Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»






Скачать 133.32 Kb.
НазваниеМетодические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Дата публикации25.01.2015
Размер133.32 Kb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания

Институт

Открытого

Образования





ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
для студентов специальности

080507 «Менеджмент организации»
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Составитель: к.э.н., Леонова О.А.

Шахты 2008

ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое пособие разработано для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 061100 «Менеджмент организации», 060500 «Бухучет, анализ и аудит».

Методическое пособие содержит перечень вопросов и заданий, структурированных по разделам курса «История экономических учений». Подготовка ответов на эти вопросы служит цели закрепления и углубления знаний студентов в сфере истории экономической науки, повышению научно-теоретической подготовки студентов, в том числе посредством самостоятельного изучения экономической и научной литературы.

ТЕМА: Предмет исторических учений. Экономическая мысль Древнего мира.

Вопросы для самоконтроля и проверки:

  1. Охарактеризовать исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических доктрин в различных хозяйственных системах.

  2. Как осуществлялся переход первобытнообщинного строя к рабовладельческому, возникновение частной собственности и государства?

  3. Охарактеризовать Восточное античное рабство.

  4. Охарактеризовать экономическую мысль Вавилонии.

  5. Законы царя Хаммурапи о ростовщичестве и долговом рабстве; регламентация торговых сделок и норм денежного вознаграждения наемникам.

  6. Политико-экономический трактат «Артхашатра» о рабовладении и земледелии; о ремесле и торговле.

  7. Теория естественного права Конфуция. «Великая общность» и частное владение.

  8. Коллективный экономический трактат «Гуаньцзы». Эквивалентность обмена.

  9. Экономические взгляды Ксенофонта. Ксенофонт о «домоводстве» как науке.

  10. Ксенофонт о земледелии, ремесле и о товаре.

  11. Социально-экономические воззрения Платона. Платон о торговле и деньгах.

  12. Экономические воззрения Аристотеля. Аристотель об экономике и хрематистике. Аристотель о товаре.

  13. Экономическая мысль Древнего Рима. Трактаты Катона, Варрона и Колумеллы по аграрному вопросу


Тема 2. Экономическая мысль Средневековья.
Вопросы для самоконтроля и проверки:

  1. Процессы возникновения экономических учений раннего и развитого феодализма.

  2. Экономические идеи, заложенные в Коране. Коран о частной собственности.

  3. Ибн- Халдун о науке, об общественной жизни людей. Его учения о товаре и торговле.

  4. Экономическая мысль Западной Европы. Развитие от земледельческой общины к марке, к соседней общине.

  5. Блаженный Августин.

  6. Фома Аквинский об отношении человека к внешним вещам (управление и пользование) и о торговле.


Тема 3. Меркантилизм как первая школа политической экономии. Физиократы.
Вопросы для самоконтроля и проверки.

  1. Сущность меркантилизма. Два исторических этапа меркантилистической политики меркантилистического учения.

  2. «Трактат политической экономии» Антуана Монкретьена. Взгляды меркантилистов на прибыль и ее источник.

  3. Кольбертизм. Историческое место меркантилизма.

  4. Физиократы. Естественный порядок. Чистый продукт. Обращение богатства.

  5. Физиократы о торговле и роли государства. Теория налога у физиократов.

  6. «Экономическая таблица» Ф. Кэнэ. Производство

Тема 4. Зарождение классической политической экономии. Основные направления экономической мысли начала XIX в.
Вопросы для самоконтроля и проверки


  1. Общая характеристика классической политэкономии.

  2. Возникновение классической политэкономии в Англии.

  3. Методология У.Петти и его теория стоимости. Учение У. Петти о заработной плате и ренте. Учение о проценте и цене земли.

  4. Экономические взгляды П. Буагильбера.

  5. Учения А.Смита как экономиста мануфактурного периода. Методология Смита. Разделения труда. Капитал и его структура. Экономическая свобода и теория международной торговли. Натурализм и оптимизм Адама Смита.

  6. Учение Давида Риккардо. Закон земельной ренты. Теория стоимости. Закон заработной платы и прибыли. Учение Риккардо о торговом Балансе и количественная теория денег.

  7. Экономическая мысль начала 19 века во Франции. Экономические воззрения Ж.-Б. Сея. «Закон рынков», закон стоимости.

  8. Экономическая мысль начала 19 века в Англии. Т. Мальтус. «Теория народонаселения», «теория прибыли», «Положение о реализации совокупного вещественного продукта».

  9. Сущность и причины возникновения экономического романтизма: С. Сисмонди. П.Ж. Прудон. Дж. С. Милль.

Тема 5. Основные направления экономической мысли социалистов
Вопросы для самоконтроля и проверки:


  1. Краткая характеристика утопического социализма. К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

  2. Экономическое учение К. Маркса. Закон стоимости.

  3. Прибавочная стоимость и заработная плата.

  4. Теория денег и капитала.

  5. Теория ренты.

  6. Теория цикличности экономического развития капитализма.

  7. Рабочая сила как товар особого рода.

  8. Процесс производства прибавочной стоимости. Два способа увеличения прибавочной стоимости.

  9. Сущность заработной платы при капитализме и ее формы.

  10. Процесс капиталистического накопления. Концентрация и централизация капитала.

  11. Превращение прибавочной стоимости в прибыль и нормы прибавочной стоимости в норму прибыли.

  12. Закон тенденции нормы прибыли к понижению.

Тема 6. Основные идеи маржинализма.
Вопросы для самоконтроля и проверки:


  1. Роль предшественников маржинализма в истории экономики. А. Курно, И.Г. Тюнен, Г Госсен, Ж. Дюпои.

  2. Понятие маржинализма. Характеристика маржинализма. Основные положения маржинализма.

  3. Характеристика австрийской школы маржинализма.

  4. К. Менгер. Методология исследования.

  5. Принцип снижающейся. Шкала Менгера.

  6. О. Бем-Баверк, Ф.Визер, Л. Вальрас, В. Парето.

  7. Экономические взгляды А. Маршалла. Методология исследования. Концепция ценообразования (спрос и предложение). Принцип замещения.

  8. Экономические воззрения А.Пигу. теория экономического благосостояния.

  9. Экономическое учение Дж.Б. Кларка. Учение Й.Шумпетера.


Тема 7. Русская экономическая мысль
Вопросы для самоконтроля и проверки:

  1. Особенности русской экономической мысли. А.Н. Радищев.

  2. П.И. Пестель.

  3. Н.Г. Чершышевский.

  4. Основные экономические взгляды народников: М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров. Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова


Тема 8. Основные идеи институционализма. Монетаризм.
Вопросы для самоконтроля и проверки:


  1. Причины возникновения институционализма. Понятие институционализма. Этапы развития институционализма.

  2. Экономическое учение Т.Веблена.

  3. Экономические воззрения У.Митчелла, Дж.К.Гэлбрейта.

  4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

  5. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсона.

  6. Экономические идеи Ф.Хайека.

  7. Идеи Дж.М. Кейнса. Теория эффективного спроса. Теория занятости и безработицы. Теория мультипликатора. Государственное регулирование.

  8. Монетаризм. Количественная теория денег.

  9. Экономические взгляды М. Фридмена.-

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1 Что является предметом изучения истории экономических учений.

А) исторический прогресс, возникновение, развитие, замены экономических идей и концепций

В) вся история человечества

Г) исторический регресс, записи ученых экономистов

2 В какой эпохе было господство натурально хозяйственных отношений.

А) не регулируемой рыночной экономикой

В) до рыночной экономики

Г) регулируемой

3 В какую эпоху возникло положение ‘невидимой руки’.

А) не регулируемой рыночной экономикой

В) до рыночной экономики

Г) регулируемой

4 Общая черта экономической мысли Древнего Мира.

А) господство рыночных отношений

В) стремление сохранить приоритет натурального хозяйства

Г) государственное регулирование

5 Возникновение чего, стало причиной волеизъявления людей для обладания верной мерой торговли.

А) греческой философии

В) промышленности

Г) коммерческого труда

6 Понятие меркантилизм от слова латинского происхождения это:

А) торговать В) производить Г) управлять

7 Основные положения школы меркантилизма.

А) поощрение экспорта, особенно готовой продукции

В) поощрение частной торговли

Г) золото и сокровища любого рода есть выражения богатства

Д) правильно А и Г

8 Предмет изучения меркантилизма это:

А) рассмотрение всех сфер экономики

В) рассмотрение проблем сферы обращения

Г) рассмотрение проблем сферы производства

Д) рассмотрение проблем сферы обращения, причем в отрыве от проблем сферы производства

9 Что используется в качестве метода изучения меркантилизма.

А) эмпиризм

В) рассмотрение проблем сферы обращения

Г) эквивалентность

10 Для достижения чего ранние меркантилисты устанавливали max высокие цены на экспортируемые товары.

А) отрицательного сальдо

В) положительного сальдо

Г) нулевого сальдо

11 Кто написал книгу «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли, как принцип нашего богатства ».

А) Томас Мен В) А. Смит Г) Ф. Кене

12 К чему была обращена концепция меркантилистов?

А) к практике личной жизни

В) к практике общественной жизни

Г) все ответы правильны

13 Как именовали французский меркантилизм?

А) теория экономии В) империализмом Г) кольбертизмом

14 Учение физиократов это:

А) французская школа в рамках КПЭ

В) английская школа в рамках КПЭ

Г) немецкая школа в рамках КПЭ

15 Кто, по словам Маркса, отец политической экономии.

А) Д. Белл В) А. Смит Г) У. Петти

16 В чем видели основу богатства и благосостояния представители первого этапа КПЭ.

А) в материальном благе

В) в сфере обращения

Г) в сфере производства

17 Основоположник учения физиократов(1694-1774).

А) Джон Миль В) Франсуа Кене Г) Т. Мальтус

18 Слово «физиократе» означает:

А) власть народу В) власть природы Г) власть государства

19 Что в качестве предмета изучения политической экономии называл А. Смит?

А) проблему экономического развития общества

В) рассмотрение проблем сферы обращения

Г) рассмотрение проблем сферы производства и сферы обращения Д) все ответы верны

20 Совокупность общественных взглядов это:

А) система В) структура Г) концепция

21 Что по Смиту является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену?

А) разделение труда

В) стремление достичь духовного совершенства

Г) стремление достичь экономического совершенства

22 Какие важные обязанности нужно закрепить за государством по мнению А. Смита.

А) осуществление издержек на общественные работы

В) обеспеченье военной безопасности

Г) осуществление правосудия Д) все ответы правильны

23 При какой конкуренции интересы индивида и общества не сталкиваются?

А) не свободной В) свободной Г) регулируемая

24 Автор «Капитала»:

А) Т. Мальтус В) К. Маркс Г) А. Смит

25 Какая сфера является изучением политической экономии?

А) сфера обращения В) сфера производства Г) все ответы правильны

26 Что является главным в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма?

А) нарушение рыночных принципов

В) нарушение товарно-денежных отношений и феодализм

Г) не обеспеченье полной занятости, тяготение системы к колониализму и войнам.

27 «Идеи экономистов... и когда они правы, и когда они ошибаются -имеют гораздо большее значение, чем принято думать» - сказал:

А) К.Маркс Б) Д.Кейнс В) А.Смит

28) Диалектический и материалистический подход к социальной форме движения составил методологическую основу разработанной ………………..системы исторического материализма

А) К.Марксом и Ф.Энгельсом

Б) Д.Кейнс и А.Смит

В) Кондратьев Н. и В.Ленин

29) Выработанные людьми в процессе теоретического мышления понятия, отвлеченные от многообразия конкретных явлений, но отражающие их главное, сущностное содержание это:

А) Научные абстракции Б) Научные гипотезы В) Научные истины

30) В результате и на основе абстрагирования реализуются методы:

А) идеализации и моделирования.

Б) эмпиризма и схоластики

В) логики и интуиции

31) Крупным недостатком развития мировой (и отечественной, в том числе) экономической науки в послевоенные десятилетия является распространение :

А) бессодержательной математизации экономических моделей

Б) изучение вопросов собственности

В) отказ от метафизических рассуждений

32) От………….…., которому принадлежит решающая роль в человеческом обществе, зависит уровень материальных и духовных условия жизни людей:

А) способа производства Б) количества денег В) наличия земли

33) Форма хозяйства, которая сложилась на основе коллективной собственности на орудия труда и продукты труда, предполагающая уравнительное распределение продуктов труда. Однако здесь нет присвоения чужого труда, нет классового неравенства это:

А) первобытно-общинная форма хозяйствования

Б) феодальная форма

В) капиталистическая
34) ………..….форма общественного хозяйства базируется на крупной частной земельной собственности владельца. В личной зависимости от владельца находится крестьянин, превратившийся в крепостного.

А) капиталистическая Б) феодальная В) рабовладельческая

35) …… форма общественного хозяйства предполагает юридически свободного работника, но лишенного средств производства, в силу чего он становится работником у хозяина, сосредоточившего в своих руках средства производства,

А) феодальная Б) капиталистическая В) коммунистическая

36) В ………. хозяйстве произведенные для потребления (а не для продажи) продукты переходят из производства в потребление непосредственно, без обмена.

А) натуральном Б) денежном В) коммерческом

37) Концепцию о «базисе и надстройке» предложил:

А) А.Смит Б) Д.Риккардо В) К.Маркс

38) пауперизация это:

А) концентрация капитала

Б) массовое обнищание населения

В) теория развития экономики П.Паупера

39) Д.Риккардо представитель:

А) меркантилизма

Б) классической политической экономии

В) физиократизма

40) «фритредерство» это:

А) государственная торговля

Б) свободная торговля

В) торговля с «черного рынка»

41) Факторы производства это:

А) золото, серебро, деньги

Б) капитал, средства производства, векселя

В) земля, труд, капитал.

42) цены денег, это:

А) банковские процентные ставки на кредиты

Б) количество золото и серебра в денежной единице

В) затраты труда на производство денежного знака

43) Главная задача государства (по Кейнсу) состоит в:

А) сохранении так называемого макроэкономического равнове­сия через воздействие на совокупный спрос

Б) невмешательства в экономические процессы

В) охране правопорядка, судебной деятельности и общественных работ

44) собственность – это кража! Сказал:

А) Наполеон Б) Ж.Прудон В) К.Маркс Г) А.Смит

45) Переход от одних форм собственности к другим может идти :

А)революционно Б)эволюционным В) обоими способами

46) чем кредитные деньги дешевле, тем

А) больше их вкладывается в экономику.

Б) меньше их вкладывается в экономику

47) Книга Дж-М.Кейнса называется:

А) Государственное регулирование экономики

Б) Общая теория занятости, процента и денег

В) Теория сравнительных издержек

48)Утверждение, что «сбереженные средства вовсе не обязательно будут инвестированы в полном объеме» принадлежат:

А) Т.Мальтусу Б) К.Марксу Дж.Кейнс В) Ф.Тейлору

49) Д.Кейнс выдвинул:

А) парадокс бережливости

Б) парадокс скупости

В) парадокс покупательной заинтересованности

50) Представитель маржинализма:

А) К.Маркс Б) Фома Аквинский В) К.Менгер Г) М.Вебер


Основная


  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений.: Учебник, 4-е издание перераб и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006 – 480 с.

  2. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2007 – 271 с.

  3. Бартенев С.А. История экономических учений.: Учебник.-М.: Экономистъ, 2004 – 456 с.



Дополнительная

  1. Левита Р.Я. История экономических учений.: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001 – 224 с.

  2. Леонова О.А. Конспект лекций по истории экономических учений, 2007.

  3. Леонова О.А. Методические указания по истории экономических учений, 2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по самостоятельной работе для студентов специальности...
Данное методическое пособие разработано для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит»,...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» включает в себя тематический...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания определяют основные требования и правила подготовки...
Методические указания предназначены для подготовки студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, к сдаче...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала и организации...
...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по проведению преддипломной (производственной)...
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с “Положением о порядке проведения практики студентов образовательных...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методические указания по выполнению курсовой работы для студентов...
Учебно-методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент». Содержат примерную...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент...
Курс «История экономики» предназначен для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» и бакалавров, обучающихся по...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе...
Зоогигиена: Методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов / сост. Н. Л. Мельникова; Новгу им. Я....

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconУчебно-методические материалы для студентов специальности 080507...
Теория организации: Учебно-методические материалы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Владивосток. Издательство:...

Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» iconПрограмма итогового государственного экзамена для студентов, обучающихся...
Программа предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507. 65 Менеджмент...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную