25. Теория общественного выбора






Скачать 204.61 Kb.
Название25. Теория общественного выбора
Дата публикации30.05.2015
Размер204.61 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Тема 25. Теория общественного выбора. Общественный выбор в условиях прямой демократии. Модель медианного избирателя. Рациональное неведение. Политическая конкуренция. Группы с особыми интересами. Лоббирование. Парадокс голосования. Логроллинг. Экономика бюрократии. Поиск политической ренты. Политико-экономический (политический деловой) цикл. "провалы" государства. Модель конституции Ф. Хайека.

Основная литература:

1. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики»

2. Якобсон Л.И. «Экономика общественного сектора»

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследую свои личный интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой (второй предпосылкой г-н Нуреев называет концепцию «экономического человека», его рациональность). Теория общественного выбора (public choice theory) – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Общественный выбор в условиях прямой демократии.

Прямая демократия (direct democracy) – это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Примерами прямой демократии в современном обществе являются собрания коллективов предприятий и учреждений, работа партийный собраний и съездов, творческих союзов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов и президента, проведении референдумов. При этом первостепенное значение уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, простое большинство и др.), зависит его исход. Поэтому представителей теории общественного выбора интересует основа основ – конституционный выбор, т.е. правила выбора регламента. Дж. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент может сделать демократический строй более эффективным и действенным. Рассмотреть это можно на примере модели медианного избирателя.

Пример из учебника Нуреева. Жители улицы решили провести ее озеленение. Посадка деревьев вдоль улицы – общественное благо, для которого характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурентность) и неисключительность в потреблении. Предположим, что вдоль улицы стоят три дома. Посадка деревьев принесет пользу всем семьям, проживающим в этих домах. Также предположим, что покупка и посадка одного дерева стоят 60 долл. Это означает, что предельные издержки в данном случае постоянны и равны 60 долл. Если они распределяются равномерно между всеми жильцами улицы, то каждая семья должна платить по 20 долл. Данные об общей и предельной выгоде от посадки даны ниже.

Общая и предельная выгода от посадки деревьев (в долл.)

Число деревьев

Общая выгода (TR)

Предельная выгода (MR)

1

180

180

2

340

160

3

480

140

4

600

120

5

700

100

6

780

80

7

840

60

8

880

40

Если выгода и издержки распределяются равномерно, то будет посажено семь деревьев. Это можно представить графически.

Е
сли теперь предположить, что издержки распределены равномерно, а выгода нет. Первая семья А получает 50 % общей выгоды, вторая семья В – 30%, третья семья – 20%. Тогда распределение индивидуальной предельной выгоды можно представить следующим образом:


Если решения принимаются простым большинством голосов, то в этом случае будет меньше посажено деревьев, чем при равномерном распределении. Дело в том, что для семьи С посадка 6 деревьев будет уже убыточна (их предельные издержки – 20 долл., а предельная выгода – 16 долл.). Против посадки 7 деревьев будет уже голосовать две семьи, В и С. Таким образом, если затраты распределены равномерно, а выгоды нет, то будет иметь место недопроизводство общественных благ.

Если предположить обратную ситуацию, когда выгоды распределены равномерно, а издержки нет (семья А – 50% издержек, семья В – 30 % издержек, семья С – 20% издержек), и в предыдущей таблице представлены как раз издержки, то семьи В и С проголосуют за восемь деревьев, и только семья А будет против. Таким образом, если выгоды распределены равномерно, а издержки нет, то будет иметь место перепроизводство общественных благ.

Г
рафически оба этих случая выглядит следующим образом.

МВ1 – при неравномерном распределении выгод, МВ2 – при неравномерном распределении издержек.

Нужно обратить внимание на то, что в последних двух случаях решающим был голом семьи В, которые занимали место в центре. Такая ситуация получила в литературе название модели медианного избирателя. Модель медианного избирателя – модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя – центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, оно удерживает сообщество от принятия крайних решений, с другой стороны, оно не гарантирует принятия оптимального решения. Пример, описанный выше, наглядно показал, что даже в условиях прямой демократии, когда решения принимаются простым большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата (недопроизводства или перепроизводства). Дело в том, что такой механизм голосования не позволяет учесть всю совокупность выгод отдельного индивида. В рамках прямой демократии все решения сообщества имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что далеко не всегда экономически целесообразно.

Политическая конкуренция. Модель медианного избирателя имеет значение и для представительской демократии, но процедура усложнятся. Например, кандидат в президенты для того, чтобы добиться цели, должен как минимум дважды аппелировать к избирателю-центристу: сначала внутри партии для выдвижения, затем – к медианному избирателю среди всего населения. При этом для завоеваний симпатий большинства приходится вносить значительные коррективы в первоначальную программу, и даже отказываться от ее фундаментальных принципов.

Рассмотрим в качестве примера распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями. Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне правых до крайне левых. В середине оси – М – позиция медианного избирателя. Пусть позиции избирателей распределены нормально. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.

Предположим, что имеется всего два кандидата. Если первый кандидат занимает позицию М, то он получает, по крайней мере, 50 % голосов. Если же кандидат занимает позицию А, то он получит меньше 50 5 голосов. Если один кандидат занимает позицию в точке А, а другой – в точке М, то кандидат в точке А получит голоса избирателей, находящихся левее линии а ( а – серединная позиция между А и М), т.е. меньшинство голосов. Кандидат, занимающий позицию М, сможет получить голоса избирателей, находящихся правее линии а, то есть большинство. Лучшей для кандидата позицией будет стратегия, максимально приближенная к позиции медианного избирателя. Аналогичная ситуация будет, если один кандидат правее другого (позиция В). И в этом случае победа достанется тому, кто лучше отразит позицию избирателя центриста. Проблема заключается в том, как точно идентифицировать интересы медианного избирателя.

Если в борьбу вступит третий кандидат (один кандидат – позиция В, второй и третий кандидаты – позиция М), то первый получит голоса, находящиеся под кривой распределения правее линии b, а каждый из двух других - половину голосов, левее этой линии. Поэтому большинство голосов получит первый кандидат. Возможны и другие ситуации. Но пока пик распределения находится в точке М, любой кандидат может повысить свои шансы, двигаясь по направлению к М.

В условиях жесткого противостояния двух партий распределение голосов может иметь бимодальную форму. Бимодальное распределение может быть как симметричным, так и асимметричным, что в действительности встречается чаще.

На рисунке представлено симметричное бимодальное распределение.

А в обществе, где отсутствует четкая поляризация интересов, может встретиться и полимодальное распределение голосов.

Представленные модели политической конкуренции довольно абстрактны, но они все-таки позволяют прояснить факторы, движущие политическим поведением кандидатов.

Пример из лекции Якобсона.

Теорема о медианном избирателе, она была доказана около 50 лет назад Б. Блеком. Представим себе, что нам надо принимать решение в отношении какого-то набора альтернатив, которые можно расположить на одной шкале (пример- величина ставки налога или расходов на производство общественного музея (количество этажей)). У нас есть целый ряд участников процесса принятия решений, каждый из которых имеет свою, наиболее предпочитаемую(идеальная точка голосующего) точку на этой шкале. Второе условие- предпочтения индивидов одновершинны. Поговорим о голосующем А. Считаем, что все условия зафиксированы, а предметом нашего интереса является изменение полезности в зависимости от позиции на шкале альтернатив. На идеальную точку приходится максимальное значение полезности для данного индивида. Любая другая точка задает меньшее значение полезности. Будем предполагать, что график зависимости индивидуальных значений полезности от положения на шкале альтернатив имеет одну вершину. То есть при сравнении 2 альтернатив, не совпадающих с идеальной точкой, голосующий А оценивает выше ту из альтернатив, которая ближе к идеальной точке. При наличии этих 2 условий применение правила простого большинства обеспечивает победу альтернативе, соответствующей идеальной точке так называемого медианного избирателя, то есть такого избирателя, идеальная точка которого имеет равное число идеальных точек других избирателей по обе стороны на шкале альтернатив (в нашем случае это точка С).



В такой формулировке правило применимо к четному числу избирателей, но для нечетного случая его тоже можно модифицировать. Здесь интересно то, что правило простого большинства уязвимо тем, что в следствии проблемы голосования не обеспечивает устойчивого решения. По одновершинности решение оказывается не только устойчивым, но и предсказуемым и, с политологической и социологической точки зрения оно оказывается очень привлекательным- центристским. И дело здесь не в центральном положении на шкале, а в центральном по отношению к другим идеальным точкам. Таким образом при некоторых условиях правило простого большинства обеспечивает рациональный выбор, но проблема состоит в том, насколько они сами собой разумеются. Попытка спроецировать теорему о медианном избирателе на политическую практику привела к тому, что когда рассматриваются решения по отдельным изолированным вопросам, гипотеза Блека проходит. Но дело обстоит совсем иначе, когда голосуют сложные решения, то есть многоаспектные, что чаще всего и происходит в реальной политической практике. При выборе президента мы одновременно голосуем за военную политику, налоговую и так далее. А при этих условиях гипотеза одновершинности перестает быть убедительной. Рассмотрим пример дядя Стиглица. Представим себе, что в городе N избиратели принимают решение о бюджетном финансировании городских общественных школ. А раз решение принято, то налогоплательщики- избиратели его и профинансируют. И в данном случае их право- тратить больше или меньше. Представим себе одного достаточно обеспеченного гражданина этого города, у которого есть своя идеальная точка на шкале государственных расходов на образование. Для проверки одновершинности предпочтений этого гражданина проведем мысленный эксперимент- вопрос об оценке необходимости платить больше в фиксированное число раз (2,3 и так далее). Получается низкая оценка. Если коэффициент продолжать увеличивать, то перед гражданином встанет проблема, которая заключается в том, что он формировал свои предпочтения исходя из своей обеспеченности, то есть он своих детей в общественную школу не пошлет (такова американская ментальность). Но если общественные расходы увеличатся очень сильно, то он не сможет позволить себе большие траты на частную школу и в этом случае общественная школа станет гораздо лучше. А если он теперь предпочтет отправить своих детей вместо частной школы в общественную, то он предпочтет еще более высокий уровень расходов на общественные школы. И тогда на нашем графике, левее старой вершины появится маленькая вершинка. Эта вершинка образовалась от того, что за одной проблемой скрывались 2 разные: отношение к общественным школам как таковым и отношение к обучению своих детей. Изолированные вопросы голосовались в Древних Афинах и Великом Новгороде, и здесь гипотеза об одновершинности срабатывала.





Общественный выбор в условиях представительской демократии.

Рациональное неведение. Процесс голосования усложняется. В отличие от частного общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ. Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного – для решения проблем занятости, другого – для борьбы с инфляцией, третьего – по проблемам внешней политики и т.д. Он вынужден избирать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями.

Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Информация же имеет альтернативную стоимость. Для ее получения требуются время или деньги, а чаще и то и другое. Отнюдь не все избиратели могут позволить себе значительные траты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Большинство стремится минимизировать свои издержки. И это рационально.

Иногда, избиратели просто не участвуют в голосовании. Это свидетельствуют о том, что они не видели пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением (rational ignorance). Существует своеобразный эффект порога – это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе. Если оно ниже определенной величины, избиратель старается избежать исполнения своего гражданского долга, становясь человеком, для которого типично рациональное неведение.

Представительская демократия обладает рядом несомненных преимуществ. Она с успехом использует выгоды общественного разделения труда. Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь.

В то же время при представительской демократии возможно принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям большинства населения, весьма далеким от модели медианного избирателя. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц.

Группы с особыми интересами. Лоббизм. В условиях представительской демократии качество и оперативность решений зависит от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения. Информация характеризуется альтернативными издержками. Для ее получения необходимы время и деньги. Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного вопроса, однако влияние на своего депутата связано с затратами – придется писать письма, посылать телеграммы, звонить по телефону. А в случае, если он не внемлет просьбам, - писать гневные статьи в газеты, привлекать внимание радио и ТВ самыми различными способами вплоть до организации демонстрации и митингов протеста.

Рациональный избиратель должен соотносить предельные издержки от такого влияния с предельными затратами. Как правило, предельные затраты намного выше предельной выгоды, у избирателя нет постоянного желания воздействовать на депутата.

Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на определенных вопросах, как, например, у производителей конкретных товаров и услуг. Изменение условий производства (регулирование цен, строительство новых предприятий, объем госзакупок, изменение условий импорта или экспорта) для них – вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, СМИ, организуют демонстрации и митинги, организуют специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными и значительными интересами могут с лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределяться на все общество в целом. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп со специальными интересами гораздо больше их доли голосов. Выгодные им решения не были бы приняты в условиях прямой демократии, когда каждый избиратель прямо или непосредственно выражает свою волю.

Важно отметить, что депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, т.к. это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельность должны быть строго ограничена.

Парадокс голосования. Последователи теории общественного выбора наглядно показали, что нельзя целиком и полностью полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений.

Пример. Общество ( или выборный орган) состоит из трех человек (А,В,С), отличающихся друг от друга системой предпочтений. Ранжирование общественных целей этих людей представлено в следующей таблице.



Так как каждый из них преследует различные цели, прямое голосование не выявит доминирующей в обществе системы предпочтений. В этом случае на голосование ставится пара целей.

Из таблицы видно, что борьба с инфляцией в этом обществе рассматривается как более предпочтительная цель, чем политика занятости. Это предложение пройдет двумя голосами ( А – 1-е предпочтение против 2-го и С – 2-е против 3-го) против одного (В – 3-е против 1-го). Соответственно двумя голосами пройдет и политика занятости по сравнению с обороной.

Результаты голосования.



Если большинство предпочтет борьбу с инфляцией политике занятости, а политику занятости - обороне, то вполне логичным был бы вывод о том, что борьба с инфляцией является более предпочтительной целью по сравнению с национальной обороной (правило транзитивности). Однако голосование покажет прямо противоположный результат (строка 3 в последней таблице).

Это означает, что в обществе отсутствует рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений. Подобную ситуацию Ж. Кондорсэ назвал парадоксом голосования. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах К. Эрроу. Парадокс голосования (paradox of voting) – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

На самом деле ошибочной является процедура голосования. Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет сделать согласованный вывод. Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддается манипулированию. Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных факторов, мешающих принятию справедливых эффективных законопроектов. Демократия не сводится только к процедуре голосования, гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы. «Выбор таков: или свободный парламент, или свободный народ. Чтобы сохранить личную свободу, - пишет Ф.А.Хайек, - нужно ограничить всякую власть – даже власть демократического парламента – долговременными принципами, одобренными народом».

Логроллинг. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, используя систему логроллинга (logrolling – перекатывание бревна) – практику взаимной поддержки путем «торговли голосами».

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Сторонники теории общественного выбора не считают всякую торговлю голосами отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов. Однако не исключен и прямо противоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т.д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» – закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Экономика бюрократии – одно из направлений теории общественного выбора. Законодательные органы создают исполнительные, а они – обширный аппарат для выполнения разных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов. Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стальной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии – это система организаций, удовлетворяющих как минимум двум критериям: во –первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не связана с интересами избирателей непосредственно, она обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке, поэтому они нередко напрямую связаны с группами специальных интересов.

Бюрократия опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого СМИ. И наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы со специальными интересами, с которыми они тесно связаны.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. Принятие дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с группами специальных интересов и для подготовки путей «отхода». Не случайно, многие служащие корпораций, проработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «системы вращающихся дверей».

С ростом бюрократии развиваются негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее они претворяются в жизнь. Различные ведомства преследуют нередко противоположные цели, их работники часто дублируют работу друг друга, увеличивается документооборот. Все это требует больших средств для решения простых вопросов.

Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Разработку этой теории начала Анна Крюгер в 1974 г.

Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвую в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определимых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но они обычно экономически неэффективны.

Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за ограничение экономических функций государства. А условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, его содержанием – развитие «мягкой инфраструктуры»1, а конечной целью – создание конституционной экономики.

Политико-экономический цикл (political business cycle) – цикл экономической и политической активности правительства перед выборами. Деятельность правительства перед выборами подчинена определенным закономерностям. Условно ее можно описать следующим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение деятельности предшествующего правительства, часто носящих радикальный характер, особенно если к власти приходит до этого оппозиционная партия. Затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Целесообразно отметить, что пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности. Причем уровень новой активности должен быть не ниже того, уровня активности предшествующего правительства.

«Провалы государства» (government failure)это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к «провалам» государства относят:

  1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметрии информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Искажать имеющуюся информацию могут группы специальных интересов и лоббисты с бюрократическим аппаратом.

  2. Несовершенство политического процесса. Это рациональное неведение, лоббирование, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и др.

  3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост госаппарата создает все новые проблемы в этой области.

  4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Экономические агенты могут реагировать совсем не так, как предполагает правительство, их действия могут изменять смысл и направленность предпринятых правительством акций. Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям.

Деятельность государства, направленная на устранение провалов, часто сама далека от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий.

Модель Конституции Ф. Хайека – исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов. Как он считает, они были созданы для нужд управления, а не законодательства. Первоначально под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь форму принятия решений. Эта форма ничего не говорила о целях управления и средствах их достижения. С течением времени, однако, представительское собрание обретает не только высшую, но и неограниченную власть в обществе. В обществе господствует принцип парламентского суверенитета.

Принятие законов и контроль за их исполнением - это разные функции. Если выборный орган будет иметь право изменять сами законы, то рано или поздно сделает все возможное, чтобы укрепить и расширить свою власть. Сохранение власти любой ценой превращается в цель, растрата общественных средств - в средство достижения целей. Такая тенденция объективно хранит в себе опасность перерождения демократического идеала.

Поэтому Хайек считает, что необходимы три представительских органа:

  • один – для занятия исключительно конституцией

  • другой – для постоянного совершенствования кодекса справедливости

  • третий – для текущего правления, то есть для распоряжения общественными ресурсами.

Цель первого – сдерживание произвола: конституция сможет оградить частную сферу деятельности каждого от вмешательства государства, то есть должны быть сформулированы четкие пределы по использованию права государства на принуждение.

Принцип формирования законодательного собрания по Хайеку – каждое поколение, достигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком на 15 лет. В законодательном собрании будут представлены люди в возрасте от 45 до 60 лет, обновление будет происходить каждый год на 1/15. общая структура власти должна выглядеть так:

Конституция определяет функции всех органов власти, законодательное собрание формирует правительственное собрание, а то, в свою очередь, правительство, а правительство – административно-бюрократический аппарат. Такая структура, по мнению Хайека, позволит избежать извращения демократического идеала, защитит от перерождения закона в произвол, создаст пределы для роста административной машины.


1 «Мягкая инфраструктура» – увеличение экономических прав человека и ограничение сфер деятельности государства.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

25. Теория общественного выбора iconР. М. Нуреев теория общественного выбора
Дается развернутая характеристика имеющихся учебников, анализируются хрестоматии, проведен сравнительный анализ курсов по теории...

25. Теория общественного выбора iconПрограмма дисциплины «Теория общественного выбора» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...

25. Теория общественного выбора iconПрограмма дисциплины «Теория общественного выбора» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...

25. Теория общественного выбора icon27. Теория общественного выбора
Ее основоположник американский ученый-экономист Дж. Бьюкенен, получивший в 1986 г

25. Теория общественного выбора iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория
Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Монетаризм. Теории переходной экономики....

25. Теория общественного выбора iconПрограмма дисциплины "Теория общественного выбора" для направления 521600 Экономика
Одобрена на заседании кафедры экономической теории в 1997 г., 1998 г., 1999 г и 29 августа 2000

25. Теория общественного выбора iconРабочая программа дисциплины «экономика общественного сектора»
Основная цель курса «Экономика общественного сектора» – ознакомление студентов с комплексом проблем общественного выбора и государственных...

25. Теория общественного выбора iconПримерная программа наименование дисциплины: Экономика общественного...
Основная цель курса «Экономика общественного сектора» – ознакомление студентов с комплексом проблем общественного выбора и государственных...

25. Теория общественного выбора iconПрограмма вступительного испытания для поступающих на основную образовательную...
Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Монетаризм. Теории переходной экономики....

25. Теория общественного выбора iconПрограмма вступительного испытания для поступающих на основную образовательную...
Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Монетаризм. Теории переходной экономики....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную