И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов






Скачать 327.18 Kb.
НазваниеИ. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов
страница1/3
Дата публикации11.04.2015
Размер327.18 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3

[Введите текст]


УДК 334.02:573.7
И.Е. Гумаргалиев

МОДЕЛЬ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» КАК СТИМУЛ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗОВ

Ilzar Ye. Gumargaliev
THE "TRIPLE HELIX" MODEL AS AN INCENTIVE FOR HIGH SCHOOL INNOVATIVE ACTIVITY
Ключевые слова: теория «трех спиралей», эволюционная теория фирмы, эволюционная теория экономики, инновация,

В статье анализируются возможности положительного изменения инновационной активности подразделений высшей школы. Теоритическим основанием для таких исследований является синтез теории «трех спиралей» и эволюционных экономических теорий Й. Шумпетера, Р. Нельсона и С. Уинтера. Представлен опыт реализации инновационной активности на примере различных подразделений Московского государственного университете имени М.В. Ломоносова
Key words: triple helix theory, evolutionary theory of the firm, evolutionary theory of economics, innovation
Article analyzes the possibility of a positive change in innovation activity concerning units of high school. Theoretically basis for such research is the synthesis of the «triple helix theory and evolutionary economic theories by J. Schumpeter, R. Nelson and S.Winter. The experience in the implementation of innovative activity explicated through various departments of the Lomonosov Moscow State University.

Количество страниц – 11 (включая список литературы)

Число рисунков – 4

Количество наименований библиографического списка – 30.

Тестовый редактор – Word 2003/2010. Рисунки скопированы из файла статьи - Ицковиц Г. Модель тройной спирали; Инновации 2011, № 4 (№ 2, 3, 4) и с сайта – http://2i.tusur.ru/index.php?page=97 (№ 1) . Формат рисунков – произвольный, можно сохранять в программе Paint, далее – jpeg, png, tiff, giff, bmp – разные типы.



УДК 334.02:573.7
И.Е. Гумаргалиев
МОДЕЛЬ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» КАК СТИМУЛ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗОВ
Ключевые слова: теория «трех спиралей», эволюционная теория фирмы, эволюционная теория экономики, инновация,

В статье анализируются возможности положительного изменения инновационной активности подразделений высшей школы. Теоритическим основанием для таких исследований является синтез теории «трех спиралей» и эволюционных экономических теорий Й. Шумпетера, Р. Нельсона и С. Уинтера. Представлен опыт реализации инновационной активности на примере различных подразделений Московского государственного университете имени М.В. Ломоносова
Key words: triple helix theory, evolutionary theory of the firm, evolutionary theory of economics, innovation

Article analyzes the possibility of a positive change in innovation activity concerning units of high school. Theoretically basis for such research is the synthesis of the «triple helix theory and evolutionary economic theories by J. Schumpeter, R. Nelson and S. Winter. The experience in the implementation of innovative activity explicated through various departments of the Lomonosov Moscow State University.



Исследование инновационного развития экономики России в условиях постановки задачи модернизации [1] ее структуры предполагает новое содержание в анализе деятельности вузов и других учреждений научно-образовательного сектора с целью поиска возможностей реализации фундаментальных и прикладных заделов, созданных в рамках НИОКР. В связи с этим представляется интересным рассмотреть вопрос о принципах взаимодействия научно-образовательного сектора с коммерческими структурами при тесном участии правительственных структур.
Суть теории «трех спиралей»

Одним из методологических обоснований такого взаимодействия может служить «модель тройной спирали». Теория тройной спирали (TripleHelix или ТС) создана в Англии и Голландии в начале XXI века профессором университета Ньюкасла Генри Ицковицем (Henry Etzkowitz) и профессором амстердамского университета Лойетом Лейдесдорфом (Loet Leydesdorff). [2] Тройная спираль символизирует союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются ключевыми элементами инновационной системы любой страны. Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом (рис. 1).

http://2i.tusur.ru/media/images/model-triple-helix_2.jpg

Рис. 1 - Модель теории «тройной спирали» [3]

Предпосылки данной теории таковы. Во второй половине 20-го века начал складываться новый тип науки, который получил своё осмысление в целой серии концепций, среди которых можно назвать концепцию постнеклассической науки (В.С. Стёпин, В.И. Аршинов и др.) [4], 2-го типа производства знаний (Mode 2 knowledge production, M. Gibbons, H. Nowotny, P. Scott и др.) [5], постакадемической науки (J. Ziman), [6], "технонауки", науки "другого модерна" (У. Бек) [7] и др. Эти концепции отслеживают ряд новейших тенденций, без учёта (или, по крайней мере, - критической оценки) которых невозможно, с нашей точки зрения, действительно современное развитие философии науки. Современный тип производства научного знания представляет собой гибрид фундаментальных исследований, ориентированных на познание некоторого истинного состояния дел, и исследований, прагматически ориентированных на получение полезного эффекта. Можно выделить следующие черты нового типа науки [8]:

1) знание производится не только в контексте открытия и фундаментального обоснования, но и в контексте оцениваемых последствий и применения;

2) научная рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте с познавательными средствами и языком, а также ценностно-целевыми структурами, т.е. происходит «оптимизация» исследования – это скорее традиционная функция, но она приобретает новое содержание в связи с последующим пунктом о «трансдисциплинарности»;

3) предметоцентризм дисциплинарной организации знания доопределяется проблемоцентризмом трансдисциплинарности – требуется поиск решения проблем в рамках той или иной дисциплины;

4) отмечается гетерогенность и организационное разнообразие производства знания (знание производится не только в лабораториях, но и по всей социальной цепочке восприятия, трансформации, трансляции, применения знаний и потребления его результатов, в явной и неявной форме). [8]

Также среди характерных черт современной науки можно отметить социальную ответственность, рефлексию [9] и стремление к утилитаризму (обслуживанию потребностей, например, промышленности). [10] Присутствует рост коллективной формы организации процесса исследования, усиление конкуренции за статус в научной иерархии. [11, 12]продуцирование «рисков» как следствие новых результатов и одновременная борьба с ними.1

Образом тройной спирали может быть представлен теоретический подход, выражающий форму самоорганизации и сотрудничества в эволюционной теории. [13]
Теории эволюционной экономики и «рутины» для фирмы, как дополнение «трех спиралей»

Другой важнейший шаг в направлении привлечения эволюционных идей в экономическую науку сделал австрийский экономист и историк экономического анализа Йозеф Шумпетер. [15] Его основной труд «Теория экономического развития» содержит ссылки на элементы эволюционизма. Шумпетер сделал особый акцент на динамике процессов, отличающих его теорию от системы общего равновесия рынков Леона Вальраса.

Вальрасовское равновесие оставляло в стороне процесс эндогенных изменений, т.е. изменений «внутри» рынков как особых систем, изменений на пути к рыночному равновесию и самого процесса его формирования. Напротив, именно здесь Й. Шумпетер искал свой собственный путь. Осторожность Й. Шумпетера была связана с опасениями, связанными с тем, что некритическое и прямое заимствование понятий может привести к проникновению в науку мистики, отсутствию консенсуса по общим терминам, появлению «флюидов дилетантизма». [16, 148–149] Поэтому он достаточно определенно очертил области, где эволюционный подход мог быть плодотворным. Во-первых, методологические преимущества эволюционного подхода оказываются значимыми при противопоставлении капиталистической системы нерегулируемого рынка и системы жесткого планирования при социализме. Он предлагает регулируемый вариант развития целенаправленного развития без крайностей. Во-вторых, его потенциал очевиден при описании определенных аспектов системы частного предпринимательства, как борьбы за существование. При этом сам Й. Шумпетер не руководствовался никакими биологическими теориями для построения своего анализа экономических изменений и прогресса.

Методологическая важность подхода Й. Шумпетера связана, во-первых, с тем, что в качестве центрального момента развития постулировалось выявление нового, а во-вторых, это новое и деятельность, связанная с его разработкой, была представлена как отклонение (в чем-то сознательное, в чем-то нет) от существующего стандарта, сопряженного с риском, точнее с его избеганием. Понятие «риска» он связал с инновационной составляющей. Риск стал вполне «осязаемым» и просчитываемым фактором. Экономисты эволюционного направления в своем анализе во многом следуют исходным установкам Й. Шумпетера, в максимальной степени пытаясь развить его идейное наследие.
Определение понятия «инновация»

Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было также введено  Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, – эффективной монополией. Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.). [17]

Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

1) введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);

2) внедрение нового метода производства;

3) открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее;

4) открытие нового источника сырья;

5) внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

[17]

В последующий период наибольший вклад в эволюционную экономику внесли Р. Нельсон и С. Уинтер, выпустившие в 1982 г. книгу «Эволюционная теория экономических изменений» [18], ставшую на современном этапе развития эволюционной теории заметным явлением. Она ставит на прочную основу некоторые понятия и идеи, которые были сформулированы ранее, но не так четко. Подход Р. Нельсона и С. Уинтера отличает микроэкономическая направленность.

Они фактически принимают в качестве среды генетического анализа поведение хозяйствующих субъектов (фирм). Это означает в данном случае, что процесс технических инноваций имеет свое рождение на уровне отдельных фирм и распространяется на отрасль в ходе рыночного взаимодействия между фирмами, создавая тем самым новые условия для фирм и меняя характер отрасли в целом, создавая, в качестве ответной реакции, стимулы для дальнейшего изменения поведения фирм.

При этом правила поведения фирм трактуются ими как аналоги генов. Таким образом, развивая эволюционный подход в экономической теории, они предполагают, что во взаимодействии со средой фирмы могут отбирать определенные «подходящие» стратегии поведения. Фирмы реагируют на изменения внешних условий изменением сложившихся принципов своего поведения — так называемых рутин.

Это понятие, которое ввели Р. Нельсон и С. Уинтер, является базисным для эволюционной теории. По мнению эволюционистов, рутины представляют собой нечто вроде устойчивых стереотипов поведения. В эволюционной теории этот термин «... может относиться к постоянно повторяющемуся шаблону деятельности всей организации, к индивидуальному умению или (прилагательное «рутинный») к гладкому бессобытийному эффективному функционированию такого рода на уровне индивидуума или организации» [18; 120]. Иными словами, рутины в значительной мере являются аналогом привычек, с той разницей, что первые во многом носят бессознательный характер. Согласно данной теории, поведение фирм управляется не оптимизационными расчетами, а рутинами. Это означает, что в случае изменений окружающей фирмы среды первая далеко не всегда будут менять свое поведение, что противоречит неоклассической теории.

Фирмы соглашаются на замену старых рутин новыми лишь при чрезвычайных обстоятельствах. При этом сам процесс изменения рутин, называемый поиском, в экономической эволюционной теории аналогичен мутации в биологической эволюционной теории. Таким образом, важным является исследование рутин, которыми руководствуются экономические институты и которые являются результатом конкурентного взаимодействия «игроков» (субъектов). Именно здесь прослеживается аналогия с появлением нового признака, распространение которого через наследование и отбор определяет преимущественное развитие данной популяции. Итак, в экономической среде инновация, пройдя сложный путь «наследования и отбора», становится новой «рутиной» и определяет развитие возможно целого кластера (особой совокупности) отраслей.
Механизм взаимодействия участников «тройной спирали»

Вернемся к описанию теории «трех спиралей», поняв инновационные основы функционирования фирм и в целом общественно-экономической среды. С методологической точки зрения тройная спираль трансдисциплинарности в обществе знания работает по следующему принципу: каждые две из трех спиралей образуют по отношению к третьей пограничные условия интервальной ситуации – они задают ограничения, рамки деятельности, а третья (переменная) - средовое образование "между" ними, превращаясь частично в главный объект, где будут развертываться события. Причем эти рамочные функции могут исполнять попарно каждая из выделенных переменных. То же самое относится и к роли среды взаимодействия. Проще говоря, все эти три спирали могут оказаться на любой из позиций. В силу качественной разнородности спиралей а, каждая из них доопределяется, в том числе, через свое иное, например, университеты через посредство промышленности, правительство через лоббирующие структуры бизнеса и т.д., они нуждаются в той или иной форме объединения.

Все три институциональные сферы – университеты, бизнес и государство – имеют свои традиционные миссии, но начинают играть новую роль, выполняя функции других институциональных сфер. Университеты занимаются образованием и научными исследованиями, но также вносят свой вклад в развитие экономики, что всегда считалось прерогативой бизнеса. Это происходит через создание новых компаний в университетских инкубаторах. Аналогично, бизнес совершенствует свои образовательные структуры и частично выполняет функции университетов, оказывая образовательные услуги. Традиционная роль государства – установление норм и правил игры, а также регулирование жизни нашего общества. Теперь же государство создает фонды для обеспечения финансированием нового бизнеса, начиная таким образом выполнять функции самого бизнеса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconЕспаев С. С., директор иэ кн мон рк, д э. н Формирование кластеров...
«тройной спирали». С учетом этого Главой государства поставлены задачи: определить модели кластерного развития; разработать «дорожные...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов icon2. Общие положения и область применения Стратегии
Миссия инвестиционной стратегии Республики Мордовия – создание предпосылок для устойчивого развития посредством формирования благоприятного...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов icon«Реализации программы развития деятельности студенческих объединений...
Инициатива-Действие-Успех и задачи повышения творческой активности студентов была создана комиссия, в состав которой вошли специалисты...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconКлючевые слова : типы и формы интеграционных моделей, инновационно...
Аннотация. В составе любой инновационной системы может быть выделено инновационно активное ядро – субъекты системы, обеспечивающие...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconКнига решений. 50 моделей стратегического мышления Авторы используют слово «модель»
Авторы используют слово «модель» не совсем так, как мы привыкли на бытовом уровне. Хотя… именно так, как это должно быть! Их подход...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconФинансовая интеграция как стимул инновационного развития евразийского экономического сообщества

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconОценка инновационной активности крупных компаний в разрезе различий...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconМодель интеллектуальной организации как основа успеха инновационной компании
Кроме того, следует оценить последствия применения модели, в частности, выявить влияние уровня интеллектуальности фирмы на ее рыночную...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconГуу, г. Москва глобазизация рынкОВ, культура и маркетинг инноваций
Инновации можно рассматривать как процесс потребления товаров, услуг и идей сетью участников инновационной деловой активности. Одна...

И. Е. Гумаргалиев модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов iconПроблемы и перспективы развития особых экономических зон в россии
Конечной целью взаимодействия элементов национальной инновационной системы является создание условий для повышения инновационной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную