Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство»






Скачать 190.17 Kb.
НазваниеУрок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство»
Дата публикации24.01.2015
Размер190.17 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Урок по обществознанию в 11 классе.

Тема «Экономика и государство» (2 часа)

Основные цели и задачи:

  1. Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

  2. Охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы гос регулирования экономики;

  3. познакомить учащихся с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику;

  4. раскрыть цели и методы осуществления фискальной и монетарной политики;

  5. определить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования.

  6. организация решения практических задач и обсуждение практических выводов.

  7. развивать умения и навыки работы с тестами, с заданиями на соответствие, заданиями на составление плана, со свободным ответом, по написанию эссе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: . Наглядный материал: компьютерная презентация темы.

Технические средства обучения: компьютер и проектор.

План изучения нового материала

  1. Экономические функции государства

  2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать

  3. Денежно-кредитная (монетарная) политика.

  4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

  5. Нужна ли государству помощь государства.

На 1 уроке изучение 1-3 вопросов

На 2 уроке изучение 4-5 урока, отработка основных понятий темы (работа с терминами), выполнение упражнений на закрепление понятий, работа с текстом .
1 урок.

Ход урока.

  1. Обсуждение вопросов, поставленных в начале параграфа.

(Организация беседы)

Зачем государство вмешивается в рыночные отношения ?

Кто должен оплачивать работу библиотек , светофоров и маяков ?

Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса ?

2. Учитель обобщает и вводит новые понятия, организует работу с учебником:

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Работа с учебником: стр. 79

Какие экономические цели у государства в рыночной экономике?

Учащиеся перечисляют:

1.обеспечить экономический рост;

2.создать условия экономической свободы;

3. обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность

4.заботиться об обеспечении полной занятости;

5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

3. Учитель:

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей.

Назовите перспективные и текущие цели экон. политики государства. (Работа с учебником: стр.79 )

Учитель:

В экономической политике выделяют, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

Задание: Дополните перечень направлений экономической политики.

Ответы учащихся.

4. Задание учащимся Найти и выписать :Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе?

(Работа с учебником)

5. Работа с новыми понятиями:

Общественные блага— это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Вопрос: Какие еще общественные блага обеспечивает государство?
Внешние эффекты— связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара.

Задание: Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.
Учитель: С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества.

Вопрос: Какие новые экономические функции появились у государства?

Ответы учащихся:

(Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.)

Учитель: Почему важнейшей функцией государства в рыночной экономике является поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы?

Ответы учащихся:

(С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.)

Учитель обобщает:

- современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы;

- экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических целей, функций и задач.

Переход ко 2 вопросу плана

Обсуждение вопроса: Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства?

Учитель обобщает: Для реализации экономической политики государству необходимо выбрать и использовать определенные инструменты.

Вопрос: Какие В государственной направления являются главными в экономической политике государства?

( стабилизационное и структурное.)

Составьте схему главных направлений государства в экономической политике

Работа с учебником стр. 82

Схема
2 главных направления

государства в экономической политике


Стабилизационное Структурное

бюджетно-налоговая гос поддержка особо важных для

(фискальная ) и кредитно-денежная развития всего хозяйства страны отраслей

(монетарная ) политика. Производство общественных благ

приватизация, содействие конкуренции и

ограничение монополий и др.
Учитель: Какими методами осуществляется воздействие государства на рыночный механизм?

(прямого и косвенного регулирования.).

Составьте схему путей воздействия государства на рыночный механизм

Работа с учебником стр.83

Схема

2 пути воздействия государства

на рыночный механизм



Прямое регулирование Косвенное регулирование

(использование преимущественно ( использование

административных методов) экономических методов)

законодательная монетарная

деятельность и фискальная политика

Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия?

После обсуждения в схеме появляются дополнения

Примеры административных методов:

  • Выдача лицензий на деятельность;

  • Контроль над ценами и качеством продукции;

  • Гос финансирование секторов экономики, отраслей

  • Дотации

Примеры косвенных форм:

  • Регулирование объемов денег в обращении

  • Политика в области налогообложения

  • Таможенные пошлины и др.

Учитель: Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:



Учащиеся переносят схему в тетрадь.

Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, — монетаризм и кейнсианство.

Учащиеся знакомятся с сущностью 2 взглядов.

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Кейнс пришел к выводу о том, что капиталистическую экономику необходимо регулировать.

Он выявил те параметры экономической системы, которые должны стать объектом такого регулирования, и выдвинул способы этого регулирования, основанные на теории, которую изложил в работе "Общая теория занятости, процента и денег".

Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.
Учитель: Какую позицию выбрали бы вы?

Ответы учащихся.

Переход к 3 вопросу плана

Работа с учебником. Организация беседы стр 83

Вопросы: Что означает монетарная политика?

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике.

Какова цель монетарной политики?

Ее цель — поддержка стабильного развития экономики.

Как происходит этот процесс?

Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

Кто является проводником монетарной политики ?

центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

Какие рычаги воздействия имеет Центральный банк?

Учетная ставка процента и норма обязательных резервов

Работа с новыми понятиями.

Учетная ставка процента— норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам.

Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков, которые они должны держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов.

Задание:

Составьте логические цепочки:

  1. Что происходит, если Центральный банк повысит Учетную ставку процента?

2. Что происходит, если Центральный банк понизит Учетную ставку процента?

3. Что происходит, если Центральный банк повысит норму обязательных резервов?

4. Что происходит, если Центральный банк понизит норму обязательных резервов?


  1. повышение учетной ставки процента = кредит дорогой = сокращение числа заемщиков = уменьшение количества денег в обращении.


«+» - снижение инфляции

«-» - спад производства

Последствия:


  1. п
    «+» - подъем производства

    «-» - усиление инфляции

    онижение учетной ставки процента = кредит дешевый = увеличение числа заемщиков = увеличение количества денег в обращении




Последствия:


  1. увеличение нормы обязательных резервов = уменьшение количества денег у банков = кредит дорогой = сокращение числа заемщиков = уменьшение количества денег в обращении.


«+» - снижение инфляции

«-» - спад производства

Последствия:

  1. у
    «+» - подъем производства

    «-» - усиление инфляции

    меньшение нормы обязательных резервов = увеличение денег у банков = кредит дешевый = увеличение числа заемщиков = увеличение количества денег в обращении




Последствия:
Учитель обобщает:

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, или нормы обязательных резервов, стимулируя или ограничивая производство и потребление, что помогает экономике развиваться стабильно.

Домашнее задание: § 7 стр. задание № 1 после параграфа

2 урок.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и закрепление полученных знаний)

Ход урока.

  1. Оргмомент. Учитель приветствует учащихся, просит их сформулировать цели урока. Предлагает сопоставить с запланированными:

Цели урока:

Образовательная. -систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Государство и экономика»;

Развивающая: развитие умений и навыков работы с тестами, с заданиями на соответствие, со свободным ответом (с соответствии с заданиями ЕГЭ)

Воспитательная: способствование формированию ответственности, самостоятельности, инициативы

2.Проверка домашнего задания: Вопрос №1.  Россия имеет значительный государственный долг . Как найти эффективные пути его погашения ? Аргументируйте свои предложения .

(Ответы учащихся)

Учитель: Продолжить изучение темы «Государство и экономика » хотелось бы словами Дж. Фейлана, современного американского экономиста
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим , получая прибыль в виде налогов» Как вы понимаете эти слова?

(Ответы учащихся)
3. Учитель вводит новые понятия, организует работу с учебником (стр .85)

- Что такое фискальная политика? Какова ее цель?                              
(Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Цель- обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.)

- Что такое государственный бюджет? Кто его утверждает?

Государственный бюджет — это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

- Какие виды гос. расходов вы знаете?

(национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение.)

Как вы считаете, какие статьи государственного бюджета должны быть приоритетными?

(Ответы учащихся)

Главные источники доходов государства — налоговые доходы.

Какие виды налогов вы знаете? Приведите примеры.

(прямые- налог на имущество, налог на прибыль, подоходный налог;

Косвенные- таможенные пошлины, акцизные сборы, налог с продаж)

Учитель: Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Почему важно, чтобы все граждане платили налоги?

(Ответы учащихся)

- Объясните смысл следующего высказывания : «Налоги — это цена , которую мы платим за услуги государства» . Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

(Ответы учащихся)

4.Задание:

Составьте логические цепочки: Как влияет налоговая политика любого государства на экономику?

  1. Увеличение налогов = ? (Учащиеся выполняют задание, 1 у доски)

= снижение экономической активности фирм и граждан = уменьшение денежной массы в обращении

Последствия - «+» - снижение инфляции

«-» - спад производства

И наоборот:

  1. Снижение налогов = ? (Учащиеся выполняют задание, 1 у доски)

= повышение экономической активности фирм и граждан = увеличение денежной массы в обращении

Последствия - «+» оживление экономики, подъем производства

«-» - увеличение инфляции
5. Учитель организует работу с учебником: Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов. Что происходит в случае превышения расходов над доходами? (дефицит бюджета)

Как государство покрывает дефицит бюджета? Работа с учебником стр.86

  1. берет кредиты

  2. выпускает в обращение дополнительные деньги

  3. берет в долг у населения

  4. занимает деньги у международных финансовых организаций

Учитель обобщает: Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг. Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

6. Учитель организует беседу:

- Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему? (Учащиеся высказывают свое мнение)

7.Учитель обобщает: Государство должно:

- Охранять экономические свободы;

- Компенсировать слабости рынка;

- Поддерживать предпринимательскую активность граждан;

- Способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан. Роль государства в современной экономике очень важна. Без деятельности государства она не смогла плавно и поступательно развиваться. Но при всей важности этой роли, государство не должно умалять значения и других необходимых экономике институтов: рынков, фирм, потребителей.
8. Учитель: Теперь разобьемся на 3 группы в соответствии с рядами и выполним предложенные задания. (Приложение №1)

1 ряд работает над тестами часть А

2 ряд выполняет задания Б части2 .

3.ряд выполняет задания С части 3. (Задания части С соответствуют работе с текстом после параграфа, т.к. части А и В выполняют быстрее, стр89 )

Работа с раздаточным материалом. После выполнения заданий ряды обмениваются между собой.

9.Учитель контролирует работу учащихся. Задания Части С обсуждается и комментируются.

10. Подведение итогов работы.

Домашнее задание: Повторить § 7. Выполнить задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Стабилизационная политика государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Приложение №1. Задания.
Часть А.

А1. Дефицит государственного бюджета - это

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы

4) уменьшение числа налоговых поступлений.

А2. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги входят в стоимость товара и уплачиваются покупателями продукции.

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. К расходной части государственного бюджета относится (-ятся)

1) выплата заработной платы учителям, врачам.

2) собранные с населения и фирм налоги

3) кредиты, возвращенные странами – должниками,

4) прибыль государственных предприятий.

А4. Что является источником доходов государственного бюджета?

1) прямые и косвенные налоги.

2) пенсионный фонд.

3) содержание государственного аппарата.

4) правоохранительная деятельность.

А5Денежно - кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность

1) министерство экономики

2) министерство финансов

3) Центрального банка

4) правительства на основе решений, принимаемых его председателем

А6.Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета может погашаться иностранными займами и кредитами.

Б. Дефицит государственного бюджета может устраняться путем снижения таможенных пошлин.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть В.
В2.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «бюджетно- финансовая политика».

Косвенные налоги, бюджет, бюджетный дефицит, учетная ставка, субсидии.

Ответ:________________________________.

В3-1. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры налогов

Виды налогов

А) подоходный

1) прямые налоги

Б) с продаж

2) косвенные налоги

В) на добавленную стоимость




Г) на наследство




Д) на имущество




Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов ( без пробелов и каких- либо символов)

а

б

в

г

д
















В3-2 Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конкретное выражение статей бюджета

Виды статей госбюджета

А) акцизные сборы

1) статьи расходов

Б) обслуживание госдолга

2) статьи доходов

В) проценты по государственным облигациям




Г) личный подоходный налог




Д) выплата жалования госслужащим




Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов ( без пробелов и каких- либо символов)

а

б

в

г

д
















В4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, отражающие инструменты кредитно – денежной политики государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение налогов

2) изменение ставки обязательного резервирования

3) девальвация валютного курса

4) операции на открытом рынке

5)изменение учетной ставки

Ответ:___________________.

Часть С.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С 1 Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

С 2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С 3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции.
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

С 4.Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор ? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Ответы

Часть А.

А1-2, А2-4, А3-1, А4-1,А5-3, А6-1.

Часть В

В1- учетная ставка;

В3-1 -

а

б

в

г

д

1

2

2

1

1

В3-2-

а

б

в

г

д

2

1

1

2

1

В4- 2,4,5.
Часть С.

С1. 1) борьба с монополиями;

2) поддержка и развитие конкуренции;

3) поддержка стабильности рыночной системы.

С2. 1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления:

- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

- расширение производства общественных благ;

- создание правового поля в предпринимательской сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

С3. В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует снижение затрат производства;

4) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг.

С4 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;

2) приведены два аргумента, например:

в демократическом обществе

- налажен механизм контроля избирателей над государ­ственным аппаратом;

- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

- избиратели могут потребовать от своего депутата отчёт о его голосовании по экономическим вопросам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок по обществознанию в 10 классе Тема: «Строение общества»
Обществознание. Учебное пособие. Ю. Ю. Петрунин. Москва. Университет «Книжный дом» 2007

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconТема урока: Роль экономики в жизни общества
Открытый урок по обществознанию в 10 классе, посвящённый Дню государственности Республики Саха (Я)

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок по обществознанию в 8 классе. Учитель Пашкина Г. А. Тема : Безработица,...
Цель урока: рассмотреть понятие безработицы, как одного из элементов рыночной экономики, её причины и последствия; меры государства...

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок по экономике в 11 классе Тема: «Налоги и налогообложение»
«Экономика и право. 9-11 кл.» или презентацией, созданной учителем на основе этого пособия

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология»
Познавательная закрепление представления о полной взаимосвязи человека и природы, знакомство с двумя сторонами экономики

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconКонкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок истории в 5 классе. Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Учёт знаний. Фронтальный опрос по религии Древней Греции с демонстрацией рисунков уч-ся

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: Для чего нужна экономика
«товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия...

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» iconУрока: Урок обобщение по обществознанию по теме «Экономическая сфера...
Тема урока: Урок – обобщение по обществознанию по теме Экономическая сфера общества, 8-й класс






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную