Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт






Скачать 44.41 Kb.
НазваниеЛекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт
Дата публикации23.01.2015
Размер44.41 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция
Лекция 3. “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт.

Предмет ЭС – экономическое действие, укорененное в социальных отношениях.

Термин “embeddedness” – введен К.Поланьи. Заимствован из геологического словаря и означает «вкрапленность» одной породы в другую. На русский язык его переводят как «укорененность».

Социальная укорененность экономических действий

Аргументация К.Поланьи (1944)

Адам Смит: сначала люди производят так мало, что у них едва хватает удовлетворить свои потребности. Обмена нет, натуральное хозяйство. Производство растет - появляются излишки для обмена. Торговля. Больше излишков - шире торговля. Появляется рынок.

В начале XX века антропологи выяснили, что эта рациональная картина не имеет никакого отношения к реальным культурам. Торговля известна во многих архаических обществах, но занимает весьма скромное место. Гораздо больше, чем обмен товарами, распространен обмен подарками.

Малиновский: кула на Тробриандских островах - обмен украшениями, сделанными из раковин. В иерархии бытия обмен подарками стоял гораздо выше обмена товарами. Обменивающий товар приобретал товар же, а партнер по куле приобретал нечто более важное - славу и дружбу.

Боас: потлач североамериканских индейцев - публичная раздача и истребление материальных вещей, устраиваемые вождями. Вождь доказывал, что он владеет большим богатством, раздавая его, и одновременно демонстрировал, что он владеет знанием и церемониями предков, так как богатство раздавалось участникам в строгом соответствии с рангами.

Подробнее см. http://latynina.ru/publ/publ145.shtml

Вывод Поланьи из антропологических исследований - экономическое поведение в дорыночных обществах всегда было укоренено в социальных отношениях. Экономика, торговля всегда была подчинена обществу.

Абстрагирование от социальных отношений произошло в результате появления хозяйства, основанного на системе ценообразующих рынков. Вместо общества регулятором экономического поведения стал 'рынок'.

Если история дорыночных обществ – это история хозяйства, укорененного в социальных институтах, и лишь в последние 100-150 лет общество подчинилось рынку, и то не везде, то - основной тезис Поланьи – это не может продолжаться долго.

Причину этого Поланьи видел в главном противоречии рыночной системы: с одной стороны, данная система требует для ее эффективного функционирования наличия таких культурных нерыночных факторов как доверие, честность, усердие, трудолюбие, ответственность и т.д., с другой стороны, рыночная система разрушает эти культурные факторы, унаследованные от предшествующих социально-экономических систем, и способствует фрагментации общества и его нестабильности.

Если ЭТ(«бизнес-идеология») не подходит, то как должна выглядеть теория?

Формы интеграции: реципрокность, перераспределение и обмен

  • Реципрокность – взаимность, как в семье все трудятся на общее благо. Мотив не частная прибыль, а страх остракизма, потеря социального престижа, статуса (сегодня поведение в британском пабе). Дар.

  • Перераспределение - появление шефа, который все собирает и следит за перераспределением согласно правилам.

  • Обмен – эквивалентный обмен в условиях рыночной системы

Важно – форма интеграции не является производной от индивидуального поведения акторов, а зависит от структурной организации общества (институциональной структуры).

Реципрокность возможна только в симметричных группах.

Перераспределение - при наличие распределительного центра.

Обмен – при наличие рынка.

То есть, институциональные условия делают возможным тот или иной тип индивидуального поведения, а не наоборот. Следовательно, введение свободных цен в обществе, с нерыночным типом институционального устройства не приведет к появлению рынка.

Аргументация М.Грановеттера (1985)

Критика экономического подхода. Рациональный и атомизированный актор не является центральной фигурой социальной жизни. Атомизированные конкурентные рынки – это редкость. На деле большая часть экономического поведения укоренено в сетях социальных взаимодействий.

И хотя новая институциональная экономика (Уильямсон) вернула институты в экономический анализ, это не то.

Спор с Поланьи - дорыночные экономики не так уж были подчинены обществу, как это виделось Поланьи. И рыночное общество не так уж сильно атомизировано, как это выглядит у экономистов. В истории всегда была и остается значительная укорененность.

Пример – доверие. По Уильямсону, институты служат тому, чтобы искоренить обман и оппортунизм (иерархия вместо рынка). С точки зрения Грановеттера, они производят заменители доверия, но не доверие само по себе. Доверие производят социальные отношения.

Бизнес как внутри, так и снаружи фирм полностью погружен в социальные связи. Как выбирается партнер? Сравнительный анализ цен и качества? Не обязательно – низкие цены могут обернуться халтурой – поэтому имеют дело с тем, кому доверяют.

Основная идея автора заключается в том, что отношения между участниками экономической деятельности не исчерпываются дихотомией «рынок–иерархия». Сетевые структуры должны рассматриваться в качестве альтернативного посредника в экономической деятельности.

Рынок как механизм и рынок как социальный институт

Рынок у А.Смита – географическая определенность + анализ интересов, которые на рынке должны быть согласованы (включая политические). Естественная и рыночная цены. Маркс - товарный фетишизм и эксплуатация.

Маржиналисткая революция – потеря интереса к исследованию конкретного рынка. Введение понятия абстрактного рынка.

Рынок в неоклассической экономической теории обозначает универсальный принцип, а не место торговли, механизм распределения ресурсов в экономике, невидимую руку, которая движет и управляет поведением атомизированных, эгоистичных, информированных и рациональных индивидов.

Рынок в экономической социологии – интерес к социальной стороне рынков. Вебер – влияние государства и политики на то, как организованы биржи.

Новая экономическая социология рассматривает рынок как совокупность сетей, институтов и культур (В.В.Радаев Социология рынков)

  • Рынки как сети – Х.Уайт, М.Грановеттер

  • Рынки как институты (правила поведения и способы поддержания этих правил) – власть – Л.Болтански и Л.Тевено («экономическая теория конвенций»), Бурдье (теория полей), Флигстин (фирмы заинтересованы не в конкуренции, а в стабильности)

  • Хозяйственная культура (совокупность накопленных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, используемых значений и смыслов) – М. Аболафия: культурные факторы обуславливают постановку целей и выбор средств.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconЛекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconВ. П. Беклемешев Институт социальных наук
Потенциал перемен предполагает формирование и ускорение в международных отношениях новой реальности и миропорядка1

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconЛекция №1: Государство как социальный институт «Государство как социальный институт»
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconОтчет в формат модуля по показателям деятельности вуза ано впо «Алтайский...
Реквизиты лицензии (орган, выдавший лицензию; регистрационный номер; начало периода действия; окончание периода действия)

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconЛекция №1: Государство как социальный институт
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconИмитационное моделирование поведения трейдеров фондового рынка
Д. Канеман и А. Тверски). Для настройки агента и проверки его поведения был выбран фондовый рынок. Показано, что психологические...

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconЛекция 2 Основные направления экономической социологии
О месте и роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Становление экономико-социологического подхода в...

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconЛокальный (местный) рынок как фрагментация экономического пространства: факторный подход

Лекция “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт iconВыпускная квалификационная работа
Как результат работы автор заключает, что одним из немногих возможных способов конкуренции на таком строго регулируемом рынке, как...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную