О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере






Скачать 66.29 Kb.
НазваниеО значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере
Дата публикации11.04.2015
Размер66.29 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере

Апанович Н.Г., студ. III к., науч. рук. канд. экон. наук, доцент Цеханович Т.Ф.

Внешняя торговля является важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности любой страны. Участию республики в системе международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. По белорусской территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой. Здесь пересекаются два европейских транзитных коридора: II (Париж - Москва) и IX (Хельсинки – Санкт-Петербург – Одесса) с ответвлением IXB на Вильнюс [1].

Любой транзит через Беларусь, по крайней мере, в полтора раза короче, чем транзит через соседние страны. Это имеет серьезное экономическое значение. Сюда следует также отнести и хорошую инфраструктуру транзита.

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 180 странами мира. В целях укрепления системы региональной и глобальной безопасности, экономической интеграции Республика Беларусь стремится к налаживанию добрососедских связей с таможенными структурами отдельных государств и военно-политических блоков.

Выработанный белорусским институтом таможни подход к международным принципам осуществления таможенных процедур формирует содержание таможенного дела как интегрированного в международные процессы, в торгово-экономические отношения.

Для Республики Беларусь всегда являлись актуальными вопросы таможенных отношений со странами СНГ. Здесь уже создан определенный правовой фундамент сотрудничества. Начало правовому регулированию взаимоотношений на межгосударственном уровне положило Соглашение о принципах таможенной политики 1992 г. Впоследствии был заключен целый ряд договоров по различным аспектам взаимодействия в таможенной сфере [2].

Развитие двусторонних отношений со странами СНГ является для Республики Беларусь одним из, но не единственным внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. Беларусь также стремится к выстраиванию паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами-участниками ЕС. При этом главной темой сотрудничества остается торгово-экономическое взаимодействие.

Хорошо известно, что международная торговля важна в разных формах внешнеторговой активности, кроме отсутствия. Так, например, Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст. 33) усилено значение приграничной торговли, предусматривающей предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами (услугами). Беларусь граничит с Польшей, Литвой, Латвией и данный участок границы общей протяжённостью 1240 км является нашей общей границей с Европейским союзом. В этой связи последние несколько лет белорусская внешнеторговая политика представляла собой сочетание либерализации торговли, энергичного продвижения экспорта и двусторонних переговоров по конкретным вопросам торговли. Республика Беларусь является страной с открытой экономикой. Большая часть продукции, производимой в республике экспортируется как в страны СНГ, так и в государства Европейского сообщества. С каждым годом внешнеторговый оборот республики нарастает. Так, если в 2000 году внешнеторговый оборот в общей сложности не превышал 15,97 млрд. долларов США (10,4 со странами СНГ), то в 2008 году он возрос до 72,38 млрд. долларов США (40,46 со странами СНГ). Отметим существенное увеличение относительной доли внешней торговли со странами вне СНГ. Рост внешней торговли республики обуславливает интенсификацию транспортных потоков через границу. Глобализация мировой экономики, несмотря на общий кризис мировой экономики, приводит к возрастанию товаропотока между государствами Европейского coобщества и странами СНГ и азиатского региона. Географическое положение Республики Беларусь обуславливает прохождение через ее территорию кратчайших транспортных путей между Европой и Азией, что означает сохранение и даже увеличение возможностей движения в послекризисный период товаропотоков в направлении Запад-Восток и Север-Юг. Совещание лидеров 20 крупнейших экономик мира в Лондоне 2 апреля 2009 года подтверждало необходимость отказа от протекционизма в мировой торговле [2].

Однако, какими бы убедительными не были рассуждения в пользу свободной торговли, торговые барьеры все же существуют. Одним из фундаментальных решений данной проблемы являются международные договоры двустороннего характера, поскольку они в состоянии обеспечить взаимовыгодные условия для преодоления торговых барьеров.

Двусторонние торговые переговоры - обсуждения, проводимые двумя, а не несколькими странами, - являются еще одной из важнейших сторон белорусской международной торговой политики. Эти переговоры происходили между Республикой Беларусь и странами-участницами СНГ, странами-участницами ЕС, Турцией, Китаем, Вьетнамом и др. Часто такие переговоры посвящаются торговым ограничениям на конкретный товар, антидемпинговому урегулированию.

Что касается таможенной cферы в узком смысле, то условиями международного двустороннего договора, в первую очередь, определяется порядок взаимодействия таможенных органов двух государств: направление запросов, предоставление на взаимной основе информации, необходимой для обнаружения, пресечения и расследования таможенных правонарушений, в том числе подлинников документов и конфиденциальной информации. Подписание соглашения расширяет правовую базу международного сотрудничества в таможенной сфере, что несомненно оказывает положительное влияние на результативность выполнения стоящих перед таможенными органами Беларуси задач. Речь идет о защите экономических интересов государства, борьбе с контрабандой, международным терроризмом и организованной преступностью, повышении эффективности применения таможенного тарифа, взимании и внесении в государственный бюджет таможенных платежей.

Улучшаются условия ведения международной торговли, упрощаются таможенные процедуры. В данной связи Беларусь проводит постоянную работу, направленную на совершенствование транзитных формальностей, внедряются стандарты, отработанные в рамках Всемирной таможенной организации, реализуется программа по созданию благоприятных условий для транзита товаров.

Кроме того, данные соглашения способствуют унификации и гармонизации процедур таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечению таможенных служб достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия ими решений.

Международные двусторонние договоры о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах договоры заключены Республикой Беларусь на межгосударственном, межправительственном или межведомственном уровнях с 12-ю государствами, а именно: Россией, Молдовой, Казахстаном, Азербайджаном, Чехией, Арменией, Ираном, Турцией, Вьетнамом, Китаем, Латвией и Финляндией. Практика показала, что нормы таких договоров способствуют не только повышению уровня сотрудничества между таможенными службами, но и увеличению товарооборота между странами - участницами.

Инициируются переговоры по проектам соглашений с Польшей, Литвой, Украиной, Австрией, Нидерландами, Францией, Бельгией, Великобританией, Германией, Чехией, Словакией и другими странами. Отметим, что многосторонние и двусторонние международные договоры на пространстве СНГ заключены и по отдельным направлениям таможенной деятельности, таким как обмен статистической информацией, порядок транзита, таможенный контроль перемещения культурных ценностей и др.

Хотим подчеркнуть, что заключение любых международных двусторонних соглашений является сложным, но очень значимым процессом. От условий, на которых страна подпишет соглашение, во многом будут зависеть долгосрочные выгоды ее участия во внешнеторговой системе. Поэтому для нас, несомненно, значимо, что в процессе переговоров о заключении такого рода соглашений приоритет должен уделялся и уделяется системной трансформации экономики, а не однобокой задаче по либерализации внешней торговли.

Односторонний же разрыв двустороннего торгового соглашения “включает” принцип “сделай нищим своего соседа”, сокращает торговлю и ведет к различным торговым барьерам, что в корне противоречит проводимой внешнеторговой политики в Республике Беларусь [3].

Литература

  1. Инновационные аспекты трансграничного сотрудничества/ [редколлегия: Г.М. Бровка и др.]. – Минск: БНТУ, 2009. – 319 с.

2. [Электронный ресурс] / Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://gtk.gov.by. – Дата доступа: 28.10.2009.

3. Доменик Сальваторе. Международная экономика: Учебник, 5-ое изд, пер. с англ. Науч. Редакция перевода под рук. Профессора Г.Н. Котова. – М.: 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconТема Международные экономические организации Понятие и виды международных...
В более узком и специальном значении термина к международным экономическим организациям относят те организационные структуры, которые...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconОбраз россии и украины в контексте развития двусторонних отношений
Ярким примером этого является попытка некоторых государственных деятелей и экспертов России и Украины использовать возникавшие в...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере icon· учреждение и обслуживание хороших двусторонних отношений с соседними...
Приверженность стандартам международной законности и соблюдение законов международного права в международных отношениях

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере icon«Творческие бизнесы: конкурентоспособность, партнерство, социальная миссия»
Миссия: развитие двусторонних отношений между Россией и Великобританией, способствование культурному обмену между странами, разработка...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconК Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии
О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconП. Г. Ермишин Общее представление о значении и состоянии экономической...
Экономика это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconИа «Апсныпресс» (Абхазия) 31. 05. 12 Гтк ра и фтс РФ подписали план...
Премьер-министр Леонид Лакербая встретился сегодня с председателем Государственного таможенного комитета Саидом Таркил и представителями...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconИа «Интерфакс» 14. 07. 14 Россия и Бразилия подписали ряд двусторонних...
Россия и Бразилия подписали ряд соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, передал корреспондент "Интерфакса" с церемонии...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconРабочая программа по дисциплине с 7 Экономический потенциал Российской Федерации
России; отраслевого строения экономического потенциала таможенной территории России; регионального строения экономического потенциала...

О значении двусторонних международных договоренностей в таможенной сфере iconКонцептуальные предложения по этапам и срокам формирования единой...
Азийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношении товаров, происходящих...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную