А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов






Скачать 82.86 Kb.
НазваниеА. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов
Дата публикации11.04.2015
Размер82.86 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
О потребительской полезности
А.Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск
Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей или полезность.

Вопрос потребительской полезности товара рассматривался многими экономистами [1]. Как правило, они либо считали полезность неким изначальным свойством товара, либо, как маржиналисты и их последователи [2], полагали ее свойствам потребительской корзины. Такая функция полезности лежит в основе подавляющего большинства современных макро- и микроэкономических моделей [3].

Однако не секрет, что в век массового производства потребители все чаще принимают решение о приобретении того или иного товара не столько на основе его очевидных потребительских качеств, сколько руководствуясь соображениями престижа, бренда, моды и тому подобными внешними факторами, что, вообще-то, слабо соответствует классическому подходу к описанию потребительских предпочтений.

Все чаще и чаще выпучивается так называемое демонстративное потребление [4], т.е. несение индивидом расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью – продемонстрировать другим собственный доход или богатство.

Возникает вопрос – в чем причина такого несоответствия? Почему люди идут на такие затраты, казалось не имеющие ничего общего с потребительской необходимостью и противоречащие рациональному поведению? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, по-видимому, разобраться в источнике такого поведения.

В первой половине 18-го столетия, примерно за сто с лишним лет до возникновения маржинализма, выдающийся математик Даниил Бернулли выдвинул гипотезу о том, что по мере роста величины богатства его субъективная полезность будет возрастать с убывающей скоростью. Во второй половине 19-го столетия С. Джеванс, К. Менчер и Л. Вальрас применили этот закон для описания поведения потребителей на рынке и тем самым заложили основы маржинализма [2].

Этот закон, обычно для надежности, принято иллюстрировать, уже, по-видимому набившей оскомину, примерами связанными с количеством чего-то съеденного: пирожками, яблоками, бананами, морожеными, и т.д. Не будем оригинальными и тоже ограничимся рассмотрением чего-то съеденного, например абрикосов (табл.1).

Таблица 1

Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя

Количество абрикосов

Общая полезность

(сумма предельных полезностей), ед.

TU

Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.

MU

1

10

10

2

18

8

3

24

6

4

28

4

5

30

2


С увеличением количества абрикосов предельная полезность в нашем примере убывает. Каждый дополнительный абрикос приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.

Обозначим общую полезность – TU, предельную полезность – MU. Удобно полезность TU съеденных абрикосов оценивать количественно ощущением сытости, возникающим у потребителя после каждого съеденного абрикоса, в долях от общего количества абрикосов. Причем отсчет можно вести с 0 – соответствующая ситуации, когда потребитель не съел ни одного абрикоса (ощущение сильного голода) и завершить 1 – когда потребитель съел все абрикосы (ощущение полной сытости). В этом случае зависимость общей полезности TU от количества съеденных абрикосов может быть представлена в виде (рис.1).



Рис. 1. – Зависимость общей полезности ТИ от количества съеденных абрикосов
Тогда приращение полезности (TU) от каждого съеденного абрикоса представится диаграммой (рис.2).

Рассмотренный пример иллюстрирует универсальную и очень важную закономерность: субъективная полезность монотонно снижается с ростом количества потребленного блага, а наибольшая полезность приходится на первую порцию блага (рис.2). С такой закономерностью на бытовом уровне сталкиваются практически все. Когда проголодавшийся человек приходит домой и с удовольствием съедает тарелку супа, а затем не сдержавшись, съедает вторую и по инерции третью, и только потом начинает понимать, что переел. Тяжесть и боль в животе подтверждают, что наступило насыщение, т.е. ощущение полной сытости («полезность» превращается во «вредность»).



Рис. 2. – Приращение полезности от каждого съеденного абрикоса
С общей полезностью тесно связана одна из ключевых микроэкономических категорий: предельная полезность. Под предельной полезностью (МИ) понимается прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу [3]. Предельную полезность можно выразить как с помощью формулы дискретных приращений

так и в виде частной производной общей полезности



Изложенное выше, а также рис.1 позволяют для описания полезности использовать функцию вида

(1)

т.е. процесс достаточно точно описывается экспоненциальной моделью (рис.3).

Действительно функция (1) удовлетворяет всем условиям данного процесса: а



Рис. 3. – Экспоненциальная модель изменения общей полезности (1)
Скорость изменения при этом, т.е. предельная полезность (рис.4)



Рис. 4. – Характер изменения предельной полезности
Однако есть ситуации, когда суммарная полезность с увеличением количества потребляемого блага неограниченно растет, например, приобретение предметов роскоши, недвижимости, денег. При этом функция должна удовлетворять условию: и Здесь для описания процесса подходит как степенная модель

(2)

так и логарифмическая

(3)

На рис.5 представлены графики функций (2) и (3) при



Рис.5. 1– функция (2), 2 – функция (3)
Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы выяснить почему полезность подчиняется рассмотренным зависимостям.

Есть такая наука – психофизика, которая изучает методы измерения субъективных ощущений человека, вызванных воздействием на его органы чувств различных стимулов (раздражителей). Методы этой науки базируются на основном законе психофизики: с увеличением интенсивности воздействия сила субъективных ощущений человеком будет возрастать с монотонно убывающей скоростью.

Если рассматривать количество потребляемого блага как интенсивность воздействия этого блага на человека, а субъективную полезность блага как уровень ощущений человеком этого воздействия, то закон убывающей предельной полезности есть не что иное как проявление общего закона психофизики в сфере экономики. Формула (2) есть аналитическое представление закона Стивенса, а (3) – закона Фехнера. Отсюда следует, что закон убывающей предельной полезности описывает важнейшее свойство человеческой природы (его физиологии и психики) и является определяющим в экономической науке. Психофизика человека и есть основная причина несоответствия рациональному поведению.

Теперь попробуем проанализировать влияние внешних факторов на поведение потребителя, и, в частности, отношение «высших» слоев общества к предметам роскоши. Многим наверно памятны имевшее место в 90-ые годы, попытки первого вице-премьера РФ Б.Е. Немцова пересадить чиновников с BMW на «Волги». Эти попытки бесславно провалились. Правда, злые языки утверждали, что бывший губернатор нижегородской области преследовал корыстные цели – лоббировал горьковский автозавод.

Анализ провала попыток Немцова проведем с помощью простой математической модели. Изначально полагаем, что предметы роскоши ценятся индивидом постольку, поскольку дают ему возможность ассоциировать себя с неким социальным слоем, обладающим высоким статусом. Для простоты рассмотрим две группы индивидов, одна из которых обладает большим социальным статусом, чем другая, и существует товар, являющийся предметом роскоши (в нашем случае автомобиль BMW).

Пусть – доля представителей индивидов обладающих большим социальным статусом (чиновники высокого ранга – министры, зам. министры, депутаты и т.д.), – доля чиновников имеющих BMW, а доля чиновников не имеющих BMW. Пусть – доля не чиновников, а и – доли не чиновников, имеющих и не имеющих BMW, соответственно (табл.2). Пусть событие – чиновники, имеющие BMW, – не имеющие; событие – не чиновники, имеющие BMW, – не имеющие.

Таблица 2

Число индивидов имеющих и немеющих BMW

Типы индивидуумов

Имеющих BMW

Не имеющих BMW



Чиновники







Не чиновники













1


Таким образом, вероятность того, что индивид, имеющий BMW, относится классу чиновников, равна



Для чиновника, не имеющего BMW имеем



Пусть – социальный выигрыш человека от того, что его относят к классу чиновников, выраженный в денежных единицах, а – цена предлагаемой роскоши минус цена его бытового заменителя. Тогда для того, чтобы принять решение покупать или не покупать предмет роскоши, потребитель должен сравнить две следующие величины

(4)

(5)

где – ожидаемый выигрыш в случае покупки товара, – в случае отказа от этой покупки.

Пусть государство для ограничения безмерных затрат, приняло закон против роскоши под который попадает и BMW. Пусть BMW разрешается иметь только чиновникам высшего ранга. Это означает, что а Тогда согласно (4) и (5) возрастает до величины



а падает до



Из этих соображений следует, что приобретение предметов роскоши является более привлекательным.

Теперь предположим, что чиновники высокого ранга, по предложению Немцова Б., откажутся от BMW. Тогда Отсюда а

Таким образом, ожидаемый выигрыш чиновников высокого ранга становится отрицательным.

Современная жизнь во всей своей красе подтвердила идею привлекательности предметов роскоши как атрибутов лишь с высоким социальным статусом. Особенно, на фоне западного мира, выделяется олигархический класс России (совместно с олигархами арабских стран), которые не ограничиваются приобретением морских яхт за 200 млн. долларов, а в «нагрузку» покупают и многомиллионные футбольные клубы.
Литература

  1. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности / Вопросы экономики, 2007, №7. – С.86-98.

  2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984. – 244с.

  3. Зыза В.П. История экономических учений. – Краснодар, 1997. – 967с.

  4. Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 448с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» Тема: «Рациональное...
Большое внимание уделяется способам достижения хозяйственных целей и стимулам, которыми руководствуются экономические агенты при...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconОграниченная рациональность — это характеристика экономических агентов,...
Экономическое поведение как принятие решений. В рамках экономической теории поведение экономических агентов — действия, нацеленные...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconЧто такое экономика?
«номус» закон. Политика – это концентрированная экономика. Это наука о путях повышения эффективности экономических процессов. Исследует...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconЗакономерность диктатуры
Феномен власти – Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Также экономика изучает поведение людей в сферах производства, потребления, распределения и обмена. Экономисты анализируют происходящие...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconВлияние неформальных норм на экономическое поведение людей
В статье рассматривается взаимосвязь неформальных норм, в частности религии, и особенность экономического поведения людей разных...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconЭкология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) —
«большой» экологии — ее теории, законы, правила, принципы и гипотезы в рамках иерархии природных систем. Особое внимание уделено...

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconВопросы к кандидатскому экзамену по экономической теории Модели человека...
«Перечень Оноре». Проблема спецификации и размывания прав собственности. Свободный доступ и «трагедия общин»

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconОсновные положения эконом теории прав собственности
Институты первичны – индивиды вторичны. (Т. Веблен). Институты определяют поведение людей

А. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение это поведение, направленное на достижение максимума результатов iconПрограмма дисциплины «Теория организации и организационное поведение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную