Лекция Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы Основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики






НазваниеЛекция Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы Основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики
страница1/6
Дата публикации23.01.2015
Размер0.94 Mb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6

Региональная экономика и управление

Лекция 1. Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы

    1. Основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики

    2. Территориальное районирование

    3. Экономическое пространство: понятие и структура

    4. Формы пространственной организации хозяйства и расселения

    5. Единое экономическое пространство

1. Основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики

1.1. Региональная экономика и управление: место в системе образования

Региональная экономика и управление – сравнительно молодая учебная дисциплина, в советской высшей школе она не преподавалась, ее заменял курс «экономическая география», который являлся начальным циклом экономического образования, т.е. изучался до экономической теории. Однако этот курс оказался слабо связан с дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой), он оставлял в стороне изучение сложных проблем трансформационного периода.

Напротив, в современной экономической науке региональная экономика давно признана как самостоятельная и важная отрасль знаний. Здесь еще в советский период сформировались научные школы мирового уровня, среди которых наиболее известной и получившей мировое признание является новосибирская школа, сформировавшаяся в Институте экономики и организации промышленного производства под руководством академика Гранберга.

Таким образом, в данной области знаний наметился существенный разрыв между наукой и образованием и предлагаемый курс призван в определенной степени его восполнить. Он должен стать основой для «регионализации» экономического мышления и образования будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. В идеале же региональная экономика должна занять место «третьего кита» в фундаментальной подготовке экономистов вместе с макроэкономикой и микроэкономикой.

1.2. Место региональной экономики в современной науке

Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, она принадлежит системе экономических наук.

На Западе в 50-х годах 20 века сформировалась региональная наука (Regional Science). Идеолог и организатор – У. Айзард (W.Isard). Это синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям. Региональный ученый (Regional Scientist) может быть экономистом, географом, социологом, политологом, инженером, архитектором, юристом, психологом. Всех их объединяет один общий многоаспектный объект исследования – регионы. Для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины регионоведение, регионология, регионалистика. Важно отметить, что региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе, а также геологии, биологии, экологии и т.д.

Рассмотрим теперь вопрос о месте региональной экономики в системе экономических наук. Сложность вопроса в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и объект исследования, но занимается еще и всем многообразием региональных аспектов экономической жизни общества, проникая, поэтому, и в другие области экономической науки.

В структуре экономической науки и экономического образования есть два полюса: микроэкономика и макроэкономика. Однако совмещение этих базисных наук не образует замкнутой системы. Третьим полюсом должна стать и постепенно становится региональная экономика. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика. Заметим, что неправильно воспринимать региональную экономику как некую мезоэкономику, т.е. стоящую в промежутке между макро и микроэкономикой. Это неприемлемо, так как предмет региональной экономики носит самостоятельный характер, а не является комбинацией предметов макро и микроэкономики.

1.3. Цели и предмет изучения дисциплины

Главными задачами при изучении данного курса выступают:

  • выявление роли региональных факторов в социально–экономическом развитии;

  • овладение теоретическими основами региональной экономики, методами региональных исследований;

  • выявление современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России;

  • анализ зарубежного опыта региональных исследований и региональной политики;

  • изучение современных методов и технологий управления социально–экономическим развитием региона.

Предмет региональной экономики сложен и многогранен. Основными составляющими предмета региональной экономики являются:

– экономика отдельного региона;

– экономические связи между регионами;

– региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов);

– размещение производительных сил;

– региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.

1.4. Исходные понятия региональной экономики

Во всякой науке самым трудным оказывается определение исходных положений и понятий. В математике это понятие о числе, в физике – понятие о материи и энергии, в региональной экономике – понятие территории и региона.

«Территория» – это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие «территория» являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории «территория», «акватория» и «аэротория» является понятие «геотория». В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином «территория».

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы. На сегодня наряду с термином «регионом» активно используется и термин «район». Возникает вопрос: регион и район – это синонимы или разные понятия? Попробуем на него ответить.

Первоначально преимущественное распространение имел термин «район», французского происхождения. Появились выражения «экономический район», «административный район». Но со временем этот термин потерял свою научную четкость, например, в таких словосочетаниях как «районная поликлиника».

Регион – это англоязычный термин. Он позднее проник в русский язык, но оказался более гибким и практически вытеснил термин «район». Далее мы будем использовать термин «регион», а термин «район» – только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов, например, административный район, внутригородской район, крупный экономический район.

Что же такое «регион»? В общем смысле, регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина понятия осуществляется при выделении определенных типов регионов. Наиболее используемое определение: регион – это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.

Таким образом, регион как хозяйственная подсистема более сложное образование, чем отрасль, обычно объединяющая совокупность предприятий и производств, однородных в технологическом отношении, термин регион может употребляться в следующих значениях:

  1. Административно–территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).

  2. Экономико–географический район, включающий совокупность таких административно–территориальных единиц.

  3. Территориальная единица национального социально–экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.

Таким образом, границы региона далеко не всегда совпадают с существующими административно–территориальными границами. Например, в документах Европейского Союза регион определяется, как территориальная общность, где есть преемственность, и чье население разделяет определенные общие ценности и стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса.

1.5. Классификация регионов

Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций – это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

  • объем валового регионального продукта;

  • темпы экономического роста;

  • тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

  • коэффициент плотности населения;

  • характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций – это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом «Эксперт» на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций – на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

  • депрессивные регионы – демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

  • стагнирующие регионы – отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

  • пионерные регионы – регионы нового освоения;

  • программные (плановые) регионы – регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально–Черноземный район, Волго–Вятский, Приволжский).

2. Территориальное районирование

Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.

2.1. административно-территориальное деление

В истории Российского государства было проведено множество изменений административно–территориального устройства. С начала 18 века и вплоть до октябрьской революции 1917 года основной административно–территориальной единицей была губерния. Петр 1 в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале 20 века Россия была разделена на 99 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа. Данные об административно–территориальном устройстве страны в предвоенный период приведены в таблице 2.

Таблица 2

Административно-территориальное устройство РСФСР, 1934 г.

Уровень административно-территориального устройства

Количество в пределах

Средняя площадь, тыс. кв. км

Средняя численность населения, тыс. чел.

Первый уровень

Край

10

1000

4700

Второй уровень

АССР

9

400

1200

Область

9

300

5000

Город республиканского подчинения

2

Нет сведений

3000

Всего

20

350

3000

Третий уровень

Область в составе краев

19

100

400

Округ

19

320

85

Всего

38

200

250

Четвертый уровень

Район

1722

10

85

Пятый уровень

Сельсовет

45 800

0,5

2

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 83 регионов – субъектов федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт–Петербург).

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно–территориального районирования.

    1. регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу, но, тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико–административный статус субъекта федерации.

    2. Спецификой России является районирование на основе двух критериев. Первый – это административно–территориальное деление (города федерального значения, области, края). Второй – национально–территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

    3. Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

Субъекты федерации делятся на более мелкие административно–территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации). В настоящий момент в России насчитывается 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов, 1867 районов, 1091 город, 329 городских районов, 1922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Сравнительная информация о единицах и уровнях административно–территориального деления современной России и РСФСР в предреформенный период приведены в таблице 3.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы Основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе">


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru