Скачать 469.54 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет (Наименование института, факультета) УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, профессор ______________________Елина Е.Г. "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Экономика предприятия Направление подготовки 222000 Инноватика Профиль подготовки Инновационная экономика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2012г. 1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины: Усвоение студентами основополагающего объема сведений в области управления экономической деятельностью предприятия. Основная задача дисциплины: Вооружить студентов знанием методов и средств воздействия на экономику предприятия с целью экономии затрат труда работников при достижении наилучшего конечного результата. Поскольку современное предприятие, являясь основным субъектом хозяйственной деятельности, объединяет разнообразные виды ресурсов, поэтому эффективное управление этими ресурсами требует специальной подготовки. Успешное развитие предприятия во многом зависит от совершенствования экономического образования. В связи с этим изучение этого курса способствует овладению знаниями и навыками позволяющими находить рациональные методы принятия решений. Изучение экономики предприятия закладывает фундамент важнейшего комплекса практических экономических знаний, в целом необходимых каждому инженеру независимо от его специализации и места работы. Акцент делается на основные принципы, правила и прогрессивные приемы организации экономической деятельности на предприятиях, а также рассматриваются все стороны деятельности предприятий: с момента его создания и на протяжении всего времени функционирования. Исследуются вопросы формирования материальных и финансовых ресурсов, организации производства и сбыта продукции, развития инновационной и инвестиционной деятельности, улучшения качества продукции и финансовых результатов предприятия. Экономика предприятия имеет особые методы исследования. Одним из них является метод статистического наблюдения и сравнительного анализа. Широко используются также математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями. Использование различных вероятностных и прогностических методов лежит в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии экономических решений. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Экономика предприятия входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавров по профилю инновационная экономика. Она затрагивает области других дисциплин, включенных в учебный план, прежде всего микроэкономику , логистику, риски инновационного предпринимательства, инноватику и др. Глубокое усвоение дисциплины «Экономика предприятия» обязательно для фундаментальной подготовки инженеров-экономистов, поскольку она вместе с макроэкономикой и микроэкономикой является основой системы экономических наук. Изучение курса «Экономика предприятия» позволит будущим инженерам- экономистам достаточно близко ознакомиться с микроэкономическим уровнем хозяйствования, т.е. именно с тем уровнем, на котором им в основном предстоит работать. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика предприятия» В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать: теоретические основы «Экономики предприятия», основные методы экономического анализа, специфику развития предприятий в современных условиях, экономические характеристики структуры предприятия, показатели деятельности предприятия, общие вопросы организации производственной и коммерческой деятельности предприятия, направления инвестиционной и инновационной деятельности предприятия, тенденции развития предприятия. Уметь: производить статистическую выборку и использовать статистические показатели в анализе деятельности предприятия; составлять элементарные балансы предприятия; давать оценку уровня социально - экономического развития предприятия; анализировать современное социальное и экономической состояние предприятия, проводить сравнительный анализ. Владеть: навыками экономического мышления, сочетающего государственные и производственные интересы; оценки состояния экономического развития предприятия; разработки концепции и стратегии экономического развития предприятия. Результатом освоения дисциплины «Экономика предприятия» является овладение выпускниками следующими общекультурными компетенциями: ОК-9.Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; ОК-16.Способность собирать, обобщать, обрабатывать и итерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; ОК-18.Способность изложить суть проекта, представить схему (эскиз) решения. Результатом освоения дисциплины «Экономика предприятия» является овладение выпускниками профессиональными компетенциями (ПК), в их числе: ПК-3. Способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности; ПК-7. Способность определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта; ПК-9.Способность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов; ПК-13.Способность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее; ПК-15. Способность разрабатывать проекты реализации инноваций, формулировать техническое задание, использовать средства автоматизации при проектировании и подготовке производства, составлять комплект документов по проекту; ПК-17. Способность разрабатывать компьютерные модели исследуемых процессов и систем; ПК-18. Способность применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений для выбора оптимального. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц , 324 часа
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Понятие предприятия, его внутренняя и внешняя среда Понятие предприятия, его внутренняя и внешняя среда. Основные черты предприятия, его задачи и функции. Направления экономической деятельности фирмы. Место предприятия в системе рыночных отношений. Стратегия выживания и развития предприятия в современных условиях. Предмет и методы курса. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами. Тема 2. Классификация предприятий и формы предпринимательства Принадлежность фирмы к отрасли. Классификация отраслей. Классификация предприятий и формы предпринимательства. Группировка предприятий по формам собственности, размерам и формам подчинения. Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления. Характер деятельности фирмы в условиях специализации, кооперирования, комбинирования и концентрации производства. Их формы и показатели. Понятия общей и производственной структуры предприятия. Типы организации производства. Основные принципы организации производственного процесса. Пути совершенствования производственной структуры предприятия. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство. Процедура регистрации. Причины и процедура банкротства. |
![]() | Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | ![]() | Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения... |
![]() | Учебная дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является обще профессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения... | ![]() | Рабочая программа по дисциплине "Экономика предприятия" составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного... |
![]() | «Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |
![]() | Дисциплина имеет целью сформировать у будущего специалиста мышление, позволяющее использовать формы и методы организации производственной... | ![]() | Изучение дисциплины базируется на знании теоретических разделов основных общепрофессиональных дисциплин: «Коммерческая деятельность... |
![]() | Экономика предприятия [Текст]: Рабочая учебная программа по дисциплине. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 46 с | ![]() | Предмет и объект дисциплины «Экономика предприятия». Экономические категории и показатели экономики предприятия. Хозяйственный механизм... |