Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош»






Скачать 186.65 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош»
Дата публикации04.04.2015
Размер186.65 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н.А.МОУ»Волжская СОШ».
Цель: познакомить учащихся с рыночными отношениями в современной экономике.
Задачи: -актуализировать знания учащихся о типах экономических систем: командной и рыночной;

-дать представление о типах структуры рынка;

- познакомиться с банковской системой в Российской Федерации;

-охарактеризовать роль государства в условиях рыночной экономики;

- развивать речь, аналитическое мышление, воображение, память;

-способствовать воспитанию жизнеспособной личности в современных условиях.
Оборудование: 1. Человек и общество: Учебное пособие для 10-11 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова.

М.: Просвещение, 2001год.

2. Липсиц И.В. Экономика: Кн.2: Учебник для 10 класса – М.: Вита-Пресс, 2000 г.

3. журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 5 2009 год.

4. Ноутбук.

5. Раздаточный материал.

Ход урока: 1. Оргмомент.

2. Политинформация.


3. Новая тема. План изучения нового материала.

1. Рынок и его роль в экономической жизни.

2. Банки, их роль в рыночной экономике.

3. Конкуренция и монополия.

4. Экономика и государство.
1. Развитие общества показало возможности двух существенно различающихся вариантов организации экономической жизни. Один из них – рыночная экономика, другой – командная экономика. Предлагаю начать изучение новой темы с актуализации наших знаний проведём сравнительный анализ двух экономических систем: командной и рыночной.
Сравнительный анализ экономических систем


№ п/п

Командная экономика

Рыночная экономика

1

Государственная собственность на все или почти все материальные ресурсы, предприятия.

Различные формы собственности включая частную.

2

Централизованное планирование. Государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов.

Свобода предпринимательства. Ограниченная роль государства.

3

Прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции.

Предприниматели самостоятельно решают

вопросы снабжения, производства и сбыта продукции.


4

Экономический порядок обеспечивается путём введения жёстких административных и уголовно-правовых мер. Принуждение к труду.

Личный интерес как главный мотив экономического поведения.

5

Фиксированные цены и унифицированная зарплата.

Цены и зарплата определяются на основе рыночной конкуренции.

Кто принимает решение по следующим вопросам:

Когда, в каком количестве и какие товары производить?

Как эти товары производить?

Для какого потребителя производятся товары?
В командной экономике эти решения принимают государственные органы, а в рыночной – частные предприниматели.
Свободный рынок характеризуется тремя важнейшими признаками:

1. Нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести);

2. Нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести);

3. Нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение

При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения. Они определяют соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. В условиях рыночной экономики выделяют следующие виды рынка: (схема на доске)

Рынок

товаров труда капитала информации

товарная биржа биржа труда фондовая биржа
Работа в группах (стр. 272-274. Человек и общество: Учебное пособие для 10-11 кл. Под ред. Л.Н.Боголюбова):

1-ая - как работает рынок товаров?

2-ая - как работает рынок труда?

3-ья - как работает рынок капитала?
Все данные о деятельности рынка товаров, рынка труда, рынка капитала, о появлении новых технологий и т.д. формируют рынок информации.

Большую роль в функционировании рынка играют специальные учреждения – биржи. Товарная биржа – это форма рынка товаров, продающихся большими партиями, как правило, по образцам. Фондовая биржа даёт возможность покупать и продавать ценные бумаги, валютная биржа – иностранную валюту. Биржа труда осуществляет посреднические операции на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.

Особую роль в рыночной экономике играют банки.
2.Сообщение учащегося, презентация о банках.

Физминутка.
3. Между товаропроизводителями идёт борьба за потребителя. Она называется конкуренцией.

Данный вопрос мы будем изучать работая с документом и выполняя задания к нему.

Конкуренция и монополия.
Конкуренция – это экономическое соревнование на рынке. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции является редким исключением (его примером может стать рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг). Такой тип рынка наиболее подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, т.е. спроса, предложения и так далее.

Несовершенная конкуренция имеет несколько видов. Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определённую власть над предложением товаров и ценой. Олигополия может быть двух видов: чистая, когда все фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция – одного функционального назначения (сталелитейная, автомобильная и другая промышленность). Все фирмы в олигополии зависят друг от друга. Их поведение на рынке всегда взвешенно и учитывает поведение конкурентов.

Монополия – это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. Власть над ценой абсолютная. Вход конкурентов на рынок невозможен. Недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно-технический прогресс.

Методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, в случае нарушения антимонопольного законодательства; организационный механизм (снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, которое запрещает, слияние крупных фирм. Особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, он ведёт реестр компаний, объём производства которых составляет 35% и более продукции данного вида. Антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от монополизации рынка.
Задания к тексту.
1. Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

1) понятие конкуренции;

2) виды конкуренции;

3) антимонопольная политика
2. Какие два вида конкуренции выделяет автор?

Совершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция.

3. Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?
Олигополия, монополия
4. Автор называет три недостатка монополий. Укажите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.
1) контроль над ценами;

2) невозможность для других производите лей стать участниками рыночных отношений;

3)отсутствие борьбы стимулирующей научно-технический прогресс.

5. На рынке государства Г. представлена только одна фирма, которая владеет технологией увеличения прочности металлических изделий. Эта фирма самостоятельно назначает цены на свою продукцию. Какой вид несовершенной конкуренции иллюстрирует данная ситуация? Приведите положения текста источника, подтверждающее ваш ответ.
Монополия – это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной.

6.Существует точка зрения, что конкуренция всегда способствует эффективному развитию экономики. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения), подтверждающие ваше мнение.
Да согласны: 1) при наличии конкурентов производители товаров и услуг будут стремиться использовать имеющиеся ресурсы максимально выгодно;

2) конкуренция заставляет повышать качество товаров и расширять их ассортимент, внедрять достижения НТП.
Нет, не согласен: 1) в ходе борьбы между конкурентами не всегда соблюдаются честные правила, часто используются запрещённые приёмы (промышленный шпионаж, дезинформация, сговор против конкурентов, не способствующие развитию стабильной экономики), что является нарушением как правовых, так и моральных норм.

2) в ходе конкурентной борьбы часто происходит разорение мелких компаний, которые могли бы приносить пользу и доход обществу.
4. В современных условиях ни одна из названных, в начале изучения темы моделей организации экономики в чистом виде не характеризует экономическую жизнь. Будучи автоматическим регулятором хозяйственной жизни, рынок имеет и негативные стороны. Рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты, связанные социальным обеспечением населения, использованием невоспроизводимых природных богатств и т.д. Это относится и к организации фундаментальных научных исследований (например, нано-технологии). Рыночные системы развиваются циклически: годы роста сменяются годами застоя или спада. Безработица, рост цен, спекуляция ценными бумагами тоже возникают на почве свободного рынка. Свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования – задача государственного регулирования.

Работая по вопросу учебника «Рынок и государство» на с. 275-277, выясним какими методами государство регулирует рынок.

Методы государственного регулирования:

1. Правовое регулирование(антимонопольное законодательство).

2. Государственные заказы.

3. Финансово-экономическое регулирование(налоги).

4.Кредитно-денежная система.

5. Экономическое программирование.
5. Закрепление.
1. Что характеризует рыночную экономику?

1) частная собственность на средства производства;

2) уравнительное распределение производимых продуктов;

3) государственное регулирование ценообразования;

4) централизованное планирование производства.
2. Рост занятости в процессе производства женщин, имеющих малолетних детей, сопровождается увеличением спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка:

1) труда; 2) товаров; 3) капиталов; 4) фондового.
3. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.?

1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 5) традиционному.
4. Верны ли суждения:

А. Иногда рынком называют определённое место, где происходит торговля.

Б. Под рынком подразумевают сферу обмена товара на деньги, денег на товары, взаимодействие производителей и потребителей.

1) верно только суждение А.;

3) не верны ни А., ни Б.;

2) верно только суждение Б.;

4) верны оба суждения.
5. Для свободного рынка не характерно:

1) нерегулируемый спрос;

2) государственное регулирование;

3) нерегулируемое предложение;

4) нерегулируемая цена.

6. Определите. К какому типу конкуренции относятся приведённые ниже признаки рынков: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Признаки рынков: Типы конкуренции:

а) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров; 1) монополия;

б) рынок, на котором есть только один продавец; 2) олигополия;

в) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие 3) совершенная конкуренция;

товары;

г) рынок, на котором господствуют несколько крупных 4) монополистическая

продавцов; конкуренция.

д) рынок, на котором отсутствуют входные барьеры;

е) рынок, отличающийся самыми высокими затратами

на рекламу;

ж) самый распространённый тип конкуренции.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж























Ответ: 3142324
Осуществляем самопроверку: 1.1; 1.2; 3.3; 4.4; 5.2; 6. 3 1 4 2 3 2 4
12-11 б. – «5»;

10-8 б. – «4»;

7-6 б. – «3»;

Менее 6 б. – «2».

Таким образом вы сегодня получили представление о структуре рынка; познакомились с банковской системой в Российской Федерации; охарактеризовали методы государственного регулирования рынка
6. Домашнее задание: параграф 34; материал в папке.
7. Выставление оценок за работу на уроке.

Сравнительный анализ экономических систем


№ п/п

Командная экономика

Рыночная экономика

1

Государственная собственность на все или почти все материальные ресурсы, предприятия.

Различные формы собственности включая частную.

2

Централизованное планирование. Государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов.

Свобода предпринимательства. Ограниченная роль государства.

3

Прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции.

Предприниматели самостоятельно решают

вопросы снабжения, производства и сбыта продукции.


4

Экономический порядок обеспечивается путём введения жёстких административных и уголовно-правовых мер. Принуждение к труду.

Личный интерес как главный мотив экономического поведения.

5

Фиксированные цены и унифицированная зарплата.

Цены и зарплата определяются на основе рыночной конкуренции.


Кто принимает решение по следующим вопросам:

Когда, в каком количестве и какие товары производить?

Как эти товары производить?

Для какого потребителя производятся товары?

Рыночные отношения в современной экономике.
1. Что характеризует рыночную экономику?

1) частная собственность на средства производства;

2) уравнительное распределение производимых продуктов;

3) государственное регулирование ценообразования;

4) централизованное планирование производства.
2. Рост занятости в процессе производства женщин, имеющих малолетних детей, сопровождается увеличением спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка:

1) труда; 2) товаров; 3) капиталов; 4) фондового.
3. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.?

1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 5) традиционному.
4. Верны ли суждения:

А. Иногда рынком называют определённое место, где происходит торговля.

Б. Под рынком подразумевают сферу обмена товара на деньги, денег на товары, взаимодействие производителей и потребителей.

1) верно только суждение А.; 3) не верны ни А., ни Б.;

2) верно только суждение Б.; 4) верны оба суждения.
5. Для свободного рынка не характерно:

1) нерегулируемый спрос;

2) государственное регулирование;

3) нерегулируемое предложение;

4) нерегулируемая цена.

6. Определите. К какому типу конкуренции относятся приведённые ниже признаки рынков: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Признаки рынков: Типы конкуренции:
а) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров; 1) монополия;

б) рынок, на котором есть только один продавец; 2) олигополия;

в) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие 3) совершенная конкуренция;

товары;

г) рынок, на котором господствуют несколько крупных 4) монополистическая

продавцов; конкуренция.

д) рынок, на котором отсутствуют входные барьеры;

е) рынок, отличающийся самыми высокими затратами

на рекламу;

ж) самый распространённый тип конкуренции.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж






















Класс 10.

Учитель Степанищева Надежда Андреевна.

Тема урока: Рыночные отношения в современной экономике.

Цель: познакомить учащихся с рыночными отношениями в современной экономике.

Задачи: -актуализировать знания учащихся о типах экономических систем: командной и рыночной;

-дать представление о типах структуры рынка;

- познакомиться с банковской системой в Российской Федерации;

-охарактеризовать роль государства в условиях рыночной экономики;

- развивать речь, аналитическое мышление, воображение, память;

-способствовать воспитанию жизнеспособной личности в современных условиях.

Оборудование: 1. Человек и общество: Учебное пособие для 10-11 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова.

М.: Просвещение, 2001год.

2. Липсиц И.В. Экономика: Кн.2: Учебник для 10 класса – М.: Вита-Пресс, 2000 г.

3. журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 5 2009 год.

4. Ноутбук.

5. Раздаточный материал.

Ход урока:


№ п./п.

Организация урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приме-чание

1.

Приветствие.







1 мин.

2.

Политминутка.




Рассказывают о событиях в мире, области, районе.

6 мин.

3

Вступительная беседа.

Объявление темы урока.

Знакомит с поставленными задачами.

Предлагает проанализировать таблицу для актуализации знаний по изучаемой теме.

Анализируют таблицу.

Отвечают на вопросы: Кто принимает решение по следующим вопросам:

Когда, в каком количестве и какие товары производить?

Как эти товары производить?

Для какого потребителя производятся товары?



5 мин.

4.

Объяснения по теме урока.


1.Предлагает познакомиться с вопросом учебника «. Рынок и его роль в экономической жизни», ответить на вопросы.



1. Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы: 1-ая - как работает рынок товаров? 2-ая - как работает рынок труда? 3-ья - как работает рынок капитала?

Составляют схему на обороте раздаточного листа.

2. Сообщение и презентация

6 мин.








2.Предлагает познакомиться со структурой банковской системы.


3. « Конкуренция и монополия», данный вопрос предлагает изучить, работая с документом и выполняя задания к нему



2. Сообщение и презентация учащегося на тему «Структура банковской системы».

Учащиеся составляют схему на обороте раздаточного листа.

3. Учащиеся работают с документом, выполняя задания к нему.

Задания к тексту.

1. Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какие два вида конкуренции выделяет автор?

3. Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?

4. Автор называет три недостатка монополий. Укажите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.

5. На рынке государства Г. представлена только одна фирма, которая владеет технологией увеличения прочности металлических изделий. Эта фирма самостоятельно назначает цены на свою продукцию. Какой вид несовершенной конкуренции иллюстрирует данная ситуация? Приведите положения текста источника, подтверждающее ваш ответ

5 мин.
7 мин.








4. Какие методы использует государство для регулирования рынка?


4. Изучают вопрос в учебнике, отвечают на вопрос, делая запись на обороте раздаточного листа.


5 мин.

5.

Закрепление и проверка усвоения темы урока. Тренировочные задания.


Предлагает выполнить тестовые задания типа А. и В. из сборника ЕГЭ 2009 г.


Учащиеся выполняют задания, осуществляют самопроверку.


8 мин.

6.

Объяснение домашнего задания.


Получился короткий конспект изученных вопросов. Дома его проанализировать при необходимости обратиться к параграфу 34


Записывают домашнее задание.


1 мин.

7.

Оценки учащимся за урок.

Объявляет оценки за урок.

Благодарит за совместную работу.




1 мин.



Конкуренция и монополия.
Конкуренция – это экономическое соревнование на рынке. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции является редким исключением (его примером может стать рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг). Такой тип рынка наиболее подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, т.е. спроса, предложения и так далее.

Несовершенная конкуренция имеет несколько видов. Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определённую власть над предложением товаров и ценой. Олигополия может быть двух видов: чистая, когда все фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция – одного функционального назначения (сталелитейная, автомобильная и другая промышленность). Все фирмы в олигополии зависят друг от друга. Их поведение на рынке всегда взвешенно и учитывает поведение конкурентов.

Монополия – это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. Власть над ценой абсолютная. Вход конкурентов на рынок невозможен. Недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно-технический прогресс.

Методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, в случае нарушения антимонопольного законодательства; организационный механизм (снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, которое запрещает, слияние крупных фирм. Особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, он ведёт реестр компаний, объём производства которых составляет 35% и более продукции данного вида. Антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от монополизации рынка.
Задания к тексту.
1. Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
2. Какие два вида конкуренции выделяет автор?
3. Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?
4. Автор называет три недостатка монополий. Укажите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.
5. На рынке государства Г. представлена только одна фирма, которая владеет технологией увеличения прочности металлических изделий. Эта фирма самостоятельно назначает цены на свою продукцию. Какой вид несовершенной конкуренции иллюстрирует данная ситуация? Приведите положения текста источника, подтверждающее ваш ответ.

6.Существует точка зрения, что конкуренция всегда способствует эффективному развитию экономики. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения), подтверждающие ваше мнение (да или нет, почему?).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconУрок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е....
Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е. В. Мбоу сош №9 г. Чехов

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconУрок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике»
«смешанная экономика», в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconТема: Начало промышленного переворота в России Цели урока
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «школа 2100». Учитель истории и обществознания...

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconКонспект урока истории России в 7 классе Урок по истории России в...
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории моу будинской оош тверской области

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconТема урока «Роль государства в экономике»
Автор: учитель истории и обществознания мобу сош №1 г. Свободного Завезёнова Татьяна Григорьевна

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconУрок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в»
Колпакова Ольга Николаевна, учитель истории моу «Городской лицей №27 имени Героя Советского Союза И. Е. Кустова» г. Брянска

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош» iconУрок по истории России в 11 классе «Германия под властью фашизма» (слайд №1)
Яловая О. В., учитель истории, обществознания гбоу сош с. Малая Малышевка м р. Кинельский Самарской области






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную