Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития»






Скачать 275.8 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития»
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер275.8 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

профессор Е.Г. Елина 


«___» ________2012 г.

Рабочая программа дисциплины
«Методология анализа и прогнозирования экономического развития»
Направление подготовки
080100 Экономика
Магистерская программа «Экономика инновационного развития»

Научный руководитель – д.э.н. Г.А.Черемисинов


Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

Очная

Саратов

2012

1. Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» является формирование у студентов целостного представления о существующих методологических подходах к анализу и прогнозированию экономических процессов, методах и инструментах проведения оценки хозяйственной деятельности организации; осмысление и понимание анализа экономических процессов и прогнозирования их развития как важнейшей функции регулирования экономических систем; развитие у обучающихся навыков применения основных методов и инструментов анализа в процессе проведения экономических исследований, разработки и принятия управленческих решений; получение обучающимися практических навыков использования основных методов прогнозирования развития экономики.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

М.1. Общенаучный цикл. Вариативная (профильная) часть.

Дисциплина «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» относится к вариативной части общенаучного цикла структуры ООП магистратуры, базируется на знаниях полученных из курсов экономических дисциплин «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Экономическая политика государства», «Финансы». Для успешного освоения дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» студент-магистр должен: знать сущность экономических процессов, экономические категории, показатели и их взаимосвязи; знать основы математического анализа, математической статистики и области их применения в анализе экономических процессов; знать математические принципы построения основных расчетных формул; уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.

Учебная дисциплина «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» является методологическим основанием для прикладных экономических наук и информационно-аналитических наук. Она логически связана с учебными дисциплинами гуманитарного блока.

Освоение дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» осуществляется параллельно с изучением важнейших дисциплин теоретико-практической подготовки будущих магистров экономики – «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «Эконометрика», «Теория инновационного развития экономики», «Моделирование экономического роста», «Анализ инвестиционной деятельности в инновационной сфере», «Анализ региональной и отраслевой структуры экономики», «История хозяйственных преобразований России».

Преподавание дисциплины осуществляется в 1 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития»

В результате освоения данной дисциплины происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки магистров 080100 – «Экономика»:

а) общекультурные (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);

  • владение навыками публичной и научной речи (ОК- 6);

б) профессиональные (ПК):

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

  • способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

  • способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

  • способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

  • способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

  • способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

  • способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);

  • способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).


В результате освоения дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» обучающийся должен:

- знать теоретические основы анализа и прогнозирования, их место в системе государственного регулирования экономики, методологию предвидения циклов и кризисов и разработки антикризисных программ, особенности организационного планирования и прогнозирования, современные методы экономического анализа хозяйственной деятельности, различные подходы к анализу факторов изменения важнейших экономических показателей,  методики анализа и систему показателей важнейших сторон хозяйственной деятельности фирмы; понимать основные проблемы экономики организации, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе;

- уметь проводить исследовательскую и аналитическую работу по выявлению и оценке влияния факторов на экономические результаты деятельности организации, использовать методы экономического анализа в своей профессиональной деятельности, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; уметь в письменной и устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения;

- владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации; важнейшими методами анализа экономических явлений, отбора стратегических приоритетов, разработки программ и проектов по реализации приоритетов; методологией разработки прогнозов и планов, методикой расчета наиболее важных экономических коэффициентов и показателей, навыками работы с информационными источниками, справочной литературой.
4. Структура и содержание дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 216 часов или 6 кредитных единиц, из них 40 аудиторных часов и 140 часов на самостоятельную работу магистранта (в 1 семестре – 8 часов лекционных занятий и 32 часа практических занятий). Итоговая форма контроля – экзамен.





Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекция

Практи-ческое

занятие

Самостоя-тельная работа

Всего




1

Научные основы экономического анализа и прогнозирования

1

1

2

2

6

10

Письменное 15-минутное аудиторное задание

2

Методология экономического анализа и прогнозирования

1

3-6

2

2

12

16

Аудиторное эссе

Комментированное аналитическое чтение

3

Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

1

7-9

-

2

6

8

Практикум

4

Информационное обеспечение экономического анализа и прогнозирования

1

10-16

-

2

6

8

Практикум

5

Система комплексного экономического анализа и выявление резервов роста

1




2

6

26

34

Проверка расчетно-аналитических заданий

6

Прогнозирование и программирование научно-технологического и инновационно-инвестиционного развития

1




2

6

26

34

Практическая работа с элементами деловой игры: конструирование инновационных программ

7

Обобщающая комплексная оценка эффективности развития

1




-

6

26

32

Проверка персональных заданий, связанных с проведением комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности

8

Перспективы социально-экономического развития России

1




-

6

32

38

Круглый стол «Сценарии социально-экономического развития России: оценка преимуществ и ограничений




Итого:







8

32

140

216

экзамен


Программа лекционного курса

Тема 1. Научные основы экономического анализа и прогнозирования

Экономический анализ как наука и практика. Виды экономического анализа: политико-экономический (качественный) и конкретно-экономический анализ, микро- и макроанализ, функциональный анализ. Место экономического анализа в системе наук, связь с другими науками. Экономический анализ как функция управления, его роль в управлении экономическими процессами и явлениями, роль экономического анализа в информационном обеспечении управления.

Сущность и функции прогнозирования социально-экономического развития, его роль в механизме государственного регулирования рыночной экономики. Система прогнозов. Особенности долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов. Выбор стратегических приоритетов на основе прогноза. Отечественный и зарубежный опыт прогнозирования, пути совершенствования.
Тема 2. Методология экономического анализа и прогнозирования

Диалектика как основа методологии экономического анализа и прогнозирования.  Основные принципы метода экономического анализа: единство анализа и синтеза, взаимосвязи и взаимообусловленности, комплексности, использования системы показателей, способов и приемов при ведущей роли сравнения. Особенности метода экономического анализа.

Методика анализа хозяйственной деятельности, ее основные элементы: способы обработки экономической информации, рабочие этапы экономического анализа, последовательность полного, комплексного экономического анализа. Основные способы и приемы методики анализа: сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование, детализация, балансовые увязки, выборочное и сплошное наблюдение, графический метод, сравнения. Пространственный анализ и факторный анализ. Система показателей, используемых в анализе. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей – частных и общих, составление расчетных формул для разложения общих показателей. Программно-целевой (тематический) анализ. Разновидности, содержание и задачи. Организация анализа. Создание временных творческих коллективов. Основы методики проведения анализа. Межхозяйственный сравнительный анализ. Основы научно обоснованной группировки объектов межхозяйственных сравнений. Организация сравнительного анализа. Международные сопоставления на уровне предприятий и фирм.

Методология интегрального макропрогнозирования. Прогнозные сценарии. Прогнозирование циклов и кризисов.
Тема 3. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

Классификация экономико-математических методов анализа: методы элементарной математики, классические методы математического анализа, методы математической статистики, эконометрические методы, методы математического программирования, математическая теория оптимальных процессов, методы экономической кибернетики, методы исследования операций, эвристические методы. Вопросы использования в анализе хозяйственной деятельности эвристических методов, основанных на использовании опыта и интуиции специалистов, их творческого мышления. Понятие об экспертных методах и их классификация. Типы аналитических задач, решаемых на основе экспертных методов. Содержание, организация и использование методов интервью, анкетирования, “отнесенной оценки” и др.

Экономико-математическое моделирование, его этапы. Детерминированное и стохастическое моделирование факторных систем. Корреляционно-регрессионный анализ. Методы детерминированного факторного экономического анализа. Использование макромоделей при разработке прогнозов. Балансовый метод анализа и прогнозирования В. В. Леонтьева. Воспроизводственно-циклическая макромодель и ее использование в прогнозировании и стратегическом планировании структурной динамики экономики.
Тема 4. Информационное обеспечение экономического анализа и прогнозирования

Система экономической информации как база для анализа и прогнозирования развития экономики. Принципы информационного обеспечения анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования развития. Требования, предъявляемые к экономической информации. Классификация видов экономической информации для анализа и составления прогнозов. Характеристика важнейших видов экономической информации, используемых при анализе хозяйственной деятельности и прогнозировании социально-экономического развития.

Информационное обеспечение и организация экономического анализа и прогнозирования. Содержание экономического анализа в условиях автоматизированной обработки экономической информации. Классификация аналитических задач. Опыт организации анализа в условиях АОИ. Дискуссионные вопросы организации экономического анализа в АОИ. Деление задач анализа и прогнозирования на стандартные и решаемые в разовом порядке. Проблемы информационного обеспечения экономического анализа и прогнозирования развития.
Тема 5. Система комплексного экономического анализа и выявление резервов роста

Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа и основа построения прогнозов развития, поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Этапы проведения системного анализа. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности: анализ макроэкономических условий и оценка технико-организационного уровня финансово-хозяйственной деятельности, анализ использования основных производственных средств, материальных ресурсов, использования труда и его оплаты, объема продаж и производства продукции, величины и структуры авансированного капитала, прибыли и рентабельности продукции, капиталоотдачи, рентабельности активов, финансового состояния и платежеспособности организации.

Виды резервов, их классификация. Внешние и внутрихозяйственные резервы, текущие и перспективные, явные и скрытые. Производственный потенциал хозяйственной системы. Комплексная оценка резервов производства. Экстенсивные и интенсивные факторы роста производства; методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности; основные концепции анализа. Комплексный управленческий анализ, этапы проведения, основные аналитические задачи по темам комплексного управленческого анализа.
Тема 6. Прогнозирование и программирование научно-технологического и инновационно-инвестиционного развития.

Научно-техническое и инновационное развитие – основа повышения конкурентоспособности и эффективности экономики. Экономический анализ инновационных возможностей системы и прогнозирование их развития. Прогнозирование науки и технологий, смены поколений техники и технологических укладов. Научно-технические программы. Прогнозирование изобретательской активности и использования изобретений. Прогнозные показатели, оценка возможностей их использования.

Прогнозирование инновационно-технологического развития, разработка стратегических планов. Инновационные приоритеты и разработка инновационных программ, их инвестиционное обеспечение.

Прогнозирование, индикативное планирование инвестиций, инновационного обновления основных фондов. Прогнозирование развития инновационно-инвестиционного сектора экономики. Инвестиционные программы.
Тема 7. Обобщающая комплексная оценка эффективности развития

Теоретические основы анализа и оценки эффективного бизнеса, методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности. Проведение комплексного финансово-экономического анализа и рейтинговой оценки.

Системный подход в анализе хозяйственной деятельности. Основные принципы и этапы комплексного анализа. Общая схема взаимосвязей основных групп экономических показателей. Краткая характеристика основных групп экономических показателей. Краткая характеристика отдельных блок-разделов комплексного экономического анализа. Взаимосвязь основных синтетических показателей. Последовательность и распределение обязанностей по комплексному анализу.

Комплексный анализ как система поиска резервов повышения эффективности производства. различные способы поиска резервов. Группировка резервов. Классификация резервов по способу их обнаружения. Дискуссионные вопросы измерения величины резервов. Способы устранения повторного счета резервов. Подготовка управленческих решений для мобилизации выявленных резервов.

Принципы предварительной оценки хозяйственной деятельности. Анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции. Анализ использования авансированных производственных фондов. Анализ фондоотдачи основных производственных фондов, использования производственной мощности и техники. Анализ материалоемкости продукции. Анализ производительности труда. Анализ издержек производства и себестоимости продукции. Анализ показателей производства и реализации работ и услуг. Анализ капиталоотдачи (деловой активности). Анализ рентабельности активов предприятия. Анализ финансового состояния и платежеспособности организации. анализ финансовых результатов производства и реализации продукции и услуг.

Принципы заключительной комплексной оценки показателей эффективности производства.

Проектирование организации экономического анализа на предприятии. Постановка цели, задачи, содержания этапов организации. Установление функционального строения анализа.

Регламентация аналитического процесса и возможности автоматизации. Регламентация ответственности за проведение периодического и целевых анализов. Обеспечение гласности анализа. Организация обеспечения аналитической информации трудового коллектива, деловых партнеров, конкурирующих фирм. Формирование хозяйственных решений по результатам анализа и контроль за их реализацией.
Тема 8. Перспективы социально-экономического развития России

Проведение макроанализа и построение макросценариев развития экономики России на долгосрочную и среднесрочную перспективу с учетом циклических колебаний мировой экономики.

Преимущества инновационно-прорывного сценария и условия его реализации. Оценка основных показателей и ограничений социально-экономического развития с использованием различных макромоделей. Основные проблемы современного развития российской экономики, пути их решения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconТемы контрольных работ по курсу «Методология анализа и прогнозирования экономического развития»
Финансово-экономический кризис начала XXI века: разработка сценариев его преодоления

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconОтдел стратегического планирования, прогнозирования и анализа департамента...
В сфере анализа, прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconРабочая программа дисциплины методы моделирования и прогнозирования...
«Методы моделирования и прогнозирования экономики» является обучение студентов методологии и методике построения экономико- математических...

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconСводный отдел прогнозирования и анализа
Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл в I квартале 2014 года

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconЦель дисциплины “Экономика и прогнозирование энергетического комплекса”
Основная цель дисциплины «Экономика и прогнозирование энергетического комплекса» обучение студентов экономике и методике социально-экономического...

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconРабочая программа дисциплины Методология экономической науки Направление...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Методология экономической науки» Задачей...

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
История экономического развития россии [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень:...

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconПрограмма учебной дисциплины «Экономическая теория»
Познакомить студентов с базовыми закономерностями развития экономического строя общества на основе взаимодействия основных категорий...

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Теория экономического анализа»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «теория экономического анализа» 4

Рабочая программа дисциплины «Методология анализа и прогнозирования экономического развития» iconРабочая программа учебной дисциплины
Одной из важнейших задач курса «Экономика физической культуры и спорта» является приобретение студентами знаний и умений сис­темного...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную