Рабочая программа факультатива «основы экономики»






Скачать 125.4 Kb.
НазваниеРабочая программа факультатива «основы экономики»
Дата публикации24.03.2015
Размер125.4 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_________________/ Н. А. Гарина

«____» _______________ 2011 г.

Рабочая программа факультатива

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
10 класс
Учитель II квалификационной

категории КОСАРЕВА Н. А.

Рассмотрено на заседании методического

объединения учителей 5 – 10 классов

Протокол № ______ от ______________

Председатель:

д. Большие Круты Нижегородской области
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономика как хозяйство

2. Человек и экономическая система

3. Человек как работник

4. Человек как потребитель

5. Человек как член общества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультатива «Основы экономики» составлена на основе: Стариченко Т. Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида – М.: Изд-во НЦ ЭНАС 2003 – (Коррекционная школа).

Содержание факультатива приближено к реальной жизни. Требования и понятия программы не выходят за рамки обыденной экономической действительности. Содержание обучения экономике учащихся выпускного класса специальной школы содержит те понятия и фрагменты экономической теории, те экономические явления и проблемы рыночного бытия, которые тесно смыкаются с повседневной жизнью каждого человека, каждой семьи, и по этой причине психологически близки подросткам. Большое внимание уделено принципу доступности учебной информации для старшеклассников со сниженным интеллектом. Программа сориентирована на развитие экономически значимых качеств личности обучаемых (хозяйственности, ответственности, практичности, экономности, бережливости, деловитости), их способности к самостоятельному решению хозяйственных проблем потребительского уровня, на формирование адекватных представлений о жизни людей в рыночной экономической системе.

Цели:

- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях; умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать и рассуждать «по-хозяйски»;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической деятельности;

- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения;

- знание основ потребительской культуры.

Курс рассчитан на 68 ч. (2 ч. в неделю)
Раздел 1. Экономика как хозяйство (6 ч)
Цель раздела: дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служения экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.
Раздел 2. Человек и экономическая система (10 ч.)
Цель раздела: познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем (материал сложен для усвоения умственно отсталыми детьми); дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

Основные понятия. Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.


Раздел 3. Человек как работник (20 ч.)
Цель раздела: раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

Основные понятия. Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд, трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный, неработающий, безработица, служба занятости, вакансии, пособие по безработице.
Раздел 4. Человек как потребитель (28 ч.)
Цель раздела: рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг.

Основные понятия. Бартер; государственная и частная, оптовая и розничная торговля; реклама; товарный знак; сертификат качества товара; экспорт; импорт.

Наличные и безналичные деньги, денежный оборот, валютный курс, твердая валюта, элементы защиты банкнот.

Цена, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие.

Доходы и расходы семейного бюджета, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета, планирование и учет семейного бюджета.

Материальные, духовные и социальные потребности, вредные потребности, нормальное потребительское поведение, выбор.

Товары надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийный срок, срок годности, закон «О защите прав потребителей», претензия, неустойка, организации по защите прав потребителей.

Банк, вклад до востребования, срочный вклад, кредитный (ссудный) и депозитный процент, «простой» и «сложный» процент по вкладам, кредитный договор, риск вкладчика, риск заемщика.

Обязательное и добровольное страхование, договор страхования (страховой полис, страховое свидетельство), страховой взнос, страховая сумма, страховой случай, страховая компания.

Нотариус (государственный и частный), дарственная, договор мены (обмена), договоры купли-продажи, о разделе имущества, о наследовании приватизированного жилья; пошлина за нотариальные услуги, наследники первой и второй очереди, платные медицинские услуги.
Раздел 5. Человек как член общества (4 ч.)
Цель раздела: рассмотреть экономическую связь человека с обществом, связь домашней экономики с экономикой государства (налоги, социальная государственная поддержка нуждающихся); продемонстрировать экономическую роль человека как налогоплательщика.

Основные понятия: Прямые и косвенные налоги, госпошлина, пропорциональное, прогрессивное, льготное налогообложение, декларация о доходах, налоговая инспекция.

Социальная политика правительства, органы социальной защиты, адресная социальная помощь нуждающимся, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум.

Тематическое планирование

Основы экономики

п/п

Тема

Часы

Примечание

I четверть (18 ч.)

Тема «Экономика как хозяйство» (6 ч.)

1 - 2

Понятие об экономике

2




3 - 4

Натуральное хозяйство. Бартер

2




5 - 6

Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

2




Тема «Человек и экономическая система» (10 ч.)

7 - 8

Типы экономических систем. Человек в экономической системе

2




9 - 10

Достоинства и недостатки плановой, командной и рыночной экономики

2




11 - 12

основные черты рыночной экономики. Предпринимательство

2




13 - 14

Виды рынков

2




15 - 16

Собственность. Приватизация

2




тема «Человек как работник» (20 ч.)

17 - 18

Производство. Виды современных фирм

2




II четверть (14 ч.)

19 - 22

Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг

4




23 - 25

Повременная, сдельная, номинальная и реальная зарплата

3




26 - 28

Бедность и богатство

3




29 - 30

Инфляция

2




31 - 32

Условия труда

2




III четверть (20 ч.)

33 - 34

Охрана труда. Профсоюзы. Льготы

2




35 - 36

Безработица. Биржа труда

2




Тема «Человек как потребитель» (28 ч.)

37 - 38

Торговля

2




39 - 40

реклама

2




41 - 44

Деньги

4




45 - 48

Цены

4




49 - 50

Семейная экономика

2




51 - 52

Потребность. Потребитель. Потребление

2




IV четверть (16 ч.)

53 - 54

Права потребителя

2




55 - 56

Защита прав потребителя

2




57 - 58

Финансовые услуги

2




59 - 60

Банк

2




61 - 62

Страховые услуги. Страхование

2




63

Нотариальные услуги

1




64

Платные медицинские услуги

1




Тема «Человек как член общества» (4 ч.)

65 - 66

Налоги

2




67 - 68

Социальная защита населения

2




Общее количество часов:

68




Требования к знаниям и умениям учащихся

Воспитанники должны:

Понимать термины: «натуральное хозяйство (экономика)», «товарное хозяйство (экономика)», «цена выбора», «бартер», «приватизация», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «безработица», «валюта», «семейный бюджет», «страхование», «налог», «адресная социальная помощь».

Называть экономические блага и экономические услуги, роли человека в экономической системе (работника, покупателя, потребителя, налогоплательщика), роли фирм в экономике (производители продукции, продавцы произведенных товаров и услуг, покупатели рабочей силы у домашних хозяйств), виды современных фирм, виды рынков, виды цен, виды помощи безработным, организации, защищающие права потребителей, виды финансовых услуг банка, виды налогов.

Сравнивать общественную и частную формы собственности, рыночную экономику с плановой, сдельную и повременную, номинальную и реальную заработную плату, номинальную и рыночную стоимость ценных бумаг, структуру потребления разных домашних хозяйств, обязательное и добровольное страхование, прямые и косвенные налоги.

Характеризовать недостатки натурального хозяйства, преимущественной экономики, «плюсы» и «минусы» натурального обмена (бартера), достоинства и недостатки рыночной экономики, основные черты экономики (право на частную собственность, свободу выбора, личную выгоду и др.), поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу, назначение ценных бумаг и права их держателей, главные правила культурного потребления (извлечение из покупки наибольшей полезности, учет денежных возможностей, умеренность потребления, т. е. использование любого блага в количестве не больше, чем требуется), условия обмена с недостатками, права потребления в сфере услуг, адресную направленность социальной помощи.

Ориентироваться в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви.

Приводить примеры взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства; неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи, примеры теневых рынков своего города, района; взаимодополняющих товаров и товаров-заменителей, товаров ненадлежащего качества.

Оформлять документы (по образцу бланку) трудового контракта, страхового договора, бланки, необходимые для постановки на учет в службе занятости, тетрадь учета семейного бюджета, домашнюю хозяйственную книгу, претензию администрации торгового предприятия о приобретении товара с недостатком, ордер на денежный вклад.

Решать типовые задачи экономического содержания (на выбор):

- определение суммы дивидендов по акциям и процентов по облигациям;

- вычисление прибыли в индивидуальном подручном бизнесе (мойка машины, расклеивание объявлений и т.д.);

- расчет размера заработной платы при повременной и сдельной работе;

- определение размера пособия по безработице с учетом изменения поквартальной процентной ставки выплат;

- знать соотношение валютных курсов, уметь рассчитывать стоимость иностранных товаров в национальной валюте;

- подсчитывание стоимости содержания домашних животных;

- расчет доходов по банковскому вкладу;

- определение величины подоходного налога по конкретной налоговой ставке;

- определение размера социального пособия малоимущим путем вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося.

Литература
1. Стариченко Т. Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Изд-во ЭНАС, 2003.

2. Экономика: Рабочая тетрадь 5 – 9 классы. – Н. Новгород: НГЦ, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconПрограмма дисциплины «Основы аудита финансовой отчетности» для специальности...
Курс «Основы аудита» предлагается в качестве факультатива для студентов факультета экономики (3 курс, 2 модуль)

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа дисциплины «Основы экономики» для всех специальностей
«Основы экономики». Рабочая программа этого курса предполагает освоение студентами обязательного минимума содержания экономической...

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов (автор Корнеева О. С.)
Моу сош №13 г. Белгорода, реализующем фгос ноо, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится...

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов (автор Корнеева О. С.)
Моу сош №13 г. Белгорода, реализующем фгос ноо, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится...

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности...
Учебная дисциплина «Основы экономики» является общепрофессиональной, соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономической науки...

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа дисциплины «основы экономики» по специальности 0201 (030503)
Учебная дисциплина «Основы экономики» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин...

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа учебного курса «Экономика»
В. В. Овчинникова «Человек и его дело», В. С. Автономова «Введение в экономику», Л. Л. Любимова, И. В. Липсица «Основы экономики»....

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа «Экономика и основы предпринимательства» 11 класс...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Основы предпринимательства» для 11 класса

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...

Рабочая программа факультатива «основы экономики» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную