Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области»






Скачать 113.52 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области»
Дата публикации19.03.2015
Размер113.52 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
e.120-bal.ru > Экономика > Научно-исследовательская работа


Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области»

РЕФЕРАТ

Объектом Исследования является экономика Московской области – одного из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, значения большинства показателей экономического развития которого превышают значения аналогичных общероссийских показателей. Среди группы субъектов Российской Федерации, характеризующихся наиболее высокими значениями показателей социально-экономического развития1, Московская область занимает лидирующие позиции по многим показателям, уступая лишь г. Москве. Большинство значений показателей выделенной группы, в свою очередь, в разы превышают средние значения аналогичных показателей остальных субъектов Российской Федерации.

В суммарном объеме ВРП Центрального федерального округа доля ВРП Московской области составляет 14%, при этом большинство макроэкономических показателей Московской области сравнимы по объемам со значениями таких федеральных округов как Северо-Кавказский, Дальневосточный и Южный. Так ВРП Московской области превышает размер ВРП Северо-Кавказского федерального округа в 2 раза, а также составляет 90,4% от размера регионального продукта Дальневосточного федерального округа и 77,1% от размера регионального продукта Южного федерального округа. Стоимость основных фондов Московской области в 2012 г. превышает стоимость фондов Северо-Кавказского федерального округа в 1,74 раза, а также составляет 65,61% от размера стоимости основных фондов Дальневосточного федерального округа и 70,75% от размера стоимости фондов Южного федерального округа. Московская область занимает пятое место в Российской Федерации по стоимости основных фондов, пропуская вперед, из ЦФО, лишь Москву.

Численность населения Московской области превышает среднее значение по выделенной группе в 1,7 раз, численность населения занятого в экономике - на 47%, потребительские расходы в среднем на душу населения - на 7%, объем ВРП - на 31%, объем основных фондов - на 15,5%, объем инвестиций в основные фонды - на 18,9%, однако Московская область уступает лидирующие позиции по показателям сальдированного финансового результата организаций, размеру номинальной начисленной заработной платы, среднедушевым денежным доходам населения и производительности труда. Тем не менее следует отметить, что данная тенденция наблюдается на фоне достаточно высокого уровня потребительских расходов во многом обусловленную высоким уровнем развития рынка потребительского кредитования.

Несмотря на общую положительную динамику экономического развития Московской области, наблюдается снижение темпов роста основных макроэкономических показателей, что в целом соответствует тенденциям, сложившимся в развитии российской экономики. С 2011 года экономическое развитие Московской области, как и Российской Федерации в целом, осуществляется в условиях слабого экономического роста, снижающейся потребительской и инвестиционной активности. На протяжении 2011 – 2012 годов сокращение темпов роста ВРП Московской области составило 18,8% и 12,1% соответственно. Ожидается сохранение невысоких темпов роста экономики и в 2014 – 2016 годах.

В феврале 2014 г. Центробанк снизил прогноз по росту ВВП в 2014 г. с 3% до 1,5 – 1,8% и пересмотрел прогнозы по темпам роста ВВП в 2015-2016 гг. По новым оценкам ЦБ, темпы роста ВВП России в данный период составят 1,7%, 2%. Прежние оценки на 2015 и 2016 гг. составляли 2,5% и 3% соответственно2. Не исключено, что неблагоприятная внешнеполитическая ситуация потребует внесения очередных изменений в прогнозные показатели. Согласно прогнозу Банка России в условиях сохранения невысоких темпов роста российской экономики в 2014 – 2016 годах основным фактором экономического роста останется частное потребление. Вместе с тем его динамика будет сдерживаться замедлением роста реальных доходов (ожидается, что темп роста потребления домашних хозяйств в 2014 г. снизится до 3,1 – 3,3% по сравнению с 4,7% в 2013 году).

В условиях снижения темпов экономического развития Указом Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике»3 определены следующие факторы повышения темпов роста и обеспечения устойчивости развития экономики: модернизация и инновационное развитие экономики за счет улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, увеличения объема инвестиций, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.

В соответствии с вариантами прогноза, составленными в рамках настоящего Исследования, темпы роста ВРП Московской области за аналогичный период могут превысить общероссийские: средние темпы прироста ВРП Московской области по могут составить в 2015 году от 4,1% (в пессимистичном варианте прогноза) до 19,3% в оптимистичном варианте прогноза) и соответственно от 8,4 – до 19,3% в 2016 г.

Тем не менее, существующая динамика основных показателей экономического развития создает риск недостижения в полной мере целевых значений показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации, по увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% - к 2018 году; обеспечению соразмерного вклада в создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличению производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года; увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

Наблюдаемое снижение темпов экономического роста в значительной степени обусловлено ограничениями экономики со стороны внутренних структурных факторов (диспропорций), сдерживающее влияние которых создает угрозы снижения конкурентоспособности экономики Московской области в долгосрочной перспективе.

В рамках настоящего Исследования выявлено, что основными сдерживающими факторами и рисками экономического развития Московской области в среднесрочной перспективе останутся негативные внешние факторы в сочетании с внутренними диспропорциями и ограничениями развития, присущими экономике региона: замедление темпов экономического роста и неблагоприятная внешнеполитическая ситуация, высокая степень концентрации иностранного капитала, преобладание в региональном торговом обороте товаров импортного производства, высокий дефицит внешнеторгового оборота, недостаточная конкурентоспособность продукции региональных производителей в сочетании с незначительными затратами на модернизацию и технологические инновации, несоизмеримыми с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой продукции, формирование предложения трудовых ресурсов под влиянием структурных диспропорций и недостаточной эффективности рынка труда, неразвитость спроса на инновации и низкая стимулирующая функция бюджетных инвестиционных расходов.

В соответствии с результатами проведенного корреляционно-регрессионного анализа наибольшее влияние на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе будут оказывать: динамика потребительских расходов, взаимосвязанная с денежными доходами населения, основным источником которых является заработная плата; динамика сальдированного финансового результата организаций; оборот малого и среднего бизнеса; оборот оптовой торговли; динамика числа предприятий; рост фондовооруженности экономики. Достаточно сильная прямая зависимость также наблюдается от уровня образования занятого населения и объема отгруженных инновационных товаров и услуг.

Так увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций на 1% при неизменном влиянии других факторов приведет к росту объема ВРП на 0,46%; увеличение стоимость основных фондов в экономике по полной учетной стоимости и сальдированного финансового результата на 1% приведет к росту объема ВРП на 0,38% и 0,27% соответственно; увеличение оборота оптовой торговли с дорасчетом на объем скрытой деятельности и оборота малых предприятий на 1% приведет к росту объема ВРП в среднем на 0,12% и 0,14% соответственно; рост объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг на 1% приведет к росту объема ВРП на 0,003%. Способствовать экономическому росту Московской области также будет наличие мощной научно-исследовательской базы, развитой инновационной и транспортно-логистической инфраструктуры; емкий потребительский рынок и высокий уровень потребительских расходов; другие преимущества столичной Московской агломерации. Во избежание длительной стагнации экономике Московской области необходим переход к новым уровням конкурентоспособности, требующим роста капиталовооруженности и обеспечения условий для существенного повышения вклада совокупной факторной производительности в темпы экономического роста на основе конкурентных преимуществ экономики с учетом сдерживающих факторов и рисков экономического развития.

Региональная экономическая политика должна основываться не столько на выявлении новых, сколько на перераспределении в пользу стратегических направлений развития имеющихся экономических ресурсов (трудовых, капитала, производственных возможностей), выявлении и ликвидации существующих диспропорций, сдерживающих экономическое развитие, создании условий, способствующих активизации хозяйственной деятельности, преимущественно на стратегических направлениях развития экономики. Целью настоящего Исследования является выявление и обоснование стратегических направлений развития экономики Московской области, которые смогут в среднесрочной и долгосрочной перспективах обеспечить приемлемую динамику экономического роста и сформировать основу устойчивого социально-экономического развития региона в условиях замедления темпов роста основных макроэкономических показателей российской экономики.

Приоритетность и стратегический характер направлений экономического развития должны определяться комплексом взаимосвязанных факторов, способных за счет эффективного осуществления региональными органами исполнительной власти полномочий по разработке и реализации мер экономической политики, оказывать существенное влияние на динамику экономического развития и повышение уровня жизни населения.

При выявлении в рамках настоящего Исследования стратегических направлений развития экономики Московской области предпочтение отдавалось направлениям обеспечивающим максимально возможный мультипликативный эффект и способным в среднесрочной и долгосрочной перспективах обеспечить наибольший вклад в динамику роста следующих показателей: формирование валовой добавленной стоимости товаров и услуг, созданных резидентами Московской области; объем налогооблагаемой базы и повышение бюджетной устойчивости; эффективность рынка труда, стимулирующего стабильный рост уровня и качества занятости населения за счет обеспечения экономики трудовыми ресурсами, необходимыми для ее устойчивого социально-экономического развития; рост потенциала развития высокотехнологичных производств и стимулирование модернизации региональной промышленности; рост фондовооруженности экономики Московской области; эффективность производственной, финансово-экономической, инвестиционной и инновационной деятельности региональных предприятий и организаций.

В основе выбора стратегических направлений развития экономики Московской области лежат результаты экономико-статистического и финансового анализа, выявивших тенденции, конкурентные преимущества и диспропорции, состояние, динамику и вклад в социально-экономическое развитие Московской области различных видов экономической деятельности и межотраслевых направлений развития. Выявленные стратегические направления развития экономики Московской области согласуются с приоритетами, целями, механизмами и системой целевых показателей (индикаторов), установленными на федеральном уровне с учетом особенностей социально-экономического развития региона

Выявленные в ходе настоящего Исследования стратегические направления развития экономики Московской области и выработанные предложения по определению целей региональной экономической политики могут быть использованы для определения приоритетов и целевых параметров регионального экономического развития при разработке документов стратегического планирования.

Результатом настоящего Исследования также стали научно-обоснованные предложения по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы Московской области в сфере стратегического управления экономическим развитием и регулирования экономической деятельности, преимущественно в стратегических направлениях развития региональной экономики. Выявление стратегических направлений развития экономики Московской области в рамках настоящего Исследования осуществлялось на основе проведения комплексного анализа: законодательных, нормативных правовых и методических актов Российской Федерации, Московской области, иных субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования экономического развития; регулирующих порядок предоставления государственной поддержки субъектам, действующих в отдельных сферах экономической деятельности; состояния и перспектив развития секторов экономики Московской области с учетом имеющегося конкурентного потенциала, внутренних диспропорций и внешних сдерживающих факторов экономического развития; финансово-экономического положения предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в различных секторах экономики Московской области.

Исследование проводилось с применением передовых методов информационного поиска и анализа информации, обработки статистических данных с применением пакета IBM SPSS Statistics в соответствии с системой показателей, построенной на основе существующих государственных статистических наблюдений, не требующих проведения дополнительных статистических наблюдений, и наиболее полно соответствующих задачам настоящего Исследования.

Методология проведения исследования основана на изучении совокупности основных экономических показателей развития региона, расширенных на показатели социального развития, в целом, в разрезе агрегированных групп показателей, а также каждого отдельно взятого показателя с точки зрения: развития в динамике, выявления типичных черт и закономерностей (выявления тенденции развития временных рядов экономических показателей; скорости и интенсивности развития изучаемых показателей во времени с помощью аналитических показателей динамики; обобщения динамических рядов с помощью средних показателей динамики; построения моделей прогноза на базе выявленных тенденций развития и получения точечных и интервальных оценок прогноза экономических показателей с помощью математико-эконометрических и статистических методов; проведения сравнительного анализа полученных прогнозных оценок с целевыми показателями).

Актуальность Исследования определяется необходимостью приведения законодательной и нормативно правовой базы субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования в соответствие с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4, предполагающими наличие в субъектах Российской Федерации определенного состава документов стратегического планирования, согласованных в части целей, задач, мероприятий и целевых параметров с соответствующими документами федерального уровня. Кроме того, к настоящему моменту в Московской области назрела необходимость разработки основных документов долгосрочного и среднесрочного стратегического планирования, в связи с тем, что в действующую Стратегию социально-экономического развития Московской области до 2020 года5, утвержденную в 2006 году, изменений не вносилось, а реализация среднесрочной программы социально-экономического развития, разработанной в целях реализации настоящей Стратегии, завершилась в 2010 году.

В рамках Исследования разработаны предложения по развитию региональной системы стратегического планирования, в том числе совершенствованию действующей системы показателей социально-экономического развития Московской области, повышению уровня взаимоувязки региональных документов стратегического планирования экономического развития, их согласованности с документами федерального уровня, а также сформулированы предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей экономическую деятельность на территории Московской области и формулировке целей и задач органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления по обеспечению условий для активизации хозяйственной деятельности преимущественно в стратегических направлениях развития экономики региона.

1 г. Санкт-Петербург, Республики Башкортостан и Татарстан, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Кемеровская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Краснодарский, Красноярский, Пермский и Приморский края

2 Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Доклад о денежно-кредитной политике № 1 (5), февраль 2014 http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2014_01_ddcp.pdf

3 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

4 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

5 «Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года», утв. постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 № 1164/49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconПлан основных мероприятий Министерства экономики Московской области на август 2013 года № п/п
Проект постановления Правительства Московской области «О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2014 2016...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconНаучно-исследовательская работа в интересах Министерства экономического...
Российской Федерации в 2014 году по теме: «Анализ влияния членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации на развитие...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconНаучно-исследовательская работа магистрантов
Экономика и менеджмент: стратегические императивы, анализ тенденций и перспектив развития

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconНаучно-исследовательская работа Москва | 2015 Оглавление Аналитическая...
Обзор индикаторов налоговой нагрузки, применяемых в России, за рубежом и предлагаемых в теоретических научно-исследовательских работах...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconНаучно-исследовательская работа студентов университета выполняется...
Научно-исследовательская деятельность студентов (нидс) является важной составной частью образовательного процесса мгту. Концепцией...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconНаучно-исследовательская работа (Чепаченко Н. В.)
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (доцент Березин А. О.)

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconРаспоряжение
Московской области от 14. 03. 2008 n 174/8 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Московской...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconНаучно-исследовательская работа в интересах Министерства экономического...
Анализ издержек и предложения по оптимизации издержек с учетом объемов и структуры грузооборота. Оценка финансового состояния ОАО...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconСхема территориального планирования Московской области – основные...
Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития (далее – Схема) разработана...

Научно-исследовательская работа по теме «Анализ и выявление стратегических направлений развития экономики Московской области» iconИсследовательская работа на тему: Проблемы сельского предпринимательства: настоящее и будущее
Целью исследования является выявление тенденций и проблем развития малого предпринимательства в Краснощековском районе






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную