Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов)






Скачать 51.39 Kb.
НазваниеКраева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов)
Дата публикации24.01.2015
Размер51.39 Kb.
ТипЛитература
e.120-bal.ru > Экономика > Литература
Краева О.Л.

План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ННГУ (объем – 36 часов)


  1. Специфика социально-гуманитарного знания и его место в системе современных наук. Предмет и объект социального и гуманитарного знания (2 часа).

  2. Философское учение об обществе как мировоззренческая и методологическая основа социально-гуманитарного знания (2 часа).

  3. Философское учение о человеке в развитии социально-гуманитарного знания (2 часа).

  4. Экономическая деятельность как форма взаимодействия общества и природы. Проблема детерминант общественного бытия (2 часа).

  5. Социальное бытие человека: пространство и время, осуществление жизни, практика и её роль в истории (2 часа).

  6. Экономическая сфера жизни общества: принципы и законы (2 часа).

  7. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Гносеологические проблемы экономического знания (4 часа).

  8. Предмет и методы социальных и гуманитарных наук. Ограниченность применения естественнонаучных методов. Методология экономической науки. (4 часа).

  9. Роль ценностей в процессе познания. Аксиологический подход в экономике (2 часа).

  10. Праксилогическое значение экономического знания. Роль принципа практики в социальном познании и изучении экономических процессов (2 часа).

  11. Экономика и экология. Глобальные проблемы человечества. Концепции устойчивого развития и ноосферы. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Проблема выживания человечества (2 часа).

  12. Научно-технический прогресс и новая роль науки в жизни общества (экономической сферы). Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности наук (4 часа).

  13. Модель человека в экономической науке. Концепция потенциала человека и её значение для определения уровня социально-экономического развития общества (ИРЧП) (4 часа).

  14. Индикаторы социально-экономического развития общества и их значение для экономической науки (2 часа).


Литература

  1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. Спб., 1998.

  2. Александров Н.Н. и др. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. Н.Новгород, 2004.

  3. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Вопросы экономики, 2004.

  4. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

  5. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избр. произведения. М., 2001.

  6. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

  7. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии, 1995, № 10.

  8. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учебное пособие для магистров, соискателей и аспирантов. Н.Новгород, 2005.

  9. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998, 2002.

  10. Каике В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.

  11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

  12. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004.

  13. Козловски Петер. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб., 1996.

  14. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2002.

  15. Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. М.-Н.Новгород, 1999.

  16. Куделин А.Е. Философия предпринимательства. Н.Новгород, 2004.

  17. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  18. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 1990.

  19. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

  20. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  21. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  22. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  23. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

  24. Тавокин Е.П. Социальная статистика: Учебное пособие. М., 2001.

  25. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001.

  26. Человечество в XXI веке: индикаторы развития. Н.Новгород, 2001.

  27. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие. М., 2004.

  28. Доклады ООН о развитии человека. Нью-Йорк, 1990-2005 гг.

Журналы

  1. Общество и экономика

  2. Эко

  3. Экономические исследования

  4. Вопросы экономики

  5. Вестник Московского университета. Серия экономики. Научный журнал.

  6. Экономический журнал Высшей школы экономики

  7. Thesis. Научный метод



ВОПРОСЫ

по истории и философии науки

(философия социально-гуманитарных наук)

для аспирантов финансового и экономического факультетов

  1. Специфика социально-гуманитарного знания и его взаимосвязь с философией.

  2. Место экономической науки в системе современных наук. Предмет и объект социального и гуманитарного знания.

  3. Роль философии истории в становлении и развитии социального познания.

  4. Диалектика, системный подход, синергетика в изучении общества.

  5. Философская антропология как концептуальное учение о человеке и её место в системе социально-гуманитарного знания.

  6. Деятельность – способ существования людей и базовая философская категория для понимания человека, общества, культуры.

  7. Особенности экономической деятельности как основы взаимодействия природы и общества.

  8. Понятие экономической сферы жизни общества и её принципов.

  9. Особенности и принципы познания экономических процессов и явлений. Теория и практика в экономических учениях.

  10. Субъект социальных и гуманитарных наук.

  11. Методология и методы экономического познания. Экономическое прогнозирование и экономическое проектирование и их современное значение.

  12. Модель человека и её использование в экономической науке.

  13. Природа ценностей. Роль ценностного подхода в экономике.

  14. Проблемы экологизации экономики. Концепции устойчивого развития и ноосферы.

  15. Концепция потенциала человека и её значение для индикации социально-экономического развития общества.

  16. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

  17. Проблема истины в социально-гуманитарных науках. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания.

  18. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Роль объяснения и понимания в науке.

Общие проблемы философии науки

  1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

  2. Проблема статуса науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, познавательная деятельность и социальный институт.

  3. Основные подходы к анализу науки. Философия и социология науки. Науковедение.

  4. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

  5. Проблема возникновения науки.

  6. Проблема классификации наук.

  7. Проблема рациональности научного знания.

  8. Проблема оснований науки.

  9. Научная картина мира, ее роль и место в современной философии науки.

  10. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: ее возникновение, развитие, основные достоинства и недостатки.

  11. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: ее философские основания и современное значение.

  12. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

  13. Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

  14. Основные идеи позднего логического позитивизма (Р. Карнап). Причины кризиса логического позитивизма.

  15. Фальсификационизм К. Поппера.

  16. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  17. Теория парадигм Т. Куна.

  18. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

  19. Эволюционная эпистемология: основные принципы и подходы к развитию науки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconКафедра философии и гуманитарных наук
Борисова Е. М. Программа и методические материалы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей)....

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconИнституциональная экономика 1
Курс предназначен для чтения студентам 4 курса экономического факультета отделения экономической теории. Общий объем 48 часов, из...

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История педагогики

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconМеханизмы воздействия на экономику (М. Вебер). Вопросы к кандидатскому...
Специфика социально-гуманитарного знания. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарных наук

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconВ. дв. 5 «Социально-экономическое развитие современных городов» Объем...
Объем трудоемкости: 3 зачетных единиц (108 часов, из них – 18 часов аудиторной нагрузки: лекционных 6 ч., практических 12 ч.; 90...

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «История и философия науки»...

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconСпецкурс для студентов бакалавриата 1-ого курса Объем учебной нагрузки:...
Цель лекционного курса – изучение физической, исторической, социальной, культурной, политической и экономической географии Германии...

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconМетодическая разработка содержит учебный план курса «Основы экономической теории»
Основы экономической теории: методическая разработка для студентов гуманитарных специальностей / Сост к э н., доцент И. В. Ефимчук,...

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconСтатья посвящена анализу представлений о природе науки в произведении...
Более того, философия хозяйства, благодаря особому подходу к предмету и методу экономической науки, свойственному национальному научному...

Краева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для аспирантов экономического и финансового факультетов ннгу (объем – 36 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия права»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную