Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы






Скачать 223.8 Kb.
НазваниеФормирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы
Дата публикации02.04.2015
Размер223.8 Kb.
ТипИсследование
e.120-bal.ru > Экономика > Исследование




 2001 г.

Г.С. СОЛОДОВА, И.И. ХАРЧЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
СОЛОДОВА Галина Сергеевна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, ХАРЧЕНКО Ирина Игоревна – научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.
В 90-е годы существенным элементом жизни учащейся молодежи стало предпринимательство как занятие, обусловленное разными причинами, вынужденное или добровольное, временное или постоянное, осуществляемое в свободное от учебы время или вместо нее. Приступая к изучению данного явления, авторы исходили из того, что экономическая предприимчивость, наблюдаемая сегодня, в частности, у выпускников общеобразовательных школ, становится одним из важных компонентов экономического сознания и новым социальным качеством молодого поколения россиян, вступившего в XXI век.

________________________

Исследование проводилось при поддержке РГНФ (проекты № 99-03-19577, № 00-03-18012 ) под руководством д.с.н. Л.Г. Борисовой.

Эмпирической базой данной работы послужили два социологических обследования старшеклассников. Первое проведено в апреле 1999 г.: опрошено 1600 выпускников городских средних школ Новосибирска и его городов-спутников — Бердска, Академгородка и Краснообска, а также Томска и Барнаула. Второе осуществлено весной 2000 г.: опрошено 2220 старшеклассников во всех типах населенных пунктов Новосибирской области. Цель исследования - оценка уровня и характера экономической активности старшеклассников, анализ их установок, ценностных ориентации и реального поведения. Речь идет об их экономической деятельности, отношении к богатству и способам его обретения, удовлетворенности экономическим положением, выборе действий в ситуации безработицы, оценке личностных ресурсов, интересов и способностей, ориентированности на собственные силы и инициативу, уверенности в будущем.

Экономическое сознание респондентов-учащихся, как показали опросы, находится в процессе формирования, но тем не менее играет определяющую роль в реальном поведении, ценностных ориентациях, установках, жизненных целях и средствах их достижения. Оно проявляется: 1) в оценках экономических процессов и их социальных последствий; 2) в реальной экономической деятельности, например, самостоятельных заработках; 3) в социальном и профессиональном самоопределении - создании образа своего будущего как работника и субъекта экономической деятельности. Особенностью разрабатываемого авторами подхода является рассмотрение подростков не как адаптирующихся к новым экономическим условиям, но как социализирующихся в принципиально иной социальной реальности.

Отношение учащихся к экономическим процессам в России


Отношение выпускников школ к экономическим процессам в обществе является неотъемлемой частью их формирующегося экономического сознания. Оно характеризует принятие или неприятие правил экономической игры, деловых отношений, социальных последствий ситуаций в экономике.

Подросткам было предложено высказаться по поводу того, насколько они удовлетворены экономическим положением России. Оказалось, что результаты не зависят ни от места жительства, ни от пола. Так, совсем не удовлетворены сегодняшним экономическим положением страны 88% выпускников школ, при этом число тех, кого оно вполне устраивает, - менее одного процента. Как видно, оценка респондентами экономических результатов проводимых рыночных преобразований пока весьма низкая. Но это не означает отрицание ими самой рыночной модели хозяйствования. Рассматривая возможные способы развития российской экономики, они придают первостепенное значение процессам, сглаживающим противоречия переходной стадии, - усилению государственного регулирования экономики (75%), развитию общественных организаций (55%), поддержке бедных (54%). Вместе с тем, принципиально новые процессы, характерные для рыночных отношений - конкуренция (48%), инвестиции зарубежного капитала (44%), развитие частной собственности (43%) и малого бизнеса (42%) -рассматриваются как важные условия успешности проводимых преобразований. В качестве необходимого политического фона почти половина опрошенных (44%) видят демократизацию общества. Среди процессов, разрушающих экономику, наиболее часто называется безработица (70%), распространение платных образовательных (44%) и медицинских услуг (43%).

Влияние поселенческого фактора проявилось в большей поддержке экономических изменений подростками крупного промышленного города, нежели их сельскими сверстниками. Несмотря на разрушительные для российской деревни последствия рыночных реформ, к неочевидным результатам исследования можно отнести достаточно высокий уровень лояльности учащихся сельских школ к происходящим социально-экономическим изменениям последних лет. Так, в оценке социальных последствий перехода к рынку селяне оказались менее критичны, что может быть связано с локализацией их социальной среды и, как следствие, меньшей информированностью (таблица 1).

Представления о будущем российского общества, в экономике которого окончательно утвердятся рыночные отношения, выглядят достаточно противоречиво (таблица 2). В большинстве парных высказываний, относящихся к экономическим процессам, подростки разделились примерно поровну на "оптимистов" и "пессимистов". Из всех экономических процессов самая благоприятная оценка была дана доступности товаров для большинства людей. Этот факт скорее всего связан с тем, что наполнение потребительского рынка стало первым наиболее заметным положительным результатом реформ. Более единодушным оказалось мнение о перспективах развития гражданских свобод. Вне зависимости от места жительства, лишь менее трети опрошенных, полагают, что "люди станут более зависимыми, менее свободными". Почти две трети считают - возможности для достижения молодыми жизненного успеха расширятся. Парадоксально при этом выглядит скептическая оценка, данная подростками укреплению законности и правопорядка, что казалось бы противоречит ощущению личной свободы. Видимо здесь сказывается общий тре­вожный фон российской жизни. Влияние территориального фактора свидетельствует скорее о различных условиях жизни и связанных с этим различным восприятием реальности, чем о наличии принципиальных антагонистических различий в настроениях подростков-школьников.
Таблица 1

Распределение ответов одиннадцатиклассников на вопрос: "Способствуют ли развитию экономики и процветанию России следующие процессы?" (2000 г., %)

Процессы, Влияющие на развитие экономики и процветание России

Новосибирск

Прочая городская местность

Сельская местность

Способствует

Разрушает

Способствует

Разрушает

Способствует

Разрушает

Развитие частной собственности


50

6

41

8

38

10

Появление слоя богатых

15

29

16

38

18

39

Конкуренция

61

11

56

15

47

19

Инвестиции зарубежного капитала

43

18

44

18

45

16

Развитие малого бизнеса

48

6

42

10

38

7

Угроза безработицы

10

79

10

78

18

70

Расширение платного образования

15

51

14

52

25

39

Развитие рынка жилья

48

6

42

10

47

7

Расширение платной медицины

14

45

16

49

22

43

Демократизация общества

54

6

42

11

43

8

Развитие общественных организаций

54

3

58

1

57

4

Поддержка бедных

54

4

52

6

48

4

Усиление государственного регулирования экономики

75

6

83

3

78

3


Примечание: В таблице приведены данные только противоположных вариантов ответа – "да, способствуют" и "разрушают". Варианты "отчасти способствуют" и "не влияют" не приводятся.
Таблица 2

Распределение ответов одиннадцатиклассников на вопрос: "Каким ты видишь наше общество, когда в экономике окончательно утвердятся рыночные отношения?" (2000 г., %)
Пары альтернативных высказываний

Новосибирск

Другие города

Село

1.Большинство людей будет жить богаче, чем сейчас

2. Большинство людей все равно будет жить бедно

47

49

34

66

52

47

1. Оправданное расслоение на богатых и бедных

2. Неоправданное расслоение на богатых и бедных

55

41

48

52

47

53

1. Укрепление законности и правопорядка, сокращение криминала

2. Усиление влияния криминальных структур

47
48

45
55

59
40

1. Люди станут более свободными

2. Люди станут более зависимыми, менее свободными

65

29

72

28

72

27

1. Безработица создаст стимулы к хорошей работе

2. Безработица даст возможность ущемлять права работников

53

41

48

52

58

42

1. Расширятся возможности для достижения молодыми жизненного успеха

2. Увеличатся препятствия для молодежи реализовать себя, преуспеть в жизни

62
32

59
40

66
34

1. Будет много товаров и услуг по доступным для большинства людей ценам

2. Все будет очень дорого, большинству не по карману

68
27

59
41

63
36


В сознании выпускников (80%) полностью легализовалась такая экономическая деятельность, как перепродажа товаров, которая еще недавно называлась спекуляцией. Принять распространенную ныне активную модель выживания - работать в нескольких местах - готовы 86 %. Об этом же говорит и высокая ориентация на частную собственность, собственное дело, работу в иностранной фирме (в России или за рубежом). Не случайно, что более половины старшеклассников (65 % против 5 %) видят для себя новые жизненные возможности, которых не было у их родителей. Респонденты выражают приверженность рыночной экономике, основанной на частной собственности и конкуренции. При этом они отдают свои симпатии общественному устройству, основанному не на "праве сильного", а социально ориентированной многоукладной экономике, гражданскому обществу с активной экономической и социальной политикой государства.
Бедность и богатство в сознании выпускников школ

Бедность и богатство довольно "свежие" для социологического и обывательского уха понятия. Еще лет десять назад российских граждан не принято было делить на полярные группы. Сегодня молодые люди свободно и со знанием оперируют этими понятиями. Несмотря на то, что огромное большинство людей живет в условиях социальных лишений, быть бедным сегодня не престижно. Быть бедным сегодня неловко, а молодым людям даже стыдно. Желание иметь высокий доход, много денег, стать богатыми — характерная черта многих старшеклассников. Согласно опросу в 2000 г., большинство из них (более 70%), хотели бы стать богатыми. Очень условная попытка оценки динамики и поселенческих особенностей отношения к богатству позволила сделать следующие выводы. Интерес к богатству, материальный достатку как значимой ценности растет. Превалирующим остается законопослушный тип поведения - достижение богатства законным путем. Выделяются крайние группы - ориентированные на богатство даже с риском уголовного наказания (9%), и не ориентированные на богатство - относящиеся безразлично или с презрением (18%). Для первых богатство это цель, для вторых - ни цель и ни средство. Большинство – свыше 70% - те, кто хотел бы стать богатым, но только законным путем. Отчетливо выраженной оказалась зависимость отношения к богатству от места проживания выпускников (таблица 3). Сельские подростки в большей степени сохранили ориентации прежней социальной системы, что может объясняться поведенческой и ментальной устойчивостью крестьянства, а так же реалистичной оценкой практических возможностей достижения высокого уровня достатка.

Отметим, что в большей или меньшей степени старшеклассники понимают и принимают складывающуюся социальную дифференциацию, неравенство как стартовых, так и последующих условий жизни. "Если у всех будет одинаковый доход при разных умениях, навыках, стараниях, то это будет не серьезно, у людей не будет стимула трудиться", - пишет один из выпускников. В среде школьной молодежи присутствует два диаметрально противоположных мнения о причинах материальной дифференциации: 1. "Богатые люди - успешные люди... Их капитал - плод ума и хорошей работоспособности"; "Я считаю, что бедность людей зависит от их ле­ни. В нашей стране хоть немного, но можно зарабатывать". 2. "Честные люди не могут быть богатыми, а человек, который ворует, наживается как раз за счет честного человека, вот по­тому он и богатый"; "богатый должен содержать бедного".

Анализ данных обследования и обращение к результатам других авторов позволяют высказать предположение, что под богатством многие понимает не роскошь, а достойный уровень жизни, включающий в себя распространенный на западе стандарт среднего класса, пока еще мало кому доступный в современной России.

Таблица 3

Распределение ответов выпускников 2000 года на вопрос: "Как ты относишься к богатству?" (%)

Отношение к богатству

Новосибирск

Другие города

Село

Хочу стать богатым, даже с риском уголовного наказания

9


6


3


Хотел бы стать богатым, но только законным путем

73

72

66

Отношусь безразлично, считаю, что богатство неглавное в жизни

16


19


26


Отношусь к богатым с презрением: они разбогатели за счет других

2


3


5



Труд старшеклассников

Труд подростков - явление не новое, старшеклассники и раньше участвовали в оплачиваемом труде. Летом они занимались озеленением, сбором ягод, сезонной торговлей мороженым, фруктами; селяне работали на полях и фермах. В учебное время подрабатывали нянечками, санитарками, техничками, лаборантами. Тогда почти вся работа проводилась в организованных формах или с официальным трудоустройством. Сейчас картина принципиально изменилась - возросло число сфер занятости, оформление на работу стало необязательным, а часто и нежелательным. По нашим данным, две трети подростков подрабатывали без официального устройства на работу. В целом число школьников, имеющих опыт работы за плату, уменьшилось в 2-2,5 раза, а доля регулярно подрабатывающих - в 3-3,5 раза. Постоянно работающих среди старшеклассников всего 4%; 29% подрабатывающих - заняты "от случая к случаю", 19% - работают только летом. Половина выпускников пока еще не имела опыта оплачиваемой работы. Как правило, подростки специально не ищут работу, она находится ими "случайно".

Уровень экономической активности городских и сельских школьников примерно одинаков, если брать во внимание не только традиционно понимаемую трудовую деятельность, но и широкий спектр самозанятости. У городских выпускников наиболее часто встречаются следующие виды занятости: 1) неквалифицированный физический труд - 10% (уборщики, гардеробщики, дворники, уборка пляжей, грузчики, сторожа, вахтеры, фасовщики, лепщики пельменей, разнорабочие); 2) квалифицированная умственная работа - 8% (работа с компьютером, канцелярская, секретарская, бухгалтерская, библиотечная, архивная работа, участие в социологических опросах и рекламных компаниях, работа в средствах массовой информации); 3) торговля - 6% (торговый агент, распространитель товаров, продавец в магазине, на рынке, в ларьке, продажа и перепродажа вещей, газет, хозяйственных товаров, ягод и овощей с огорода, щенков своей собаки и т.п.); 4) оказание бытовых услуг - 5% (обслуживание автомобилей, перевозка грузов, ремонтно-строительные, парикмахерские, швейные услуги, работа в кафе, пиццериях, выгул и дрессировка собак и т.д.); 5) художественная и творческая работа - 4% (дизайн, фото-, видео-съемка, демонстрация и моделирование одежды, организация и проведение дискотек и детских новогодних праздников, выступления на концертах, в ресторанах); 6) сельскохозяйственный труд - 3% (сбор трав, овощей и ягод, копка картофеля, работа в теплице, озеленение, уход за животными в зоопарке, на конюшне и др.); 7) социально-педагогическая работа - 2% (вожатые, воспитатели, няни, медицинские сиделки, санитарки, тренерская работа); 8) оплачиваемая помощь родителям - 2% (у родителей в фирме, магазине, баре; помощь в бизнесе, на работе; бытовые услуги по дому).

В сельской местности школьники вынуждены чаще всего заниматься крестьянским трудом или же выполнять неквалифицированную физическую работу. Несколько чаще, чем в городе, у селян встречается занятость квалифицированным физическим трудом (работа на тракторе, комбайне, автомобиле, столярные и плотницкие работы). Больше, чем в горо­де, распространены такие виды экономической активности, как сбор вторсырья, ловля и продажа рыбы, других даров природы, продажа продукции с личного подворья. Впрочем, заметим, что дети в качестве "чернорабочих" (дворники, уборщицы, грузчики, разнорабочие, сторожа и т.п.) востребованы везде - и в селе, и в городе.

В принципе многие семьи учащихся могли бы обойтись без заработков детей, но, по-видимому, подросткам было важно самим заработать деньги, испытать или проявить себя. Анализ их трудовой деятельности позволил сделать следующие выводы:

- в сложившейся ситуации нет оснований рассматривать работающих школьников как составную часть рабочей силы;

- возрастные особенности, статус учащегося и отсутствие необходимой квалифика­ции выталкивают молодых людей преимущественно в неформальный сектор экономики.

- рабочие места, на которых заняты подростки, как правило, относятся к такому сегменту рынка труда, на который не претендуют взрослые;

- самостоятельные заработки учащихся в настоящее время не являются основным способом улучшения материального положения семьи;

- труд подростков в основном носит добровольный характер, и говорить о чрезмерной загруженности школьников работой или подработками в учебное время безосновательно.
Принципы достижения жизненного успеха

При изучении экономического сознания школьников старших классов важно исследовать структуру жизненно значимых целей и притязаний, вероятность и способы достижения ими материальных и других благ.

Среди вопросов, позволяющих оценить уровень притязаний школьников, был использован такой: "Как ты думаешь, что из перечисленного ты сможешь иметь в будущем?" Предлагалось отметить все, что кажется вполне возможным и достижимым. Наиболее высокий ранг в ответах городских школьников получили такие важные жизненные ценности, как высшее образование (почти 70 %) и работа по душе (66 %). Более, чем для половины желанными и достижимыми благами оказались: дружная семья (59 %), собственная квартира (54 %), свобода выбора ("возможность самому решать, как жить") - 50 %. Почти половина школьников (45 %) надеются иметь в будущем высокооплачиваемую работу, а 42 % - жить лучше, чем родители. Для каждого третьего (31 %) реальной представляется возможность бывать в других странах. Последние места по частоте упоминания получили такие жизненные возможности, как свободно выбирать место жительства (15 %) и открыто заявлять о своей политической позиции (12 %). Как видно, притязания подростков обыкновенны, они не чрезмерны, но и не занижены. В благоприятной социально-экономической ситуации эти цели достижимы для большинства, тем более, что выпускники школ ориентированы на активный, деятельный подход к жизни. И все же подобный "средний" уровень притязаний несколько противоречит ориентации на богатство, о которой говорилось выше. Это может означать, что желание быть богатым для большинства все-таки не станет в жизни главной целью - уж как само получится.

Анализ структуры жизненных принципов позволяет судить о питомцах школы как о целеустремленных, ориентированных на собственные силы и личный успех, признающих приоритет за такими жизненными стратегическими целями как трудовая карьера и получение хорошего образования. В то же время не менее трети демонстрируют приверженность интересам коллектива, принципу умеренности в материальном потреблении, осторожности в новых делах, предпочитают реализовать себя главным образом в семье, не стремятся к лидерству. Число тех, кого не привлекают ни трудовые, ни образовательные стратегии, не велико. Мало и таких, кто возлагает надежды не на собственные силы, а на помощь общества, людей.

Среди задач исследования было изучение отношения старшеклассников к разным способам "добывания" денег. Структура ответов свидетельствует, что подростки сравнительно быстро освоились в новой реальности, и готовы принять новые возможности, появившиеся в обществе. В будущем, ради достойного дохода, большинство готово много работать. Просить деньги у родителей, родственников - способ малоодобряемый, несмотря на его легальность и доступность. За криминальные и полукриминальные способы ратует явное меньшинство. В тоже время многие терпимы к тому, чтобы добывать деньги хитростью, и избегать уплаты налогов.

Обнадеживающим результатом является разрыв между собственной стратегией достижения жизненного успеха и представлением о превалирующих в обществе способах достижения высокого материального достатка (таблица 4).

Проведенное исследование показывает, что несмотря на то, что в обществе ухудшились условия для получения бесплатного образования, трудоустройства, проведения свободного времени молодежь постепенно (и весьма активно) приспосабливается к складывающейся ситуации. Выпускники школ в подавляющем своем большинстве демонстрируют баланс притязаний и способов достижения целей, трудовые стратегии преобладают над нетрудовыми. Нет оснований говорить о росте иждивенческих настроений. В жизненных планах и стратегиях достижения успеха заметно возросла роль образования, особенно высшего.

Наблюдаемое смещение интересов в сторону прагматизма вполне объяснимо, как объяснимы и выраженная ориентированность на получение высоких доходов, стремление стать богатыми. В отличие от предыдущего поколения, выросшего в обществе, где категория богатства носила негативный оттенок, а материальное благополучие в основном ассоциировалось со средним уровнем жизни ("не быть бедными", "не нуждаться"), современные подростки как важный показатель жизненного успеха легко принимают в свой ценностной мир бо­гатство, деньги. Мало кто из опрошенных нами школьников не хотел бы стать богатым. Об этом же свидетельствует и низкий процент (2%) категоричных и безапелляционных молодых людей, относящихся к богатым с презрением ("они разбогатели за счет других").

Настораживает терпимость к полулегальным способам достижения жизненного успеха (использование связей, везение, хитрость, непопулярность быть честным и принципиальным). Обнадеживает, что в

Таблица 4

Отношение выпускников городских школ к разным способам достижения жизненного успеха и материального достатка - сопоставление собственной и "чужой" стратегии (1999г.)

"Что в основном влияет или может повлиять на выполнение твоих жизненных планов?"

%

"Что сегодня в России помогает разбогатеть ? "

%

Профессиональная подготовка

Наличие диплома

Образованность, культура

50

45

33

Образование, профессионализм

32

Инициатива, настойчивость

50

Предприимчивость, стремление к успеху

47

Упорный труд, трудолюбие

47

Добросовестный труд

8

Удача, везение

45

Везение, случай

21

Личные связи

Выгодный брак

Поддержка родителей

42

11

34

Выгодный брак

Родительская поддержка

46

57

Материальные возможности

44

Стартовый капитал

48

Политика государства

31

Рыночный сектор экономики

33

Место работы

26

Должность, власть

Работа за границей

81

34

Здоровье

Семейные обстоятельства

30

15





Честность, принципиальность

Доброта, отзывчивость

17

17

Честность, принципиальность

4

Жесткость, умение постоять за себя

29

Хищения, коррупция Участие в криминальных структурах

50

59

сознании большинства школьников сохраняется ядро моральных принципов, позволяющих им строить собственную стратегию достижения жизненного успеха вразрез с распространяющимися в обществе криминализованными способами достижения высокого материального достатка. Материалы обследования подтверждают также, что для сознания выпускников общеобразовательной школы характерно сосуществование западных ценностей (индивидуализм, рациональность, стремление к обогащению) и традиционных российских историко-культурных особенностей (коллективизм, стремление к справедливости и имущественному равенству). Такое противоречивое единство видимо будет сохраняться и дальше.

На основании нашего исследования можно заключить, что характер вовлеченности старшеклассников в экономическую деятельность, различия в типах экономического поведения, определяются не столько степенью удовлетворенности личным (семейным) материальным положением молодых людей или тем, как они оценивают материальное положение семьи, сколько социально-психологическими особенностями, доминирующей системой ценностей, связанной, в том числе и с отношением к богатству. Эта ценностная доминанта в значительной степени определяет и разный характер экономической активности молодых людей: инициативный или организованный, регулярный или разовый, конструктивный или деструктивный, "досуговый" или материально вынужденный. В целом, выпускники школ как реальные и потенциальные субъекты экономической деятельности, на наш взгляд, обладают востребованным сегодня личностным социальным ресурсом: необходимыми ценностными ориентациями, разумным конформизмом - готовностью следовать требованиям, предъявляемым на рынке труда, ощущением возможности влиять на происходящее, отсутствием патерналистских ожиданий, принятием социального неравенства, без которого работа в негосударственном секторе проблематична.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconОсновная образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного...
Модуль Актуальность развития общеобразовательной школы в современных условиях 21 века

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconПрограмма предпрофильного курса «Юный экономист» для 9 класса
Данная программа предпрофильного курса составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной...

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconПрограмма развития школы муниципального бюджетного общеобразовательного...
По воспитательному направлению улучшилось формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции учащихся, понимание...

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconПрограмма развития школы муниципального бюджетного общеобразовательного...
По воспитательному направлению улучшилось формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции учащихся, понимание...

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconСпецификация контрольных измерительных материалов для проведения...
Назначение ким для огэ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных организаций...

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconОтчет по результатам репетиционных экзаменов в форме егэ в городе Ступино биология 3
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в целях отбора для поступления...

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconСамообследование Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Государственного бюджетного образовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №12

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconПриказ №65 от 3110 2012г отчет о результатах самообследования Муниципального...
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 р п. Лунино

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 г. Владикавказа

Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы iconПубличный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения...
Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №782






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную