Америкой Фонд «Социальная экология»






Скачать 264.98 Kb.
НазваниеАмерикой Фонд «Социальная экология»
страница1/2
Дата публикации14.04.2015
Размер264.98 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2


Российский комитет сотрудничества с Латинской Америкой

Фонд «Социальная экология»








По материалам «круглого стола»

«Латинская Америка: поиск социально-экономической модели развития»
2008 год

В российском обществе традиционно велик интерес к Латинской Америке. Конечно, в нашей истории уровень отношений с латиноамериканскими странами был разным в различные периоды, что, наверное, вполне естественно в условиях меняющегося времени и геополитических обстоятельств. Однако у нашего народа всегда оставалась неизменной абсолютная доброжелательность к этим столь разным и географически далёким народам, их национальной культуре, музыке, литературе. Не берусь судить, на чем основано это чувство, но факт остается фактом.
К сожалению, в 90-е годы, погруженные в собственные проблемы глубоких социальных, политических и экономических преобразований, мы не всегда имели возможность получать подробную и объективную информацию о жизни стран Латинской Америки, вникать в суть социально-экономических и политических процессов, проходивших в Западном полушарии. А между тем, именно в 90-е годы во многом менялся привычный облик континента, зарождались новые социальные процессы, образовывались новые экономические и политические союзы и объединения, приходя на смену прежним, формировались неожиданные ответы на вызовы в глобализирующемся мире.
Многие исследователи считают, что в 90-е годы четко обозначилось разочарование и утрата надежд политических элит большинства латиноамериканских стран на развитие эффективного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки и значительно усилилось внимание к опыту экономического развития европейских стран и Европейского Союза в целом. Европейский Союз в свою очередь в этот период начинает активно демонстрировать свой интерес к установлению более тесных связей со странами Латинской Америки в экономической, политической и социальной сферах. В этой связи достаточно напомнить о том, что именно в этот период была заложена основа ставших регулярными Саммитов глав государств и правительств стран Латинской Америки и Европейского Союза.
Общественный интерес к процессам, проходящим в странах Латинской Америки, как нам представляется, обусловлен ещё и тем, что в России в 90-е годы опыт экономических реформ латиноамериканских стран подчас преподносился в качестве примера для нашей страны, несмотря на некоторую односторонность, а подчас, мягко говоря, некорректность трактовки результатов этих реформ.
Так, в начале 90-х годов активно пропагандировался чилийский опыт либеральных экономических реформ, проведенных режимом, сменившим правительство социалиста Сальвадора Альенде. При этом никогда не говорилось о той неадекватно высокой социальной цене, которую пришлось заплатить за эти «успехи» чилийскому обществу.
Или другой пример. К удивлению многих специалистов, знающих реальное положение дел в Аргентине, в российских средствах массовой информации в конце 90-х годов поднялась волна восхваления «экономического гения» из Аргентины господина Доминго Кавалло. Взахлёб расхваливались успехи его экономической реформы, говорили, что благодаря ему ВВП в Аргентине вырос на 60%, инфляция сократилась с 500% до приемлемого уровня, прошла успешная приватизация и т.д. Д. Кавалло был приглашен в Москву и сам выступал по национальному телевидению России, поучая русских как надо реформировать и развивать экономику. «Горячие головы» готовы были доверить ему судьбу России и прочили в руководители всех экономических реформ в нашей стране. При этом никто не говорил о том, что за период реформ этого «спасителя нации» внешний долг Аргентины не без «помощи» МВФ достиг беспрецедентного объема в 220 млрд. долларов.
Как известно, закончилось «экономическое чудо» в Аргентине всеобъемлющей экономической катастрофой и сокрушительным дефолтом, глубочайшим финансовым кризисом и взрывом социальных протестов, а сам Кавалло оказался на скамье подсудимых. И, может быть, только это спасло Россию от аргентинского «экономического гения» и «баловня Уолл-стрита», а также возможных последствий его деятельности в нашей стране.
Так что, с Латинской Америкой нас связывает не так уж и мало, как могло бы показаться на первый взгляд.
Откликаясь на живой интерес в российском обществе к процессам, происходящим в Латинской Америке, Российский комитет сотрудничества c Латинской Америкой и общественная организация Фонд "Социальная экология" решили провести встречу за «круглым столом» с тем, чтобы обсудить сегодняшнее положение дел в странах Центральной и Южной Америки. «Латинская Америка: поиск социально-экономической модели развития» - так назвали эту встречу её организаторы, желая уйти от излишней политизации темы и в то же время попытаться непредвзято рассмотреть различные взгляды на процессы, проходящие в странах Латинской Америки, обменяться мнениями, задать вопросы экспертам и ученым.
Было решено пригласить на эту встречу за «круглым столом» представителей общественных организаций, деловых кругов, журналистов, представителей Посольств из стран Латинской Америки.
Идея всем понравилась и её поддержали Российское информационное агентство "НОВОСТИ" и Всероссийская Государственная Радиовещательная Компания "ГОЛОС РОССИИ".

РИА «НОВОСТИ» любезно пригласила провести эту встречу у себя в конференц-зале, где она и прошла с большим успехом 14 мая 2008 года.

На встрече было рассмотрено три основных доклада.

Первый доклад, который носил обзорный характер, сделал доктор политических наук, профессор Ивановский Збигнев Владиславович. Обозначив тему как: «Основные парадигмы социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале XXI века", он изложил своё мнение по нескольким принципиальным вопросам.
Исходя из того обстоятельства, что 90-е годы были весьма показательными для большинства стран Латинской Америки, Ивановский З.В., в частности, отметил, что использованные во многих из них элементы неолиберальной модели привели к оздоровлению экономики, что в свою очередь, обеспечило относительно высокие темпы развития этого региона. Иными словами - никогда ещё до этого времени Латинская Америка не развивалась столь успешно. Вот только некоторые показатели, достигнутые в 90-е годы:

  • Среднегодовой прирост в целом составляет более 3 % ВВП на душу населения;

  • Сократилась безработица, снизился неформальный сектор экономики;

  • Снизился относительный и абсолютный уровень бедности;

  • Произошел огромный прирост иностранных инвестиций (если в начале 90-х годов ежегодно вкладывалось в Латинскую Америку 20 миллиардов долларов, то уже в 2006 году – 72.4 миллиардов долларов);

  • Произошла модернизация промышленности и как следствие - объем товарооборота в Латинской Америке вырос в 6 раз;

  • Произошла концентрация производства и капитала, усилились не только позиции иностранных монополий, но также появились латиноамериканские транснациональные корпорации, так называемые, “Translatinos”, которые стали активно действовать по всему миру. (Из пяти таких наиболее крупных ТНК – четыре мексиканские и три бразильские);

  • Появился современный сектор экономики, были внедрены передовые технологии, благодаря чему в Латинской Америке было автоматизировано до ⅓ производственных операций;

  • Число пользователей Интернет в Латинской Америке только за вторую половину 90-х годов выросло в 22 раза;

  • Мобильные телефоны появились практически у всего взрослого населения.

Но даже эти весьма оптимистические показатели применения неолиберальных инструментов следует рассматривать весьма осторожно. Если взять показатель ВВП на душу населения в постоянных рыночных ценах в долларах США на 2000 год, то мы увидим, что единой Латинской Америки не существует - слишком велика страновая разница.
Так, например, возглавляет список латиноамериканских стран по уровню ВВП Аргентина, где на конец 2000 года доход составил 8733.4 долл. США. Уровень ВВП таких стран, как Аргентина, Уругвай, Мексика, Чили, Венесуэла, Коста-Рика и Панама выше среднего уровня по Латинской Америке и сопоставим со странами Восточной и Центральной Европы. В то же время доходы на душу населения в таких странах как Боливия, Никарагуа, Гаити находятся на уровне Черной Африки. (Если сравнить доходы Аргентины и Гаити, то разница составит 15-20 раз). Это огромный разрыв, поэтому говорить о Латинской Америке в целом просто невозможно.
Одним из отрицательных последствий применения неолиберальной модели в регионе стало резкое усиление социального расслоения. (Кстати сказать, универсальный характер этой закономерности мы видим и в России, и в Латинской Америке). Если посмотреть на разницу доходов 10 % самых богатых семей и 10% самых бедных, то мы увидим, что эта разница в Никарагуа составляет 15.4 раза, в Мексике – 30.8 , Боливии – 157.3 раза. (Для сравнения - в России, по данным независимых социологов, разница достигает 40 раз, и она считается недопустимой. В то время как в Скандинавских странах, например, разница составляет всего 5-6 раз. И даже в США эта разница на уровне примерно 15 раз). Таким образом, вывод напрашивается сам собой - в Латинской Америке крайне несправедливое распределение доходов.
Ещё один важный показатель состояния дел в странах континента - уровень бедности и нищеты. По данным за 2006 год в Чили, Уругвае, Коста-Рике, Аргентине самый низкий уровень бедности: он практически соответствует европейскому уровню. В странах завершающих этот список - Боливия, Никарагуа и Гондурас – картина совсем другая. В Гватемале, например, ниже черты бедности проживает более 60 процентов населения, а в Гондурасе – 71.5 процента населения. Если рассматривать проблему крайней нищеты в Латинской Америке, т.е. количество людей, живущих ниже прожиточного минимума и не могущих удовлетворить свои минимальные потребности, то и здесь картина будет значительно отличаться в зависимости от той или иной страны. В Чили, например, число таких граждан составляет всего 3.2 процента, а в Гондурасе - 49.3 процентов, т.е. почти половина населения.
На данный момент в абсолютных цифрах в Латинской Америке проживает 190 млн. бедных и 69 млн. нищих, эти цифры достаточно высоки, но при этом следует иметь ввиду, что это самый низкий уровень за всю историю Латинской Америки. Если в 1994 году бедными в Латинской Америке были 45.7 процента всего населения, то в 2006 году уже – 36 процентов. Нищих было 13.6 процента, а стало 13.3. Самых впечатляющих успехов добились в искоренении бедности и нищеты Аргентина и Венесуэла - далее следуют Перу, Чили, Эквадор, Гондурас и Мексика. В то же время, следует подчеркнуть, что, благодаря развитию экономики, каждый год в Латинской Америке покидает число бедных 15 млн. человек, а число нищих - 10 млн. человек. На Саммите Тысячелетия, состоявшемся в 2000 году, была поставлена задача снизить уровень нищеты к 2015 году на половину. Если Латинская Америка сохранит такие темпы, то весьма возможно, что эта задача в Южной и Центральной Америке будет выполнена.
«Говоря о выборе социально-экономической модели в странах Латинской Америки, нельзя упускать из виду проходящие в них политические процессы», - считает профессор Ивановский З.В. По итогам последней волны выборов принято говорить о «левом повороте» в политической жизни континента: во многих странах у власти оказались левые и левоцентристские правительства. И хотя эти страны очень разные и мотивация голосования в них была различной, можно смело утверждать, что левый сдвиг произошел из-за недовольства широких слоёв населения социальными последствиями неолиберальных реформ, а также тем обстоятельством, что США в какой-то мере «забыли» Латинскую Америку.
Специалисты, изучающие Латинскую Америку, обычно выделяют три группы стран по их политической ориентации. (Хотя такое разделение не всегда совпадает с официально провозглашенным политическим курсом этих стран).
В первую группу входят страны, которые занимают довольно радикальную позицию, официально провозгласив своей целью строительство «Социализма XXI века». Эту группу возглавляет Венесуэла, сюда же можно отнести Эквадор, Боливию, Никарагуа.
На другом полюсе находится группа стран, которые избрали неолиберальную модель развития и фактически связывают будущее своих стран с сотрудничеством с США. (Правда, после провала проекта ФТАА (Free Trade Area of the Americas) или на испанском языке – Area Libre de Comercio de las Américas (ALCA), эти страны перешли на заключение двусторонних договоров с США). Возглавляют эту группу стран Мексика, сюда также входят Колумбия и страны Центральной Америки, за исключением Никарагуа. В какой – то мере к ним тяготеют Перу и Чили, которые всё-таки стараются проводить многовекторную политику.
Однако не всё складывается удачно у тех, кто пытается решить свои проблемы с помощью Соединенных Штатов Америки. Показательным в этом смысле является пример лидера группы - Мексики. Несмотря на то, что главным торговым партнером Мексики остаются США, куда экспортируется до 80 процентов товаров и услуг, в первую очередь - нефть, Мексика, как и другие страны Латинской Америки, стремится диверсифицировать торговые связи и сократить экспортную зависимость от США. Мексика подписала с Европейским Союзом соглашение о развитии торгового обмена в рамках «Проекта упрощения формальностей «Договора о свободной торговле с ЕС».

Оснований для такой политики более чем достаточно. Поворот в сторону усиления отношений с ЕС можно связать в какой-то мере со строительством разделительной стены между США и Мексикой, формально направленным против нелегальной иммиграции. Это строительство было начато США без должных консультаций со своим южным соседом. Заключая в 1992 году Договор о свободной торговле (НАФТА), ставящий своей целью устранить торговые ограничения на товары и услуги, проходящие через США, Канаду и Мексику, мексиканская сторона надеялась на облегчение визового режима для своих граждан, а в итоге получила односторонние ограничительные меры. По мнению экспертов, основной способ борьбы с зависимостью от американского рынка - заключение договоров о свободной торговле с другими странами и Мексика идет по этому пути, уже подписав подобные договоры с 49 странами мира.

Мексика в последние годы стала активно искать новые рынки сбыта и развивать торговые отношения с европейскими странами. По данным Eurostat, экспорт из стран ЕС в Мексику вырос с 10,6 млрд. евро в 1999 году до 16,8 млрд. в 2005-м, тогда как импорт в Евросоюз из Мексики за этот же период увеличился с 4,9 до 9 млрд. евро. По некоторым данным, на сегодняшний день товарооборот между ЕС и Мексикой в среднем составляет 29,4 млрд. евро в год, а за последнее десятилетие прямые инвестиции из стран ЕС в Мексику достигли 37,3 млрд. евро. «Мы видим в ЕС нашего стратегического союзника и надежного партнера. Задачи дальнейшего поступательного развития Мексики обязывают нас диверсифицировать экспортные рынки, изыскивать новые возможности экономической интеграции», - считает министр экономики Мексики Серхио Гарсия де Альба.

По данным на конец 2006 года, Мексика закупала у Евросоюза электрические генераторы (32,8% импорта), транспортные средства (17,8%), химические продукты (16,8%), промышленные товары (9,7%). В свою очередь в страны ЕС Мексика поставляет машинное оборудование (27,5% экспорта), энергоносители (22,8%), транспортное оборудование(14,7%), запчасти для автомобилей (12,5%).

Между этими двумя «полюсами» стран находится «средняя группа стран», которые, как сказал профессор Ивановский З.В., придерживаются «скорректированной неолиберальной модели». Особенность её заключается в том, что в ней уделяется большее внимание социальной защите, а при реализации экономических реформ избегаются крайности в социальной сфере. Эти страны активно действуют в международных организациях, развивают сотрудничество с Европейским Союзом, тесно сотрудничают с США; и одновременно активно занимаются решением собственных социальных проблем таких, как социальная защита работающих, сокращение безработицы, гарантированное медицинское обслуживание и т.д. Лидером таких левоцентристских стран, использующих «скорректированную неолиберальную модель» можно назвать Бразилию, в эту же группу входят Аргентина, Уругвай и ряд других стран Латинской Америки.
В докладе "Опыт социально-экономических реформ в Латинской Америке (на примере Бразилии, Аргентины") профессор кафедры дипломатии МГИМО(У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол Астахов Евгений Михайлович рассказал об особенностях социально-экономической модели этих стран.

В группе стран, лидерами которой называют Бразилию и Аргентину, не всё идет гладко. В начале «круглого стола» уже упоминался знаменитый аргентинский дефолт. Объём дефолтированных инструментов превысил тогда 80 млрд. долларов. (В России, для сравнения, в тот же период - примерно 31 млрд., из которых 23 млрд. было выплачено). Тем самым Аргентина оказалась отрезанной от уже ставших привычными внешних источников финансирования на долгие годы, особенно со стороны Международного Валютного Фонда.
В период дефолта в Аргентине резко обострилась социальная обстановка: на улицу вышел знаменитый «средний класс». Социальные протесты «смели» три правительства, которые приходили к власти одно за другим в то время.
Для выхода их экономического и финансового кризиса аргентинцы пошли по прагматическому пути, проведя в стране девальвацию. «Отрезали» национальную валюту песо от «привязки» к доллару – и картина сразу изменилось радикальным образом. Пошёл экспорт, восстановились внешние рынки для Аргентины, стал возрастать ВВП, стали расти доходы населения.
Вновь избранный президент Нестор Карлос Киршнер Остоик, призвал восстановить национальный капитализм, который создаёт возможность для вертикальной социальной мобильности. «Мне кажется весьма интересным этот опыт, отражающий латиноамериканский прагматизм – т.е. когда государственный капитализм сочетается с одновременным участием государства в обеспечении социальной мобильности населения» - подчеркнул Е.М. Астахов.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Америкой Фонд «Социальная экология» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...

Америкой Фонд «Социальная экология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с

Америкой Фонд «Социальная экология» iconПрограмма дисциплины дисциплина сд. Ф. 4 Социальная экология
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...

Америкой Фонд «Социальная экология» iconФонд редких изданий кафедры мвко мгимо(У) мид россии Электронный ресурс книг
«Кто управляет Америкой? Перевод с английского». Изд-во «фэфи-в», М.: 2002, 175 стр., документальные приложения, фотоиллюстрации....

Америкой Фонд «Социальная экология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 25. 00....
«Общая экология», «Геология месторождений полезных ископаемых», «Технология добычи и переработки полезных ископаемых», «Экологическое...

Америкой Фонд «Социальная экология» iconАжгиревич А. И. Экология
Акимова Т. А. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда. – М.: Юнити-дана, 2007. – 495 с

Америкой Фонд «Социальная экология» iconРекомендуемая литература для изучения дисциплины «экология»
Трофимова С. Н., Павлова Т. В., Литвиненко Т. Н. Экология. Курс лекций. Ч челябинск, 2002

Америкой Фонд «Социальная экология» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экология»
Дисциплина «Экология» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки 240700 Биотехнология

Америкой Фонд «Социальная экология» icon«Экология»
«Экология» для специальностей 28. 0200 «Технология и оборудование производств химических волокон и композиционных материалов на их...

Америкой Фонд «Социальная экология» iconЧеловек и окружающая среда. Экология человека. Экология в целом Экология:...
Экология: учеб пособие для бакалавров /под общ ред. А. В. Тотая -3-е изд., испр и доп. М.: Юрайт, 2013. 411с. (Бакалавр. Базовый...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную