Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития»






Скачать 243.92 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития»
страница1/3
Дата публикации12.04.2015
Размер243.92 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе
___________(проф. Елина Е.Г.)

"__" __________________2012 г.

Рабочая программа дисциплины

Макроэкономика (продвинутый уровень)
Направление подготовки

080100 Экономика
Магистерская программа «Экономика инновационного развития»

Научный руководитель – д.э.н. Г.А. Черемисинов

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная


Саратов, 2012

1. Цели освоения дисциплины

На фундаментальной основе современных макроэкономических концепций функционирования экономики получение базовых знаний, представлений и умений, связанных с современной методологией, принципами и подходами к макроэкономическим исследованиям (в том числе и в избранных конкретных областях экономики); развитие у обучающихся экономического мышления, навыков проведения макроэкономического анализа различных экономических процессов и явлений, аналитических способностей и умений использовать логику, методы и инструменты макроэкономического анализа в исследованиях современных проблем российской экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

М.2. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Дисциплина «Макроэкономика (продвинутый уровень)» относится к базовой части профессионального цикла структуры ООП магистратуры и является логическим продолжением курса Макроэкономики промежуточного уровня, читаемого в бакалавриате. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные обучающимися в бакалавриате по широкому спектру направлений. Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика», «Математический анализ», «Статистика», «Национальная экономика».

Для успешного освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» студент-магистр должен: знать сущность экономических процессов, экономические категории и показатели, и их взаимосвязи; знать основы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики и области их применения в анализе экономических процессов; знать математические принципы построения основных расчетных формул; уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.

Освоение дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» осуществляется параллельно с изучением важнейших дисциплин теоретико-практической подготовки будущих магистров экономики – «Методология анализа и прогнозирования экономического развития», «Эконометрика», «Теория инновационного развития экономики», «Моделирование экономического роста», «Анализ региональной и отраслевой структуры экономики», «История хозяйственных преобразований России».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый курс)».

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки магистров 080100 – «Экономика»:

а) общекультурные (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);

- владение навыками публичной и научной речи (ОК- 6);

б) профессиональные (ПК):

- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

- способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

- способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

- способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11).

В результате освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» обучающийся должен:

- Знать современные макроэкономические концепции, понимать основные макроэкономические проблемы российской экономики, в том числе имеющие непосредственное отношение к функционированию ее инновационной системы, такие, как потребление, сбережения и рынки капитальных активов, инвестиции и налогообложение, стабильность финансовой системы, экономические кризисы и макроэкономическая политика, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе; институциональные «правила игры» бизнеса;

- Уметь разбираться в соответствующих моделях и инструментах макроэкономического анализа, использовать аналитические инструменты, применяемые в современной макроэкономике в исследовательской деятельности, например, для подготовки магистерской диссертации, в конкретных экономических работах (публикациях), базовые знания в области макроэкономического анализа, усвоенные в процессе изучения данного курса; анализировать и обосновывать экономическую политику государства;

- Владеть культурой экономического мышления, способностью к аналитическому восприятию научных и публицистических текстов, навыками самостоятельной исследовательской работы, навыками работы с информационными источниками, научной литературой по экономической проблематике.

4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 180 часов или 5 кредитных единиц, из них 32 аудиторных часа и 112 часов на самостоятельную работу магистранта (во 2 семестре – 10 часов лекционных занятий и 22 часа практических занятий). Итоговая форма контроля – экзамен.




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекция

Практи-ческое

занятие

Самостоя-тельная работа

Всего




1

Проблемы и методы современной макроэкономики

2

1,2

2

4

18

24

Письменное 15-минутное аудиторное задание

2

Модели открытой экономики и эффективность экономической политики

2

3-6

2

6

28

36

Аудиторное эссе

Обзор трех последних номеров экономических журналов

3

Инфляция и антиинфляционная политика

2

7-9

2

4

30

36

Проверка расчет-аналит. заданий

4

Экономические колебания и экономический рост

2

10-16

4

8

36

48

Комментированное аналитическое чтение. Проверка персональных заданий, связанных со специальными аналитическими знаниями и умениями.




Итого:







10

22

112

144

экзамен


Тема 1. Проблемы и методы современной макроэкономики.

Основные проблемы и понятия макроэкономической теории. Эволюция научных исследовательских программ в макроэкономической теории. Макроэкономика как система. Понятие агрегированного рынка. Поведение фирм, домашних хозяйств и правительства на рынках товаров, факторов производства, финансов, валюты. Микроэкономические основы поведения макроэкономических систем. Равновесие и основные методы анализа поведения макроэкономических систем. Макроэкономическая статика и динамика. Неопределенность и риск в поведении макроэкономических систем. Формирование ожиданий, рациональные и адаптивные ожидания. Макроэкономические модели. Измерение и основные макроэкономические индикаторы. Макроэкономическая политика, стабилизация. Проблема "нейтральности" макроэкономической политики. Взаимодействие макроэкономической системы и макроэкономической политики.
Тема 2. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики.

Открытая экономика с плавающим обменным курсом. Управление платежным балансом. Модель Р. Манделла-М. Флеминга, ее основные уравнения и экономическая интерпретация.

Фиксированный курс обмена валют. Макроэкономическая политика и поведение на рынках товаров и денег в открытой экономике в различных режимах реального обменного курса.

Динамика цен и обменных курсов. Открытая экономика и мобильность международного капитала. Национальная и "мировая" нормы процента и их влияние на модификацию макроэкономического поведения. Модель долгосрочного равновесия в малой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала. Влияние бюджетно-налоговой и внешнеторговой политики в стране, изменение инвестиционного спроса, воздействие политики других стран. Совокупный спрос в открытой экономике. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала в долгосрочном аспекте. Мультипликаторы экономической политики в модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала

Применение моделей открытой экономики к анализу эффективности российской экономической политики. Анализ влияния бюджетно-налоговой политики России на изменение реального валютного курса. Анализ влияния российской внешнеторговой политики на доход.

Тема 3. Инфляция и антиинфляционная политика

Теоретические подходы к моделированию инфляционных процессов. Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. Модель Фридмана. Спрос на деньги и «оптимальный» темп инфляции в российской экономике. Гипотеза рациональных ожиданий и объяснения инфляции. Эффективный рынок. Ожидания, время и информация. Неопределенность и "новая" информация. Формирование ожиданий, адаптивные и рациональные ожидания. Систематические ошибки предсказания. Экономические "новости" и их эффект воздействия на поведение системы. Современное монетаристское объяснение инфляции. Структура денежного рынка и инфляция. Модель инфляции Н. Обста, возможности проведения про- и контрциклической денежной политики.

Понятие макроэкономической стабилизации, иерархия целей управления. Монетарная политика как средство финансовой и макроэкономической стабилизации. Модель инфляции Ф. Кейгана. Проблема "нейтральности" макроэкономической политики. Параметры системы и параметры макроэкономической политики. Критика Р. Лукаса. Процессы ускорения инфляции и дезинфляции. Немонетарные факторы инфляции, их влияние в разных режимах инфляции. Регулирование денежной массы или нормы процента. Методы и инструменты регулирования предложения денег. Оценка характера поведения российских экономических агентов. Модель Саржента—Уоллеса.
Тема 4. Экономические колебания и экономический рост

Экономические колебания. Детерминистические и стохастические теории колебаний. Кейнсианские модели деловых циклов. Модель Самуэльсона –Хикса: механизм мультипликатора - акселератора. Модель Т.Тевеса. Эндогенная модель Калдора: взаимосвязь инвестиций и сбережений, носящих нелинейный характер. Новые кейнсианские модели цикла. Модель Малинво. Модель Фишера: гипотеза о негибкости заработной платы. Теории несовершенной конкуренции: воздействие количественных ограничений на функционирование рыночных процессов, негибкость заработной платы и цен, особенности монопольной конкуренции. Шоки спроса и предложения. Введение в теорию реального делового цикла. Шоки производительности и механизмы их распространения. Производительность факторов и эффекты межвременного замещения потребления (правило Рамсея-Кейнса) и предложения труда (эффект Лукаса-Рэппинга).

Монетаристские теории цикла. Модель М.Фридмена: экзогенный денежный шок, влияние темпа прироста денежной массы на уровень номинального дохода. Модель Л.Лейдлера: зависимость изменений между предложением денег, уровнем цен и реальным доходом.

Экзогенные и эндогенные модели цикла. Модель Р.Лукаса: несовершенство информации как фактор колебания деловой активности. Теория реального экономического цикла: последствия налогово-бюджетной политики и технологических сдвигов. Экономические циклы как результат перераспределения национального дохода. Модель Гудвина: конъюнктурные колебания растущей экономики в результате несовпадения интересов труда и капитала. Сравнительный анализ различных подходов к моделированию политического цикла. Модель политического цикла Нордхауза.

Проблемы государственного воздействия на экономические циклы. Влияние на эффективность стабилизационной государственной политики: существования временных лагов; фактора неопределенности; наличия ожиданий и политических ограничений.

Введение в теорию роста, фундаментальные вопросы теории. Конвергенция. Баумоль и Де Лонг о конвергенции. Инвестиции, реальный капитал как факторы роста производства. "Неоклассическая" теория капитала и анализ экономического роста.

Модель Солоу, описание модели. Темпы роста различных показателей на траектории сбалансированного роста. Воздействие изменения нормы сбережений на капитал, выпуск и потребление на траектории сбалансированного роста; золотое правило. Модель Солоу, дополненная человеческим капиталом (модель Мэнкью-Ромера-Вэйла, МРВ). Модель МРВ и фундаментальные вопросы теории роста. Теория эндогенного роста. Модель А-К. Модель Фундаментальных исследований. Модель Рамсея. Денежная политика в перспективе и экономический рост. Последствия бюджетно-налоговой политики. Модель пересекающихся поколений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
«Микроэкономика (продвинутый уровень)» является как углубление анализа тем, вошедших в курс «Микроэкономики (продвинутый уровень)»,...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика государственного предпринимательства...
Целью освоения дисциплины «Экономика государственного предпринимательства» является ознакомление магистров с основными теоретическими...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины История хозяйственных преобразований...
Целями освоения дисциплины «История хозяйственных преобразований России» являются

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа Педагогическая практика Направление подготовки...
Педагогическая практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистра. Она представляет собой...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экологические проблемы экономики Направление...
«Экологические проблемы экономики» является курсом, изучаемым по выбору, относится к общенаучному циклу ( дв2), заключается в освоении...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика недвижимости Направление подготовки...
...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа дисциплины Экономика предпринимательства Направление...
В курсе используется системный подход к разработке и использованию методов и моделей, учитывающих информационные, материально-вещественные,...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика инновационного развития» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную