Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок.






Скачать 96.13 Kb.
НазваниеСтатья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок.
Дата публикации26.01.2015
Размер96.13 Kb.
ТипСтатья
e.120-bal.ru > Экономика > Статья

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Гавко П.В., аспирант МГТА

Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики

Аннотация

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. Дана характеристика основных методов прогнозирования. Приведен состав и характеристика информации, необходимой для составления прогноза. Представлены предложения о расширении спектра характеристик данных, используемых при прогнозировании объёмов пассажирских авиаперевозок, с целью совершенствования данного процесса.

Ключевые слова

Гражданская авиация, спрос на авиационные перевозки, планирование, прогнозирование, маркетинг, экономика, моделирование, статистика.

Сегодня сектор гражданской авиации является стратегически важным для экономического развития России. Условия России – обширность территории, многомиллионное население и повышение его мобильности, разнообразие природных и климатических условий, уровней экономического и культурного развития регионов, наличие регионов, в которые можно попасть только с помощью воздушного транспорта, – всё это повышает значение развития и эффективности пассажирских сообщений, оказывает существенное влияние на решение экономических и социальных задач общества [4].

С развитием гражданской авиации, соответственно, увеличивается пассажировместимость и грузоподъёмность воздушных судов. Возрастает загруженность взлетно-посадочных полос аэропортов, пассажирских и грузовых аэровокзалов, помещений таможенного досмотра и сооружений наземного транспорта, а также потребность в строительстве новых и усовершенствованных систем аэропортов и оснащение их оборудованием для обслуживания новых воздушных судов. Рост объёма воздушных перевозок, развитие самолетного парка, усиление требований к безопасности полетов и пассажиров, улучшение комфорта при обслуживании пассажиров и другие факторы предопределяют необходимость совершенствования методов прогнозирования и планирования развития действующих и строительства новых аэропортов [1].

Из всего множества задач долгосрочного планирования гражданской авиации, прогнозирование авиационных перевозок пассажиров занимает ведущее место, и рассматривается как важная исходная стадия планирования развития аэропорта, проектирования аэропорта в целом и его отдельных элементов [1].

Данный вид прогнозов играет роль исходной информации для составления всех остальных прогнозов и планов, используется при:

формировании парка воздушных судов;

разработке сети авиалиний и расстановке летательных аппаратов по авиалиниям;

планировании развития сети аэропортов;

размещении мест базирования парка летательных аппаратов и развитии сети авиационных технических баз;

расчете перспективной потребности сектора гражданской авиации в кадрах;

планировании показателей финансовой деятельности.

Для авиакомпаний, прогнозирование спроса на авиаперевозки играет важную роль в таких аспектах деятельности как:

формирование тарифной политики;

оперативное изменение текущего расписания;

планирование перспективного расписания [2].

Сегодня, осуществление подобной деятельности справедливо называть проведением маркетинговых исследований. Сбор информации о фактическом состоянии рынка авиационных перевозок, соответствующая обработка полученной, в большинстве случаев, первичной маркетинговой информации [5], применение соответствующих методов и построение необходимых математических аппаратов, предоставляют на выходе как общую, так и частные (в зависимости от поставленной цели) картины развития отросли гражданской авиации. На сегодняшний день существует обширное количество методов прогнозирования объёмов авиационных перевозок.

Обычные методы прогнозирования

Обычно прогнозирование спроса на воздушные перевозки выполняли на макроскопическом уровне, рассматривая спрос как некоторую функцию средних значений ряда переменных, не учитывая детально влияние каждой из переменных в отдельности. Среди обычных методов прогнозирования стоит выделить следующие:

Метод приближенных оценок – обычно выполняемый с помощью прогнозиста, знающего проблему и способного обобщить и взвесить все факторы, влияющие на объём перевозок.

Прогнозирование на основе экспертных оценок – метод базируется на изучении мнений специалистов отрасли, занимающих высокие служебные посты, позволяющие им оценить будущие тенденции. Подбирая в качестве опрашиваемых широкий круг заинтересованных лиц, прогнозист надеется выявить сбалансированное мнение.

Прогнозирование тенденций – в основе метода лежит простой принцип экстраполяции специалистом оценок, характеризующих изменение процесса роста в прошлом.

Основной метод прогнозирования – прогнозы аэропорта получают умножением национальных прогнозов на соответствующий процент [3].

Аналитические методы прогнозирования

Обычно процедура аналитического моделирования спроса на перевозки разделяется на четыре отдельных последовательных этапа:

генерация → распределение → выбор транспорта → назначение [3].

Генерируемая модель позволяет установить, сколько поездок возникает или заканчивается в конкретном районе. Данные модели зачастую опираются на использование социально-экономических характеристик района и характер транспортной системы [3].

На этапе «распределение» моделируют обмен поездками между конкретными парами пунктов отправлений и назначений, обычно используя некоторый вид равновесной модели, в которой время и дистанция являются факторами, сдерживающими поездку [3].

Модель выбора вида транспорта распределяет обмен поездками по конкретным видам транспорта; выбор обычно зависит от структуры и характера транспортной системы, а также от социально-экономического положения совершающего поездку [3].

Назначающие модели указывают, какой маршрут выбран отдельным пассажиром из всех имеющихся для выбора маршрутов [3].

Применительно к воздушному транспорту схему модели часто значительно упрощают до следующего конкретного вида: генерация полётов → распределение полётов [3].

В процессе генерации поездок специалист моделирует непосредственно число окончаний поездок или пунктов отправлений и назначений. Масштаб модели может изменяться от получения макромоделей и прогнозирования общего уровня поездок в национальном масштабе до частных моделей, относящихся к отдельным аэропортам [3].

Для проведения анализа используются два основных метода:

Рыночный анализ – при использовании которого обычно полагают, что доля авиаперевозок среди перевозок другими видами транспорта остаётся постоянной во времени.

Регрессионный анализ – при использовании которого обычно устанавливают статистическую взаимосвязь между темпом роста генерации воздушных полетов и рядом прогнозируемых независимых переменных [3].

Модели распределения полётов позволяют прогнозировать обмен полётами между конкретной парой аэропортов. Наибольшее распространение при решении подобной транспортной задачи получила весовая модель, применение которой позволяет определить число поездок между парой конкретных городов в соответствии с величиной их притягательности с учётом сдерживающих факторов.

Также были комбинированные модели «генерация – распределение», предназначенные для совместного учёта этих двух факторов. К их числу относят специфические модели для конкретного вида транспорта и многотранспортные модели.

В числе методов прогнозирования спроса на авиационные перевозки было разработано обширное количество математических методов, большинство из которых строится на отношении процентного изменения причинного фактора к процентному изменению перевозок (эластичность показателя объёма перевозок к различным факторам, например, эластичность перевозок по тарифу) [2].

Для прогнозирования спроса на авиационные перевозки требуется обширное количество достоверных исходных данных, характеризующих полных спектр факторов, способных повлиять на прогнозируемые показатели. Набор необходимых исходных данных для составления прогноза может варьироваться в зависимости от различных специфических условий, но, несмотря на это, состав подобной информации укрупнённо можно разделить на следующие категории:

фактические данные, характеризующие социально-экономическое положение общества, региона, страны, состояние развития инфраструктуры городов, населенных пунктов, климатические и геологические особенности конкретного региона, политическую ситуацию и т.д.;

статистические данные, характеризующие объёмы авиаперевозок и интенсивность движения воздушных судов (в том числе по типам воздушных судов на внутренних и международных авиалиниях и т.д.) за период 3 – 5 лет;

данные, характеризующие пропускную способность элементов аэродрома, производственные мощности зданий и сооружений аэропорта.

Сегодня процесс прогнозирования пассажирских авиаперевозок является сложным и многогранным, не ограничивающимся отдельными методами прогнозирования. В силу постоянно происходящих изменений, старые методы прогнозирования теряют свою актуальность. На сегодняшний день, при прогнозировании авиационных перевозок учитываются все категории информации в разной степени в зависимости от специфики конкретного объекта.

Факторы экономической среды влияют на покупательскую способность пассажиров, что находит отражение в структуре и объёме спроса на пассажирские авиаперевозки. Факторы политической среды также оказывают влияние на рынок пассажирских авиаперевозок, создавая дополнительные возможности или ограничения для деятельности его субъектов. Социальные факторы влияют на численность и структуру пассажиров, что, в свою очередь, сказывается на структуре и объёме спроса на услуги авиакомпаний [2].

Статистическая информация по большей части раскрывает тенденции роста авиационных перевозок за прошедшие периоды, что, в свою очередь, помогает прогнозировать рост перевозок в будущем [3]. Информация о пропускной способности элементов аэродрома даёт прогнозисту представление о его возможностях обслуживать воздушные суда. Её выражают в количестве операций (взлетов – посадок) в единицу времени, обычно за один час. Таким образом, пропускная способность системы ВПП – максимальное количество взлетно-посадочных операций, которое может быть выполнено за 1 час при конкретный условиях эксплуатации. Показатели пропускной способности аэропорта позволяют оценить соответствие пропускной способности отдельных сооружений аэропорта прогнозному объёму пассажирских перевозок, а также оценить влияние задержек, возникающих в системе при различном объёме воздушных перевозок [3].

Учёт всей представленной выше информации позволяет сделать прогноз наиболее точным и достоверным. Но, несмотря на постоянно происходящую эволюцию процесса прогнозирования, учёт всё большего количества факторов при построении прогноза, расширение спектра исходной информации, используемой при прогнозировании, дают возможность усовершенствовать процесс, и, соответственно, повысить точность результата.

Сегодня, в условиях рыночной экономики, повышении деловой активности фирм, компаний, корпораций, росте числа командировок и деловых поездок, становится все более обоснованным выделение из общей массы пассажиров людей, совершающих деловые поездки. В нынешней практике прогнозирования авиационных перевозок пассажиров, количественной характеристикой является человек (пассажир), присутствующий в статистике как единица, совершившая акт поездки, – единица, поддающаяся влиянию политических процессов, спадов в экономике, имеющая соответствующий уровень дохода.

На практике же, существует два разных пассажира, две разные единицы – человек, осуществляющий деловую поездку, и человек, осуществляющий поездку, мотивом которой выступают его личные интересы (отдых, путешествия, личные обстоятельства и желания). Эти две различные единицы, с точки зрения прогнозирования, имеют отличные друг от друга характеристики и подвержены влиянию отличных друг от друга факторов. Категория пассажиров, осуществляющих деловые поездки, в меньшей степени подвержена влиянию показателей сезонности, в то время как пассажиры частного сектора являются наиболее активными в сезон отпусков. Активность пассажиров делового сектора является более стабильной величиной, характеризующейся ростом количества поездок в связи со всплесками деловой активности, по иному реагирующая на процессы, протекающие в экономике, нежели соответствующий показатель, относящийся к частному сектору.

Факторы финансового благосостояния населения также не характеризуют пассажиров делового сектора, так как стоимость поездки не играет для них главенствующей роли, затраты на совершение деловых поездок всегда принимает на себя работодатель. Схоже ситуация обстоит и с возможностью выбора альтернативного вида транспорта. Отталкиваясь от утверждения «время – деньги», можно сделать вывод о том, что выбор падёт на наиболее скоростной вид транспорта.

Также активность пассажиров делового сектора в определенном регионе может возрастать при открытии в нём, например, новых производств, что в свою очередь мало отразится на активности пассажиров совершающих поездки личного характера, так как повышение уровня финансового благосостояния, как следствие открытия нового производства, произойдёт только спустя определённое время, и, соответственно, уже после повышения деловой активности и роста числа пассажиров, осуществляющих деловые поездки, связанные с ним.

Сегодня при прогнозировании объёмов пассажирских перевозок подобное разделение не практикуется, а также не упоминается в тематической литературе. А его применение и соответствующий эффект пока что не изучены в должной степени, но по предварительным оценкам, разделение пассажиров на представителей делового и частного секторов при прогнозировании способно обеспечить наиболее точный результат, что в свою очередь является предпосылкой совершенствования процесса прогнозирования пассажирских авиаперевозок в России.

Литература

1.Итоги науки и техники. Серия: Воздушный транспорт». М.,1984.

2.Комаристый Е.Н. «Информационно-модельный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок». Новосибирск, 2006.

3.Н. Ашфорд, П.Х. Райт. «Проектирование аэропортов». Пер. с англ. М., «Транспорт», 1988.

4.«Прогнозирование перевозок пассажиров на воздушном транспорте». Под ред. А.М. Андронова. М., «Транспорт», 1983.

5.Ф. Котлер «Основы маркетинга». М., 2007.

Гавко П.В. Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconСтатья посвящена такой важной части планирования развития гражданской...
Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconСправка к расширенному заседанию коллегии Минтранса России 11. 10....
Российской Федерации, решении социально-экономических задач, имеет особое значение для Российской Федерации как средства обеспечения...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconПлан перевозок Показатели использования пассажирских перевозок, подвижного...
Транспорт — одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами,...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconСтатья посвящена
Статья посвящена экономическому положению нефтяного и газового сектора и его роли в экономике России. В статье рассмотрено значение...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconДисциплина " Менеджмент" Курсовая работа по теме Менеджерское решение...
Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека, деятельности организации, а также в развитии общества...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconУчебные заведения гражданской авиации и их филиалы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconНаименование учебного заведения гражданской авиации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconСистема взаиморасчетов: как все начиналось
Советского Союза, ликвидации прежних управленческих структур, в том числе и Министерства гражданской авиации ссср, оно стало своего...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconПрограмма дисциплины отечественная история цикл гсэ общие гуманитарные...
России как неотъемлемые части Всемирной истории, об особенностях исторического развития России в контексте мирового исторического...

Статья посвящена такой важной части планирования развития гражданской авиации России как прогнозирование объёмов пассажирских перевозок. iconО ходе реализации мер но обеспечению безопасности перевозок пассажиров...
Автомобильный транспорт обеспечивает почти 60% объема пассажирских перевозок в стране и более 55% объема перевозок грузов. В этом...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную