Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение






Скачать 92.75 Kb.
НазваниеПрограмма курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение
Дата публикации28.03.2015
Размер92.75 Kb.
ТипПрограмма курса
e.120-bal.ru > Экономика > Программа курса
«Экономическая и социально-политическая география Канады»
Программа курса (А.И.Черкасов)
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса:

Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Курс “Экономическая и социально-политическая география Канады” посвящен комплексному экономико-географическому анализу истории хозяйственного, политического и социального развития и современным взаимосвязанным территориальным проблемам экономики и общества крупнейшей (по площади) одной из самых высокоразвитых стран зарубежного мира – Канады. Эта страна во многих аспектах (масштабы и структура территориальных и природных ресурсов, история развития и т. д.) весьма сходна с Россией. Особое внимание уделяется сопоставлению и выявлению возможностей использования позитивного канадского опыта при решении современных социально-экономических задач в развитии Российской Федерации.
При изучении данного курса студенты должны понять специфику Канады, которая является, с одной стороны, в известной степени продолжением социально-экономической структуры своего мощного южного соседа – США, а с другой стороны, по многим параметрам отличается от него и даже демонстрирует “особый” путь социально-экономического развития и состояния экономики.

При изучении США и Канады как единого хозяйственного комплекса студенты должны четко различать две противоположные тенденции совместного развития этих двух стран. С одной стороны – это высочайший уровень интеграции, прозрачность границ, глубокое взаимопроникновение двух сходных по структуре (хотя и различающихся по масштабу) экономик, практически свободное движение из страны в страну товаров, рабочей силы и капитала в рамках “соглашений о свободной торговле” ФТА и НАФТА. В условиях неравенства масштабов экономик (примерно 10:1 в пользу США) это создает впечатление экономического преобладания США и отводит Канаде подчиненную роль “ресурсной кладовой” региона. С другой стороны, следует отметить отличную от США внутреннюю социально-экономическую политику Канады. Это связано как с историко-экономическими особенностями и традициями, так и с наличием здесь особых социально-политических и экономических проблем, в некоторых аспектах схожих с проблемами современной России: от гигантских размеров территории, структурно-географических особенностей ресурсного потенциала до многоэтничной структуры населения и национальных особенностей федерализма. Все это вызывает периодически усиливающееся стремление части экономической и политической элиты Канады проводить отличную от США внутри- и внешнеэкономическую политику (борьба “континенталистов” с “националистами”). Следует обратить внимание и на относительно более высокий уровень “качества жизни”, достигнутый в Канаде, и на более высокую применимость многих положительных аспектов канадского социально-экономического опыта при решении сходных народнохозяйственных задач в России.

В качестве основного подхода при изучении социально-экономических проблем Канады следует принять постоянное сопоставление их с аналогичными проблемам а) США, и б) России, стараясь по возможности вычленить элементы положительного канадского опыта.

Студенты должны твердо усвоить принципиальные отличия исторических, историко-экономических и социально-политических особенностей возникновения и развития в Северной Америке двух внешне схожих, но по сути глубоко различных наций и народнохозяйственных комплексов, различных политических систем – американской и не менее самобытной канадской, которая в гораздо большей степени ориентируется на “европейские” ценности (менее выраженный индивидуализм, большее признание “групповых прав”). Особое внимание следует обратить на принципиальную “мозаичность” канадского общества (политику двуязычия и многокультурности), положительный опыт Канады в области разрешения социально-этнических проблем и проблем регионализма.

Рассматривая особенности истории развития и современной структуры хозяйства Канады, следует обратить внимание на повышенную роль природных ресурсов (минеральных, энергетических, сельскохозяйственных и др.) в истории освоения страны и формировании отраслей специализации, историческую последовательность смены этих отраслей, не забывая при этом, что в конечном счете развитие экономики и общества Канады привело к возникновению в стране современного “постиндустриального” общества с преобладающей долей отраслей третичного сектора. Особое внимание следует уделить значению и положительной роли в освоении природных ресурсов концепции опережающего развития производственной и социальной инфраструктуры осваиваемых районов страны (на всех этапах развития активно поддерживаемого государством). При рассмотрении проблем сельского хозяйства Канады следует отметить, что основу производства в нем (в большей степени, чем в сельском хозяйстве США) составляют высокомеханизированные семейные фермы – крупные по размерам, но в гораздо меньшей степени привлекающие наемный труд.

При рассмотрении особенностей канадской экономики следует обратить внимание на беспрецедентную роль иностранного, и в первую очередь американского, капитала в формировании промышленности Канады и эволюцию политики канадского правительства в отношении иностранных инвестиций и канадо-американских торговых связей. Следует отметить относительный успех Канады в деле сокращения зависимости экономики страны от иностранного капитала в 1970-80-е годы и переход к дальнейшей “североамериканской интеграции” и интернационализации хозяйства страны на новой основе в последующие десятилетия.

При изучении проблем освоения Канадского Севера следует обратить особое внимание на сходство народнохозяйственных и социальных задач, стоящих как на канадском, так и на российском Севере, что обеспечивает перспективы плодотворного и взаимовыгодного канадо-российского сотрудничества в этой области. При анализе канадо-российских отношений необходимо усвоить, что основные их перспективы лежат не столько в области торговых отношений (при сходной структуре экспорта обеих стран), сколько в развитии научно-технического и экономического сотрудничества (вплоть до совместных проектов, инвестиций и т.п.), в особенности в ресурсных отраслях северных районов.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Программа рассчитана на 20 аудиторных часов в форме 10 лекционно-семинарских занятий. По итогам изучения курса сдается зачет.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература:


  1. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2005, ч. 3, гл. 3.

  2. Немова Л.А., Черкасов А. И. Канада. Раздел в “Энциклопедии стран мира”: М.: Экономика, 2004 , с.981-995;

  3. Немова Л.А. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М. ИСКРАН, 2004

  4. Данилов С. Ю., Черкасов А. И. Двенадцать лиц Канады. - М.: Мысль, 1987

  5. Черкасов А.И. Этнокультурная мозаика Канады В сб. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран”, вып. 15. М., МГУ, 2002, с.225-244;

  6. Современная Канада. Справочник. - М.: Наука, 1998.

  7. Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура.

М. , АНКИЛ, 2002.

  1. Канадский опыт и Россия. СПб., Издательство СПбГУ, 2002.

  2. Актуальные проблемы российско-канадских отношений. - М.: Наука, 1999.

  3. Российские исследования по канадской проблематике” (выпуски 1 – 4; начиная с выпусков 5 – 8, выходит под названием “Канадский Ежегодник”). - М.: РАИК, 1997-2006 (Есть на кафедре).

  4. Восприятие Квебека в России”. Научно-просветительский альманах.- М.: АИКВР, 2001 (Есть на кафедре)

  5. Журнал “Канадский Паспорт” (1999 – 2002) (Есть на кафедре)

  6. Журнал “США и Канада: экономика, политика, культура” (1999 – 2006)

  7. Журнал «География» (изд. «Первое сентября»): №24 за 2005 г., №2 за 2006 г. № 8 за 2007 г.

  8. “Вестник Российского Общества изучения Канады (РОИК)” (Есть на кафедре); сайт www.racs.ru

  9. Интернет-журнал “Образы мира”: www.niworld.ru

(разделы: “Французская Америка”, “А. Черкасов”, “Канадский Паспорт”, “Туман десятилетия”, и “Студенческие рефераты”)
Учебный план

образовательной магистерской программы

“Экономическая и социально-политическая география Канады”



тема 1. Введение в географию Канады (2 часа)
Место Канады на карте мира. Чем обусловлен интерес к Канаде: а) в мире в целом; б) в США; в) в России.

Канада как: а) источник ресурсов; б) полигон современных методов освоения территорий; в) центр притяжения иммиграции; г) модель рационального экономического, регионального, социально-политического и культурного развития, средоточие современных мировых проблем и пример их успешного решения.

Географическая самобытность Канады. Природно-географические районы Канады: являются ли они простым продолжением на Север природных районов США? “Вертикальное” (меридиональное) и “горизонтальное” (широтное) членение территории. Природные предпосылки возникновения современной транспортно-географической сети Канады.
тема 2-3. Историко-географические предпосылки возникновения на территории Канады самобытной хозяйственной, политической и социокультурной системы (4 часа).
История заселения Канады. Первые народы: индейцы и эскимосы до прихода европейцев. Французская колонизация. Типы расселения колонистов и их взаимодействие с коренными народами и английскими колониями. Англо-французская борьба за Северную Америку и ее последствия. Возникновение франкоканадской нации. Зарождение англоканадской нации (лоялисты, позднейшие колонисты). Роль географических, историко-политических и экономических факторов в формировании нового государства - Канады.

Исторические предпосылки отличия особенностей хозяйства и культуры Канады от особенностей США. Обзор канадской истории и ее воздействия на ход регионального хозяйственного развития (освоение Запада и Севера страны, роль протекционизма, роль иностранного капитала, транспортная политика).
тема 4 . География населения Канады (2 часа).
Современная структура населения Канады: численность, размещение. Изодемографическая карта: неравномерность размещения, несовпадение с размещением ресурсов и его причины. Демографические показатели. Профессиональная структура. Городское и сельское население: процессы урбанизации, субурбанизации, рурбанизации. Системы городов и региональные урбанистические подсистемы. Новейшие тенденции в расселении и роль иммиграции. Структура иммиграции и иммиграционная политика, ее экономическое воздействие.
тема 5-6 . Этнокультурная мозаика (4 часа).
Понятие “нация” “этническая группа”. Сколько “наций” живет в Канаде? (анализ различных вариантов ответа, в зависимости от подхода). “Нации-основательницы”, “Первые нации” . Вопрос о канадской национальной самобытности. Направления и темпы ассимиляции иммигрантов. Проблемы этнотерриториальных общин, языковые проблемы. Политика двуязычия и многокультурности. Обзор основных этнических групп и их подразделений (включая лингвистические, культурные и конфессиональные характеристики):

1)аборигенные народы (крупнейшие индейские народы, эскимосы-инуиты, проблемы их социально-экономического положения и территориальных прав);. 2) франкоканадцы (квебекцы, акадийцы, франко-манитобцы и др.). Особенности культуры и языка;

  1. англоканадцы ( региональные и субэтнические подгруппы);

  2. этнические меньшинства европейского происхождения (особо: немцы, итальянцы, греки, украинцы, русские);

  3. этнические меньшинства азиатского происхождения.

  4. Тенденции развития этнокультурной мозаики и возможности использования канадского опыта в этой области для России.


тема 7 . Политическая география Канады (2 часа).
Государственный строй. Особенности канадского федерализма. Федерация или конфедерация? (О терминологической неточности, породившей серьезные проблемы). Федерально-провинциальные отношения. Симметричная или асимметричная федерация (продолжающийся спор). Проблема Квебека. Федеральная и провинциальные системы политических партий и парламентских выборов. Характеристика основных политических партий и географии их поддержки на обоих уровнях: по стране в целом и по провинциям. Связь политической географии с этнической и профессиональной структурой населения. Тенденции в политической жизни Канады 90-х годов и угроза распада федерации.
тема 8 . География хозяйства Канады ( 2 ч).
Обзор важнейших отраслей хозяйства Канады: ресурсы, история развития, размещение, структура, роль на национальном и мировом рынках (здесь же - проблемы внешней торговли, в т.ч. в рамках Североамериканского континента и поотраслевые перспективы сотрудничества с Россией):

  1. сельское хозяйство (в т.ч. региональные типы);

  2. горнодобывающая промышленность;

  3. энергетический комплекс (в т.ч. нефтегазовая промышленность);

  4. обрабатывающая промышленность (по отраслям);

  5. транспорт и связь; в целом: проблемы развития производственной и непроизводственной инфраструктуры: ценность канадского подхода к освоению территории путем опережающего развития инфраструктуры (использование канадского опыта в России).


тема 9-10 . Региональный обзор (4 часа).
Комплексные экономико-географические, социально-политические, демографические и этнологические характеристики шести основных регионов Канады ( в т.ч. крупнейших городов):

  1. Квебек (в т.ч. его порайонное членение с характеристикой основных административно-географических районов, а также городов Монреаль и Квебек).

  2. Онтарио (отдельно: Торонто и Оттава);

  3. Атлантические провинции (причины депрессии);

  4. Степные провинции (особо 5 городов: Виннипег, Эдмонтон, Калгари, Риджайна, Саскатун);

  5. Британская Колумбия (особо: о Ванкувере и Виктории);

  6. Канадский Север (“Средний” и “Дальний”: сопоставление их развития). Возможности использования канадского опыта в России, состояние и перспективы канадо-российского сотрудничества.


Программу составил:

к.г.н. А.И. Черкасов

(зав. сектором политических проблем Канады ИСКРАН)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconСодержание курса «История экономических учений» Цель курса
Цель курса: сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconЯкутский экономико-правовой институт (филиал) Финансовый факультет
Предмет курса «Экономика труда», его объект и содержание. Основные задачи изучения курса в современных условиях. Содержание основных...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconЯкутский экономико-правовой институт (филиал) Финансовый факультет
Предмет курса «Экономика труда», его объект и содержание. Основные задачи изучения курса в современных условиях. Содержание основных...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconСпецкурс для студентов бакалавриата 1-ого курса Объем учебной нагрузки:...
Цель лекционного курса – изучение физической, исторической, социальной, культурной, политической и экономической географии Германии...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconСамостоятельная работа студентов
Цель курса – сформировать представление студентов о предмете экономической теории, рассмотрение этапов формирования экономической...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа по географии для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Адаптированная типовая программа. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире,...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа Значение курса заключается в том, чтобы сформировать...
Цель его преподавания состоит в формировании у аспирантов соискателей современных знаний о философско-медологических социально-исторических...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconУчебно-методический комплекс логика направления подготовки 030300...
Курс «Логика» читается студентам второго курса. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать логическую культуру студентов гуманитарного...

Программа курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. Содержание курса введение iconПрограмма учебного курса проф. В. П. Яйленко. Введение. Задачи курса....
Востока и Европы, изучение которых составляет костяк фактологии курса. Студенты усваивают периодизацию истории изобразительного искусства...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную