Авторские разработки деловых игр (7-9 классы)






Скачать 263.57 Kb.
НазваниеАвторские разработки деловых игр (7-9 классы)
Дата публикации30.05.2015
Размер263.57 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы


Департамент образования г. Перми

МБОУ «Гимназия №17»


Авторские разработки деловых игр

(7-9 классы)
Автор: Анчуткина Юлия Александровна,

учитель экономики

Пермь, 2012


Введение

В данной работе представлены две авторские разработки деловых игр: «Семейный бюджет» для 7-х классов и «Фондовый рынок» для 9-х классов.

Особенностью первой игры является то, что в отличие от классического варианта игры «Семейный бюджет», в ней, помимо составления бюджетов для семей с различными уровнями доходов, выводится закон Энгеля. Игра успешно проводилась мною в 7 - 9 классах гимназии. А в марте 2006 года был дан открытый урок в 7А классе с использованием этой деловой игры в рамках Декады Университетского округа ГУ-ВШЭ «Повышение эффективности урока».

Вторая игра, «Фондовый рынок» была придумана и проведена на уроках в 9-х классах гимназии. Учащиеся с удовольствием и азартом принимали участие в этой игре, осваивая «премудрости» и «подводные камни» фондового рынка.

I. Деловая игра «Семейный бюджет»

(7 класс)
Цель игры:

научить школьников составлять семейный бюджет, а также рассмотреть закономерности изменения структуры семейных расходов в зависимости от доходов семьи.
Задачи:

  • изучить типичные доходы и расходы семьи;

  • рассмотреть бюджеты семей с разным уровнем доходов;

  • проанализировать долю расходов на питание, оплату жилья и отдых в семейных бюджетах с разным уровнем доходов.



Планируемый результат:

Вывод закона Энгеля на основе анализа семейных бюджетов с различным уровнем доходов.
Описание игры:

Введение

- Актуализация знаний по теме «Личный бюджет».

- Введение понятия «семейный бюджет».

- Анализ источников доходов и основных видов расходов в семейном бюджете.

- Обсуждение домашнего задания, в котором учащиеся должны были выяснить примерный уровень расходов их семей на питание, жильё, транспорт, медицину, образование, связь, одежду и обувь, налоги, страхование, отдых.

Основная часть

- Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек.

- Каждой группе предстоит составить сбалансированный бюджет (Приложение 2) для семьи из 4 человек (папа, мама, ребенок-школьник, ребенок-дошкольник), используя полученные от учителя данные о доходах этой «семьи» (Приложение 1). Уровень доходов во всех «семьях» разный: от низкого (12 тысяч рублей в месяц) до высокого (70 тысяч рублей в месяц).

- Полученные данные ребята заносят с помощью компьютера в сводную таблицу (Приложение 3), проецируемую на экран, обосновывают свои решения, проверяют и обсуждают результаты работы других групп, вносят необходимые изменения.

- Компьютерная программа производит расчет доли каждого расхода в процентах от общего дохода «семьи».

- В итоге, с помощью сводной таблицы, учащиеся должны увидеть закономерность, касающуюся изменения доли расходов на питание с ростом доходов семьи. Дети узнают о том, что эту закономерность вывел ещё в XIX веке немецкий статистик Э. Энгель.
Заключение

- Используя закон Энгеля, школьники учатся определять жизненный уровень семьи.

- Анализируя представленные учителем статистические данные о доле расходов на питание в России и других странах (Приложения 4, 5), учащиеся делают вывод об изменении уровня жизни среднестатистической российской семьи в сравнении с другими странами.

II. Деловая игра «Фондовый рынок»

(9 класс)
Цель игры:

Познакомить школьников с основами игры на фондовом рынке.

Задачи:

- научить школьников находить информацию о ситуации на фондовом рынке в СМИ;

- изучить основы работы с акциями на фондовом рынке;

- научить гимназистов анализировать текущую политическую экономическую ситуацию в стране и регионе для применения в игре на фондовом рынке.

Планируемый результат:

Получение «виртуальной» прибыли наиболее удачливыми и компетентными участниками деловой игры. Освоение навыков игры на фондовом рынке.

Описание игры:

1. Сообщить участникам, что для игры на рынке ценных бумаг каждый из них получит «виртуальный» 1млн. рублей. Игроки могут «приумножить» эти деньги в течение определенного срока (4-6 недель), покупая и продавая акции на пермском фондовом рынке. Победителем в игре будет считаться тот, кто получит максимальную прибыль.
2. Сообщить школьникам, в каких СМИ они могут получать информацию о стоимости акций и ситуации на пермском фондовом рынке.
3. Обратить внимание участников, что на стоимость акций могут оказывать влияние не только региональные, но также общероссийские и общемировые экономические и политические события.
4. Подчеркнуть, что акции могут покупаться и продаваться только пакетами по 100 штук, или числом, кратным этому количеству (например, 200 штук, 300 штук и т.д.).
5. Познакомить участников с формой заявки на покупку/продажу акций

Заявка

1. Фамилия, имя_________________________________ класс _____.
2. Покупаю / продаю ________________ акций _______________.

(нужное подчеркнуть) (указать количество) (название эмитента)
Вид акций: обыкновенные/привилегированные.

(нужное подчеркнуть)
3. Дата __________________ Подпись________________________

6. Указать на то, что заявки на покупку/продажу акций могут быть поданы учителю в течение каждой недели, но не позднее среды, дня выхода газеты «Капитал-weekly», по данным которой (лучшим значениям цен покупки и цен продажи в сводной таблице стоимости акций на пермском фондовом рынке) будет вестись подсчет результатов игры. Присоединиться к участию в игре можно на любом ее этапе.
7. Сообщить участникам, что они могут совершать покупку/продажу акций, объединяясь в группы, чтобы иметь возможность покупать дорогостоящие акции. В таком случае их прибыль (или убытки) будут делиться поровну.

8. Указать на то, что информация о приобретенных участниками игры акциях будет заноситься учителем в «депозитарий», а проданные акции будут «списываться» с него. Данная информация не будет подлежать огласке.
9. Сообщить учащимся, что еженедельно будет вывешиваться информация о свободных средствах и стоимости активов (без указания названий эмитентов купленных акций) каждого участника игры.
10. Подчеркнуть, что в случае подачи заявки, сумма сделки по которой превысит сумму имеющихся у участника средств, сделка не будет совершена.
11. Объявить начало игры и сроки ее окончания. Еженедельно, после выхода газеты «Капитал-weekly», вывешивать в школе сводную таблицу стоимости акций на пермском фондовом рынке и информацию о свободных средствах и стоимости активов каждого участника игры.
12. По окончании игры подвести итоги на общешкольной линейке. Наградой победителю могут быть книги по основам фондового рынка. Все участники, получившие прибыль, могут получить дополнительные «пятерки» по экономике.

Результат игры:

Во время проведения данной игры (в период с 14 февраля по 21 марта 2006 года) цены акций на пермском фондовом рынке сначала росли, а с 14 марта стоимость большинства акций начала падать. В этом падении не принимали участия только акции Пермэнерго, РАО ЕЭС, Мотовилихинских заводов. Таким образом, на момент окончания игры (21 марта 2006 года), максимальная цена покупки акций инвестиционными компаниями превысила минимальную цену продажи ими акций 14 февраля только у Пермэнерго, РАО ЕЭС, Мотовилихинских заводов, Ависмы и Уралсвязьинформа. Естественно, что в этой ситуации большинство участников игры (17 из 22), которые играли на повышение, понесли убытки (от 3 до 180 тысяч рублей); и только пятеро участников, вложивших деньги в покупку вышеперечисленных акций, получили прибыли (от 21 рубля до 30708 рублей). Абсолютным победителем стала Никольская Анна, ученица 9б класса, совершившая наибольшее количество сделок с акциями за всю игру и оставшаяся в конце игры с акциями, не принявшими участия в падении (Пермэнерго и РАО ЕЭС).

Итоги данной игры, проведенной в 9-х классах гимназии в феврале-марте 2006 года, содержатся в Приложениях 6 и 7.

Участники игры «вживую» познакомились с игрой на фондовом рынке, его неожиданностями, научились получать и анализировать информацию о рынке ценных бумаг, учитывать ее в своих решениях при игре на курсе акций.

Приложение 1

Деловая игра «Семейный бюджет», 7 класс

Задание для групп:

Используя приведенные ниже данные о доходах семьи из 4 человек (папа, мама, ребенок-школьник и ребенок, посещающий детский сад), составьте в двух экземплярах семейный бюджет на один месяц. Один экземпляр отдайте на обработку в компьютер, а второй – на проверку другой группе (по указанию учителя). Торопитесь: на выполнение задания дается всего 10 минут. За несвоевременное выполнение задания вам будет снижена оценка.

ВНИМАНИЕ! Составленный вами семейный бюджет должен быть сбалансированным (доходы равны расходам).

Данные для группы №1

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 7000 рублей

Заработная плата мамы 4000 рублей

Дивиденды по акциям 500 рублей

Пособие на ребенка 500 рублей

Данные для группы №2

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 12000 рублей

Заработная плата мамы 6000 рублей

Плата за сданный в аренду гараж 1500 рублей

Проценты по вкладу в банке 500 рублей

Данные для группы №3

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 17000 рублей

Заработная плата мамы 10000 рублей

Дивиденды по акциям 3000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 5000 рублей

Данные для группы №4

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Прибыль от предпринимательской

деятельности папы 30000 рублей

Заработная плата мамы 14000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 6000 рублей
Данные для группы №5

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 35000 рублей

Прибыль от предпринимательской

деятельности мамы 25000 рублей

Дивиденды по акциям 5000 рублей

Плата за сданный в аренду дом 5000 рублей
Приложение 2
Семейный бюджет (на один месяц)


Доходы

Руб


%

Расходы

Руб

%

  1. Заработная плата







  1. Питание (дома, на работе, в школе, кафе, ресторане)







  1. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности (рента, %, дивиденды, прибыль)










  1. Жильё (коммун. услуги, газ, вода, электричество, охрана, ремонт, аренда)







  1. Трансферты (пенсии, пособия, стипендии)







  1. Связь (стационарная, междугородная, мобильная)







  1. Транспорт (общественный, личный, бензин, ремонт, гараж)







  1. Одежда и обувь










  1. Образование и расходы на детей (детский сад, школа, канцелярия, учебники, кружки, секции)







  1. Медицина (услуги, лекарства)










  1. Развлечения и отдых










  1. Страхование










  1. Выплата кредитов










  1. Сбережения










  1. Налоги










Итого доходов




100

Итого расходов и сбережений




100



Приложение 3
Сводная таблица бюджетов семей


Доход семьи (руб.)

12000

20000

35000

50000

70000

Статьи расходов

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

1. Питание































2. Жилье































3. Связь































4. Транспорт































5. Одежда и обувь































6. Образование































7. Медицина































8. Развлечения, отдых































9. Страхование































10.Выплата кредитов































11.Сбережения































12.Налоги































Итого расходов




100




100




100




100




100


Приложение 4

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ В 1991-1995 ГГ.

(В МЕСЯЦ)

СТАТЬИ РАСХОДОВ


1991 г. (декабрь) %

1995 г. (сентябрь) %

Питание

56,4

59,9

Одежда, обувь

16,2

7,9

Культурно-бытовые нужды

6,2

7,3

Услуги

8,7

11,4

Налоги

8,4

9,1

Прочие расходы

4,1

4,4

ВСЕГО:

100

100


По данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга.


Приложение 5

СТРУКТУРА РАСХОДОВ ГОРОДСКИХ СЕМЕЙ (в %), 2002 г.


Страна

Питание

Жилье

Одежда, обувь

Транспорт

Обучение, лечение

США

14,0

31,2

6,5

13,5

17,5

Япония

15,0

24,0

6,0

10,0

15,0

Швеция

16,5

30,5

7,0

19,0

3,0

Греция

33,0

20,5

9,5

13,0

4,5

Португалия

35,0

15,0

11,0

16,0

6,0

Россия

44,1

8,2

15,0

8,0

8,0



Приложение 6

Изменение стоимости акций во время игры «Фондовый рынок»

14 февраля - 21 марта 20006 года (в рублях)








14.02

21.02

28.02

14.03

21.03

Вид

акций

Название

компании

min курс

продажи

ax курс

покупки

min курс

продажи

max курс

покупки

min курс

продажи

max курс

покупки

min курс

продажи

max курс

покупки

о.

Лукойл

2 240,0

2 280,0

2 260,0

2 350,0

2 400,0

2 155,0

2 213,0

2 151,0

о.

Газпром

223,2

224,8

230,0

222,0

227,7

220,5

226,3

221,8

о.

Пермэнерго

156,0

131,0

180,0

160,0

200,0

170,0

223,5

191,0

пр

Пермэнерго

150,0

125,0

150,0

131,0

170,0

150,0

200,0

161,0

о.

РАО ЕЭС

17,2

18,57

19,0

20,46

21,24

17,95

18,86

17,95

пр.

РАО ЕЭС

14,45

15,72

16,3

17,29

17,95

15,19

15,77

15,15

о.

Воткинс.ГЭС

15,0

14,15

15,0

14,15

16,5

14.0

16,17

14,0

пр.

Воткинс.ГЭС

13,42

12,0

13,89

12,5

14,74

12,5

14,3

12,55

о.

Мин.удобрения

5 630,0

4 600,0

5 630,0

4 800,0

5 630,0

4 300,0

6 500,0

4 300,0

о.

Сильвинит

7 100,

5 820,0

6 377,0

5 820,0

6 288,0

5 640,0

6 118,0

5 300,0

о.

Ависма

5 666,0

6 200,0

6 630,0

6 200,0

6 411,0

5 800,0

5 985,0

5 700,0

о.

Уралкалий

43,0

42,0

44,49

42,5

44,5

41,5

44,1

40,3

о.

Морион

3,25

2,8

3.2

2,8

3,39

2,8

3,36

2,78

о.

Мотов.заводы

5,12

4.3

5, 04

5,5

6,29

5,7

6,43

6,75

о.

Уралсвязьинформ

1,1

1, 085

1,13

1,2

1,25

1,14

1,21

1,122


Приложение 7

Результаты деловой игры

«Фондовый рынок»

9 класс

14 февраля – 21 марта 2006 г.


Класс



Фамилия, имя

Прибыль

(руб.)

Убытки

(руб.)



1

Аликин М.




-51 060,0




2

Зырянова А.




-66 715,0




3

Катаев М.

243,5







4

Коробейников М.




-63 800,0




5

Коротков Н.




-20 560,0




6

Лагута Д.




-20 560,0




7

Овчинников Ю.




-50 816,5




8

Соколов И.

243,5







9

Хайдаров А.




-5 629,5




10

Черепанова П.




-66 715,0




11

Ямилов К.




-20 560,0



12

Бабенко А.




-2 950,0




13

Бурнышева М.




-17 715,0




14

Гареева И.




-26 840,0




15

Колоферова А.

330,4







16

Никольская А.

30 708,0







17

Окунев И.




-67 280,0




18

Симонова А.




-9 040,0




19

Сурьянинова К.

21,0







20

Таранова С.




-180 000,0



21

Бронников А.




-45 000,0




22

Наговицын Д.




-104 255,0







ИТОГО:

31 546,4

-1 083 505,0



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconRu пополнение прайс-листа приостановлено, для вашего удобства и большей...
При заказе игр напишите, пожалуйста, смс с названиями игр и адресом доставки на номер тел. 89176030925. Напоминаем, что доставка...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconОбзор международного опыта осуществления оценки воздействия проведения Олимпийских Игр
В частности, далее рассматриваются экономического влияния Олимпийских Игр 2010 в Ванкувере; общего влияния Олимпийских Игр 2012 в...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconПриглашение Уважаемые ученики 9 класса школы № …
Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Районный опорный...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconАвтономная некоммерческая организация центр прикладной этики: XXI век
России: этоса политического, делового, регионального этоса, медиа-этоса, этоса образовательной деятельности и т п. Возможные...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) icon1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме...
Психологическая зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconМетодические рекомендации по проведению деловых игр курс «Макроэкономика»
Рецензенты: Г. В. Будкевич, доцент кафедры макроэкономика, кандидат экономических наук; П. В. Арефьев, доцент кафедры макроэкономика,...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconПримерная программа дисциплины «Теория игр»
«Теория игр» является базовой дисциплиной математического цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconЗаседание закрыто в 13 часов 00 минут 18 октября 2010 г. Присутствовали
Публичное вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе учебных заведений Российской Федерации на право стать центром привлечения...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) icon1. Для издания принимаются только ранее не опубликованные авторские...
Для издания принимаются только ранее не опубликованные авторские материалы – научные (практические) статьи, обзоры (обзорные статьи),...

Авторские разработки деловых игр (7-9 классы) iconОтчет по программе пребывания делегации Чувашской Республики в период...
Изучение и развитие деловых отношений с представителями бизнеса в сфере экономики и здравоохранения в рамках деловых переговоров...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную