Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие






Скачать 72.43 Kb.
НазваниеЕ. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие
Дата публикации27.03.2015
Размер72.43 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
Государственный университет – Высшая школа экономики
Высшая школа менеджмента

__________________________________________________________________________


Е. В. Савицкая


ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Учебно-методическое пособие

для слушателей программы MBA,

обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы»


__________________________________________
Москва

Бизнес Элайнмент

2010

Серия «Crede experto»
Редакционная коллегия серии:

Н. И. Берзон, Г. Н. Константинов, И. В. Липсиц, Е. А. Рязанцева,

С. Р. Филонович (председатель)
Тема 8 написана А. О. Евсеевой


Савицкая, Е.В.

Экономика для менеджеров [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е.В.Савицкая; Гос.ун-т – Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента.- М.: Бизнес Элайнмент, 2010.- 351, [1] с.- (Серия «Crede experto»).- 500 экз.- ISBN 978-5-91296-022-2.

"Экономика для менеджеров" - базовый теоретический курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих деятельность фирмы и рынков. Его целью является развитие экономического мировоззрения в процессе изучения основных понятий и моделей микро- и макроэкономики. Главная особенность данного учебника состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений. В отличие от традиционных учебных пособий по экономической теории, рассчитанных на будущих экономистов-аналитиков, учебник "Экономика для менеджеров" специально предназначен для слушателей программ МВА.

Для специалистов, имеющих опыт работы в бизнесе и получающих дополнительное образование в области менеджмента или финансов.


УДК-330.1(075)

ББК-65.01
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

Программа курса «Экономика для менеджеров». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….

Основные понятия и определения: краткий конспект лекций……………………

Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс «Эластичность спроса на бензин в Москве и Московской области». . . . . . . . . ….

Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс «Отечественные компании выбиваются в европейские лидеры» . . . . . . . . . . …...

Тема 3. Рыночное равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс «Три эпохи нефтяного рынка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….

Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс ««Целлофановое дело», или Народ против «Дюпон»». . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. . . . . . . . . . . . ….

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

3. Кейс «Концентрация на российском рынке банковских услуг». . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. . . . . . . . . ……..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

3. Кейс «У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!». . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . ….

3. Кейс «О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП»…….

Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства……………..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

Рабочая тетрадь для аудиторных занятий…………………………………………

Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...........

Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….

Тема 3. Рыночное равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….

Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. . . . . . . . . . . . ……….

Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. . . . . . . . . …………..

Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства…………………..

Библиографический список……………………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………………………..

А1. Примерная тематика эссе……………………………………………………………………….

А2. Примерный вариант экзаменационной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..

А3. Формы контроля знаний, система оценки обучающихся и структура итоговой оценки

Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса.

Рыночный спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса. Нормальные и инфериорные блага. Субституты (взаимозаменяемые блага) и комплементы (взаимодополняющие блага). Эластичность спроса по цене: точечная и дуговая. Эластичный, неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Перекрестная эластичность спроса. Кейс «Эластичность спроса на бензин в Москве и Московской области».
Тема 2. Издержки и прибыль фирмы.

Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние постоянные и средние переменные издержки. Средние издержки. Факторы снижения средних издержек. Экономия на масштабе. Предельные издержки. Взаимосвязь между средними и предельными издержками. Выручка и прибыль фирмы. Предельная выручка. Условие максимизации прибыли. Рентабельность продаж. Цели фирмы в теории и на практике: классический, управленческий и бихевиористский подходы. Кейс «Отечественные компании выбиваются в европейские лидеры».
Тема 3. Рыночное равновесие.

Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде. Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения по цене: точечная и дуговая. Эластичное и неэластичное предложение. Равновесие на рынке товара. Неравновесное состояние рынка: дефицит и перепроизводство. Ценовой механизм рынка. Изменение рыночного равновесия в результате изменения спроса и предложения. Кейс «Три эпохи нефтяного рынка».
Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы.

Рыночная структура и типы рынков. Рынок совершенной конкуренции; его признаки. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Рынок монополии. Барьеры для входа в отрасль. Спрос и предельная выручка монополиста. Условие максимизации прибыли монополией. Монополистическое ценообразование. Естественная монополия. Государственное регулирование естественных монополий. Рынок монополистической конкуренции; его признаки. Дифференциация продукта. Монопольная власть фирмы: понятие, источники, измерение. Индекс Лернера. Кейс «Целлофановое дело», или «Народ против «Дюпон»».
Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.

Рынок олигополии; его признаки. Показатели концентрации рынка: рыночная доля фирмы, норма концентрации отрасли, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Стратегические и нестратегические барьеры входа. Многообразие форм олигополистического поведения. Ценовая конкуренция между фирмами. Модель Бертрана. Создание репутации стойкого противника. Стратегическое подавление доступа. Жесткость цен и ломаная кривая спроса. Неценовая конкуренция между фирмами. Картель (сговор) и его виды. Факторы, способствующие образованию и сохранению картелей. Ценовое лидерство. Антимонопольная политика. Кейс «Концентрация на российском рынке банковских услуг».
Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли.

Понятие ценовой дискриминации и условия, необходимые для ее осуществления. Ценовая дискриминация первой степени. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынка, основанная на прямых сигналах потребителей. Ценовая дискриминация второй степени: "просеивание" и «самоотбор» потребителей в зависимости от их готовности заплатить за товар. Связка «цена-количество». Дискриминация в зависимости от качества. Дискриминация в зависимости от времени. Тариф из двух частей. Кейс "У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!"
Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции.

Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы измерения ВВП. Инфляция. Номинальный и реальный ВВП. Измерение инфляции: индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП. Занятость и безработица. Измерение уровня занятости и уровня безработицы. Виды безработицы. Понятие полной занятости и потенциальный ВВП. Анализ основных макроэкономических показателей в Российской Федерации. Кейс «О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП».
Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства.

Экономический цикл. Индикаторы фаз экономического цикла. Совокупные расходы. Модель «Совокупный спрос - совокупное предложение». Причины инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Экономические последствия инфляции. Цели бюджетно-налоговой политики правительства. Инструменты бюджетно-налоговой политики: налоги, государственные закупки, субсидии. Встроенные стабилизаторы. Эффект вытеснения. Цели кредитно-денежной политики Центрального банка. Предложение денег. Инструменты кредитно-денежной политики: норма обязательных банковских резервов, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке. Мировой экономический спад 2008-2009 г.г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconЕ. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной курсовой работы Красноярск
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconИнституциональная экономика-1 учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов по экономическим направлениям

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования специальности...

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с

Е. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие к расчетно-графической работе и дипломному...
Определение экономической эффективности от введения устройств аб и дц на железнодорожном транспорте : учебно-методическое пособие...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную