Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А






Скачать 177.47 Kb.
НазваниеСтудент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А
Дата публикации27.03.2015
Размер177.47 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Студент кафедры Мировой экономики УрГЭУ Жукова А.А.

Институт экономики УрО РАН

г. Екатеринбург

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Сегодня международная интеграция играет важную роль в экономике как всего объединения, так и страны-участницы. Большинство государств мира состоят в том или ином интеграционном объединении, при этом извлекая немалую пользу. Однако при участии страны в международной интеграции возможны и убытки для ее экономики – все зависит от того, каким уровнем экономического развития обладает сама страна и государства-участники объединения.

Одним из наиболее известных и удачных примеров интеграционных объединений является Европейских Союз, в чей состав на 2014 год входят 28 стран, одной из которых является Великобритания. На повестке дня у страны находится следующий вопрос: остаться ли участником Евросоюза или выйти из него. Конечно, будучи членом такого экономически развитого интеграционного блока, Англия выносит для себя большое количество преимуществ. Однако помимо этого Британия терпит и убытки, которые в одном случае сопоставимы с выгодами участия в объединении, а в другом – превышают их.

Если Великобритания останется членом Евросоюза, стране придется «подстраиваться» под политику, проводимую Брюсселем, с которой большинство населения и предпринимателей не согласны. Либо Англия может каким-то образом повлиять на решения Брюсселя, задействовав для этого большое количество времени и средств.

Между тем, если Соединенное Королевство покинет ЕС, им будут нужны альтернативы членству в данном объединении. Это может быть как обособленное развитие британской экономики вне каких-либо международных блоков, так и присоединение к уже существующим, таким, как НАФТА или ЕАСТ. Также страна может проводить политику сближения с государствами Содружества Британских Наций, с которыми установлены прочные торговые и политические связи ввиду исторической подоплеки.

Вступая в интеграционное объединение, любая страна выносит для себя определенные преимущества. Для Великобритании, помимо темпов роста промышленности и показателя ВВП, можно выделить положительные аспекты от членства в Евросоюзе в таких сферах, как торговля, инвестиции, миграция и финансы (таблица 1).

Таблица 1 – Положительные аспекты членства Великобритании в ЕС

Торговля

  • Большой рынок ЕС

  • “Four freedoms” – свободная торговля товарами, услугами, капиталом и рабочей силой

  • Дешевый импорт из стран-участниц ЕС

  • Большой выбор для потребителей: низкие цены, множество товаров

Инвестиции

  • Члены ЕС привлекательны для инвесторов

  • 48% прямых иностранных инвестиций исходят из стран-членов ЕС

Миграция

  • Дополнительный источник рабочей силы

  • Влияние на общий уровень жизни населения: небольшое увеличение ВВП на душу населения

  • Отсутствует снижение заработной платы для коренного населения

  • Присутствует хоть и небольшой, но чистый вклад мигрантов в государственные финансы

Финансы

В бюджет ЕС

  • 401 млрд фунтов стерлингов (1973-2012 гг.)

  • В 2012 г. – 6,9 млрд фунтов

Из бюджета ЕС

  • 103 млрд фунтов (1973-2012 гг.)

  • В 2012 г. – 3,2 млрд фунтов

По размеру ВВП в 2012 г. Англия заняла 3 место по всему Евросоюзу с показателем ВВП, равным 1,9 трлн евро.1 Доля страны в ВВП ЕС равна 14,9%.1 Если рассматривать ВВП на душу населения, то Великобритания в 2012 г. занимала 11 место (30,300 евро на душу населения), превышая среднее значение по всему Евросоюзу на 18,82%.1

Судя по рисунку 1, после вступления страны в Евросоюз, экспорт значительно превышал долю импорта в торговом балансе Англии. Однако начиная с середины 1980-х гг. дефицит в торговом балансе страны начал увеличиваться. Можно увидеть, что в целом импорт все больше и больше превышает экспорт. Великобритания все больше зависит от тенденций, происходящих на мировом рынке, в том числе и в Евросоюзе.



Рисунок 1 – Торговый баланс Великобритании с 1973 г. по 2014 г., млн фунтов стерлингов2

Торговля с ЕС составляет для Британии 54% от общего показателя торговли страны. Экспорт в страны-члены Евросоюза в 2012 г. сократился менее чем на 0,1 млрд фунтов стерлингов (0,5%), составив в конечном итоге 12,4 млрд фунтов. Импорт из стран ЕС вырос почти на 0,4 млрд фунтов (2,4%), составив в итоге 17,2 млрд фунтов стерлингов. Учитывая, что общий экспорт Великобритании в 2012 г. составил 73,9 млрд фунтов стерлингов, а общий импорт – 101,1 млрд фунтов стерлингов, можно посчитать долю Евросоюза в экспорте и импорте страны. Они соответственно равны 16,78% и 17,01%. Можно сделать вывод, что торговля с Европейским Союзом для Великобритании очень важна.3

Начиная с 1964 г., миграция в Великобританию из стран-членов ЕС увеличилась вдвое, а за последние годы ее рост в основном происходил за счет приезжих из стран Южной Европы, находящихся в тяжелом экономическом положении (Греция, Италия, Испания и Португалия, Польша).4 Всего за 2013 г. в Соединенном Королевстве было зафиксировано 29,7 млн трудоустроенных человек, из которых 1,5 млн чел. – мигранты из ЕС. Доля мигрантов в общей рабочей силе в Великобритании в 2013 г. составляет около 5%. Согласно отчету ООН в 2013 г. Великобритания является второй по привлекательности для мигрантов страной в Европе (7,8 млн чел. мигрантов), пропуская вперед Германию (9,8 млн чел.) и оставляя позади Францию (7,4 млн чел.). 5 Страна занимает 3 место в ЕС по численности населения (63,9 млн человек, т.е. 12,63% населения Евросоюза).6 Разумеется, эта позиция была достигнута благодаря интенсивной миграции в Англию.

Рисунок 2 показывает, что доля населения трудоспособного возраста насчитывает 76,9% мигрантов из стран ЕС и 79,5% мигрантов из стран A87, в то время как коренное население составляет лишь 62%. Это происходит из-за того, что во многих развитых странах, в том числе и в Великобритании, существует проблема старения населения. Населения нетрудоспособного возраста в Англии несколько больше 35% (рис. 2). Таким образом, можно сказать, что мигранты из Евросоюза приносят большую пользу стране, повышая ее ВВП и выполняя работу, на которое у коренного населения может не хватать людей.



Рисунок 2 – Структура занятости коренного населения и мигрантов в Великобритании [64]

Что касается бюджета ЕС, то Великобритания, внося туда ежегодно 1% всех госрасходов (0,4% ВВП страны) получает обратно около половины внесенных средств.

При участии в Евросоюзе для Великобритании открывается большой рынок ЕС, для потребителей возможен выбор из большего числа товаров и услуг. Однако Англия гораздо в более меньшей степени зависит от рынка Евросоюза, чем остальные его члены, но и больше полагается на рынок вне Европейского Союза. Мигранты из стран-членов Европейского Союза выполняют неквалифицированную работу, в то время как британцы занимаются бизнесом и инвестициями. Членство в ЕС способствует благоприятному инвестиционному климату в Англии, однако не является обязательным условием для притока инвестиций (табл. 2). Всего из бюджета ЕС Великобританией было получено 103 млрд фунтов стерлингов, большинство из которых тратились на поддержание и развитие сельскохозяйственного сектора.

Однако, помимо положительных сторон от участия Британии в Евросоюзе, существуют и «минусы» для страны, которые, в свою очередь, не всегда могут быть перекрыты преимуществами (табл. 2).

Таблица 2 – "Минусы" членства Англии в Евросоюзе

Торговля

  • Необходимость замены более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из стран ЕС

  • На торговлю услугами накладываются особые ограничения

  • Меньше возможность расширить внешнеторговые связи со странами вне ЕС

Инвестиции

  • Существует мнение, что членство в ЕС мало влияет на инвесторов: в Великобританию инвестируют из-за удобной правовой системы, качества оказываемых финансовых услуг и статуса английского языка

Миграция

  • Коренное население испытывает нехватку рабочих мест (особенно низкоквалифицированные рабочие места)

  • Увеличиваются цены на аренду и стоимость жилья

  • Мигрирует население с низкой квалификацией

Финансы

В бюджет ЕС

  • 401 млрд фунтов стерлингов с момента вступления в ЕС

  • В 2012 г. – 6,9 млрд фунтов

Из бюджета ЕС

  • 103 млрд фунтов с момента вступления в ЕС

  • В 2012 г. – 3,2 млрд фунтов

Почти половина торговли товарами и несельскохозяйственной продукцией стран-членов ЕС осуществляются внутри Евросоюза. Однако если для Словакии торговля внутри ЕС составляет 81% всей торговли страны, то для Великобритании этот показатель равен 49% (табл. 2).8 К тому же, доля Великобритании в торговле со странами ЕС ниже, чем у других государств (за исключением Греции). Следовательно, Англия намного меньше других членов ЕС зависит от торговли внутри Единого рынка.

На протяжении последних пяти лет британский экспорт в ЕС снизился с 54% в 2006 г. до 46% в 2012 г.9 Однако Евросоюз регулирует торговые отношения между своими членами и третьими странами с помощью проведения общей торговой политики и специальными соглашениями о свободной торговле, из-за которых участникам ЕС зачастую выгоднее отказаться от торговли с третьими странами в пользу отношений внутри Европейского Союза. Тем самым, более дешевый импорт из третьих стран теперь должен быть заменен на более дорогой импорт из стран ЕС. Как можно увидеть на рисунке 6, за последние два года торговля между Великобританией и странами вне ЕС постепенно снижается. Особенно резкое падение в доле импорта происходит с середины 2013 г., хотя экспорт, как видно на рисунке 3, имеет тенденцию к небольшому росту.



Рисунок 3 – Торговля между Великобританией и странами вне ЕС за 2012-2014 гг., млн фунтов стерлингов10

Если рассматривать вопрос миграции, то следует отметить, что у коренного населения отнимают не только работу с низким уровнем квалификации, но и с очень высоким уровнем. Конечно, помимо мигрантов из стран ЕС, это делают и приезжие из других государств мира, однако Евросоюз составляет наибольшую долю работников с высоким уровнем квалификации.

Помимо проблем с мигрантами, в Англии поставлен вопрос о целесообразности повышения взносов в бюджет ЕС. Великобритания была одним из главных источников бюджета Евросоюза на протяжении 39 лет членства в блоке (за исключением лишь 1973 г., когда страна только вступила в объединение), внеся 401 млрд фунтов стерлингов (в реальном исчислении) или 134 млрд фунтов с учетом поступлений из бюджета и скидок. Таблица 3 показывает, что Великобритания вносила значительную часть средств в бюджет ЕС наравне с остальными главными экономиками Европы (Германия и Франция), при этом получив гораздо меньше по сравнению с остальными странами-членами.

Таблица 3 – Средства, внесенные и полученные Великобританией в и из бюджета ЕС, 1973 - 2013 гг., млрд фунтов стерлингов11




1973

1977

1979

1985

1990

1995

2000

2007

2010

2011

2012

2013

Внесли

0,102

0,74

1,6

3,93

6,36

8,89

10,72

13,06

14,17

14,08

15,6

8,6

Получили

0,079

0,37

0,66

1,85

2,18

3,67

4,52

5,3

5,5

4,77

5,5

6,4

Если рассматривать инвестиционный климат в стране, то следует заметить, что 72% опрошенных компаний в Северной Америке считают, что после выхода из ЕС Великобритания станет более привлекательной для инвесторов. Конечно, членство в Евросоюзе привлекает определенное количество инвестиций в страну, однако Соединенное Королевство и без помощи ЕС смогло бы получать инвестирование. Все-таки ЕС инвестирует в Британию немного меньше, чем остальной мир, однако количество инвестиций из США и Азии растет более высокими темпами, следовательно, в ближайшем будущем именно эти страны будут инвестировать в Соединенное Королевство больше всего.

Следует заметить, что доля Евросоюза в торговле Великобритании снижается, уступая место развивающимся странам и странам НАФТА. Миграционный поток из стран-участниц ЕС состоит в большинстве своем из неквалифицированной рабочей силы, которая не может повысить экономические показатели Англии. В бюджет Европейского Союза отчисляется слишком много средств, которые можно было направить внутрь страны и распределить между предприятиями, бизнесом или инвестировать в другие государства. Говоря об инвестициях, нужно заметить, что потенциальные инвесторы вкладывали бы деньги в Великобританию, даже если бы она и не входила в состав ЕС, а американские компании вообще считают, что, если бы страна вышла из Евросоюза, она стала бы привлекательнее в инвестиционном плане.

Для Великобритании существует множество возможностей более тесного сплочения с Европейским Союзом: переориентация на Единый рынок, вступление в еврозону или зону Шенгенского соглашения. Если укреплять интеграцию с ЕС, для страны возникают определенные преимущества, но не обойдется и без недостатков.

В случае углубления интеграции Соединенного Королевства с Евросоюзом, Британия может вступить в еврозону. Этот шаг поспособствует улучшению монетарной политики в ЕС и снизит транзакционные издержки при торговле между странами-членами еврозоны. Однако сама Великобритания лишь понесет убытки после этого шага. Фунт стерлингов обезопасил страну от кризиса еврозоны, последствия которого все еще оказывают определенное влияние на стран-участниц зоны евро. К тому же, из-за изменения национальной валюты может пострадать позиция Лондона как мирового финансового центра.

И все же Лондонскому Сити крайне выгодно, чтобы Великобритания осталась в ЕС.12 Сити составляет 37% от оптовой торговли во всем ЕС – деятельность, направленная на поддержку сотен тысяч рабочих мест в Лондоне и за его пределами. Для британских банков намного лучшим решением будет установить единые правила в финансовом секторе Евросоюза, чем покинуть единый рынок. Здесь у Лондона есть все шансы остаться лидером в мировых финансовых операциях, не уступая свою позицию ни Нью-Йорку, ни азиатским центрам.

Именно поэтому Лондонский Сити начал активно продвигать идею сохранения членства Британии в ЕС. Членство Британии в Евросоюзе приносит стране 4-5% ВВП (100-125 млрд долларов) ежегодно и «решительно лучше для британского бизнеса».13 Такой вывод содержится в ноябрьском отчете Конфедерации британской промышленности (CBI) 2013 г. То есть Британии выгоднее сохранить членство и пытаться реформировать ЕС изнутри, что они и делали до сих пор, чем выйти из союза и потерять возможность влиять на его повестку дня.

Стоит также добавить, что около 78% всего объема торговли иностранной валютой в ЕС сконцентрировано в Лондоне. На него же приходится 74% сделок по валютным деривативам. На Британию приходится 24% оборота финансового сектора в Евросоюзе – и здесь же находится 19% всех рабочих мест в финансовом секторе ЕС. Лондонский Сити заинтересован остаться в ЕС, чтобы продвигать дальнейшие экономические реформы в блоке. Например, изменение директивы ЕС по продолжительности рабочей недели: сегодня она ограничивается максимальными 48 часами.13

Согласно опросу City UK, лоббистского объединения банков и прочих финансовых институтов Лондона, проведенному в октябре 2013 г., 84% опрошенных топ-менеджеров финансового сектора высказались за то, чтобы Британия оставалась в Евросоюзе. Еще 10% участников опроса согласны с выходом страны из блока в том случае, если доступ к общему рынку ЕС сохранится для Англии неизменным. Лишь 5% топ-менеджеров Сити поддержали идею полной независимости Соединенного Королевства от ЕС.14

Все же, даже оставаясь членом Европейского Союза, Великобритания может утратить свою экономическую и политическую мощь. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски считает, что Англия потеряла позицию одного из лидеров ЕС, причем эту самую позицию займет Польша, которая продолжит реформировать еврозону.15

Возможно, чтобы упрочнить свои позиции в Евросоюзе, Великобритании нужно вступить хотя бы в зону Шенгенского договора, к коей страна отказывалась присоединяться, чтобы сохранить и поддержать свои собственные границы.16 В 2002 г. Англия сделала шаг навстречу Шенгенской зоне – страна присоединилась к Шенгенской Информационной Системе, которая позволяет странам делиться между собой информацией от правоохранительных органов. 16

Однако вступление в зону Шенгена чревато негативными последствиями. Во-первых, как правило, после открытия границ такому большому числу стран, возрастает количество нелегальных иммигрантов. В 2011 г. в Грецию проникли более 55 тыс. нелегальных иммигрантов из Азии (на 17% больше, чем в 2010 году).16 Во-вторых, возрастает уровень преступности в районе границ государства. Правительству Нидерландов пришлось установить множество видеокамер на границах с Бельгией и Германией в 2012 г. Это лишь дополнительные расходы из госбюджета страны.

И все же 54% британцев полагают, что их Родина только выиграет, если выйдет из ЕС и вместо этого присоединится к ЕАСТ по примеру Швейцарии и Норвегии, чьи экономики процветают, пока Евросоюз сотрясает кризис. Дилан Шарп из движения бизнес для Британии сообщил, что 75% британских предпринимателей «за» выход из ЕС.17

Премьер-министр страны Дэвид Кэмерон заявил, что Евросоюз должен измениться, чтобы не связывать Британию (и другие страны блока) чрезмерно ограничивающими их экономики решениями. В частности, Кэмерон пообещал провести референдум о членстве страны в ЕС к 2017 году – в том случае, если на парламентских выборах 2015-го его партия консерваторов получит большинство голосов.18 В таком случае, перед Великобританией стоит непростой выбор: сохранить членство в ЕС и подвергнуть сомнению вопрос о суверенитете государства и отказаться от торговли со странами Северной Америки и Азии (т.к. ЕС устанавливает жесткие ограничения на торговлю вне блока) или выйти из Евросоюза, потеряв огромный рынок сбыта собственной продукции и дешевого импорта сырья и товаров.

В случае выхода из ЕС, Британии придется задаться вопросом: к кому же присоединиться теперь? Своего рода альтернатив для Великобритании можно выделить достаточно много, например, присоединение к таким блокам, как НАФТА и ЕАСТ, ориентир на развивающиеся страны или же на страны-участницы Содружества. Существует и так называемая «Go a la carte» модель развития британской экономики, когда Великобритания выходит из ЕС и стоит особняком, не присоединяясь ни к кому.

Великобритания, как и множество других стран, уделяет особое внимание развитию ВЭС и своей позиции на мировом рынке. Конечно, последствия распада Британской империи в свое время были крайне неблагоприятны, однако вместо бывшей Империи образовалось Британское Содружество Наций – важный для страны рынок сбыта товаров и услуг и дешевого импорта.

Из-за снижения доли пром. производства в стране после распада Империи и через несколько десятилетий после промышленной революции, Великобритания была вынуждена найти новые способы поддерживать торговые отношения с миром. Вместо промышленности упор был сделан на финансовый сектор, хотя сегодня ситуация с ним накаляется. Ни с кем не объединившись, Лондон не сможет оставаться лидирующим финансовым центром мира. Таким образом, лучший выход для Англии – это вступить в успешное интеграционное объединение.

После того, как по инициативе Великобритании была создана ЕАСТ, экономическая ситуация в стране улучшилась. Однако в связи с тем фактом, что между Англией и странами ЕАСТ не наблюдалось зависимости от взаимной торговли, а также из-за все более тесного сотрудничества с ЕЭС страна покинула Ассоциацию и присоединилась к другому объединению. Интеграция в ЕС принесла Англии большое количество положительных результатов. Для страны открыт огромный рынок сбыта продукции, откуда также можно импортировать более дешевое сырье, товары и факторы производства. Мигранты из стран-членов Евросоюза выполняют низкоквалифицированную работу, когда граждане Великобритании занимаются бизнесом и инвестициями. Однако все-таки Англия в гораздо более меньшей степени зависит от рынка ЕС, чем остальные его члены, и больше полагается на рынок вне Евросоюза. К тому же, в бюджет ЕС отчисляется слишком много средств, которые могли быть потрачены на развитие национальной экономики страны. Помимо всего прочего, членство в Евросоюзе никак не отражается на инвестиционной привлекательности страны, куда другие государства стабильно вкладывают средства.

Перед Великобританией открываются несколько путей дальнейшего развития. Страна может остаться членом Европейского Союза, подстраиваясь под решения Брюсселя, поддерживая менее развитые экономики стран-участниц, но иметь доступ к большому рынку ЕС и выгодных торговых партнеров. В этом случае хорошие трансатлантические отношения и в то же время хороший диалог с Европой – идеальная комбинация для развития британской экономики.

Следующий вариант – выйти из ЕС, но не присоединяться ни к какому объединению. В таком случае суверенитете государства не будет подрываться решениями наднациональных органов и стране не придется отказываться от торговли со странами Северной Америки и Азии (т.к. ЕС устанавливает жесткие ограничения на торговлю вне блока). Однако без поддержки, которую дает международная интеграция, Лондон может потерять статус мирового финансового центра, а экономический рост в Великобритании в такой ситуации может сильно замедлиться.

Помимо членства в ЕС и обособленного существования, перед страной открыты перспективы присоединения к НАФТА и ЕАСТ, что сулит определенные выгоды и некоторые потери. Сотрудничество с данными блоками открывает новые рынки для Великобритании, позволяет обмениваться высококвалифицированной рабочей силой, импортировать дешевое сырье и факторы производства и продавать дорогую продукцию, которая будет обладать высокой конкурентоспособностью. Однако при объединении с НАФТА Лондон все также рискует потерять позицию финансового лидера мира. Присоединение к ЕАСТ с точки зрения торгового развития является более выгодным действием для Англии, чем вступление в НАФТА, тогда как инвестиционная сторона вопроса говорит об обратном.

Еще одним вариантом для Великобритании является развитие отношений между страной и Содружеством. Так как Англию с Содружеством связывают исторические события, а связь между ними существует дольше, чем связь между Великобританией и ЕС, объединение с Содружеством является вполне логичным шагом. Для страны открывается огромный рынок (53 страны), больше, чем рынок ЕС, к тому же британская продукция и услуги обладают на этом рынке высокой конкурентоспособностью по качеству товаров (по цене английская продукция значительно уступает в конкурентоспособности странам Содружества). Однако после окончательного объединения страны с Содружеством, в Англию хлынет огромный поток неквалифицированной рабочей силы, из-за чего пострадает коренное население.

Таким образом, если Великобритания остается в Евросоюзе, то она сохраняет большой рынок сбыта товаров, а если Англия покидает ЕС, самым оптимальным шагом будет вступление в ЕАСТ, т.к. страны приближены и по культурным, и по экономическим показателям друг к другу. Причем Великобритания получит доступ к дешевому импорту сырья, а ее продукция будет конкурентоспособной на рынке Ассоциации. Страна в любом случае останется инвестиционно привлекательной и сохранит исторически устоявшиеся торговые отношения с континентальной Европой, однако при участии в ЗСТ+ Великобритания не будет так ограничена запретами о сотрудничестве с государствами вне объединения и сможет параллельно развивать отношения с НАФТА и Содружеством.

1 European Commission Eurostat: [Electronic resource]. – Access mode: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/

2 UNITED KINGDOM BALANCE OF TRADE: [Electronic resource]. – Access mode: http://www.tradingeconomics.com/united-kingdom/balance-of-trade

3 UK Trade, August 2012: [Electronic resource]. – Access mode: http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171778_282302.pdf

4 Миграция в Великобританию за год выросла на 30%: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kommersantuk.com/?p=3138

5 Доклад ООН: США и Россия - лидеры по числу мигрантов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/09/130912_un_migration_statistics.shtml

6 European Commission Eurostat: [Electronic resource]. – Access mode: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/

7 К странам А8 относятся: Чешская республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения – прим. автора

8 European Commission Eurostat: [Electronic resource]. – Access mode: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/

9 The economic impact of EU membership on the UK: [Electronic resource]. – Access mode: https://www.parliament.uk%2Fbriefing-papers%2Fsn06730.pdf&ei=UjWAU6i9MIfa4QSmhIHABA&usg=AFQjCNGmdDYcdv30t1innqj5AarN1y8bvg&sig2=H1dbaTfuOlXP2ygztTXFqw&bvm=bv.67720277,d.bGE&cad=rjt

10 OVERSEAS TRADE STATISTICS - NON EU LATEST RELEASE: [Electronic resource]. – Access mode: https://www.uktradeinfo.com/statistics/noneuoverseastrade/Pages/NonEuOTS.aspx

11 Составлено автором по: How much does membership of the European Union cost Britain?: [Electronic resource]. – Access mode: http://www.ukipmeps.org/uploads/file/Cost_of_the_EU_25_5_11.pdf

12 United Kingdom profile: [Electronic resource]. – Access mode: http://www.bbc.com/news/world-europe-18023389

13 Кокшаров А. Банкиры за Европу: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/45/bankiryi-za-evropu/

14 Кокшаров А. Банкиры за Европу: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/45/bankiryi-za-evropu/

15 Poland: UK no longer a leading EU country: [Electronic resource]. – Access mode: http://euobserver.com/institutional/118849

16 Q&A: Schengen Agreement: [Electronic resource]. – Access mode: http://www.bbc.com/news/world-europe-13194723

17 Подавляющее большинство британских бизнесменов — за выход страны из ЕС в 2017 [Видеозапись]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=LpRzITTbp9A&list=PLncz7s011dQYAmzF5UuAH0C1gX5_vwr_M&index=10

18 Кокшаров А. Банкиры за Европу: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/45/bankiryi-za-evropu/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconЕкатеринбург, Ургэу (8 марта, 62)
Стабильность мировой экономики. Угроза дефолта в США – риски для экономики России

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconЕкатеринбург, Ургэу (8 марта, 62)
Стабильность мировой экономики. Угроза дефолта в США – риски для экономики России. Приоритеты экономической политики государства....

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconЖукова Проект "Военная литература"
Издание: Межирицкий П. Я. Читая маршала Жукова. — Philadelphia.: Libas Consulting, 2002

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconМировой Экономики Злобин А. В. Ургэу г. Екатеринбург
Оценка экономически эффектов вступления России во Всемирную Торговую Организацию для отдельных отраслей народного хозяйства

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconС. В. Кортунов россия в мировой политике после кризиса1
...

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconПрограмма вступительного испытания по направлению магистерской подготовки...
Составители: Осипов В. А., доктор экон наук, профессор кафедры мировой экономики и международных отношений, Жилина Л. Н., доцент...

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconАннотация к рабочей программе дисциплины «мировая экономика и международные...
Щего задачам сегодняшнего времени, привитие у них навыков работы в условиях современной мировой экономики. В ходе изучения дисциплины...

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconТема доклада: Оценка и прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
А. Суздальцев, к и н., доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ниу вшэ

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconОписание научно-исследовательской темы
Данное направление исследований актуально для мировой экономики, является специфичным для кафедры мировой экономики, может быть востребовано...

Студент кафедры Мировой экономики Ургэу жукова А. А iconОписание научно-исследовательской темы
Данное направление исследований актуально для мировой экономики, является специфичным для кафедры мировой экономики, может быть востребовано...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную