Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение






Скачать 390.26 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
страница1/4
Дата публикации18.01.2015
Размер390.26 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013г.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

(ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа

для студентов магистерских программы "Прикладная экономика"

Направление 080100.68 "Экономика "

заочной формы обучения
"ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ":

Автор работы _____________________/ Лейман Т.И /

"______"___________2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры экономической теории и прикладной экономики, протокол №___ от ____________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __ стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Лиман И.А./
Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института протокол №___ от ____________

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Корчемкина Е.С./
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ________________________/ Ульянова Е.А. /

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Лейман Т.И.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА


(ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)
Учебно-методический комплекс

Рабочая программа

для студентов магистерских программы "Прикладная экономика"

Направление 080100.68 "Экономика "

заочной формы обучения


Тюменский государственный университет

2013
Лейман Т.И. Институциональная экономика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы "Прикладная экономика", заочная форма обучения. Направление 080100.68 "Экономика " Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 58 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по магистерским программам "Прикладная экономика" Направление 080100.68 "Экономика ".

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: "Институциональная экономика" [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию экономической теории и прикладной экономики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лиман И.А., заведующий кафедрой экономической теории и прикладной экономики, д.э.н.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Лейман Т.И. , 2013.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины:


Институциональная экономика как наука является сравнительно молодой отраслью знаний. Её появление связывают с именами и теориями таких ученых как Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл.

Российские ученые осваивают институционализм, в основном знакомясь с переводами отдельных концептуальных работ зарубежных экономистов. Среди них следует назвать книги нобелевских лауреатов Гуннара Мюрдаля "Азиатская драма. Исследование нищеты народов", Джеймса Бьюкенена "Расчет согласия" и "Границы свободы", Рональда Коуза "Фирма, рынок и право", Дугласа Норта "Институты, институциональные изменения и функционирование экономики".

Большим достижением следует считать публикацию таких принципиально важных исследований, как работы Торстейна Веблена "Теория праздного класса", Джона Кеннета Гэлбрейта "Новое индустриальное общество" и "Экономические теории и цели общества", Мансура Олсена "Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп" и "Возвышение и упадок народы. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз", Оливера Уильямсона "Экономические институты капитализма. Фирма, рынки, "отношенческая" контракция", Клода Менара "Экономика организаций", Эрнандо де Сото "Иной путь. Невидимая революция в третьем мире" и др.

В отечественной теории известны учебники и учебные пособия авторов С. Авдашева, А. Азуян, Р. Капелюшников, Ю. Кочеврин, Я. Кузьминов, В. Маевский, С. Малахов, В. Найшуль, А. Нестеренко, А. Олейник, В. Радаев, В. Тамбовцев, А. Шаститко, А. Яковлев. Однако главным препятствием для утверждения данной парадигмы в России является отсутствие методического пособия, где бы систематизировано излагались основы институционального подхода.
По мнению Л.И. Липатникова институциональный подход к экономике [institutional approach] – применительно к экономике такой подход к изучению функционирования экономической системы, при котором основное внимание уделяется роли социальных, политических и экономических институтов. Последние понимаются по-разному: например, лауреат Нобелевской премии Д. Норт рассматривает институты как набор правил поведения индивидуумов. Это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения (например, институт частной собственности, институты гражданского общества и т.д.). Институциональное развитие экономики, по Норту, происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют правила игры, а вторые являются игроками.

В других случаях институтами называются собственно организации, т.е. государства, правительства, фирмы, так или иначе определяющие функционирование экономической системы, в том числе и юридическое закрепление традиций и норм экономического поведения, складывающихся исторически. При этом понимание институциональный подход рассматривается как "…тип экономического анализа, который делает упор на роль социальных, политических и экономических событий". Основатели этого направления – Т. Веблен и У. Митчелл. Институциональными зависимостями при этом называют такие экономические закономерности, которые устанавливаются нормативно, законодательным путем.

Всё вышеперечисленное актуально для российской экономике, которая находиться на этапе трансформации и формирования экономических институтов.

Цель изучения дисциплины:

состоит в формировании у студентов системного мышления и умение структурировать экономические явления в контексте отечественного законодательства, норм, правил и традиций, расширение на базе полученных знаний кругозора и компетентности в области нормативно-правового регулирования экономической деятельности.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с порядком разработки и оценки обоснованности нормативно-правовых актов по экономике;

  • рассмотреть основные правила и методологию формирования экономических институтов;

  • изучить нормативные акты международного и российского гражданского законодательства, которые регламентируют составление контрактов и обеспечивают эффективность экономических сделок.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина " Институциональная экономика" является дисциплиной раздела М. 2 Профессиональный цикл (дисциплины по выбору) магистерской программы " Экономическая и социальная политика" Направление 080100.68 "Экономика ", что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении таких учебных курсов как: "История мировой экономической мысли", "Мировая экономика", "Государственное регулирование экономики", "Основы системного анализа", "Финансы", "Бухгалтерский учет", "Безопасность жизнедеятельности", "Статистика" по ООП бакалавриата по направлению "Экономика".

Программа ориентирована на подготовку квалифицированных руководителей и специалистов-экономистов по вопросам институционально-экономической политики и проектированию институционально-экономических изменений, экономистов-исследователей и преподавателей в области анализа Институциональных структур Институциональных изменений.

Программа предполагает углубленное изучение на продвинутом уровне таких специальных дисциплин, как: экономическая теория организаций, экономическая теория информации, экономическая теория контрактов, экономика и право, история Институциональной и эволюционной экономики, теории общественного выбора, теории экономической политики, история экономических институтов, история российских модернизаций, Институционально-экономический анализ рынка труда, организация и государственное регулирование Малого бизнеса, теория отраслевых рынков, экономическая теория естественных монополий, организационно-правовые механизмы защиты прав потребителей, теории рациональности, основы Институционального проектирования, теоретико-игровые модели в Институциональной экономике, методы прикладных Институционально-экономических исследований.
1.3. Компетенции выпускника ОПП. Формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

-способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны и истории человечества в современном мире (ОК-3);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-1);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-5);

-способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор или аналитический отчет (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • теоретические и методологические основы государственного управления;

  • историю становления и развития системы государственного управления в России;

  • общие принципы, модели и задачи современного государственного управления;

  • принципы построения структуры органов государственного управления;

  • организационно-функциональную структуру государственного управления;

  • дифференцировать проблемы организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном, местном;

  • планировать индивидуальную и совместную деятельность и организовывать работу по целям, ресурсам и результатам;

  • определять потенциал государственного управления;

  • реализовывать теоретические знания на практике;

владеть:

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • современными методами разработки и принятия государственных решений в различных ситуация;

  • навыками поиска, сбора, хранения, анализа информации;

  • навыками применения современных компьютерных технологий;

  • навыками работы с литературными источниками.


Таблица «Карта компетенций дисциплины»


Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, семинарские,)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный







ОК-3

Способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний непосредственно не связанных со сферой деятельности

Знает: Экономические законы и механизм их воздействия на микро- и макроуровне

Основные экономические законы и их влияние на индивида и общество в целом

Основные закономерности функционирования современной экономики смешанного типа

Особенности институциональной структуры экономики, роль институтов в экономике страны

лек., сем.

Опрос, практические задания и упражнения.

Умеет: Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне


Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне


Оценивать результаты анализа экономических явлений, влияние институтов на развитие экономики

Оценивать результаты анализа экономических явлений, влияние институтов на развитие экономики и применять полученные знания на практике

лек., сем.

Доклады, задачи проблемные ситуации для обсуждения.

Владеет: методиками сбора, обработки и использования информации, характеризующей институциональную структуру современного общества, включая новые области знаний

Основными понятиями, категориями и инструментами макроэкономического и микроэкономического анализа; базовые методики сбора информации в новых областям знаний


Принципами функционирования современной смешанной экономики, методиками расчета и прогнозирования экономических показателей, основными методиками сбора и обработки информации, в том числе в новых областях знаний

Навыками применения на практике институционального анализа микроэкономической и макроэкономической среды; методологией сбора и обработки информации, в том числе в новых областях знаний, умением применять полученные знания в практической деятельности

сем.

Деловая игра

ПК-1

Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

Знает:

Механизм воздействия хозяйствующих субъектов на институциональную структуру общества и иерархию институтов

Сущность и значение институтов, сущность институциональной структуры общества, основные направления развития институциональной теории

Этапы развития экономической науки, особенности институциональной структуры общества

Механизм воздействия отдельных индивидов, фирм и государства на формирование институциональной структуры общества

лек., сем.

Опрос, практические задания, задачи и упражнения

Умеет:

Обобщать и критически оценивать результаты исследований в рамках институциональной теории

Анализировать во взаимосвязи экономические решения и поведение институтов на различных уровнях экономики; обобщать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями

Оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, влияние конкретных хозяйственных решений на индивида, общество и институциональную среду


Критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, влияние конкретных хозяйственных решений на индивида, общество и институциональную среду


лек., сем.

Опрос, практические задания, задачи и упражнения

Владеет:

Навыками составления программы экономического исследования

На основе анализа результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления развития институтов в экономике страны


На основе оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления развития институциональной структуры экономики страны


На основе критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления и составлять программу исследований

сем.

Комплексные ситуационные задания (деловая игра, кейс)

ПК-5

Способен самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанныхпроектов и программ

Знает: методику подготовки заданий и разработки проектных решений с учетом фактора неопределенности

Как применять знания, полученные в рамках дисциплины для подготовки заданий по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности

Как применять знания, полученные в рамках дисциплины для подготовки заданий и разработки проектных решений по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности

Как применять знания, полученные в рамках дисциплины для подготовки заданий и разработки проектных решений по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности. Основные критерии и особенности разработки методических и нормативных документов по реализации разработанных проектов и программ

лек., сем.

Опрос, практические задания и упражнения.

Умеет: Самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности

Самостоятельно осуществлять подготовку заданий по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности

Самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности

Самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения по реализации разработанных проектов и программ с учетом фактора неопределенности. Самостоятельно разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы

лек., сем.

Доклады, задачи проблемные ситуации для обсуждения.

Владеет: Навыками разработки соответствующих методических и нормативных документов по реализации разработанных проектов и программ в условиях неопределенности

Базовыми навыками разработки соответствующих методических и нормативных документов по реализации разработанных проектов и программ

Навыками разработки и оценки соответствующих методических и нормативных документов по реализации разработанных проектов и программ в условиях неопределенности

Способностью вносить предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ в условиях неопределенности

сем.

Деловая игра

ПК-6

Способен оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности

Знает: Проблемы нестабильности, возникающие на предприятии и в экономике страны

Как применять знания, полученные в рамках дисциплины для подготовки и реализации разработанных проектов с учетом фактора неопределенности

Основные проблемы и проявления нестабильности на предприятии и в экономике в целом

Основы управления предприятием в условиях риска, особенности государственной политики на различных уровнях власти

лек., сем.

Опрос, практические задания, упражнения

Умеет: Самостоятельно оценивать влияние различных факторов неопределенности микро-и макроуровня на разработанные проекты

Самостоятельно осуществлять анализ разработанных проектов с учетом фактора неопределенности

Самостоятельно оценивать влияние различных факторов неопределенности микро- и макроуровня на разработанные проекты

Осуществлять выбор методов управления на микро- и макроуровне в условиях, отклоняющихся от нормальных, нести ответственность

лек., сем.

Проблемные ситуации для обсуждения, письменные индивидуальные задания

Владеет: Навыками разработки и оценки эффективности проектов и программ в условиях неопределенности

Навыками разработки проектов и программ в условиях неопределенности

Навыками разработки и оценки проектов и программ в условиях неопределенности

Навыками разработки и оценки эффективности проектов и программ с позиции влияния различных факторов неопределенности.

сем.

Деловая игра

2. структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часов.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную