Российской федерации






НазваниеРоссийской федерации
страница1/12
Дата публикации04.04.2015
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
кафедра финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Эконометрика
Направление подготовки

Инноватика
Профиль подготовки

Инновационная экономика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

____________________________

(очная, заочная)

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины

Данная дисциплина является связующим звеном между экономической теорией и практикой. Эконометрика дает методы экономических измерений, методы оценки параметров моделей микро- и макроэкономики. Важно, что эконометрические методы одновременно позволяют оценить ошибки измерений экономических величин и параметров моделей.

Применение метода эконометрического анализа, который объединяет экономическую теорию со статистическими методами анализа, используется в создании модели экономики с целью прогнозирования таких важных показателей, как валовой национальный продукт, уровень безработицы, темп инфляции и дефицит федерального бюджета. Эконометрика используется все более широко в управленческой деятельности предприятий и организаций, позволяет сделать достаточно точные перспективные прогнозы о состоянии отдельных рынков, спроса на товары и услуги, конкурентной среды, и т.д. Анализ информации требует специальных методов, которые составляют один из аспектов эконометрики. Центральной проблемой эконометрики являются построение эконометрической модели и определение возможностей ее использования для описания, анализа и прогнозирования реальных экономических процессов.

ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА - дать студентам научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать количественные выражения закономерностей экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария.

ЗАДАЧИ КУРСА - в соответствии с целью студенты должны усвоить методы количественной оценки социально-экономических процессов, научиться содержательно интерпретировать формальные результаты.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Эконометрика » является одним из теоретико-практических курсов у студентов профиля «Инновационная экономика» бакалаврского направления «Инноватика», реализуемых в 5 семестре. Современные социально-экономические процессы и явления зависят от большого количества факторов, их определяющих. В связи с этим квалифицированному специалисту необходимо не только иметь четкие представления об основных направлениях развития экономики, но и уметь учитывать сложное взаимосвязанное многообразие факторов, оказывающих существенное влияние на изучаемый процесс.

Дисциплина «Эконометрика» является одним из теоретико-практических курсов у студентов профиля «Инновационная экономика» бакалаврского направления «Инноватика», входящего в математический и естественнонаучный цикл. Как учебная дисциплина «Эконометрика» связана со следующими дисциплинами ООП:

- по гуманитарному, социальному и экономическому циклу: с «Историей» и «Экономической историей»;

- по математическому и естественнонаучному циклу: с «Информатикой», «Статистикой»;

- по профессиональному циклу: с «Экономической теорией», «Управление инновационными проектами».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Общекультурные



Профессиональные



4 . Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
Тематический план учебной дисциплины.





Наименование разделов,

подразделов, темы

Бюджет учебного времени

форма текущего и итого- вого контроля

всего часов

в том числе

лек -

ции

лабор. и

практич

занятия

семинар.

занятия

сам. работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования.

13

2




4

7

Дискуссия, тест

2

Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии.

18

4




4

10

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


3

Линейные регрессионные модели с переменной структурой.

24

6




6

12

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


4

Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация.

32

6




6

20

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


5

Динамические регрессионные модели.

20

4




4

12

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


6

Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов.

21

5




4

12

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


7

Система линейных одновременных уравнений.

24

5




4

15

Дискуссия, тест Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


8

Идентификация систем одновременных уравнений.

28

4




4

20

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


9

Итого

216

36

0

36

108

экзамен(36)



Содержание учебной дисциплины.

Изучение курса эконометрики следует начать с рассмотрения основных аспектов эконометрического моделирования, типов выборочных данных, видов модели, основные этапы и возникающие при этом проблемы моделирования. Студенты должны понять, что не всякая экономико-математическая модель, представляющая математико-статистическое описание экономического объекта, может считаться эконометрической. Она становится эконометрической только в том случае, если будет отражать этот объект на основе фактических статистических данных, характеризующих именно его.

Центральное место во всем математико-статистическом инструментарии эконометрики занимает регрессионный анализ, как метод, используемый в эконометрике для получения уравнения, дающего наилучшую оценку истинного соотношения между исследуемыми переменными. При изучении этой темы студентам важно усвоить основные предпосылки и методы оценки классической линейной модели множественной регрессии (КЛММР), а также обобщенной линейной модели множественной регрессии в случае нарушения предпосылок КЛММР – гетероскедактичности и автокоррелированности остатков временного ряда.

При построении регрессионных моделей приходится сталкиваться с такой проблемой как наличие функциональной или тесной корреляционной зависимости между объясняющими переменными, т.е. мультиколлинеарности. Это может привести к получению неустойчивых, не имеющих реального смысла оценок. При изучении социально-экономических процессов и явлений может оказаться необходимым включить в модель фактор, имеющий два или более качественных уровней. Это могут быть разного рода качественные признаки, например, образование, пол, профессия, принадлежность к определенному региону. Такого рода переменные в эконометрике принято называть фиктивными переменными. Качественные признаки могут существенно влиять на структуру линейных связей между переменными и приводить к скачкообразному изменению параметров регрессионной модели. В этом случае говорят об исследовании регрессионных моделей с переменной структурой или построении регрессионных моделей по неоднородным данным.

При моделировании реальных экономических объектов для объяснения механизма их функционирования бывает недостаточно построить отдельное уравнение регрессии. В этом случае для описания структуры связи между переменными строится система одновременных уравнений, состоящая из тождеств и регрессионных уравнений. Например, для изучения модели спроса как соотношения цен и количества потребления товаров, то одновременно для прогнозирования спроса необходима модель предложения товаров, в которой также рассматривается взаимосвязь между количеством и ценой предлагаемых благ. Это позволяет достичь равновесия между спросом и предложением. Еще один пример. Модель национальной экономики включает в себя систему уравнений: функции потребления, инвестиций заработной платы, и также тождество доходов. Оценивание системы одновременных уравнений требует применения более сложного математико-статистического аппарата.

Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования.

Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Информационные технологии на базе ЭВМ в эконометрических исследованиях. Классификация переменных в эконометрических моделях. Основные типы данных (пространственные и временные). Модели временных рядов. Регрессионные модели - линейные и нелинейные. Системы одновременных уравнений. Примеры эконометрических моделей (модель предложения и спроса на конкурентном рынке). Основные этапы эконометрического моделирования. Проблемы эконометрического моделирования: понятия спецификации, идентификации и идентифицируемости модели.

Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной
регрессии.


Классическая линейная модель множественной регрессии (КЛММР) и метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок параметров регрессионной модели. Предпосылки регрессионного анализа. Проверка адекватности модели (коэффициент детерминации, значимость уравнения в целом, значимость отдельных параметров модели, средняя относительная ошибка аппроксимации). Стандартизованная форма уравнения регрессии. Мультиколлинеарность и отбор наиболее существенных объясняющих переменных в КЛММР. Обобщенная линейная модель множественной регрессии (ОЛММР) и обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК). Обобщенная линейная модель множественной регрессии (ОЛММР) с гомоскедастичными и гетероскедастичными остатками, а также обобщенная линейная модель множественной регрессии с автокоррелированными остатками.
Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой.

Построение линейной модели по неоднородным регрессионным данным. Проблема неоднородности данных в регрессионном смысле. Введение фиктивных переменных в линейную модель регрессии. Фиктивные переменные в пространственных и динамических регрессионных моделях. Интерпретация коэффициентов при фиктивных переменных. Проверка регрессионной однородности двух групп наблюдений.
Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация.

Некоторые виды нелинейных зависимостей, поддающиеся непосредственной линеаризации. Интерпретация параметров степенной модели. Производственные функции и их анализ (эластичность объема производства, эффект от масштаба производства).

На практических занятиях интерес представляет построение степенных регрессионных моделей (функции спроса, потребления и спроса-потребления). Затем необходимо дать экономическую интерпретацию полученных моделей.
Тема 5. Динамические регрессионные модели.

Модели стационарных временных рядов и их идентификация: модели авторегрессии порядка p, скользящего среднего порядка q и авторегрессионные модели со скользящими средними в остатках (АРСС (р, q)- модель).

Модели нестационарных временных рядов и их идентификация. Модель авторегрессии – проинтегрированного скользящего среднего (АРПСС (р, k, q)- модель). Модели рядов, содержащих сезонную компоненту.

Модели регрессии с распределенными лагами (с конечной и бесконечной величиной лага). Методы оценки параметров моделей с распределенными лагами.
Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов.

Прогнозирование на базе АРПСС – моделей (моделей Бокса-Дженкинса). Адаптивные модели прогнозирования: Брауна, Хольта. Адаптивные модели прогнозирования с учетом сезонности: Хольта-Уинтерса, Тейла-Вейджа.
Тема 7. Системы линейных одновременных уравнений.

Основные виды систем уравнений. Идентификация рекурсивных систем. Структурная и приведенная формы модели, выраженной системой одновременных уравнений. Модель спроса – предложения как пример системы одновременных уравнений. Проблема идентифицируемости модели. Необходимое и достаточное условия идентифицируемости уравнений системы.
Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений.

Статистическое оценивание неизвестных значений параметров. Двухшаговый метод наименьших квадратов (ДМНК) оценивания структурных параметров отдельного уравнения системы.

Трехшаговый метод наименьших квадратов (ТМНК) одновременного оценивания всех параметров системы уравнений. Другие методы оценивания систем одновременных уравнений. Модификации модели спроса-предложения.


5. Образовательные технологии
Формы проведения занятий: мультимедийные лекции, семинары, практикумы, деловых игр, разбора ситуаций.

Формы контроля знаний:
• текущий контроль – выполнение домашней контрольной работы или реферата, участие в дискуссиях на семинарах, решение задач, прохождение тестов в системе;
• итоговый контроль – зачет в форме устного собеседования или теста.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconК постановлению Главы города
Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»,...

Российской федерации iconУказ президента российской федерации вопросы государственной наградной...
Положение о государственных наградах Российской Федерации, статуты орденов Российской Федерации, описание ордена Дружбы, описание...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании", а правила применения национальных...

Российской федерации iconСовета федерации федерального собрания российской федерации
Заслушав информацию Министра обороны Российской Федерации о состоянии и перспективах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации,...

Российской федерации iconСовета федерации федерального собрания российской федерации
Заслушав информацию Министерства иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации,...

Российской федерации iconПредседатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев "31"...
Федеральным конституционным законом "о правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента...

Российской федерации iconСовета федерации федерального собрания российской федерации
Рассмотрев в рамках Дней Республики Тыва в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 25–26 марта 2014...

Российской федерации iconУказом Президента Российской Федерации концепция государственной...
Государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому...

Российской федерации iconОбзор нормотворчества Кемеровской области в сфере содействия развитию...
Нституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации согласно ч. 1...

Российской федерации iconСтатья Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике
Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную