Примерная программа дисциплины «Микроэкономика»






Скачать 438.79 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Микроэкономика»
страница1/2
Дата публикации23.01.2015
Размер438.79 Kb.
ТипПримерная программа
e.120-bal.ru > Экономика > Примерная программа
  1   2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,

УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ



Зам. Председателя Совета УМО
_____________Л.И. Гончаренко

«____»_______________2013г.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Микроэкономика»

Рекомендуется для направления «Экономика»


Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Москва, 2013
1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Микроэкономика» — формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Задача дисциплины

Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок). Ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Подготовка бакалавров экономики предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам.

Дисциплина «Микроэкономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100 Экономика (квалификация – "бакалавр").

Дисциплина «Микроэкономика» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина «Микроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра экономики.

Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Макроэкономика», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы», «Эконометрика», «Бухгалтерский учет», и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Микроэкономика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Предмет экономической теории.

  • Фундаментальные проблемы экономики.

  • Основные закономерности функционирования современной экономики на микроуровне.

  • Институты рыночной экономики

  • Понятия рыночного равновесия и неравновесия.

  • Основные условия функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции.

  • Особенности функционирования рынка факторов производства.

  • Базовые основы построения и анализа системы показателей (издержек и прибыли), характеризующих поведение фирмы.

  • Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

  • Связь предпринимательства и риска, неопределенности и предпринимательства, управления рисками и предпринимательской бдительности.

Уметь:

  • Обосновывать главный принцип микроэкономики – максимизация прибыли.

  • Обобщить и проанализировать результаты деятельности фирмы в области сравнения бухгалтерских и экономических издержек, бухгалтерской и экономической прибыли.

  • Выделять основной критерий рынка совершенной конкуренции.

  • Оценивать положительные и отрицательные последствия несовершенной конкуренции применительно к разным типам рынков.

  • Выделять факторы, снижающие трансакционные затраты.

  • Оценивать эффективность антимонопольной политики в РФ.

Владеть:

  • Основными понятиями, категориями и инструментами микроэкономики.

  • Навыками сравнительного анализа факторов, влияющих на увеличение экономического результата деятельности фирмы, в виде экономической прибыли.

  • Навыками определения минимального критического объема производства

  • Владеть информацией:

  • о различных подходах к пониманию сущности предпринимателя;

  • о различных видах фирм в зависимости от масштаба деятельности и организационно-правовой формы;

  • о целях предпринимателя в зависимости от временного горизонта

  • Навыками распределения земельной ренты между субъектами аграрного сектора.

  • Базовыми подходами к регулированию деятельности российских монополистов.

  • Критериями оценки информации как ресурса, ее особенностей (платность, ограниченность и пр.).

  • Методами расчета валовых, средних и предельных издержек фирмы, а также их сопоставления с целью перехода к анализу и расчету точки равновесия фирмы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах в различных рыночных ситуациях.

  • Основами методики расчета и анализа показателей эластичности спроса и предложения.

  • Методом дисконтирования для принятия решения.

  • Базовыми приемами приложения правила MR=MC к разным сферам деятельности фирмы.

  • Критериями оценки риска и поведенческой неопределенности, уметь применять их для решения кейсов по выбору оптимальных управленческих решений.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего)

126 /

3,5

64

62

В том числе:

-

-

-

Лекции

62

32

30

Практические занятия

-

-

-

Семинары (С)

64

32

32

Лабораторные работы

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

126 /

3,5

63

63

В том числе:

-

-

-

Курсовой проект (работа)

8

-

8

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

Другие виды самостоятельной работы:

работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию, выполнение тренировочных тестов по электронному обучающему комплексу, подготовка домашнего задания, выполнение контрольной работы (домашней), выполнение задания по кейсу, подготовка к деловой игре, написание эссе, подготовка к коллоквиуму, подготовка и написание курсовой работы.

118

63

55

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

36

(экзамен)

Общая трудоёмкость часы

Зачетные единицы

288

8

127

3,5

161

4,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Экономическая наука зарождение и развитие. История экономических учений. Формирование экономической теории как науки. Основные школы экономической мысли. Понятие о направлениях эволюции новейшей экономической мысли (неоинституционализм, эволюционная экономика, эконофизика).

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России. Современное состояние российской экономической науки.

Общая экономическая теория. Наука как способ познания мира. Экономическая теория в системе наук. Наука как теоретическое осмысление практики. Общенаучные принципы строгости суждений, проверяемости результатов и повторяемости опытов (наблюдений). Принцип минимальной причины («Бритва Оккама»). Экономическая теория как общественная наука. Особенности экономической теории. Место экономической теории в системе наук. Классификация экономических наук.

Методы экономической теории, экономические законы и категории. Последовательность научного познания: наблюдение — обобщение — выводы. Экономические наблюдения (эмпирический и статистический методы). Причинно-следственный метод. Метод научной абстракции. Моделирование экономических процессов. Метод сравнительной статики. Экономико-математические методы. Функциональный метод. Эконометрика. Принципы методологического индивидуализма и холизма. Экономические законы (А) как общие закономерности, установленные наукой, (Б) как закономерности объективного мира. Применение теоретических методов экономистом-практиком. Особенности сбора и обработки экономической информации.

Предмет экономической теории. Три фундаментальных проблемы экономики. Определения предмета экономической теории. Экономические блага и их классификации. Экономические интересы, цели и средства. Проблема выбора оптимального решения. Три фундаментальных проблемы экономики: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Экономические ограничения. Законы компенсации: граница (кривая) производственных возможностей («Что производить?»), изокванта, или кривая равного продукта («Как производить?»), кривая Лоренца («Для кого производить?»). Компромисс общества между эффективностью и равенством. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Компромисс индивида между потреблением (доходом) и досугом. Парето-оптимум. Проявления фундаментальных проблем экономики в деятельности предприятия, функции экономиста-практика.

Раздел 2. Институциональные основы функционирования рыночной экономики

Типы цивилизаций. Общие черты развитых экономик. Цивилизационный подход. Традиционные цивилизации. Социалистическая (плановая) цивилизация. Рыночная цивилизация: чистый капитализм; смешанная экономика как разновидность капиталистической; переходные экономики традиционного и нового типа. Черты переходной и смешанной экономики в современной России. Понятие о марксистском (формационном) подходе.

Специфические черты рыночной экономики. Основные институты рыночной экономики. Институты и организации. Отношения собственности. Типы собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав. Согласование обязанностей. Пучок прав собственности. Спецификация прав собственности. Особое значение частной собственности на средства производства. Приватизация собственности. Ход приватизации в России. Механизмы функционирования экономики. Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора. Суверенитет потребителя. Приоритет личного интереса. Конкуренция. Рынок и цены. Государство в рыночной экономике. Рыночная направленность деятельности государства. Частные и общественные блага. Провалы (фиаско) рынка, их основные типы. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, его причины, основные направления и границы. Провалы (фиаско) государства.

Субъекты экономики, факторы производства, кругооборот продукта и капитала. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Субъекты экономики. Три классических фактора производства: труд, земля (природные ресурсы), капитал. Фактор «предпринимательская способность». Фактор «технический прогресс» и «информация». Основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Потоки и запасы. Кругообороты благ и доходов. Схема кругооборота. Воспроизводство и четыре основных его сферы. Основные типы рынков. Степень развития основных типов рынков в России.

Раздел 3. Деньги

Функции денег. Современное определение денег через их функции. Марксистское определение денег как всеобщего эквивалента.

Функции денег: средство обращения; мера стоимости; средство сбережения. Функции денег, дополнительно выделяемые марксистской теорией: средство платежа (кредитных операций); мировые деньги.

Краткая история денег. Марксистская теория исторической смены форм стоимости. Металлические денежные системы. Золотой стандарт и его крах. Роль золота в современной экономике. Неметаллические денежные системы. Бумажные и кредитные деньги прошлого. Понятие о современной системе плавающих курсов. Вытеснение наличных денег из оборота. Электронные деньги и их кредитная природа. Причины повышенной роли налично-денежного оборота в России. Денежная система Российской Федерации.

Раздел 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Микроэкономика. Закон спроса, факторы спроса, кривая спроса и ее смещение. Понятие трансакции. Контракт и его основные виды. Потребности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Величина спроса. Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса. Закон спроса. Причины повышения спроса с падением цен Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса. График смещения кривой спроса. Эмпирические данные динамики спроса.

Закон предложения, факторы предложения, кривая предложения и ее смещение. Определение предложения. Величина предложения. Закон предложения. Причины повышения предложения с ростом цен. Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей, автономные изменения численности продавцов.

Рыночное равновесие. Равновесие. Рынок. Рыночное равновесие и его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки потребителя и производителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Паутинообразный ход приближения к точке равновесия. Неравновесные состояния рынка. Неравновесие и недостаток информации. Динамика равновесной цены во времени. Изменение точки равновесия при смещениях кривых спроса и предложения.

Эластичность как инструмент экономического анализа. Определение эластичности. Формулы эластичности. Графики эластичности. Показатели эластичности. Проблема базы. Формула центральной точки.

Эластичность спроса и предложения. Эластичный и неэластичный спрос, их значение для продавцов и покупателей. Связь эластичности спроса и объема валовой выручки. Факторы эластичности спроса. Перекрестная эластичность. Эластичное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей. Фактор времени как основной фактор эластичности предложения. Рыночные периоды: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный. Эластичность предложения в разных рыночных периодах (графики).

Рыночное равновесие и государство. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия. Очереди, дефициты, черный рынок, их проявления в СССР и России. Поведение фирмы в условиях фиксации цен. Налоги и субсидии как фактор, влияющий на рыночное равновесие. Эластичность и влияние государственных финансов на рыночное равновесие.

Определение спроса на продукцию фирмы и принципы воздействия на него. Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Этапы оценки объема спроса. Определение релевантных переменных спроса. Сбор данных (пассивные и активные методы). Обработка данных (простая и множественная регрессия). Оценка полученных данных. Понятие репрезентативности. Контролируемые, неконтролируемые и частично контролируемые переменные спроса.

Раздел 5. Потребительское поведение

Теория предельной полезности. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия). Полезность благ и теория потребительского поведения. Полезность: психологические и экономические корни этого понятия. Кардинализм. Общая полезность и ее динамика. Предельная полезность благ и потребительское равновесие. Закон убывающей предельной полезности, график. Концепция рационального потребителя, максимизация общей полезности.

Потребительские предпочтения. Ординализм: категории потребительских предпочтений. Аксиомы ординализма. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия (бюджетное ограничение). Смещения бюджетной линии и его факторы. Ящик Эджуорта и элементы теории переговоров.

Равновесие потребителя. Статическое равновесие потребителя, свойства точки равновесия. Динамическое равновесие. Кривая «доход—потребление» и кривые Энгеля для разных групп товаров. Структура потребительских расходов в современной России. Кривая «цена—потребление». Эффект замещения и эффект дохода (по Хиксу и по Слуцкому). Элементы анализа характеристик (подход Ланкастера) и другие современные теории потребительского поведения.

Раздел 6. Издержки производства

Понятие экономических издержек. Внешние и внутренние издержки. Валовые выручка и издержки. Определение издержек. Трансакционные и трансформационные издержки. Внешние издержки. Внутренние, альтернативные издержки. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Безвозвратные издержки. Определение прибыли. Нормальная прибыль как специальный случай внутренних издержек. Прибыль бухгалтерская и экономическая.

Закон убывающей отдачи. Средняя и предельная производительность. Закон убывающей отдачи, причины его существования. Определение производительности фактора производства. Средняя и предельная производительность, их динамика с ростом объема использования факторов производства. Графики.

Краткосрочный период: валовые, постоянные и переменные издержки. Износ и амортизация. Различие размеров издержек в краткосрочный и долгосрочный период. Понятие валовых издержек. Постоянные и переменные ресурсы. Постоянные издержки (TFC), их график. Компоненты постоянных издержек. Понятие амортизации и износа. Классификация видов износа. Норма амортизации, величина амортизационных отчислений. Линейная и нелинейная методика амортизации. Амортизационная политика фирмы. Проблема обновления основного капитала в России. Переменные издержки (TVC), их график. Компоненты переменных издержек. Три периода в динамике переменных издержек. Общие издержки (TC = TFC + TVC). Графическая интерпретация и метод вертикального суммирования.

Краткосрочный период: общие, средние и предельные величины выручки и издержек. Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки, их график. Средние переменные издержки, их график. Средние общие издержки, их график. Минимумы кривых средних переменных и средних общих издержек. Понятие предельных издержек, их график. Роль предельных издержек в управлении предприятием. Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками. Проблема издержек и российские предприятия. Способы снижения издержек в России.

Издержки производства в долгосрочный период. Экономия на масштабах производства. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график. Определение кривой долгосрочных издержек. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Три периода в динамике долгосрочных издержек: экономия на масштабах производства; постоянная отдача; дезэкономия на масштабах производства.

Оптимальный размер предприятия и структура отраслей. Минимальный эффективный (оптимальный) размер предприятия. Кривая долгосрочных издержек и структура отраслевых рынков.

Теория издержек и практика управления фирмой. Основные проблемы практического управления издержками.

Раздел 7. Совершенная конкуренция

Особенности рынка совершенной конкуренции. Понятие конкуренции. Условия совершенной конкуренции. Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы как критерий эластичности, график спроса. Средний, предельный и общий доход фирмы. Идеальный характер условий совершенной конкуренции. Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция.

Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли как цель деятельности фирмы. Варианты поведения фирмы в долгосрочном периоде. Три принципиальных варианта поведения фирмы в краткосрочном периоде. Графики валовых издержек и валовых доходов, средних издержек и средних доходов. Критические точки. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой.

Правило равенства предельных издержек и предельных доходов (MC = MR). Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства, его реальное использование в бухгалтерской практике. Ограничения применения правила MC = MR. Правило Р = МС для совершенной конкуренции.

Кривая предложения и рыночное равновесие в конкурентной отрасли. Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы. Суммарное предложение нескольких фирм. Графики спроса и предложения для отрасли с совершенной конкуренцией. Точка равновесия, причины ее устойчивости.

Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочный период. Совершенная конкуренция и эффективность экономики. Уровень прибыльности как регулятор объема используемых в отрасли ресурсов. Безубыточность фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. Связь безубыточности с отсутствием барьеров в отрасли Значение принципа нулевой прибыли для практической деятельности предприятия. Концепция чистого предпринимателя. Установление долгосрочного объема предложения фирмы на уровне, обеспечивающем минимальные издержки. Виды долгосрочных кривых предложения для отрасли. Позитивные стороны совершенной конкуренции. Ограниченность позитивного влияния совершенной конкуренции на эффективность.

Модель чистой конкуренции. Неравенство условий хозяйствования фирм и модификация теории совершенной конкуренции. Сравнительные черты моделей совершенной и чистой конкуренции. Инфрамаржинальные, маржинальные и экстрамаржинальные фирмы. Экстрамаржинальные издержки как механизм отбора. Роль бухгалтерских и экономических (альтернативных) издержек в процессе отбора (позитивный и негативный отбор). Получение прибыли при чистой конкуренции в долгосрочном периоде.

Многопродуктовая фирма. Совместный и альтернативный выпуск продукции. Оптимизация совместного выпуска товаров. Совместный выпуск и утилизация отходов. Оптимизация совместного производства при избытке одного из продуктов. Альтернативный выпуск: специфические и общие ресурсы. Спрос на общие ресурсы. Оптимизация альтернативного выпуска товаров.

Раздел 8. Несовершенная конкуренция

Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции. Предпосылки несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции. Наличие предела роста валового дохода, ускоренное сокращение предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции.

Универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов. Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов на разных типах рынков. Принципы применения правила MR = MC. Приложения правила MR = MC (Теория размещения. Выбор оптимального уровня рекламной активности. Мультибизнесные, многозаводские и мультирыночные фирмы. «Проблема супермаркета»).

Инкрементальный анализ. Трудности и границы практического применения маржинального анализа. Инкрементальные издержки и доходы, их сущность и структура. Модификация правила максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа. Сферы применения инкрементального анализа.

Раздел 9. Монопольная конкуренция

Структура рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Условия монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Сегментация рынка и получение квазимонополистической позиции мелким производителем. Возможность повышения цен. Факторы дифференциации продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Острая ценовая конкуренция в России как следствие слабой дифференциации продукта. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Краткосрочный период. Выбор оптимального объема производства в условиях монополистической конкуренции, график. Долгосрочный период. Временный характер экономических прибылей в условиях монополистической конкуренции. Их исчезновение в результате копирования удачного дифференцированного продукта конкурентами. Последствия монополистической конкуренции. Теорема «избыточной мощности». График долгосрочного равновесия для фирмы и отрасли. Динамический аспект проблемы при повторных дифференциациях продукта. Цикл жизни продукта.

Общеэкономическое значение дифференциации продукта и рекламы. Продукт как экономическая переменная. Кривая качества. Качество как многомерная переменная. Оптимизации качества товара и степени дифференциации ассортимента. Реклама как способ выявления действительной и создания кажущейся дифференциации продукта. Основные функции рекламы. Механизм действия и основные принципы рекламы. Позитивные и негативные стороны рекламы. Нарушения прав потребителя в современной российской рекламе. Предпринимательская бдительность в трактовке нео-австрийской школы.

Раздел 10. Олигополия

Структура олигополистического рынка и ее описание в дуополистической модели. Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Условия олигополии. Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Теория игр и упрощенные (дуополистические) модели олигополии. Модель Курно. Равновесие Курно.

Разновидности олигополии. Три основных разновидности олигополии: нескоординированная олигополия; картели; картелеподобная структура рынка. Картель как наиболее распространенная форма реальной монополизации рынка. Лидерство в ценах барометрическое, на основе низких издержек, доминирующей фирмы; схема «издержки плюс»; фокальные точки.

Проблема эффективности олигополистического рынка. Роль крупных предприятий в экономике Росси. Неизбежность олигополизации в условиях крупного производства. Олигополизация и производительность (мировой и российский исторический опыт). Связь последствий олигополизации с разновидностью олигополии. Экономия на масштабах производства на уровне фирмы, особая роль безусловно-постоянных (квазипостоянных) издержек. Теория инвестиций А. Чендлера. Инвестиции в три основные сферы: производство, сбытовую сеть, дееспособный менеджмент. Крупные предприятия как ядро экономики России. Сильные и слабые стороны крупных российских предприятий.

Ценообразование в теории и в практическом бизнесе. Сложности применения маржинальной теории ценообразования на практике. Господствующие практические способы ценообразования и их теоретические основы. Основные цели и стратегии практического ценообразования. Ценообразование в условиях дефицита информации о функции спроса.

Раздел 11. Монополия

Поведение фирмы-монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде. Основные черты монополии. Рыночное равновесие в условиях монополии. Прямые последствия монополизации: резкое занижение производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли, Х-неэффективность. Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия). Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Сегментация рынка. Ценовая дискриминация в России. Долгосрочная кривая издержек на монополизированном рынке.

Принципы антимонопольной политики. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Два целевых уровня цен. Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Степень концентрации и ее измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана). Степень концентрации российской промышленности. Переплетение с конкурентами. Два подхода к регулированию. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.

Проблема монополизации российского рынка. Понятие о едином народнохозяйственном комплексе социалистической экономики. Единственные производители продукции в условиях плановой экономики: невозможность завышения цен, занижения объема производства, отсутствие сверхприбылей, значительная Х-неэффективность. Взрыв монопольных тенденций с началом реформ (завышение цен, снижение объема производства, появление сверхприбылей, сохранение Х-неэффективности). Трудности политики демонополизации и стратегия «последовательных шагов» в ее осуществлении. Особенности антимонопольной политики в России.

Раздел 12. Рынок труда и заработная плата

Общие проблемы спроса на экономические ресурсы. Субъекты рынков ресурсов. Спрос на ресурсы в социалистической и рыночной экономике. Вторичность спроса на ресурсы по отношению к спросу на готовую продукцию. Производственная функция. Факторы производства. Рынки факторов производства. Предельный продукт и предельный продукт в денежной форме. Графики предельного продукта в денежной форме для условий совершенной и несовершенной конкуренции. Правило равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек на ресурс (MRP = MRC) как способ максимизации прибыли (минимизации убытков). Оптимальные пропорции использования разных ресурсов.

Фактор «труд» и его цена. Формы заработной платы. Заработная плата как цена фактора «труд». Особая роль рынка труда. Структура занятости в мире и России. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата как источник доходов занятых и как инструмент мотивации. Заработная плата и уровень квалификации. Уровень заработной платы в России. Дифференциация уровня заработной платы. Неконкурирующие группы. Повременная и сдельная заработная плата. Сложные системы заработной платы. Системы заработной платы в России. Теоретические основы управления кадрами (HR).

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции и монопсонии. Кривая предельного продукта в денежной форме как график спроса фирмы на труд. Соотношение спроса и предложения фактора «труд» в условиях совершенной конкуренции (для фирмы и для отрасли). Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции. Монопсония. Ускоренный рост предельных издержек на ресурс. Рыночное равновесие в условиях монопсонии (заниженность заработной платы и численности занятых, ломанная кривая спроса на труд), график. Монопсония в России: проблемы занятости в районах северных территорий, на градообразующих предприятиях и естественных монополиях.

Рынок труда в условиях монополии профсоюзов и при взаимной монополии. Цели профсоюзов на рынке труда. Последствия монополии профсоюзов на рынке труда Взаимная монополия. График рыночного равновесия в условиях взаимной монополии. Последствия взаимной монополии.

Человеческий капитал фирмы. Сущность и факторы роста человеческого капитала. Человеческий капитал предприятия как совокупность потенциала занятых и рутин. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг. Рутины, их основные типы и черты. Рутины как информационный тезаурус фирмы. Рутины и управление фирмой.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 04. Экономика организации...
Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 270802. 08 Мастер...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПримерная программа учебной дисциплины экономика 2011 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана для профильного обучения в системе основного полного общего образования (10-11...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПримерная программа учебной дисциплины История 2011 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПримерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПримерная программа дисциплины «Менеджмент»
Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология,...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПримерная программа учебной дисциплины экономика организации Москва, 2011
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Микроэкономика»
Дисциплина «Микроэкономика» относится к блоку гуманитарных профессиональных дисциплин, и поэтому ответственна за формирование мировоззрения...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconЮданова А. Ю., Е. В. Богомолова
Микроэкономика): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 01. 03. 02 «Прикладная математика...

Примерная программа дисциплины «Микроэкономика» iconПрограмма дисциплины «микроэкономика для юристов» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Учебная программа по дисциплине «Микроэкономика» разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную