Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)






Скачать 94.67 Kb.
НазваниеОценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)
Дата публикации05.04.2015
Размер94.67 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

С.Ю. Волженина,

начальник отдела музеев, библиотек и выставочной работы

Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

г. Ханты-Мансийск
Ограниченность благ и ресурсов, распределяемых в условиях рыночной экономики, стала основанием для постоянного поиска обоснования вклада (веса, роли, значения) отрасли в социально-экономическое развитие территории. Особенно это положение актуально для библиотечного дела как отрасли, являющейся частью общественного сектора и производящей общественные услуги в различных социально-экономических условиях регионов Российской Федерации. Ключевое влияние на развитие отрасли оказывает размер государственного (федерального, субъектного) или муниципального финансирования, объем которого определяется не адекватно вкладу в социально-экономическое развитие территории, а исходя из иных различных принципов и приоритетов бюджетного и межбюджетного регулирования.

В настоящее время в практике бюджетного финансирования библиотек используется схема определения объема финансовых средств исходя из ассигнований предыдущего года с использованием индексов-дефляторов на планируемый период. При переходе на механизм финансирования через государственные (муниципальные) задания, бюджет формируется исходя из утвержденного норматива стоимости и объема производства культурных услуг, что, по сути, делает задание контрактом с фиксированной ценой1. Однако, главные распорядители бюджетных средств, в чьем ведении находятся бюджетные учреждения, как правило, исходят не из реальной стоимости услуг, а имеющегося объема бюджетного финансирования.

В настоящее время государством осознана необходимость существенного увеличения доли валового внутреннего продукта (далее – ВВП), инвестируемого в нематериальные сферы, поскольку это в свою очередь ведет к экономическому росту. Тому есть ряд ярких примеров, подтверждающих это положение: специалисты оценили, что повышение продолжительности образования в США на 1 год ведет к увеличению ВВП на 5-15%; инвестиции в начальное образование в странах Центральной Африки обеспечивают рост ВВП на 24%2.

Исходя из этого, в 2011 г. региональным органом управления культуры совместно с Государственной библиотекой Югры, было начата работа по проведению комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, задача которого применить имеющиеся в экономике социально-экономические показатели для оценки вклада территориальной библиотечной системы в социально-экономическое развитие территории (региона). Полученная информация может служить основанием для аргументированного обоснования увеличения (уменьшения) объема бюджетного финансирования.

Для оценки вклада библиотечной отрасли в социально-экономическое развитие региона, определения оптимальных методик ее осуществления, были исследованы существующие системы подобной оценки в других отраслях экономики. Для систематизации показателей были проанализированы существующие классификации, система статистических изданий Федеральной службы государственной статистики РФ («Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ», «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России»), Всемирного банка.

Проведенный анализ публикаций позволил выделить следующие группы показателей оценки социально-экономической системы региона:

  1. Макроэкономические показатели или общественного благосостояния: валовой региональный продукт (далее - ВРП) как составная часть ВВП, валовая прибыль экономики, валовая добавленная стоимость и т.д.;

  2. Показатели уровня и качества жизни населения или личного благосостояния: доходы населения; фактическое конечное потребление домашних хозяйств ВРП; производство на душу населения; интегральные индексы социально-экономического развития (индекс развития человеческого потенциала) и т.д.;

  3. Показатели социально-экономической эффективности: производительность труда; рентабельность производства; фондоотдача; возврат на инвестиции и т.д.

В результате исследования был сделан вывод о том, что для достижения цели может быть использован весь комплекс социально-экономических показателей. Мало того, учитывая разнообразие задач, которые решают показатели (оценка уровня жизни, рентабельности, производительности труда, развития человеческого потенциала и т.д.), целесообразно использовать не один показатель, который будет служить доказательством вклада отрасли в социально-экономическое развитие, а комплекс показателей. Помимо этого, в связи с большей практикой применения показателей социально-экономической эффективности в библиотечной сфере, разработанностью методик их применения, целесообразно более активно использовать именно эти показатели.

Примеров использования показателей общественного благосостояния в науке и практике библиотечного дела, а также показателей личного благосостояния обнаружить не удалось. Что, безусловно, объясняется тем, что прямой вклад в показатели общественного или личного благосостояния оценить сложно в силу ряда объективных причин. Практика применения методов, взятых из теории экономического анализа, «достаточно редка для отечественных библиотек»3.

Объяснением этому служит наличие методологической проблемы: для единства методологии, целесообразно использовать основные показатели системы национальных счетов (далее – СНС), которые используются как Федеральной службой государственной статистики РФ, так и ее территориальными органами. Однако, государственная статистика не дает значения тех показателей, которые необходимы для анализа вклада библиотечной отрасли в социально-экономическое развитие региона. Например, система показателей социально-экономического развития субъекта РФ, в качестве показателей, характеризующих отрасль культуры, включает:

численность зрителей театров на 1000 человек населения,

число посещений музеев на 1000 человек населения,

общедоступные библиотеки,

выпуск газет на 1000 человек населения.

Однако, выходом может служить использование статистических данных, предоставляемых органами статистики по регионам РФ и по библиотечной отрасли (форма федерального статистического наблюдения 8-НК).

Использование интегральных показателей личного благосостояния требует разработки методики оценки вклада отрасли в применяемые показатели. Например, при оценке индекса развития человеческого потенциала (далее – ИРЧП), вклад библиотек в уровень грамотности взрослого населения, совокупную долю приема в учебные заведения, доход на душу населения. Сложность заключается в отсутствии разработанных методик. Однако, не вызывает сомнения, что библиотеки непосредственно участвуют в формировании показателя ИРЧП, к основным компонентам которого относятся наиболее значимые характеристики уровня и условий жизни населения.

Преимущества выбора такого комплекса показателей заключаются в том, что показатели оценки деятельности отдельной отрасли будут вписаны в традиционную схему оценки социально-экономической системы региона. Особенно ярко при применении показателей выявятся существующие диспропорции в отраслевой структуре хозяйства территории, когда социальная сфера выступает в качестве вспомогательного производства (обслуживающей инфраструктуры) производственных (сырьевых) отраслей, анализ полученных данных выявит соотношение экономической и социальной систем региона. Использование макроэкономических показателей в отраслевом разрезе на протяжении длительного периода времени, позволит (или не позволит) проследить декларируемый процесс диверсификации экономики и перехода на инновационный этап развития экономики, развития сферы услуг. На определенном этапе подобного анализа происходящие изменения продемонстрируют изменения и в общественных отношениях, поскольку за движением основных социально-экономических показателей скрыты важные сдвиги в сфере социальной психологии, общественных стереотипов.

Использование показателей личного благосостояния позволит оценить вклад отрасли в уровень и качество жизни каждого жителя региона.

Выбор показателей социально-экономической эффективности связан с тем, что позволит найти дополнительные аргументы в решении некоторых, характерных для регионов в условиях административной реформы, проблем и обозначить приоритеты в распределении средств регионального бюджета, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В качестве аргумента при решении вопроса местного значения по организации библиотечного обслуживания населения на территории муниципальных районов, может служить снижение (повышение) эффективности деятельности сельской библиотеки в случае децентрализации библиотечной системы. Для этих целей может быть использована методика расчета эффективности Е.А. Фенелонова, на основе которой Ю.А. Горшков сформировал алгоритм хозяйственного расчета эффективности затрат.

Инвестиционная привлекательность как для государственных, так и негосударственных структур несырьевых отраслей социально-экономической системы находится на низком уровне. Однако, полученные зарубежными библиотеками данные о размере возврата на инвестиции, позволяет допустить социально-экономическую эффективность вложения инвестиций и в российские библиотеки. Ю.А. Горшков считает, что внимание научной общественности и властных структур заслуживает зарубежный опыт измерения ценности общедоступных библиотек, потому что, установление цены библиотечной деятельности позволит им избавиться от заблуждений о «даровом» характере продуктов и услуг библиотек, «включить их в процесс принятия экономических решений4».

Если применение показателей общественного и личного благосостояния, расчета эффективности деятельности библиотек, не потребовало участия в исследовании всех звеньев системы библиотечного обслуживания населения автономного округа, то следующий этап поставил задачу разработки программы исследования и участия в ней всех центральных муниципальных библиотек.

Разработанная программа предусматривает расчет показателя «возврат на инвестиции» (return on investment, ROI), который отражает уровень годового возврата в стоимостном выражении на одну денежную единицу инвестиций. В процессе исследования будет рассчитано прямое экономическое воздействие методом выявления потребительского излишка, когда библиотечным услугам и продуктам придаются рыночные цены. Суть метода заключается в сравнении стоимости получения услуги в общедоступной библиотеке и в том случае, если бы они ее приобретали на рынке (в информационной службе, книжном магазине и т.п.). Приобретая услугу (товар) у библиотеки, потребитель получает излишек (активное сальдо), который он может расходовать на получение дополнительных услуг (приобретение товаров). Подобный метод был использован при проведении исследований: Воздействие на сообщество и выгоды библиотеки Карнеги в Питсбурге (США, Питсбург, 2006), Экономическое воздействие общедоступных библиотек в штате Южная Каролина (США, Южная Каролина, 2005)5.

Преимущества использования данного метода заключаются в том, что он является объективным, оценка осуществляется по стоимости заменителей (рыночных услуг и товаров), а не субъективным (полученным на основе субъективных мнений). Недостатком использования данного метода является то, что для оценки использована информация о состоянии несформировавшегося несимметричного рынка альтернативных услуг (справочно-информационных, аренды изданий и т.п.) на территории автономного округа.

Гипотеза исследования состоит в том, что библиотеки своей деятельностью вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие региона, генерируя не только социальный вклад в интеллект нации, в первую очередь, благодаря обеспечению доступа к информации, но и экономический. Экономический вклад обеспечивается высокой эффективностью использования средств государственного бюджета. Проведенные за рубежом исследования продемонстрировали высокий возврат на инвестиции: публичные библиотеки штата Флорида обеспечивают возврат на 1 доллар налогоплательщика 6,54 доллара; в штате Южная Каролина – на 1 доллар возвращается 4,48 доллара; экономическая выгода, полученная в результате деятельности Университетской библиотеки Питсбурга, составляет 3 доллара.

Окончательных итогов комплексного исследования в настоящий момент не получено. Однако, уже первые результаты убедили в целесообразности такого выбора. Авторы исследования «Воздействие на сообщество и выгоды университетской библиотеки Карнеги в Питсбурге» отвечают тем, кто сомневается в целесообразности применения экономических оценок к деятельности библиотек: «Экономическое воздействие - не единственный способ оценивать ценность библиотеки, и людям может показаться, что экономические соображения отвлекут библиотеку от ее основной миссии. Эти беспокойства не должны предотвратить рассмотрение экономических выгод, которые библиотека обеспечивает, пока это сделано в пределах контекста понимания разнообразия выгод типа грамотности и обучения и качества жизни. Это важно понимать, что библиотеки обеспечивают существенный уровень реальных и измеримых экономических выгод. Кроме того, измерение экономических факторов обеспечивает понимание менее материальных выгод»6.

1 Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика / Л.И. Якобсон. – М., 2000. – С. 296-298.

2 Шамхалов Ф. Государство и экономика : Основы взаимодействия / М. Шамхалов. – М. : Экономика, 2000. – С. 223.

3 Романов П.С. Эффективность работы зарубежных библиотек: методы расчета и оценка / П.С. Романов. – М., 2008. - С.7.

4 Горшков Ю.А. Измерение ценности общедоступных библиотек методом условной оценки / Ю.А. Горшков // Библиотечное дело – XXI век : научно-практич. сб. / РГБ. – М., 2008 . - №2 (16). – С. 161 – 170.

6 Economic Impact Study - Regional Benefits of Carnegie Library of Pittsburgh // www.ala.org/ala/research/librarystats/roi/index.cfm.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры
Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconИтоги социально-экономического развития отрасли «Образование»
Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры 26

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Ханты-Мансийского автономного округа Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 24 июня 2013...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconО стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного...
В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconО стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного...
В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconХанты-мансийского автономного округа югры распоряжение
В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconХанты-мансийский автономный округ югра губернато р постановлени е
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 мая 2005 года №37-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconХанты-мансийский автономный округ югра губернато р постановлени е
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 мая 2005 года №37-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconИзбирательная комиссия ханты-мансийского автономного округа – югры постановление
Югры от 20 января 2015 года №742 «Об утверждении Плана мероприятий Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа –...

Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона (Некоторые итоги комплексного исследования социально-экономического вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) iconЗакон ханты-мансийского автономного округа югры о порядке предоставления...
Настоящий Закон принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную