Кафедра математики и моделирования






Скачать 246.9 Kb.
НазваниеКафедра математики и моделирования
Дата публикации06.04.2015
Размер246.9 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
e.120-bal.ru > Экономика > Основная образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ
КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ


БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа

080100.62 Экономика

Профиль «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК **.**

Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» составлена в соответствии с требованиями ООП: 080100.62 «Экономика» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Мазелис Л.С., д-р.экон.наук, доц. кафедры математики и моделирования

Лавренюк К.И., ассистент кафедры математики и моделирования,

Морозов В.О., ассистент кафедры математики и моделирования
Утверждена на заседании кафедры математики и моделирования от 7.02.2011 г., протокол № 7, редакция 2013г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес – систем.

© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» предназначена для студентов ООП направления 080100.62 «Экономика».

Функционирование современной экономики требует особого отношения к организации управления, объективному анализу и научно обоснованной оценке любого бизнеса и предпринимательского начинания.

В рыночной экономике бизнес-план – это рабочий инструмент, используемый практически во всех сферах предпринимательства. Его сущность заключается в обосновании видов, объемов, сроков и других количественных показателей производства и реализации продукции (работ, услуг), которые, при рациональном использовании производственных ресурсов, могут принести предприятию наибольший доход и прибыль.

Изучение в рамках дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» теоретических и методологических основ бизнес-планирования, приобретение навыков создания бизнес-плана способствует формированию у студентов экономический образа мышления, а также знаний и умений по рациональному выбору и экономическому использованию различных производственных ресурсов на предприятиях всех форм собственности.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цели освоения учебной дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» является формирование у студентов понимания роли, закономерностей, ключевых процедур бизнес-планирования в деятельности предпринимательских структур и приобретение системы теоретических и практических знаний и навыков по разработке бизнес-плана. Изучение дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» позволит студентам сформировать устойчивые общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющих принимать грамотные и экономически эффективные решения в области планирования деятельности предпринимательских структур.

К задачам дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» относятся:

- приобрести навык оценки бизнес-идеи и её соответствия стратегии бизнес-планирования;

- овладеть методикой разработки бизнес-плана на основе методических и методологических подходов бизнес-планирования;

- обобщить передовой отечественный и зарубежный опыт бизнес-планирования;

- дать оценку результатам бизнес-плана и инвестиционного проекта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами).

Дисциплина «Бизнес-планирование и прогнозирование» относится к вариативной части профессионального цикла ООП.

Изучение данного курса предполагает наличие базовых знаний, полученных студентами в процессе освоения таких дисциплин, как «Бухгалтерский учет», «Математическое моделирование экономических процессов и систем», «Маркетинг», «Статистика», «Управление рисками и моделирование рисковых ситуаций», «Менеджмент», «Математические методы финансового анализа».

Курс «Бизнес-планирование и прогнозирование» является основой изучения комплекса дисциплин профессионального цикла, предусмотренных программой обучения студентов по направлению «Экономика».

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

Таблица 1. Формируемые компетенции

Название ООП (сокращенное название ООП)

Блок

Компетенции

Знания/ умения/ владения (ЗУВ)

080100.62 Экономика

Б.3

ПК-6 - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

Знания:

- теоретических основ современного бизнес-планирования;

- компьютерных программ по бизнес-планирвоанию и уметь пользоваться ими

Умения:

- детализировать, систематизировать и моделировать показатели в бизнес-планировании;

- применять методы бизнес-планирования и прогнозирования на практике

Владения:

навыками самостоятельного овладения методами бизнес-планирования и применению этих знаний в практической разработке бизнес-планов

ПК-8 - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

Знания:

методики анализа, контроля и оценки эффективности бизнес-планов;

Умения:

использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

Владения:

современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

ПК-13 - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

Знания:

методики анализа, контроля и оценки эффективности бизнес-планов;

Умения:

обосновать с позиции маркетинга, организации, финансов целесообразность (реализуемость) конкретного бизнес-проекта;

Владения:

методологией экономического исследования.

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения.

Дисциплина «Бизнес-планирование и прогнозирование» читается студентам направления 080100.62 «Экономика» профиль «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» в пятом семестре. Общее количество часов в соответствии с учебным планом - 108 (3 зачетные единицы), из них 68 аудиторных часов и 40 часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет не менее 20% аудиторных занятий.

Лекционный курс по данной дисциплине включает восемь тем. Темы лекций представляют собой отдельные, логически взаимосвязанные информационные блоки.

Практические занятия включают восемь тем, каждая из которых посвящена формированию профессиональных компетенций (и соответствующих им знаний, умений, владений) по разработке бизнес-плана, принятию тактических и стратегических управленческих решений и пр. Практические занятия предусматривают использование активных и интерактивных форм проведения занятий – деловой игры, практических заданий, групповых дискуссий, имитационных техник, обсуждения конкретных ситуаций (кейсов). Изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы необходимо при подготовке к практическим занятиям, требующим принятия собственных решений.

Самостоятельная работа студентов формирует профессиональные навыки обучающихся в области аналитической деятельности. Задания на самостоятельную работу выдаются студентам индивидуально. Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенных в лекционном курсе и подготовке к проведению практических занятий. Результаты выполнения самостоятельной работы докладываются студентами во время аудиторных занятий и/или используются при выполнении практических работ.

1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине.

Контроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний бакалавров.

Форма проведения текущих аттестаций: тесты, деловая игра, дискуссии, кейс-метод, имитационные тренинги, защита результатов выполнения групповых и индивидуальных заданий и практических работ, коллоквиумы. Форма контроля самостоятельной работы – выступление с докладом, рефератом, защита проекта, коллоквиум.

Промежуточная аттестация предусмотрена в виде зачета.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Темы лекций.

Тема 1. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» (4 часа).

Рыночная экономика и объективная необходимость планирования на макро- и микроуровнях. Система планирования в условиях рынка как основной метод и составная часть управления экономикой. Прогнозирование в рыночной экономике: понятие, содержание, роль и значение; взаимосвязь прогнозирования и планирования.

Роль и место планирования в управлении предприятием. Планирование как наука и вид экономической деятельности. Сущность и структура объектов планирования. Предмет планирования.

Временные границы планирования. Экономический механизм управления предприятия. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Бизнес-план предприятия.

Тема 2. «Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятии» (4 часа).

Предпринимательство и бизнес-планирование, роль и место в экономике. Содержание предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательской деятельности. Понятие бизнеса как инициативной экономической деятельности. Объекты бизнеса. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса.

Понятие и содержание бизнес-планирования.

Тема 3. «Резюме бизнес-плана» (4 часа).

Титульный лист бизнес-плана. Резюме. Уникальность бизнеса. Планируемая стратегия фирмы: вход на рынок или его развитие через анализ факторов, условий, слабых мест в действиях конкурентов. Описание отрасли экономической деятельности и рынка сбыта, его структуры, емкости, темпов роста. Анализ конкурентных преимуществ собственного бизнеса.

Прогноз финансовых результатов. Требуемая сумма инвестиций. Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса. Примерная форма резюме.

Тема 4. «Исследование и анализ рынка, план маркетинга» (6 часов).

Прогноз конъюнктуры рынка. Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере.

Прогноз коммерческой деятельности анализируемых фирм-конкурентов.

Общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка, влияние внешних факторов на объем и структуру сбыта.

Анализ продаж за предшествующий период. Сегментация рынка. Определение емкости рынка. Прогноз развития рынка. Планирование ассортимента. Оценка конкурентоспособности товара. Планирование цены. Прогнозирование величины продаж.

Разработка собственной ценовой политики фирмы, а также сравнение с ценовой стратегией конкурентов. Анализ системы ценовых скидок как инструмента стимулирования реализации. Сравнительный анализ эффективности методов реализации. Структура собственной торговой сети. Политика по послепродажному обслуживанию и предоставление гарантий. Реклама и продвижение товара на рынок.

Тема 5. «Составление плана производства и организационного плана» (4 часа).

Производственный цикл. Производственные мощности. Их роль в совершенствовании бизнеса. Развитие производственных мощностей за счет приобретения и аренды.

Структура и показатели производственной программы. Анализ выполнения плана производства. Анализ портфеля заказов. Расчет производственной мощности. Планирование выпуска продукции. Планирование выполнения производственной программы.

Собственность и ее роль в организации бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательства в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Экономическое обоснование создания, реорганизации предприятия. Организационная структура, экономическое обоснование и оценка эффективности. Управленческая команда и персонал.

Планирование потребности в персонале. Планирование трудоемкости производственной программы. Расчет и анализ баланса рабочего времени. Планирование производительности труда.

Состав средств на оплату труда. Анализ фонда заработной платы. Планирование фонда заработной платы.

Планирование снижения себестоимости продукции. Планирование сметы затрат на производство продукции.

Тема 6. «Финансовый план и оценка рисков» (4 часа).

Финансы предпринимательской организации. Управление финансами: финансовый механизм, финансовые методы, финансовые ресурсы, финансовые рычаги. Оценка эффективности предпринимательской деятельности: принципы и методы.

Цели, задачи и функции финансового планирования. Содержание финансового плана. Анализ финансового положения. Планирование доходов и поступлений. Планирование расходов и отчислений.

Привлечение кредитов и анализ их эффективности. Источники финансирования ресурсов предприятия и их соотношение.

Анализ эффективности инвестиций. Срок полного возврата вложенных средств и получение дохода от них. Составление графика безубыточности по материалам бизнес-плана. Баланс доходов и расходов фирмы.

Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании. Виды потерь и риска: материальные, трудовые, финансовые, времени. Внешние и внутренние риски.

Показатели риска и методы его оценки. Методы снижения риска: страхование, поручительство, распределение риска, резервирование средств. Анализ и планирование риска. Методы анализа.

Тема 7. «Форма представления бизнес-плана» (4 часа).

Цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой. Задачи и преимущества использования бизнес-плана. Типология бизнес-планов. Основные области применения бизнес-плана. Принципы разработки бизнес-плана.

Основы методологии бизнес-планирования. Стратегическая ориентация бизнес-планирования. Внутренняя и внешняя среда при разработке и обосновании бизнес-плана. Подготовка бизнес-плана к реализации.

Тема 8. «Экспертиза бизнес-плана» (4 часа).

Основные ошибки, встречающиеся в бизнес-планах.

Методика проверки информации, представленной в бизнес-плане.

2.2. Перечень тем практических/лабораторных занятий.

Тема 1. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» (4 часа).

Прогнозирование и планирование в условиях рынка: роль и место планирования в управлении предприятием. Сущность и структура объектов планирования. Предмет планирования. Временные границы планирования. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Бизнес-план предприятия.

Тема 2. «Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятии» (4 часа).

Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятии: планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса. понятие и содержание бизнес-планирования(разделы бизнес-плана).

Тема 3. «Резюме бизнес-плана» (4 часа).

Резюме бизнес-плана: особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса, примерное содержание и форма резюме

Тема 4. «Исследование и анализ рынка, план маркетинга» (6 часов,

метод case study).

Исследование и анализ рынка, план маркетинга: общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка, влияние внешних факторов на объем и структуру сбыта; анализ продаж за предшествующий период, сегментация рынка, определение емкости рынка, прогноз развития рынка, оценка конкурентоспособности товара прогнозирование величины продаж; разработка собственной ценовой политики фирмы, сравнительный анализ эффективности методов реализации структура собственной торговой сети, реклама и продвижение товара на рынок.

Тема 5. «Составление плана производства и организационного плана» (4 часа, деловая игра).

Составление плана производства и организационного плана: производственные мощности; структура и показатели производственной программы, расчет производственной мощности, планирование выпуска продукции; экономическое обоснование создания, реорганизации предприятия; планирование потребности в персонале, планирование трудоемкости производственной программы; состав средств на оплату труда, планирование фонда заработной платы; планирование сметы затрат на производство продукции.

Тема 6. «Финансовый план и оценка рисков» (4 часа).

Финансовый план и оценка рисков: цели, задачи и функции финансового планирования, содержание финансового плана, планирование доходов и поступлений, планирование расходов и отчислений; источники финансирования ресурсов предприятия; анализ эффективности инвестиций, срок полного возврата вложенных средств и получение дохода от них, составление графика безубыточности по материалам бизнес-плана; баланс доходов и расходов фирмы, бюджет движения денежных средств; показатели риска и методы его оценки, методы снижения риска: страхование, поручительство, распределение риска, резервирование средств, анализ и планирование риска.

Тема 7. «Форма представления бизнес-плана» (4 часа).

Форма представления бизнес-плана: цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой, типология бизнес-планов, основные области применения бизнес-плана; роль компьютерных технологий в разработке бизнес-плана.

Тема 8. «Экспертиза бизнес-плана» (4 часа, метод case study).

Экспертиза бизнес-плана: основные ошибки, методика проверки информации, представленной в бизнес-плане

2.3 Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» осуществляется посредством поиска источников информации в библиотеке ВГУЭС, сети Internet для подготовки рефератов и докладов (тематика представлена в п. 4.1), а также выполнения групповых работ по созданию отдельных разделов бизнес-плана.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» используются инновационные технологии обучения: технология критического мышления и обучение действием (практико-ориентированное обучение), имитационные тренинги, активные и интерактивные формы проведения занятий:

  подготовка доклада/реферата с презентацией по материалам исследования;

  деловая игра;

  метод case study;

  разработка отдельных разделов бизнес-плана и полного бизнес-плана на основе актуальных исходных данных;

  решение практических задач;

  встречи со специалистами менеджмента, экономики и бизнес-планирования.

Активные интерактивные методы обучения развивают способность студентов к самостоятельному поиску и обработке информации, использованию имеющегося багажа профессиональных знаний, работы в команде, межличностной коммуникации, способствуют выявлению лидерских качеств. Ролевая игра и обсуждение результатов работы в малых группах способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

    1. . Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине.

В процессе изучения дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» студентам предоставляется 4 темы для самостоятельного изучения. Студенты должны самостоятельно найти и изучить материал по предложенные темам. Форма проверки – коллоквиум, проходимый дважды в семестр (на 8 и 16 неделях).

Тема 1. Бюджетирование как метод финансового планирования.

Тема 2. Сущность, основные категории сетевого планирования.

Тема 3. Особенности разработки моделей бизнес-процессов.

Тема 4. Анализ и оценка качества планов.

    1. . Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

1. Накопление и анализ предпринимательских идей.

2. Планирование, понятие, роль и значение в рыночной экономике. Функции планирования.

3. Бизнес как объект планирования.

4. Методология и организация планирования бизнеса.

5. Общая характеристика бизнес-плана.

6. Состав и структура разделов бизнес-плана.

7. Цели и планы в бизнесе организации.

8. Этапы и сущность планирования бизнеса.

9. Виды внутрифирменного планирования.

10. Особенности бизнес-планирования как формы планирования.

11.Масштаб и уровни планирования бизнеса.

12. Система бизнес-планирования в малых и средних предприятиях.

13. Организация системы бизнес-планирования

14. Механизм планирования бизнеса.

15. Информационные технологии в системе планирования бизнеса.

16. Функции бизнес-плана при управлении бизнесом.

17. Ключевые компоненты типового бизнес-плана.

18. Анализ внешней и внутренней бизнес-среды.

19. Характеристика разделов типового бизнес-плана: аналитические, ключевые, приложения.

20. Оформление бизнес-плана, Резюме. Описание отрасли. Характеристика объекта бизнеса организации.

21. Анализ отрасли. Анализ целевого рынка. Анализ конкуренции.

22. Маркетинговый план. Стратегии маркетинга.

23. Операционный план. Производство.

24. Организационный план.

25. Финансовый план.

26. Безубыточность. График достижения безубыточности.

27. Стратегия финансирования предприятия. Ее цели, сущность и содержание.

28. Безубыточность. График достижения безубыточности.

29. Стратегия финансирования предприятия. Ее цели, сущность и содержание.

30. Оценка и страхование риска.

31. Определение величины собственных и заемных средств, необходимых для реализации бизнес-плана

32. Определение времени возврата предприятием заемных средств

33. Стратегическое и инвестиционное планирование. Стратегические цели организации.

34. Инвестиционный план (проект).

35. Назначение, структура и методика расчетов основных документов финансового планирования

36. Основные технологии продукции бизнес-планирования.

37. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.

38. Особенности разработки моделей бизнес-процессов

39. Сущность и назначение управленческого бизнес-плана.

40. Общий план производства.

41. Составление планов подразделений.

42. Контроль выполнения и корректировка управленческого бизнес-плана.

43. Бизнес-проект как инновационный замысел.

44. Бизнес-планы для решения практических задач управления бизнесом (целевые бизнес-планы).

45.Макеты некоторых видов целевого бизнес–плана.

46. Порядок корректировки планов по годам в связи с изменением внешних и внутренних условий.

    1. . Методические рекомендации по организации СРС.

Подготовка докладов и рефератов, поиск информации для выполнения индивидуальных и групповых проектов осуществляется студентами за счет часов, отведенных в учеб-ном плане на СРС. Бакалавры для выполнения задания должны использовать рекомендованные преподавателем материалы и подобранные самостоятельно информационные ресурсы по согласованной с преподавателем теме.

Доклады, рефераты, защита проектов должны сопровождаться презентациями, подготовленными в MS Power Point.

    1. . Рекомендации по работе с литературой.

Основными учебниками и учебными пособиями в процессе изучения дисциплины «Бизнес-планирование и прогнозирование» являются следующие издания: Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с. В этом учебнике раскрыты теоретические основы планирования в современной экономике, рассмотрены с современных позиций основные виды, принципы, методы, и технология планирования на предприятиях различных форм собственности. Даны научно-методические рекомендации по разработке бизнес-планов с учетом спроса и предложения, а также передового отечественного и зарубежного опыта производства и предпринимательства. В учебнике подробно рассмотрены отличия бизнес-планирования от внутрипроизводственного или корпоративного планирования; сформулированы и обоснованы различия между бизнес-планом и планом социально-экономического развития предприятия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Следующим источником, входящим в перечень основной литературы следует назвать Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать свой бизнес/А.С. Пелих, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко.-М, ИНФРА-М, 2008, 182. В данном учебнике рассмотрены организационные и методологические основы бизнес-планирования, особое внимание уделено процессу поиска и формулировки предпринимательской идеи.

В учебнике [Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.] достаточно подробно рассмотрены такие аспекты планирования, как анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также организационной подготовки компании и персонала к планируемым изменениям.

В учебнике [Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.] наряду с теоретическими и практическими методами планирования показана методика бизнес-планирования производственной программы, инновационного и инвестиционного развития.

Особенностью учебника [Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта/ Т.С. Бронникова –М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012, 224 с.] является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что способствует развитию у студентов творческого подхода и профессиональных компетенций.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная литература.

  1. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта/ Т.С. Бронникова –М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012, 224 с.

  2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.

  3. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.

  4. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.

  5. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать свой бизнес/А.С. Пелих, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко.-М, ИНФРА-М, 2008, 182 с

5.2. Дополнительная литература.

  1. Алиев В.С. о. Бизнес-планирование с использование программы Project Expert/В.С.о. Алиев, Д.В. Чистов –М.: ИНФРА-М, 2011, 432 с.

  2. Бизнес-планирование/[В.З. Черняк, Ю,Т. Ахвледиани, Н.Д. Амглобели] под ред. В.З. Чернякя –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 519 с.

  3. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика/В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин –М.: ИНФРА-М, 2012, 192 с.

  4. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. ;% реальных бизнес-планов/В.А. Горемыкин –М.: Щсь-89, 2011, 864 с.

  5. Лапуста М.Г. Создание собственного дела/М.Г. Лапуста –М.: ИНФРА-М, 2009, 424 с.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

а) программное обеспечение: MS Excel, MS Power Point;

б) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудованием.

  1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Акционерный капитал — основной капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.

Амортизационный фонд — денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов.

Бизнес-план — программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности компании, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

Диверсификация производства — переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Жизненный цикл изделия — период чередования пяти различных жизненных фаз изделия: разработки, производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения.

Издержки производства и реализации продукции — стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.

Инвестиции — долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.

Инвестиционная политика — определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависит повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.

Инвестор — частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли.

Инновация — нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Капитальные вложения — затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов. Окупаемость капитальных вложений — показатель эффективности капитальных вложений, определяемых как отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому от их использования в процессе производства.

Качество продукции — совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности человека и общества.

Конкурентоспособность — способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне.

Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг.

Маркетинг — комплексная система управления деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.

Методика планирования – состав применяемых методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей.

Оптимальный размер предприятия — размер предприятия, обеспечивающий выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.

Оперативное планирование – осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода (разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.)

Потенциал предприятия – совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.

Планирование – взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Предприятие — являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Прибыль — конечный финансовый результат деятельности предприятия; определяется как разность между выручкой и затратами.

Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли.

Прогнозирование — научно обоснованное предсказание вероятностного развития событий или явлений на будущее на основе статистических, социальных, экономических и других исследований.

Резюме – раздел бизнес-плана, в котором отражены основные результаты и выводы бизнес плана: сведения об объеме производства и продаж, затратах, прибыли, сроке окупаемости и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
Рабочая программа учебной дисциплины «Линейная алгебра» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080200. 62 «Менеджмент» на...

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерный анализ данных» составлена в соответствии с требованиями ооп 0801100. 62 «Экономика»...

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
Рабочая программа дисциплины «Экономико-экологическое моделирование» составлена в соответствии с требованиями ооп для студентов направления...

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
Рабочая программа учебной дисциплины «Расчетно-аналитический практикум» составлена в соответствии с требованиями ооп для студентов...

Кафедра математики и моделирования iconАнализ адаптивных методов моделирования и прогнозирования
Одним из важнейших видов информационного моделирования является математическое моделирование, когда описания формулируются на языке...

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
«Математическое моделирование экономических процессов и систем» составлена в соответствии с требованиями ооп 0801100. 62 (38. 03....

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
«Преддипломная практика» составлена в соответствии с требованиями ооп для студентов направления подготовки 080100. 62 (38. 03. 01)...

Кафедра математики и моделирования iconКафедра математики и моделирования
«Производственная практика» составлена в соответствии с требованиями ооп для студентов направления подготовки 080100. 62 (38. 03....

Кафедра математики и моделирования iconКафедра информатики и математики
Эти модели — результат развития математической экономики как части экономической теории

Кафедра математики и моделирования iconИсследование рисковых ситуаций в предпринимательстве (Давидюк Е. С.)
Прикладной математики и математических методов в экономике и Математики и методики обучения математике. Заведующий кафедрой Математики...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную