Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития»






Скачать 121.85 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития»
Дата публикации01.06.2015
Размер121.85 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе
___________(проф. Елина Е.Г.)

"__" __________________2012 г.

Рабочая программа дисциплины
Экологические проблемы экономики
Направление подготовки

080100 - Экономика
магистерская программа «Экономика инновационного развития»
Квалификация (степень) выпускника

магистр

Форма обучения

очная


Саратов, 2012 год

1. Цели освоения дисциплины «Экологические проблемы экономики»

Целями освоения дисциплины «Экологические проблемы экономики» являются:

понимание значения и роли экологического фактора в развитии экономических систем, оптимального распределения и использования природных ресурсов и максимального сохранения и приумножения элементов окружающей среды;

формирование техногенного типа экономического мышления;

понимание роли естественных, социальных, экономических и политических факторов глобальных изменений природной среды: изменения климата, антропогенного преобразования и деградации ландшафтов, водных и водно-экологических проблем, снижения биологического разнообразия, экологических аспектов урбанизации;

осмысление эколого-экономических проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и использованием природных ресурсов: концепции устойчивого развития; макроэкономических аспектов экологизации экономики; экономической эффективности природопользования; возможности государственного регулирования и рыночных инструментов для рационализации природопользования.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Экологические проблемы экономики» является курсом, изучаемым по выбору, относится к общенаучному циклу (М1.ДВ2), заключается в освоении новых разделов фундаментальных экономических знаний. Преподавание курса осуществляется в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Учебная дисциплина «Экологические проблемы экономики» представляет собой фундаментальную науку – совокупность наиболее значимых, устоявшихся эколого-экономических доктрин, обеспечивает экономическую теорию и теорию инноваций фактическим материалом об экологических последствиях хозяйственного и научно-технического развития, служит общим теоретическим и методологическим основанием для отраслей экономического знания и информационно-аналитических наук. Она логически связана с учебными дисциплинами общенаучного и профессионального циклов.

Дисциплина «Экологические проблемы экономики» ориентирована на формирование знаний, необходимых для написания квалификационной работы по тематике магистратуры.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экологические проблемы экономики»

В результате освоения дисциплины «История инноваций и экономических институтов» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способности самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

способности принимать организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

способности готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

способности анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные теоретические положения всех разделов дисциплины; ключевые концепции и закономерности эколого-экономического развития, основные факторы антропогенного воздействия на окружающую среду.
Уметь: использовать методы эколого-экономического анализа в своей профессиональной деятельности; выявлять эколого-экономические проблемы при анализе конкретных социо-хозяйственных ситуаций и научно-технических тенденций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; определять влияние социально-экономических условий страны и региона на взаимоотношения в системе «общество – окружающая среда»; формулировать стратегии устойчивого развития;

анализировать и обосновывать экологическую политику государства, уметь в письменной и устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения.
Владеть: категориальным аппаратом эколого-экономической науки на уровне понимания и свободного воспроизведения; методикой оценки наиболее важных статистических показателей и научно-технических процессов, методами хронологического и сравнительного анализа эколого-экономических явлений; владеть навыками практической работы с эколого-экономическими концепциями, навыками работы с информационными источниками, учебной и справочной литературой по эколого-экономической проблематике; культурой эколого-экономического мышления.
4. Структура и содержание дисциплины

«Экологические проблемы экономики»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)


Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Формы

промежуточной аттестации

(по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа

1

Концепция устойчивого эколого-экономического развития

1

1,2

18

2

4

12

Реферативный обзор. Эссе

2

Глобальные экологические проблемы

1

3,4

22

2

8

12

Аналитический обзор.

Конференция «Круглый стол»

3

Переход к новому типу экономики

1

5,6,7

26

4

8

14

Экспертная

оценка.

Конференция «Круглый стол»

4

Механизмы эколого-экономического взаимодействия

1

8,9

22

2

6

14

Аналитический обзор

5

Глобальное экологическое сотрудничество


1

10,11

20

2

4

14

Аналитический обзор.

Конференция «Круглый стол»




Итого







108

12

30

66

Зачет


Тема 1. Концепция устойчивого эколого-экономического развития

Экономика и Земля. Саморазрушающася экономика. Уроки прошлого. Опыт Китая. Ускорение хода мировой истории. Выбор между перестройкой и гибелью. Альтернативные подходы к экологическим проблемам. Теории редкости и неисчерпаемости сырьевых ресурсов. Достоверность инженерных прогнозов. Границы сельскохозяйственного производства и обеспеченность продовольствием. Теория загрязнения окружающей среды. Принудительное сбережение ресурсов и свободно-рыночная альтернатива. Воздействие роста населения на обеспеченность ресурсами и уровень жизни.
Тема 2. Глобальные экологические проблемы

Напряжение в сфере климата и водных ресурсов. Повышение температуры. Таяние льда. Повышение уровня моря. Разрушительные бури и шторма. Пересыхание рек. Понижение уровня грунтовых вод. Проблема нехватки воды. Напряжение биологической основы. Сокращение рыбного промысла. Сокращение площади лесов. Ухудшение качества природных пастбищ. Эрозия почвы. Исчезновение биологических видов.
Тема 3. Переход к новому типу экономики

Облик экоэкономики. Экология важнее экономики. Реструктуризация экономики. Новые отрасли экономики – новые рабочие места. Уникальные возможности вложения капитала. Создание солнечной и водородной энергетики. Эффективное использование энергии. Нерешенные проблемы ядерной энергетики. Древесное топливо. Использование энергии ветра. Превращение солнечного света в электричество. Освоение тепловых ресурсов Земли. Проблема использования природного газа. Переход к водородной энергетике. Создание экономики, основанной на новых материалах. Одноразовые продукты. Материалы и окружающая среда. Отравление Земли токсическими веществами. Использование вторсырья. Перестройка сырьевой экономики. Продовольственная безопасность. Повышение продуктивности земель. Повышение продуктивности водных ресурсов. Проблема голода. Защита лесов. Горючее, заготовки лесоматериалов и бумага. Полезные функции лесов. Устойчивое лесоводство. Восстановление планеты. Изменение облика городов. Проблемы урбанизации. Транспортные проблемы городов. Планирование городов для людей. Урбанизация в развивающихся странах. Демографические проблемы.
Тема 4. Механизмы эколого-экономического взаимодействия

Инструменты реструктуризации экономики. Налогово-бюджетные рычаги управления. Изменение порядка взимания налогов и предоставления субсидий. Экомаркировка. Продажа лицензий. Ускорение переходного процесса. Руководство Организации Объединенных Наций. Новая ответственность правительств. Новая роль СМИ. Интересы компаний. Неправительственные организации и частные лица. Проблема устойчивого развития. Переступая пороги. Фактор времени. Международная экономика, окружающая среда и развитие. Промышленный рост и его последствия. Производить больше при меньших затратах. Экологические проблемы как источник конфликтов.
Тема 5. Глобальное экологическое сотрудничество

Экономическое развитие и изменение климата. Этика и изменение климата. Снижение степени уязвимости человечества путем оказания помощи людям в решении актуальных проблем. Управление физическими, финансовыми и социальными рисками. Управление земельными и водными ресурсами в целях обеспечения продовольствием, защиты природных экосистем и снижения воздействия на климат. Энергетическая поддержка развития без ущерба для климата. Интеграция экономического развития в глобальный климатический режим. Генерирование финансовых ресурсов для смягчения воздействия на климат и адаптации к нему. Ускорение инноваций и распространение технологии. Преодоление поведенческой и институциональной инерции.
5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы (лекции, творческие работы, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:

Лекционно-семинарско-экзаменационная система обучения;

Информационно-коммуникационные технологии

Исследовательские методы в обучении

Проблемное обучение

Реферативно-аналитические технологии

Содержание учебной дисциплины распределяется с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Выделенный образовательный модуль формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных эколого-экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде эссе, рефератов, анализа проблемных ситуаций, экспертных оценок. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателя. Формы контроля: выполнение контрольных работ, аналитическое изучение, разбор эколого-хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экологических проблем, написание эссе и реферативных обзоров, обсуждение актуальных проблем творческими группами. Итоговый контроль – зачет.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Материалы для самостоятельной работы студентов
Темы для дискуссий, обсуждения проблемных ситуаций, докладов,

рефератов, эссе.


  1. Парадоксы теории редкости сырьевых ресурсов

  2. Почему инженерные прогнозы обеспеченности ресурсами часто оказываются ошибочными?

  3. Могут ли запасы сырьевых и энергетических ресурсов оказаться бесконечными?

  4. Гибкие границы сельскохозяйственного производства

  5. Общемировая ситуация с продовольствием: проблемы дефицита, избытка и государственной политики

  6. Изменение площади пахотных земель: теряем почву под ногами?

  7. Отличается ли земля от других природных ресурсов?

  8. Проблема «расползания» городов

  9. Эрозия почв

  10. Когда кончится нефть?

  11. Ресурсы ядерной энергетики

  12. Куда движется история загрязнения?

  13. Гибнем под горами мусора?

  14. Рубить или не рубить леса?

  15. Нужно ли экономить ресурсы для других?

  16. Принудительное сбережение ресурсов и свободно-рыночная альтернатива

  17. Рост населения и капиталовооруженность

  18. Влияние роста населения на технологии и производительность труда

  19. Образование и возможность экономии на масштабе производства

  20. Рост населения, природные ресурсы и будущие поколения

  21. Рост населения и земля

  22. Люди истребляют все живое?

  23. Вредит ли рост населения здоровью, психологическому и социальному благополучию?

  24. Рост населения и уровень жизни

  25. На основе каких сравнений возникают мнения об улучшении или ухудшение жизни?

  26. Доводы в пользу сокращения рождаемости: цель оправдывает средства?

  27. Насколько добросовестны и бескорыстны активисты экологических движений?


Итоговый зачет по дисциплине «Экологические проблемы экономики» проводится в форме защиты творческих работ (научных докладов, рефератов) по темам, соответствующим содержанию данного учебного курса. Тема творческой работы выбирается обучающимся самостоятельно, но при условии согласования ее с преподавателем.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература по курсу




  1. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник М.: 2010. 607 с.

  2. Осавелюк А. М. Экология и экономика природопользования: Учебник. М.: 2010. 608 с.

  3. Промышленная экология: Учебник /Брюхань Ф. Ф. , Графкина М. В. , Сдобнякова Е. Е. М.: 2011. 208 с.

  4. Прохоров Б.Б. Социальная экология: Учебник. М.: 2012. 432 с.


Дополнительная литература по основным темам и проблемам курса

  1. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, сберегающую планету. М.: 2003. 392 с.

  2. Доклад о мировом развитии 2003. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов и качество жизни / Всемирный банк. М., 2003. 280 с.

  3. Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитие / Всемирный банк. М., 2006. 312 с.

  4. Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития / Всемирный банк. М., 2008. 424 с.

  5. Доклад о мировом развитии 2009. Новый взгляд на экономическую географию / Всемирный банк. М., 2009. 384 с.

  6. Доклад о мировом развитии 2010. Развитие и изменение климата / Всемирный банк. М., 2010. 440 с.

  7. Мир 80-х годов / Под. ред. Л. Брауна. М.: 1989.

  8. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: 1989. 376.

  9. Саймон Дж. Неисчерпаемый ресурс. М.: 2005. 797 с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

«Экологические проблемы экономики»

  1. Учебные пособия;

  2. Слайды с презентациями лекций;

  3. Компьютерные демонстрации;

  4. Компьютерное оборудование с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением.

Доступ к вузовскому библиотечному фонду; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); доступ к интерактивной видеопанели (во время лекционных занятий).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Экономика».
Автор: д.э.н., проф. Г.А. Черемисинов


Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 26 сентября 2012 года, протокол №3.

Подписи:
Зав. кафедрой экономической теории

и национальной экономики Трубицына Т.И.
Декан экономического

факультета Балаш О.С.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика», «Математический анализ»,...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика государственного предпринимательства...
Целью освоения дисциплины «Экономика государственного предпринимательства» является ознакомление магистров с основными теоретическими...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины История хозяйственных преобразований...
Целями освоения дисциплины «История хозяйственных преобразований России» являются

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа Педагогическая практика Направление подготовки...
Педагогическая практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистра. Она представляет собой...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
«Микроэкономика (продвинутый уровень)» является как углубление анализа тем, вошедших в курс «Микроэкономики (продвинутый уровень)»,...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика недвижимости Направление подготовки...
...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика предпринимательства Направление...
В курсе используется системный подход к разработке и использованию методов и моделей, учитывающих информационные, материально-вещественные,...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Хозяйственный строй России Направление...
Основная цель курса – обосновать своеобразие российской модели смешанной экономики и перспектив её формирования; углубить знания...

Рабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление подготовки 080100 Экономика магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика персонала предприятия Направление...
Курс позволяет получить системное представление об эффективной организации труда различных категорий персонала, учитывающей особенности...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную