории составлена на основе федерального...
Содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconРабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconРабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с :...
Приказ министерства образования РФ №1089 от 05. 03. 2004г «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
А. И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного стандарта, даёт распределение учебных...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconДанная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента...
А. И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предмет­ных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconРабочая программа по экономике для обучающихся с ограниченными возможностями...
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе...
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 5 9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета “Обществознание”...
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconРабочая программа по экономике для 11 класса составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную